Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2011 в 14:33, курсовая работа
нами были выдвинуты следующие задачи:
1) раскрыть историю развития арттерапии
2) конкретизировать специфику эмоциональных нарушений в младшем подростковом возрасте
3) выделить особенности использования арттерапии при коррекции эмоциональных нарушений у младших подростков
4) выявить эмоциональные нарушения у младшего подростка
5) организовать и провести опытно-экспериментальную работу с использованием арттерапии, направленную на коррекцию эмоциональных нарушений у младшего подростка
6) проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты изучения использования арттерапии при коррекции эмоциональных нарушений у младших подростков
1.1 История развития арттерапии
1.2 Специфика эмоциональных нарушений в младшем подростковом возрасте
1.3 Особенности использования арттерапии при коррекции эмоциональных нарушений у младших подростков
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа с использованием арттерапии, направленная на коррекцию эмоциональных нарушений у младшего подростка
2.1 Методы выявления эмоциональных нарушений у младшего подростка
2.2 Коррекция эмоциональных нарушений у младшего подростка. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
Заключение
Список литературы
Апатия – безучастное отношение ко всему происходящему, которое сочетается с резким падением инициативы.
Апатичного ребенка можно описать как вялого, равнодушного, пассивного.
Эмоциональная тупость – уплощенность эмоций, в 1-ю очередь утрата тонких альтруистических чувств при сохранении элементарных форм эмоционального реагирования.
Паратимии, или неадекватность эмоций – расстройство настроения, при котором переживание одной эмоции сопровождается внешним проявлением эмоции противоположной валентности.
Эмоциональная тупость и паратимии характерны для детей, страдающих шизофренией.
2. К расстройствам поведения можно отнести гиперактивность и агрессивное поведение: нормативно-инструментальную агрессию, пассивно-агрессивное поведение, инфантильную агрессивность, защитную агрессию, демонстративную агрессию, целенаправленно враждебную агрессию.
Гиперактивность – сочетание общего двигательного беспокойства, неусидчивости, импульсивности поступков, эмоциональной лабильности, нарушений концентрации внимания. Гиперактивный ребенок непоседлив, не доводит до конца начатое дело, у него быстро меняется настроение.
Нормативно – инструментальная агрессия – это вид детской агрессивности, где агрессия используется в основном как норма поведения в общении со сверстниками.
Агрессивный ребенок держится вызывающе, неусидчив, драчлив, инициативен, не признает за собой вины, требует подчинения окружающих. Его агрессивные действия – это средство достижения конкретной цели, поэтому положительные эмоции испытываются им по достижении результата, а не в момент агрессивных действий.
Пассивно-агрессивное
поведение характеризуется
Инфантильная агрессивность проявляется в частых ссорах ребенка со сверстниками, непослушанием, выставлением требований родителям, стремлением оскорблять окружающих.
Защитная агрессия – это вид агрессивного поведения, которое проявляется как в норме (адекватный ответ на внешнее воздействие), так и в гипертрофированной форме, когда агрессия возникает в ответ на самые разные воздействия.
Возникновение гипертрофированной агрессии может быть связано с трудностями декодирования коммуникативных действий окружающих.
Демонстративная
агрессия – разновидность
Целенаправленно-
3. К нарушениям психомоторики относят:
1. амимию – отсутствие выразительности лицевой мускулатуры, наблюдающееся при некоторых заболеваниях центральной или периферической нервной системы;
2. гипомимию – легкое понижение выразительности мимики;
3. маловыразительную пантомимику.
Нарушения эмоционального развития обусловлены двумя группами причин.
Конституциональные причины (тип нервной системы ребенка, биотонус, соматические особенности, то есть нарушение функционирования каких-либо органов).
Особенности взаимодействия ребенка с социальным окружением. Опыт взаимодействия может быть неблагоприятным:
1)
если ребенок систематически
подвергается отрицательным
2) При неблагополучных отношениях со сверстниками возникают эмоциональные переживания, характеризующиеся остротой и длительностью: разочарование, обида, гнев.
3)
Семейные конфликты, разные
В
отечественной психологии выделены
неблагоприятные факторы воспитания,
сопутствующие развитию невротического
конфликта у ребенка (Гарбузов; Захаров;
Исаев, 1977; Эйдемиллер, 1980; Мамайчук, 1996
и др.). Так, В. И. Гарбузов с соавторами
выделили три типа неправильного воспитания,
практикуемые родителями детей, больных
неврозами. Воспитание по типу А (неприятие,
эмоциональное отвержение). Воспитание
по типу Б (гиперсоциализирующее), проявляется
в тревожно-мнительной концентрации родителей
на состоянии здоровья ребенка, его социального
статуса среди товарищей, ожидания успехов
в учебе. Воспитание по типу В (эгоцентрическое),
когда внимание всех членов семьи культивируется
вокруг ребенка, который является «кумиром»
семьи. Каждый стиль воспитания предрасполагает
к определенной форме невроза. Например,
при эгоцентрическом воспитании формируется
истерический невроз, при гиперсоциализирующем
— психастенический, а при отвержении
— неврастения.
1.3
Особенности использования арттерапии
при коррекции эмоциональных нарушений
у младших подростков
Прежде всего рисование и изображение связано с радостью, именно по этой причине Шоттенлоэр Г. рекомендует использовать метод арттерапии при психокоррекционной работы с детьми, имеющими душевные раны, неразрешенные внутренние конфликты, высоко тревожными детьми. Она полагает, что радость повышает уверенность, формирует позитивное отношение к жизни, а это именно те качество в развитии которых особо нуждается тревожный ребенок, страдающий большим количеством страхов. Изображение заставляет концентрироваться на своих переживаниях, осознавать их. При рисовании возможно переосмысление событий, формирования своеобразной независимости, которая все больше будет развиваться с возрастом ребенка.
Искусство, являясь важным фактором художественного развития, оказывает большое психотерапевтическое воздействие, влияние на эмоциональную сферу ребенка, при этом выполняя 1) коммуникативную, 2) регулятивную, 3) катарсистическую функции.
1) Коррекционно-развивающие и психотерапевтические возможности искусства связаны с предоставлением ребенку практически неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации как в процессе творчества, так и в его продуктах, утверждением и познанием своего «Я». Создание ребенком продуктов художественной деятельности облегчает процесс коммуникации, установления отношений со значимыми взрослыми и сверстниками на разных этапах развития личности. Интерес к результатам творчества ребенка со стороны окружающих, принятие ими продуктов художественной деятельности (рисунков, поделок, исполненных песен, плясок и т. д.) повышает самооценку подростка.
2) Регулятивная функция арттерапии заключается в снятии нервно-психического напряжения, регуляции психосоматических процессов и моделировании положительного психоэмоционального состояния.
3) О катарсистическом (очищающем) воздействии искусства известно очень давно. Понятием «катарсис» пользовались древнегреческие философы, подразумевая под этим психологическое очищение, которое испытывает человек после общения с искусством. Психологический механизм катарсиса был раскрыт Л. С. Выготским в работе «Психология искусства»: «Искусство всегда несет в себе нечто, преодолевающее обыкновенное чувство. Боль и волнение, когда они вызываются искусством, несут в себе нечто большее, нежели обыкновенную боль и волнение. Переработка чувств в искусстве заключается в превращении их в свою противоположность, т. е. положительную эмоцию, которую несет в себе искусство».
В
качестве психотерапевтического
1) в арттерапии, как в творческой деятельности ребенка, учитывающей его самооценку, уровень его притязаний и другие личностные особенности, прослеживается также психотерапевтическая направленность. Такой эффект достигается благодаря возможности самовыражения ребенка в творческих видах деятельности, которые способствуют расслаблению, снятию напряженности, снижению агрессивности, повышению самооценки и возникновению положительных эмоций, развивает чувство внутреннего контроля.
2) арттерапия полностью соответствует все возрастающей потребности современного подростка в мягком, целостном подходе к его психологическим и соматическим проблемам, дает возможность увидеть человека в целом, а не только какую-то его систему (часть) или орган.
3) арттерапия ориентируется прежде всего на присущий каждому человеку внутренний потенциал здоровья и силы, естественное проявление мыслей, чувств и настроений в творчестве, принятие человека таким, каков он есть, вместе со свойственными ему способами самоисцеления и гармонизации.
Арттерапия не навязывает человеку «внешних», «механических» средств лечения или разрешения его проблем, а «запускает» его внутренние ресурсы. Кроме того, проведение изобразительных занятий с детьми способствует обеспечению ребенка социально приемлемым способом выхода агрессии и других негативных состояний, развитию чувства внутреннего контроля и воображения, повышению самооценки, что положительно влияет на процесс лечения.
Таким
образом, применение арттерапии в качестве
одного из компонентов лечебно-реабилитационных
мероприятий может выполнять, с одной
стороны, уточняющую диагностическую
функцию, а с другой — коррекционную, способствующую
восстановлению жизненно важных функций
организма и психической гармонизации
в целом.
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа
с использованием арттерапии, направленная
на коррекцию эмоциональных нарушений
у младшего подростка
2.1
Методы выявления эмоциональных нарушений
у младшего подростка
Исследование проводилось на базе «Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних Калининского района г. Чебоксары». В качестве испытуемого нами была выбрана ученица 5 класса Алена К., 11 лет.
С целью выявления эмоциональных нарушений нами были использованы следующие методы: наблюдение, методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса, методика диагностики состояния агрессии Басса-Дарки, Шкала личностной тревожности (А.М. Прихожан), тест «Несуществующее животное».
Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса
Инструкция к тесту
«Сейчас тебе будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как ты себя чувствуешь в школе. Старайся отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайся. Отвечая на вопрос, записывай его номер и ответ «+», если ты согласен с ним, или «-», если не согласен».
Информация о работе Коррекция эмоциональных нарушений у младших подростков с помощью арттерапии