Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 13:51, практическая работа
Цель данной коррекционно-развивающей программы – преодоление тревожности у детей младшего школьного возраста.
Задачи, необходимые для достижения поставленной цели:
снятие мышечного напряжения,
развитие умений саморегуляции,
повышение самооценки ребенка,
развитие навыков общения,
проработка страхов,
6. Ритуал.
Цель: завершение занятия, отсоединение детей от психолога.
Материалы и оборудование: та же мягкая игрушка.
Инструкция:
«Ребята, гномик Гоша снова с нами.
Сейчас, передавая его по кругу, давайте
пожелаем друг другу чего-то хорошего
на будущее, на завтра или послезавтра.
И тогда у всех все будет
хорошо!»
Занятие № 2.
Игра на знакомство.
Цель: вспомнить, кого как зовут (если дети незнакомы).
Инструкция: «Давайте сейчас вспомним, кого как зовут. Сейчас мы будем по кругу говорить свои имена и какое-то одно качество, которое нас характеризует».
1. Ритуал.
Цель: настроить детей на работу в группе.
2. Разминка.
Цель: обеспечить психофизиологическую мобилизацию организма, эмоциональный настрой на работу в группе.
Инструкция: «Сейчас мы с вами должны будем сосчитать до 10, не договариваясь. Начинает кто-то один, он говорит первую цифру, вторую цифру говорит уже кто-то другой. Если несколько человек говорят одновременно, то счет сбивается, и мы снова считаем до 10. Один».
3. Основная часть.
Цель: коррекция тревожности.
Цель: коррекция тревожности.
Упражнение: каждый участник группы встает перед всеми и читает очень выразительно стихотворение (любое), стараясь передать переживаемые эмоции. В конце упражнения участники группы рассказывают о своих переживаниях испытываемых во время выступления и будучи слушателем. Отвечают на вопросы психолога «когда было легче» и «почему».
2). Упражнение «Гусеница»
Цель: развитие групповой динамики.
Упражнение: «Давайте все встанем паровозиком и возьмем друг друга за талию. Представьте, что вы – одна большая гусеница. А теперь покажите, как гусеница, просыпается, потягивается, ест, поет, танцует…»
3). Упражнение «Что я умею?»
Цель: повышение самооценки, развитие уверенности в себе.
Упражнение: дети делятся на пары, психолог засекает определенное время, за это время каждый из них должен вспомнить все-все, что он умеет делать, даже какие-то мелочи или не очень важные для него вещи. Важно, чтобы дети, не останавливаясь, говорили о своих умениях.
4.Рефлексия.
Цель: подведение итогов работы, осознание происходящих изменений, вербализация чувств, закрепление полученного результата.
Инструкция: «Ребята, у меня есть несколько разноцветных кружочков. Подойдите и выберите из них одно – то, которое показывает ваше настроение сегодня на занятии. Скажите, почему вы выбрали именно этот кружочек? Что понравилось на занятии? Что нового вы узнали?»
5. Релаксация.
Цель: снятие напряжения, отдых.
Упражнение «Дерево»: «Исходное положение – сидя на корточках. Спрячьте голову в колени, обхватите их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево».
6. Ритуал.
Цель: завершение
занятия, отсоединение детей от психолога.
Занятие № 3.
1. Ритуал.
Цель: настроить детей на работу в группе.
2. Разминка.
Цель: обеспечить психофизиологическую мобилизацию организма, эмоциональный настрой на работу в группе.
Игра «Летит, летит по небу шар…»: психолог говорит вместе с детьми следующие слова:
Летит, летит по небу шар, по небу шар летит,
И знаем мы, что этот шар до неба долетит.
С каждым повтором он заменяет какое-то из слов движением, не произнося его, а делая паузу, (небо – указательный палец вверх, летит – взмахи руками, шар – круговые движения рук, мы – указание на себя) и следит за тем, кто из детей самый внимательный, либо произносит слово, либо показывает движение.
3. Основная часть.
Цель: коррекция тревожности, развитие групповой динамики.
1). Упражнение «Нарисуй страх».
Цель: коррекция страхов.
Материалы и оборудование: бумага и карандаши или мелки.
Упражнение: психолог рассказывает сказку: «Жил – был Страх. Все его боялись, и никто не хотел с ним играть. Грустно и скучно стало страху одному, и решил он пойти поискать себе друзей, но никого не нашел, потому что все его боялись и прятались от него…». Давайте нарисуем Страх. Какой он?» Дети рисуют Страх и показывают его друг другу. Психолог предлагает детям дорисовать своему страху какие-нибудь смешные детали, чтобы он стал милым и добрым. После обращает внимание на то, что страх на самом деле вовсе и не страшный, как им казалось, а смешной и нелепый. Психолог забирает страхи детей себе.
2). Игра
«Гусеница»: см. занятие №2.
4.Рефлексия.
Цель: подведение итогов работы, осознание происходящих изменений, вербализация чувств, закрепление полученного результата.
Инструкция: «Ребята, посмотрите на наши рисунки. Раньше то, что там нарисовано, казалось вам страшным, а теперь вы видите – это забавно! Расскажите, как вы теперь относитесь к своему страху. Вы его ещё боитесь или готовить его простить и подружиться с ним?»
5. Релаксация.
Цель: снятие напряжения, отдых.
Упражнение «Тряпичная кукла и солдат»: исходное положение – стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими и подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева». Дети попеременно бывают то солдатом, то куклой, до тех пор, пока вы не почувствуете, что они уже вполне расслабились.
6. Ритуал.
Цель: завершение
занятия, отсоединение детей от психолога.
Занятие № 4.
1. Ритуал.
Цель: настроить детей на работу в группе.
2. Разминка.
Цель: обеспечить психофизиологическую мобилизацию организма, эмоциональный настрой на работу в группе.
3. Основная часть.
Цель: коррекция тревожности, развитие групповой динамики.
1). Игра «Пятнашки».
Цель: профилактика боязни нападения, уколов и физических наказаний, развитие групповой динамики.
Игра: нужно расставить по комнате в беспорядке стулья и столы. Водящий должен осалить играющего, хлопнув его по спине или чуть ниже. При этом он не имеет права дотягиваться до игрока через стул или другую мебель.
Примечание: в процессе игровой погони полезно (кроме того, еще и весело) ведущему выкрикивать фразы типа: "Ну, погоди!", "Ты у меня получишь!", "Догоню и съем!" - и тому подобные угрозы, которые, конечно, шуточные, но помогут ребенку избавиться от страха неожиданного воздействия и боязни наказания в реальной жизни. После игры психолог спрашивает, было ли кому-то страшно или всем было весело в игре.
2). Игра «Путаница».
Цель: развитие групповой динамики, снятие тактильных барьеров.
Игра: дети
встают в круг, держась за руки, запутываются,
а потом распутываются. Задача группы
– как можно быстрей «
Цель: выражение страха и отрицательных эмоций.
Материалы и оборудование: музыка Н. Лысенко «Момент отчаяния», музыкальный центр.
Упражнение: психолог говорит: «Ребенок приехал с родителями в чужой город. На вокзале он отстал от них. Мальчик вышел на привокзальную площадь. Он в смятении, не знает, куда идти». Звучит музыка.
«Выразительные движения: голова наклонена вперед и втянута в плечи, плечи приподняты, брови идут вверх и сдвигаются, губы раскрыты так, что виден верхний ряд зубов, одна рука с силой сжимает другую». Задача детей – как можно ярче изобразить эту картину. После они вместе с психологом обсуждают, у кого это получилось лучше. Кому было сложно, а кому – легко.
4. Рефлексия.
Цель: подведение итогов работы, осознание происходящих изменений, вербализация чувств, закрепление полученного результата.
Психолог просит детей выбрать себе место: справа от него – если занятие понравилось, слева – если нет. Уточняет, почему сделан конкретный выбор.
5. Релаксация.
Цель: снятие напряжения, отдых.
Упражнение «Свеча»: «исходное положение – сидя. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха». Упражнение повторяется несколько раз.
6. Ритуал.
Цель: завершение
занятия, отсоединение детей от психолога.
Занятие № 5.
1. Ритуал.
Цель: настроить детей на работу в группе.
2. Разминка.
Цель: обеспечить психофизиологическую мобилизацию организма, эмоциональный настрой на работу в группе.
Упражнение «Ожившие картины»: дети, разделенные на 3 или 4 мини-группы, должны ярко с ходу изображать то, о чем говорит психолог (например, бабушка на рынке, хоккеист на льду, водитель за рулем). Здесь практически не нужны репетиции, хотя необходима некоторая согласованность их действий. В этом упражнении особенно помогает соревновательная мотивация.
3. Основная часть.
Цель: коррекция тревожности, развитие групповой динамики.
1). Упражнение «Что я умею?»
Цель: повышение самооценки, развитие уверенности в себе.
Упражнение: дети делятся на пары, психолог засекает определенное время, за это время каждый из них должен вспомнить все-все, что он умеет делать, даже какие-то мелочи или не очень важные для него вещи. Важно, чтобы дети, не останавливаясь, говорили о своих умениях. Потом вместе с психологом они обсуждают, что удалось, а что – нет.
2). Игра «Путаница»: см. занятие №4.
3). Упражнение «Быстрые ответы на глупые вопросы»
Цель: действие в стрессовой ситуации, снятие страха опоздания, формирование коммуникативных навыков, развитие речи, смекалки и творческого мышления.
Материалы и оборудование: мяч.
Упражнение: особенность этой игры - скорость. Ограничения времени создают стрессовую ситуацию (хотя и шуточную). Психолог кидает мяч игрокам по очереди и задает разные «дурацкие» вопросы. Когда мяч окажется у ребенка, то психолог сразу начинает считать вслух: один, два, три. Если до трех игрок ничего не отвечает, то ему не засчитывается балл. Выигрывает тот, кто набрал больше всего баллов. Не нужно искать серьезных или научных ответов, пусть говорят то, что приходит в голову, главное, чтобы ответ подходил по теме и не был явной неправдой. Так, если психолог спрашивает: «Почему у цапли ноги длинные?» - то игрок может ответить: «Чтобы живот не замочить!» или «Потому что на болоте живет». На вопрос: «Далеко ли до Марса?» могут быть такие ответы: «Не дальше, чем от Марса до Земли», «Пешком не добраться» и др.
Примечание. Эта игра не только развивает умение быстро действовать в стрессовой ситуации, но и способствует развитию речи, смекалки и творческого мышления.
4.Рефлексия.
Цель: подведение итогов работы, осознание происходящих изменений, вербализация чувств, закрепление полученного результата.
Материалы и оборудование: листы бумаги формата А4, цветные карандаши или мелки.
Инструкция: «Ребята, нарисуйте, пожалуйста, ваше настроение на нашем занятии сегодня… А теперь расскажите, что вы нарисовали и почему. Что вам запомнилось и что понравилось, может быть, что-то вас удивило?»
5. Релаксация.
Цель: снятие напряжения, отдых.
Информация о работе Коррекционно-развивающая программа по теме «Мы не боимся»