Коррекция эмоциональных нарушений у младших подростков с помощью арттерапии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2011 в 14:33, курсовая работа

Описание

нами были выдвинуты следующие задачи:
1) раскрыть историю развития арттерапии
2) конкретизировать специфику эмоциональных нарушений в младшем подростковом возрасте
3) выделить особенности использования арттерапии при коррекции эмоциональных нарушений у младших подростков
4) выявить эмоциональные нарушения у младшего подростка
5) организовать и провести опытно-экспериментальную работу с использованием арттерапии, направленную на коррекцию эмоциональных нарушений у младшего подростка
6) проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты изучения использования арттерапии при коррекции эмоциональных нарушений у младших подростков
1.1 История развития арттерапии
1.2 Специфика эмоциональных нарушений в младшем подростковом возрасте
1.3 Особенности использования арттерапии при коррекции эмоциональных нарушений у младших подростков
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа с использованием арттерапии, направленная на коррекцию эмоциональных нарушений у младшего подростка
2.1 Методы выявления эмоциональных нарушений у младшего подростка
2.2 Коррекция эмоциональных нарушений у младшего подростка. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У МЛ.ПОДРОСТКОВ С ПОМ.АРТ-ТЕРАПИИ.doc

— 301.50 Кб (Скачать документ)

     Страх не соответствовать ожиданиям окружающих - ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.

     Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу - особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивнго реагирования на тревожный фактор среды.

     Проблемы и страхи в отношениях с учителями - общий негативный эмоциональный фон отношений с взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.

     Исходя  из полученных данных, можно сделать  вывод, что Алена имеет повышенный уровень тревожности в школе. Причем тревожность проявляется Результаты диагностики состояния агрессии (опросник Басса-Дарки) 

Виды  реакций баллы уровень
физическая  агрессия 3 низкий
косвенная агрессия 4 низкий
раздражение 7 высокий
негативизм 5 высокий
обида 4 средний
подозрительность 10 высокий
вербальная  агрессия 5 низкий
чувство вины 8 высокий
Индекс  агрессивности сниженная агрессивность
Индекс  враждебности высокая враждебность
 

     А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды реакций:

     Физическая  агрессия – использование физической силы против другого лица.

     Косвенная - агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

     Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

     Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

     Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

     Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

     Вербальная  агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

     Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

     Исходя  из полученных данных, можно сделать  вывод о том, что у Алены  невысокий уровень агрессивности, но высокий уровень враждебности, раздражения и негативизма, что свидетельствует о накоплении отрицательных эмоций, которые не получили выхода. 

 

      Результаты шкалы личностной тревожности (А. М. Прихожан)

    Виды  тревожности Баллы Уровень тревожности
    Школьная  тревожность 8 высокий
    Самооценочная тревожность 8 высокий
    Межличностная тревожность 10 высокий
    Магическая  тревожность 1 низкий
    Общая тревожность 7 повышенный
 

     Школьная  тревожность – это тревожность в ситуациях, связанных со школой, обучением, общением с учителями.

     Самооценочная тревожность – тревожность в ситуациях, связанных с самооценкой, представлениями о себе в глазах окружающих.

     Межличностная тревожность – это тревожность  в ситуации общения с взрослыми и сверстниками.

     Магическая  тревожность – это тревожность  и боязнь потусторонних существ.

     Исходя  из полученных данных, можно сделать  вывод о том, что у Алены  повышенный уровень тревожности. Причем самой высокой является межличностная тревожность.

     Результаты  теста «Несуществующее животное».

     Высокая самооценка и недовольство собственным  положением в социуме и недостаточностью признания со стороны окружающих; тенденция к самоутверждению. Явно выраженная защитная агрессия. Боязнь критики и осуждений. Страх и тревога.

     Вывод: В результате проведенного диагностического исследования нам удалось установить, что испытуемый Алена К. имеет  повышенную тревожность в социальной и самооценочной сферах. 

     2.2 Коррекцию эмоциональных нарушений у младшего подростка 

     Анализ  и обработка результатов. Рекомендации учителям и родителям по работе с тревожными младшими подростками.

     В социально-реабилитационном центре активно  используется арттерапия. Дети с удовольствием посещают кружок бисероплетения, а также лепят фигурки из теста, поют, рисуют.

     С целью снижения тревожности, выявленной в результате психодиагностического обследования испытуемого Алены, нами была проведена коррекционная арттерапевтическая работа в индивидуальной и групповой формах.

     Коллективная  работа была организована в виде тренинга по арттерапии, в котором приняли участие 9 младших подростков из группы дневного пребывания. Тренинг был проведен для того, чтобы Алена включилась в группу сверстников, чтобы уменьшить ее тревожность, связанную с общением и межличностными отношениями в группе.

     Тренинг по арттерапии:

     «Путешествие  в страну Рисовандию».

     ЦЕЛЬ: развитие коммуникативных навыков; сплочение коллектива. Упражнения дают возможность участвовать всей группе, помогая исследовать ролевые взаимоотношения в группе и влияние членов группы на индивидуальный опыт.

     МАТЕРИАЛЫ: бумага, кисточки, гуашь, цветные карандаши, простые карандаши, баночки с водой, ватман.

     1. Знакомство.

     Дети  образуют круг.

     - Вам необходимо представить себя группе, не прибегая к словам. Из предложенных фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, зигзаг), выберите ту, о которой вы можете сказать: «Скорее всего это я». Если вы испытываете затруднение, выберите ту фигуру, которая первой привлекла ваше внимание.

     Проводится  интерпретация фигур.

     2. Групповое рисование по кругу  («Закорючка»).

     - На листе бумаги каждый из  вас должен нарисовать закорючку.  Затем по сигналу каждый должен  передать свой рисунок своему  соседу слева. Сосед дорисовывает какую-то деталь на рисунке соседа и так далее. В итоге каждый рисунок возвращается к своему автору.

     После проведения упражнения проводится дискуссия, в ходе которой каждый поясняет, что именно он хотел изобразить или  выразить, какие ощущения вызывает у него полученный результат.

     3. Фреска "Животные".

     - Пусть каждый участник нашей  группы нарисует на отдельном  листе какое-нибудь животное, которое  ему нравится. Затем его надо  раскрасить и выщипать из бумаги. После этого мы приклеим все фигуры к большому листу бумаги.

     - А теперь расскажите о своем  животном. Почему вы выбрали именно  это животное? Где оно живет?  С кем оно дружит? Чем питается?

     4. Рисование на ладошке

     А сейчас каждый из нас нарисует на своей  ладошке свое настроение (выразит через цвет). Не дожидаясь пока картинка высохнет, отпечатайте след своей ладошки на листочке.

     Индивидуальная  работа направлена на снижение тревожности и страхов. Она включает в себя упражнения на преодоление страхов и снижение тревожности, снятие напряженности, релаксацию и повышение уверенности в себе.

     Арттерапевтические  упражнения, направленные на преодоление  страхов и снижение тревожности:

     1. «Нарисуй свой страх». 

     Цель: визуализация страха и дальнейшее манипулирование  им.

     — Нарисуй свой страх на листе бумаги. Работу не обязательно кому-либо показывать. Поступай с рисунком так, как тебе хочется. Ты можешь его смять, порвать или украсить так, чтобы он тебе понравился, подружиться с ним, нарисовать себя рядом.

     2. «Маски страха».

     Цель: отреагирование негативных переживаний.

     — Нарисуй на листе бумаги страх в виде маски. Оторви пальцами лишнюю бумагу — фон. Ножницами пользоваться нельзя.

     С помощью резинки ребенок надевает маску на лицо и смотрит на себя в зеркало.

     — А теперь постарайся сочинить рассказ о своем страхе.

     С маской ребенок может поступить по своему усмотрению

     3. «Азбука страхов».

     Цель: преодоление негативных переживаний, символическое уничтожение страха, снижение эмоционального напряжения.

     Ребёнку предлагается нарисовать различных, страшных героев на отдельных листах и дать им имена. Далее ребенок рассказывают о том, что нарисовал. Потом ребёнку предлагается превратить страшных героев в смешных, дорисовав их.

     Упражнения, направленные на релаксацию и снятие напряжения:

     1. «Воздушный шарик»

     Цель: снятие напряжения, релаксация.

     Ведущий дает инструкцию: «Представь себе, что сейчас мы с тобой будем надувать шарики. Вдохни воздух, поднеси воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувай его. Следи глазами за тем, как твой шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Дуй осторожно, чтобы шарик не лопнул»

     Упражнение  можно повторить 3 раза.

     2. «Водопад»

     Цель: расслабление.

     Сядь  поудобнее и закрой глаза. 2-3 раза глубоко вдохни и выдохни. Представь себе, что ты стоишь возле водопада. Но это не совсем обычный водопад. Вместо воды в нем падает вниз мягкий белый свет. Теперь представь себя под этим водопадом и почувствуй, как этот прекрасный белый свет струится по твоей голове. Ты чувствуешь, как расслабляется твой лоб, затем рот, как расслабляются мышцы шеи. Белый свет течет по плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Белый свет стекает с твоей спины, и ты замечаешь, как и в спине исчезает напряжение, и она тоже становится мягкой и расслабленной.

Информация о работе Коррекция эмоциональных нарушений у младших подростков с помощью арттерапии