Тестовый
материал
- Трудно ли
тебе держаться на одном уровне со всем
классом?
- Волнуешься
ли ты, когда учитель говорит, что собирается
проверить, насколько ты знаешь материал?
- Трудно ли
тебе работать в классе так, как этого
хочет учитель?
- Снится ли
тебе временами, что учитель в ярости от
того, что ты не знаешь урок?
- Случалось
ли, что кто-нибудь из твоего класса бил
или ударял тебя?
- Часто ли
тебе хочется, чтобы учитель не торопился
при объяснении нового материала, пока
ты не поймешь, что он говорит?
- Сильно ли
ты волнуешься при ответе или выполнении
задания?
- Случается
ли с тобой, что ты боишься высказываться
на уроке, потому что боишься сделать глупую
ошибку?
- Дрожат ли
у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?
- Часто ли
твои одноклассники смеются над тобой,
когда вы играете в разные игры?
- Случается
ли, что тебе ставят более низкую оценку,
чем ты ожидал?
- Волнует
ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя
на второй год?
- Стараешься
ли ты избегать игр, в которых делается
выбор, потому что тебя, как правило, не
выбирают?
- Бывает ли
временами, что ты весь дрожишь, когда
тебя вызывают отвечать?
- Часто ли
у тебя возникает ощущение, что никто из
твоих одноклассников не хочет делать
то, чего хочешь ты?
- Сильно ли
ты волнуешься перед тем, как начать выполнять
задание?
- Трудно ли
тебе получать такие отметки, каких ждут
от тебя родители?
- Боишься
ли ты временами, что тебе станет дурно
в классе?
- Будут ли
твои одноклассники смеяться над тобой,
ли ты сделаешь ошибку при ответе?
- Похож ли
ты на своих одноклассников?
- Выполнив
задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо
ли с ним справился?
- Когда ты
работаешь в классе, уверен ли ты в том,
что все хорошо запомнишь?
- Снится ли
тебе иногда, что ты в школе и не можешь
ответить на вопрос учителя?
- Верно ли,
что большинство ребят относится к тебе
по-дружески?
- Работаешь
ли ты более усердно, если знаешь, что результаты
твоей работы будут сравниваться в классе
с результатами твоих одноклассников?
- Часто ли
ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться,
когда тебя спрашивают?
- Боишься
ли ты временами вступать в спор?
- Чувствуешь
ли ты, что твое сердце начинает сильно
биться, когда учитель говорит, что собирается
проверить твою готовность к уроку?
- Когда ты
получаешь хорошие отметки, думает ли
кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь
выслужиться?
- Хорошо ли
ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников,
к которым ребята относятся с особым вниманием?
- Бывает ли,
что некоторые ребята в классе говорят
что-то, что тебя задевает?
- Как ты думаешь,
теряют ли расположение те из учеников,
которые не справляются с учебой?
- Похоже ли
на то, что большинство твоих одноклассников
не обращают на тебя внимание?
- Часто ли
ты боишься выглядеть нелепо?
- Доволен
ли ты тем, как к тебе относятся учителя?
- Помогает
ли твоя мама в организации вечеров, как
другие мамы твоих одноклассников?
- Волновало
ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе
окружающие?
- Надеешься
ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?
- Считаешь
ли ты, что одеваешься в школу так же хорошо,
как и твои одноклассники?
- Часто ли
ты задумываешься, отвечая на уроке, что
думают о тебе в это время другие?
- Обладают
ли способные ученики какими-то особыми
правами, которых нет у других ребят в
классе?
- Злятся ли
некоторые из твоих одноклассников, когда
тебе удается быть лучше их?
- Доволен
ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?
- Хорошо ли
ты себя чувствуешь, когда остаешься один
на один с учителем?
- Высмеивают
ли временами твои одноклассники твою
внешность и поведение?
- Думаешь
ли ты, что беспокоишься о своих школьных
делах больше, чем другие ребята?
- Если ты не
можешь ответить, когда тебя спрашивают,
чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?
- Когда вечером
ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами
с беспокойством о том, что будет завтра
в школе?
- Работая
над трудным заданием, чувствуешь ли ты
порой, что совершенно забыл вещи, которые
хорошо знал раньше?
- Дрожит ли
слегка твоя рука, когда ты работаешь над
заданием?
- Чувствуешь
ли ты, что начинаешь нервничать, когда
учитель говорит, что собирается дать
классу задание?
- Пугает ли
тебя проверка твоих знаний в школе?
- Когда учитель
говорит, что собирается дать классу задание,
чувствуешь ли ты страх, что не справишься
с ним?
- Снилось
ли тебе временами, что твои одноклассники
могут сделать то, чего не можешь ты?
- Когда учитель
объясняет материал, кажется ли тебе, что
твои одноклассники понимают его лучше,
чем ты?
- Беспокоишься
ли ты по дороге в школу, что учитель может
дать классу проверочную работу?
- Когда ты
выполняешь задание, чувствуешь ли ты
обычно, что делаешь это плохо?
- Дрожит ли
слегка твоя рука, когда учитель просит
сделать задание на доске перед всем классом?
Методика
диагностики состояния агрессии (опросник
Басса-Дарки)
Инструкция
к тесту.
Перед
тобой опросник, который состоит
из 75 утверждений. Прочти их внимательно,
поставь «+», если ты согласен с этим
утверждением или «-» —если не согласен.
Тестовый
материал
- Временами
я не могу справиться с желанием причинить
вред другим
- Иногда сплетничаю
о людях, которых не люблю
- Я легко раздражаюсь,
но быстро успокаиваюсь
- Если меня
не попросят по-хорошему, я не выполню
- Я не всегда
получаю то, что мне положено
- Я не знаю,
что люди говорят обо мне за моей спиной
- Если я не
одобряю поведение друзей, я даю им это
почувствовать
- Когда мне
случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал
мучительные угрызения совести
- Мне кажется,
что я не способен ударить человека
- Я никогда
не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться
предметами
- Я всегда
снисходителен к чужим недостаткам
- Если мне
не нравится установленное правило, мне
хочется нарушить его
- Другие умеют
почти всегда пользоваться благоприятными
обстоятельствами
- Я держусь
настороженно с людьми, которые относятся
ко мне несколько более дружественно,
чем я ожидал
- Я часто бываю
не согласен с людьми
- Иногда мне
на ум приходят мысли, которых я стыжусь
- Если кто-нибудь
первым ударит меня, я не отвечу ему
- Когда я раздражаюсь,
я хлопаю дверями
- Я гораздо
более раздражителен, чем кажется
- Если кто-то
воображает себя начальником, я всегда
поступаю ему наперекор
- Меня немного
огорчает моя судьба
- Я думаю,
что многие люди не любят меня
- Я не могу
удержаться от спора, если люди не согласны
со мной
- Люди, увиливающие
от работы, должны испытывать чувство
вины
- Тот, кто
оскорбляет меня и мою семью, напрашивается
на драку
- Я не способен
на грубые шутки
- Меня охватывает
ярость, когда надо мной насмехаются
- Когда люди
строят из себя начальников, я делаю все,
чтобы они не зазнавались
- Почти каждую
неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится
- Довольно
многие люди завидуют мне
- Я требую,
чтобы люди уважали меня
- Меня угнетает
то, что я мало делаю для своих родителей
- Люди, которые
постоянно изводят вас, стоят того, чтобы
их "щелкнули по носу"
- Я никогда
не бываю мрачен от злости
- Если ко мне
относятся хуже, чем я того заслуживаю,
я не расстраиваюсь
- Если кто-то
выводит меня из себя, я не обращаю внимания
- Хотя я и
не показываю этого, меня иногда гложет
зависть
- Иногда мне
кажется, что надо мной смеются
- Даже если
я злюсь, я не прибегаю к "сильным"
выражениям
- Мне хочется,
чтобы мои грехи были прощены
- Я редко даю
сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня
- Когда получается
не по-моему, я иногда обижаюсь
- Иногда люди
раздражают меня одним своим присутствием
- Нет людей,
которых бы я по-настоящему ненавидел
- Мой принцип:
"Никогда не доверять "чужакам"
- Если кто-нибудь
раздражает меня, я готов сказать, что
я о нем думаю
- Я делаю много
такого, о чем впоследствии жалею
- Если я разозлюсь,
я могу ударить кого-нибудь
- С детства
я никогда не проявлял вспышек гнева
- Я часто чувствую
себя как пороховая бочка, готовая взорваться
- Если бы все
знали, что я чувствую, меня бы считали
человеком, с которым нелегко работать
- Я всегда
думаю о том, какие тайные причины заставляют
людей делать что-нибудь приятное для
меня
- Когда на
меня кричат, я начинаю кричать в ответ
- Неудачи
огорчают меня
- Я дерусь
не реже и не чаще чем другие
- Я могу вспомнить
случаи, когда я был настолько зол, что
хватал попавшуюся мне под руку вещь и
ломал ее
- Иногда я
чувствую, что готов первым начать драку
- Иногда я
чувствую, что жизнь поступает со мной
несправедливо
- Раньше я
думал, что большинство людей говорит
правду, но теперь я в это не верю
- Я ругаюсь
только со злости
- Когда я поступаю
неправильно, меня мучает совесть
- Если для
защиты своих прав мне нужно применить
физическую силу, я применяю ее
- Иногда я
выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком
по столу
- Я бываю грубоват
по отношению к людям, которые мне не нравятся
- У меня нет
врагов, которые бы хотели мне навредить
- Я не умею
поставить человека на место, даже если
он того заслуживает
- Я часто думаю,
что жил неправильно
- Я знаю людей,
которые способны довести меня до драки
- Я не огорчаюсь
из-за мелочей
- Мне редко
приходит в голову, что люди пытаются разозлить
или оскорбить меня
- Я часто только
угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить
угрозы в исполнение
- В последнее
время я стал занудой
- В споре я
часто повышаю голос
- Я стараюсь
обычно скрывать свое плохое отношение
к людям
- Я лучше соглашусь
с чем-либо, чем стану спорить
Шкала
личностной тревожности (А.М. Прихожан)
Инструкция
к тесту
Здесь
перечислены ситуации, обстоятельства,
с которыми ты встречаешься в жизни. Некоторые
из них могут быть для тебя неприятными,
так как могут вызвать тревогу, беспокойство
или страх.
Внимательно
прочти каждое предложение, представь
себя в этих обстоятельствах и обведи
кружком одну из цифр справа - 0, 1, 2, 3 или
4, - в зависимости от того, насколько эта
ситуация для тебя неприятна, насколько
она может вызвать у тебя беспокойство,
опасения или страх.
- Если ситуация
совершенно не кажется тебе неприятной,
в столбик «Ответ» поставь цифру 0.
- Если она
немного тревожит, беспокоит тебя, в столбик
«Ответ» поставь цифру 1.
- Если беспокойство
и страх достаточно сильны и тебе хотелось
бы не попадать в такую ситуацию, в столбик
«Ответ» поставь цифру 2.
- Если ситуация
очень неприятна и с ней связаны сильные
беспокойство, тревога, страх, в столбик
"Ответ" поставь цифру 3.
- При очень
сильном беспокойстве, очень сильном страхе
в столбик «Ответ» поставь цифру 4.
№ |
Ситуация |
ответ |
1 |
Отвечать у
доски |
|
2 |
Оказаться среди
незнакомых ребят |
|
3 |
Участвовать в
соревнованиях, конкурсах, олимпиадах |
|
4 |
Слышать заклятия |
|
5 |
Разговаривать
с директором школы |
|
6 |
Сравнивать себя
с другими |
|
7 |
Учитель смотрит
по журналу, кого спросить |
|
8 |
Тебя критикуют,
в чем-то упрекают |
|
9 |
На тебя смотрят,
когда ты что-нибудь делаешь
|
|
10 |
Видеть плохие
сны |
|
11 |
Писать контрольную
работу, выполнять тест по какому-нибудь
предмету |
|
12 |
После контрольной,
теста - учитель называет отметки |
|
13 |
У тебя что-то не
получается |
|
14 |
Смотреть на
человека, похожего на мага, колдуна |
|
15 |
На тебя не обращают
внимания |
|
16 |
Ждешь родителей
с родительского собрания |
|
17 |
Тебе грозит
неуспех, провал |
|
18 |
Слышать смех за
своей спиной |
|
19 |
Не понимать
объяснений учителя |
|
20 |
Думаешь о том,
чего ты сможешь добиться в будущем |
|
21 |
Слышать предсказания
о космических катастрофах |
|
22 |
Выступать перед
зрителями |
|
23 |
Слышать, что
какой-то человек «напускает порчу»
на других |
|
24 |
С тобой не хотят
играть |
|
25 |
Проверяются твои
способности |
|
26 |
На тебя смотрят
как на маленького |
|
27 |
На экзамене
тебе достался 13-й билет |
|
28 |
На уроке
учитель неожиданно задает тебе вопрос |
|
29 |
Оценивается твоя
работа |
|
30 |
Не можешь справиться
с домашним заданием |
|
31 |
Засыпать в
темной комнате |
|
32 |
Не соглашаешься
с родителями |
|
33 |
Берешься за
новое дело |
|
34 |
Разговаривать
со школьным психологом |
|
35 |
Думать о
том, что тебя могут «сглазить» |
|
36 |
Замолчали, когда
ты подошел (подошла) |
|
37 |
Слушать страшные
истории |
|
38 |
Спорить со своим
другом (подругой) |
|
39 |
Думать о
своей внешности |
|
40 |
Думать о
призраках, других страшных, «потусторонних»
существах |
|
Тест
«Несуществующее животное».
В
течение 25-30 минут придумай и нарисуй
несуществующее животное. При этом важно
не использовать подсказки-образы, придуманные
ранее другими людьми, как «чебурашка»,
«лошарик» и т. п.
Придуманное
животное назови несуществующим, но подходящим
ему именем. Имя должно состоять
из одного слова, части которого не должны
отражать уже существующих в русском языке
слов (например «дельфинокрыл», «конекит»
и т. п.).
Составь
его описание в произвольной форме
(ориентировочно 10-15 предложений).
Результаты
диагностического обследования.
Результаты
наблюдения.
За
время наблюдения за Аленой, я заметила,
что она часто находится в
одиночестве, не любит веселиться, играть.
Она предпочитает сидеть в углу и
рисовать. У Алены тихий голос.
Она не уверена в себе, с ней
сложно найти контакт. Алена очень послушная,
боится воспитателей, боится ослушаться.
Когда Алену что-то волнует или раздражает,
она не показывает этого, она скрывает
свои эмоции.
Я
заметила следующие признаки в поведении
Алены:
1.
Не может долго работать, не
уставая.
2.
Ей трудно сосредоточиться на чем-то.
3.
Любое задание вызывает излишнее
беспокойство.
4.
Во время выполнения заданий
очень напряжена, скована.
5.
Смущается чаще других.
6.
Как правило, краснеет в незнакомой
обстановке.
7.
Руки у нее обычно холодные и влажные.
8.
Не обладает хорошим аппетитом.
9.
Пуглива, многое вызывает у нее страх.
10.
Обычно беспокойна, легко расстраивается.
11.
Плохо переносит ожидание.
12.
Не любит браться за новое дело.
13.
Не уверена в себе, в своих силах.
14.
Боится сталкиваться с трудностями.
По
результатам наблюдения можно сделать
вывод, что Алена – подросток, имеющий
высокую тревожность и страхи.
Результаты
методики диагностики уровня школьной
тревожности Филлипса
Факторы
тревожности |
тревожность в
% |
уровень тревожности |
Общая
тревожность в школе |
54,5 |
повышенный |
переживание
социального стресса |
63,6 |
повышенный |
фрустрация
в потребности достижения успеха |
38,5 |
пониженный |
страх
самовыражения |
83,3 |
высокий |
страх
ситуации проверки знаний |
50 |
средний |
страх
не соответствовать ожиданиям окружающих |
60 |
повышенный |
низкая
физиологическая сопротивляемость
стрессу |
20 |
низкий |
проблемы
и страхи в отношениях с учителями |
62,5 |
повышенный |
Содержательная
характеристика каждого фактора
Общая
тревожность в школе - общее эмоциональное
состояние ребенка, связанное с различными
формами его включения в жизнь школы.
Переживания
социального стресса - эмоциональное состояние
ребенка, на фоне которого развиваются
его социальные контакты (прежде всего
- со сверстниками).
Фрустрация
потребности в достижении успеха - неблагоприятный
психический фон, не позволяющий ребенку
развивать свои потребности в успехе,
достижении высокого результата и т. д.
Страх
самовыражения - негативные эмоциональные
переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью
самораскрытия, предъявления себя другим,
демонстрации своих возможностей.
Страх
ситуации проверки знаний - негативное
отношение и переживание тревоги в ситуациях
проверки (особенно - публичной) знаний,
достижений, возможностей.