Коррекция эмоциональных нарушений у младших подростков с помощью арттерапии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2011 в 14:33, курсовая работа

Описание

нами были выдвинуты следующие задачи:
1) раскрыть историю развития арттерапии
2) конкретизировать специфику эмоциональных нарушений в младшем подростковом возрасте
3) выделить особенности использования арттерапии при коррекции эмоциональных нарушений у младших подростков
4) выявить эмоциональные нарушения у младшего подростка
5) организовать и провести опытно-экспериментальную работу с использованием арттерапии, направленную на коррекцию эмоциональных нарушений у младшего подростка
6) проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты изучения использования арттерапии при коррекции эмоциональных нарушений у младших подростков
1.1 История развития арттерапии
1.2 Специфика эмоциональных нарушений в младшем подростковом возрасте
1.3 Особенности использования арттерапии при коррекции эмоциональных нарушений у младших подростков
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа с использованием арттерапии, направленная на коррекцию эмоциональных нарушений у младшего подростка
2.1 Методы выявления эмоциональных нарушений у младшего подростка
2.2 Коррекция эмоциональных нарушений у младшего подростка. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У МЛ.ПОДРОСТКОВ С ПОМ.АРТ-ТЕРАПИИ.doc

— 301.50 Кб (Скачать документ)

     А свет течет по твоей груди, по животу. Ты чувствуешь, как они расслабляются и ты сама собой, без всякого усилия, можешь глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет тебе ощущать себя очень расслабленно и приятно.

     Пусть свет течет также по рукам, по ладоням, по пальцам. Ты замечаешь, как руки и ладони становятся все мягче и расслабленнее. Свет течет и по ногам, спускается к ступням. Ты чувствуешь, что и они расслабляются и становятся мягкими. Этот удивительный водопад из белого света обтекает все твое тело. Ты чувствуешь себя совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым вдохом и выдохом ты все глубже расслабляешься и наполняешься свежими силами. Теперь поблагодари этот водопад света за то, что он так чудесно расслабил тебя. Немного потянись, выпрямись и открой глаза.

     Арттерапевтические  упражнения, направленные на повышение уверенности в себе:

     1. Рисунок на тему «Уверенность в себе»

     Ведущий просит ребенка вспомнить ситуации уверенности в его жизни чувства, эмоции, ощущения в теле. Затем просит нарисовать уверенность и ситуацию уверенного поведения из жизни ребенка.

     2. «Рисование самой себя».

     Цель: раскрытие своего «Я».

     — Попробуй нарисовать себя в трёх зеркалах: в зелёном - такой какой ты представляешься себе; в голубом – какой ты хочешь быть; в красном – какой тебя видят друзья.

     3. «Мой портрет в лучах солнца».

     Ведущий просит ответить на вопрос "Почему я  заслуживаю уважения" следующим  образом: нарисуй солнце, в центре солнечного круга напиши свое имя  или нарисуй свой портрет. Затем  вдоль лучей напиши все свои достоинства, все хорошее, что ты о себе знаешь. Постарайся, чтобы было как можно больше лучей. Время выполнения 20-30 минут.  

     2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 

     С целью проверки эффективности коррекционной  работы по арттерапии, направленной на снижение тревожности у младшего подростка, была проведена повторная диагностика, которая позволила проследить динамику снижения тревожности у испытуемого.

     Для повторной диагностики нами использовались «Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса» и «Шкала личностной тревожности А.М. Прихожан».

     Результаты  повторной диагностики по тесту  школьной тревожности Филлипса

Факторы тревожности тревожность в % уровень тревожности
Общая тревожность в школе 49,5 средний
переживание социального стресса 53,6 повышенный
фрустрация  в потребности достижения успеха 38,5 пониженный
страх самовыражения 63,3 повышенный
страх ситуации проверки знаний 45 пониженный
страх не соответствовать ожиданиям окружающих 50 средний
низкая  физиологическая сопротивляемость стрессу 20 низкий
проблемы  и страхи в отношениях с учителями 48,5 пониженный
 

 

      Результаты повторной диагностики  по шкале личностной тревожности  А. М. Прихожан

    Виды  тревожности Баллы Уровень тревожности
    Школьная  тревожность 5 средний
    Самооценочная тревожность 6 повышенный
    Межличностная тревожность 7 повышенный
    Магическая  тревожность 1 низкий
    Общая тревожность 5 средний
 

     При сравнении результатов, полученных при первичном и вторичном  диагностическом исследовании, можно сделать следующие выводы: 1) уровень самооценочной и межличностной тревожности опустился с высокого до повышенного; 2) уровень школьной тревожности, в том числе проблемы и страхи в отношениях с учителями и страх ситуации проверки знаний опустился до среднего; 3) уровень общей тревожности стал средним.

     Результаты  говорят об эффективности психокоррекционной работы по арттерапии, направленной на коррекцию эмоциональных нарушений.

     Рекомендации  учителям и родителям по работе с  тревожными младшими подростками.

     1. Поручение, которое дается ребенку,  должно соответствовать его возможностям. Предлагая выполнить слишком сложные, непосильные занятия, вы заранее обрекаете ребенка на неуспех, а, следовательно, на снижение самооценки, на неудовлетворенность собой.

     2. Повышать самооценку тревожного  ребенка, для чего любая деятельность, предлагаемая ребенку, должна предваряться словами, выражающими уверенность в его успех (“У тебя это получится”, Ты это умеешь хорошо делать”). При выполнении заданий необходим общий положительный эмоциональный фон.

     3. Недопустимо сравнивать ребенка  с кем-либо, особенно, если это  сравнение не в его пользу. Сравнение должно быть только с собственными успехами и неудачами ребенка. (“Посмотри, сегодня ты меньше постарался, поэтому у тебя получилось хуже, чем в прошлый раз. Но я думаю, завтра ты сможешь сделать лучше”).

     4. Желательно не ставить тревожного  ребенка в ситуации соревнования, публичного выступления. Не рекомендуется давать тревожным детям задания типа “кто первый”. Ситуация публичного выступления также является стрессовой, поэтому не следует настаивать на том, чтобы ребенок отвечал перед всей группой: его ответы можно выслушать индивидуально.

     5. Детская тревожность часто вызывается  неизвестностью. Потому, предлагая ребенку задание, необходимо подробно выстраивать пути его выполнения, составить план: что мы делаем сейчас, что потом и т.д.

     6. Развитие самостоятельности и уверенности тревожного ребенка.

     Такие дети очень зависимы от мнения значимых для них взрослых, и эта зависимость  делает их крайне неуверенными, несамостоятельными. Они выполняют подробные распоряжения взрослых, но теряются и волнуются при предоставлении им права самостоятельного решения (“А вдруг я сделаю неправильно?”). Для преодоления неуверенности в себе и страха принятия самостоятельных решений необходимо давать таким детям жестко не регламентированные поручения, чаще предоставлять возможность творчества. Но ребенок должен при этом знать, что взрослые рядом и всегда придут на помощь. Детей следует учить находить выходы из создавшихся ситуаций.

     7. Ребенок может нарисовать свой  страх, а потом уничтожить его  тем, или иным образом, при  этом воспитатель должен проговаривать: «Смотри – ты его напугал, смотри – он от тебя убежал». 

 

      Заключение 

     Данная  работа была посвящена изучению влияния  организации психокоррекционной работы по арттерапии на младшего подростка, имеющего эмоциональные нарушения.

     Нами  была предпринята попытка выявить  взаимосвязь между применением арттерапии и динамикой уровня тревожности и страхов у подростка. Результат показал, что проведенная психокоррекционная работа имеет положительный эффект, так как уровень тревожности снизился. Это позволяет говорить о том, что более продолжительная коррекционная работа с подростком приведет к тому, что уровень тревожности и страхов у него понизится до минимума, а уверенность в себе возрастет.

     Арттерапия  играет особую роль в коррекции эмоциональных нарушений, потому что она дает возможность выхода чувств, которые, в силу тех или иных причин, не могут быть выражены вербально.

     На  наш взгляд, цель курсовой работы достигнута, задачи выполнены. Исследование имеет  практическую направленность, так как разработанные коррекционно-развивающие упражнения могут быть использованы в массовой практике работы с подростками, имеющими эмоциональные нарушения.

     Арттерапия - это метод лечения посредством художественного творчества. Он привлекает к себе в последнее время всё большее внимание во всём мире. Трудно назвать ещё какое-либо направление в современной психотерапии, которое имело столь же большие возможности не только для "исцеления" отдельных лиц, но и для "социального врачевания".

     Арт-терапия  использует "язык" визуальной и пластической экспрессии. Это делает её незаменимым инструментом для исследования и гармонизации тех сторон внутреннего мира человека, для выражения которых слова мало пригодны. С развитием арт-терапии связываются надежды на создание такой гуманной, "синтетической" методологии, которая в равной мере учитывала бы достижения научной мысли и опыт искусства, интеллект человека и его чувства, потребность в рефлексии и жажду действия, план телесный и план духовный.

     Таким образом, арт-терапия позволяет каждому участнику оставаться самим собой, не испытывать неловкости, стыда, обиды от сравнения с более успешными, на его взгляд, людьми, продвигаться в развитии сообразно своей природе. При этом гуманистический подход не декларируется, а реально воплощается на практике.

     Личность  человека как субъекта практической и теоретической деятельности, который познает и изменяет мир, окружающую природу, общество и является движущей силой общественного развития. Действуя он не только производит те или иные изменения в природе, в предметном мире, но и воздействует на других людей и сам испытывает воздействие от окружающего.

     Он  переживает то, что с ним происходит, им совершается, он относится определенным чувственным образом к тому, что  его окружает. Переживание этого человека к окружающему, его отношение к миру, людям, обществу и составляет его эмоциональную сферу. Эмоциональная сфера человека в процессе развития переживает несколько стадий. Начиная от младенчества, до взрослого состояния эмоциональная сфера постоянно совершенствуется и достигает самых высоких порогов чувствительности.

     Опосредованно, через отношение к другим людям  у человека устанавливается отношение к самому себе. На более высших проявлениях у человека формируются правильные и неправильные чувственные восприятия мира, преувеличенная или преуменьшенная самооценка, уверенность в себе или мнительность, самолюбие, гордость, обидчивость, тщеславие, неуверенность, честолюбие и т.д.

     Существенным, определяющим, ведущим для человека в целом являются не биологические, а общественные закономерности его развития.

     Изучая  психику мы прежде всего изучаем  эмоциональное состояние, сознание и самосознание личности, субъектов, в их реальной обусловленности.

     Человек является личностью, лишь поскольку  он выделяет себя из природы и отношение его к природе, и к другим людям. К обществу дано ему как отношение поскольку у него есть сознание. Без сознания и самосознания не существует личности. Личность как сознательный субъект, осознает не только окружающее, но и себя в своих отношениях с окружающим. Проблема психологического изучения личности не заканчивается на изучении эмоционально-психологических свойств личности – ее эмоций, способностей, волевых проявлений, темперамента, характера; она завершается раскрытием самосознания личности. В развитии личности ее самосознания существует ряд ступеней. Сюда включается все, что делает человека субъектом общественной и личной жизни. Каждое их личных событий имеет и свою внутреннюю эмоциональную сторону. Объективное, внешнее изменение человека с окружающим, отражаясь в его сознании, изменяет и внутреннее эмоционально- психическое состояние человека, перестраивает его сознание, его внутреннее отношение к самому себе и к другим людям. Не каждую мысль, посетившую его сознание, человек в равной мере признает своей, а только такую, которую он не принял в готовом виде, а эмоционально прочувствовал, освоил, продумал, т.е. такую, которая явилась результатом его собственной деятельности.

Информация о работе Коррекция эмоциональных нарушений у младших подростков с помощью арттерапии