Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 18:41, курсовая работа
В конце юности и начале взрослости многие представляют себе средний возраст в виде некоей гигантской черной дыры, в которой им предстоит провести по меньшей мере лет 20 своей жизни. К среднему возрасту, полагают они, рост и развитие человека прекращаются. Им придется распрощаться как со своими юношескими мечтами, так и с планами в отношении профессиональной карьеры, семейной жизни и личного счастья. Если молодость – это надежды, то середина жизни – попадание в вязкую трясину.
Введение……………………………………………………………………3-6
Глава 1. Кризис в жизни человека………………………………………..6
1.1 Значение кризисов в жизни человека…………………………..6-9
1.2 Задачи среднего возраста……………………………………..10-12
1.3 Мифы середины жизни……………………………………….12-15
Глава 2. Особенности протекания кризиса середины жизни.
2.1 Протекание кризиса у женщин……………………………….15-18
2.2 Протекание кризиса у мужчин……………………………….18-22
2.3 Духовный кризис. Проблема смысла………………………...22-25
Глава 3. Конструктивное преодоление кризиса середины жизни……25-27
Заключение…………………………………………………………….....28-29
Литература………………………
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение……………………………………………
Глава 1. Кризис в жизни человека………………………………………..6
1.1 Значение кризисов в жизни человека…………………………..6-9
1.2 Задачи среднего возраста……………………………………..10-12
1.3 Мифы середины жизни……………………………………….12-15
Глава 2. Особенности протекания кризиса середины жизни.
2.1
Протекание кризиса у женщин………
2.2
Протекание кризиса у мужчин………
2.3
Духовный кризис. Проблема смысла………………………...22-
Глава 3. Конструктивное преодоление кризиса середины жизни……25-27
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение.
В конце юности и начале взрослости многие представляют себе средний возраст в виде некоей гигантской черной дыры, в которой им предстоит провести по меньшей мере лет 20 своей жизни. К среднему возрасту, полагают они, рост и развитие человека прекращаются. Им придется распрощаться как со своими юношескими мечтами, так и с планами в отношении профессиональной карьеры, семейной жизни и личного счастья. Если молодость – это надежды, то середина жизни – попадание в вязкую трясину.
Проблема развития индивида, становление его как личности – кардинальная проблема в системе психологических знаний. Процесс развития продолжается во взрослом, зрелом и позднем возрасте. Именно в этом возрасте личность находится в центре возрастной периодизации и ответственность, которую он несет за свою жизнь, за жизнь старшего и будущего поколения целиком лежит на его плечах. Важно разобраться в правильности представлений прохождения периода среднего возраста. Выяснить: середина жизни – это «время расцвета» или «начало конца»? А также понять как необходимо спланировать жизненные события , чтобы избежать кризиса середины жизни. Ведь психология возрастных кризисов взрослых людей является сегодня мало разработанной областью, а кризис середины жизни в настоящее время весьма распространенное явление. В этом и состоит актуальность данной курсовой работы.
Всем известно, что проблемами развития взрослого человека сложившаяся идеологическая система в России в начале 20 века запрещала заниматься психологам, педагогам и социологам. Во времена Зигмунда Фрейда морально-нравственные устои также тормозили процесс формирования психологических знаний о человеке. Довольно полно исследованы такие возрастные кризисы, как кризис одного года, трех и семи лет. Хорошо исследован подростковый кризис Элькониным, Эриксоном, Флэвеллом, Фрейдом.
Особо следует отметить недостаток психологических знаний в развитии человека после подросткового периода. По устоявшемуся ранее стойкому убеждению, было глубоко уверено, что человек после юношеского возраста, когда завершается процесс формирования его как личности , не растет, не развивается. В настоящее время, многочисленные исследования показывают, что течение периода средних лет крайне изменчиво, имеет значительные отличия у разных людей и иногда сопровождаются серьезными переживаниями. Другими словами, люди среднего возраста тоже «растут», часто в результате воздействия физических и социальных факторов стресса.
Одним из первых теоретиков, обративших особое внимание на вторую половину жизни человека, был Карл Густав Юнг. Он считал, что в этом возрасте люди оказываются перед необходимостью найти и оправдать смысл своего существования.
Большое значение «кризису середины жизни» придавал Э.Эриксон. Возраст 30—40 лет он называл «десятилетием роковой черты», главными проблемами которого являются убывание физических сил, жизненной энергии и уменьшение сексуальной привлекательности. К этому возрасту, как правило, появляется осознание расхождения между мечтами, жизненными целями человека и его реальным положением. И если двадцатилетний человек рассматривается как многообещающий, то 40 лет — это время исполнения данных когда-то обещаний. Успешное разрешение кризиса, по Эриксону, приводит к формированию у человека генеративности (продуктивности, неуспокоенности), которая включает стремление человека к росту, заботу о следующем поколении и о собственном вкладе в развитие жизни на Земле. В противном случае формируется застой, которому могут соответствовать чувство опустошения, регрессия. Человек может начать потакать собственным желаниям и удовольствиям, как если бы был собственным ребенком (20).
М.Пек обращает особое внимание на болезненность перехода от одной жизненной стадии к другой. Причину этого он видит в трудности расставания с выношенными идеями, привычными методами работы, ракурсами, с которыми привычно смотреть на мир. Многие люди, по мнению Пека, не хотят или не способны выдерживать душевную боль, связанную с процессом отказа от того, что они переросли. Поэтому они цепляются за старые стереотипы мышления и поведения, отказываясь разрешать кризис. Страх изменений затрудняет или даже делает невозможным успешное разрешение кризиса(11).
Д.Левинсон рассматривает развитие как регулярную последовательность стабильных и переходных стадий. Примерно в 30 лет возникает необходимость пересмотра своих жизненных схем, причём, если обнаруживается их неправильность, возникает потребность в их изменении.
В России период зрелого возраста долгое время оставался неизученным. Говоря о необходимости развития научных знаний в области психологии взрослых Н.А. Рыбников (1928) предложил назвать ее акмеологией, имея в виду достижение в этом возрасте умственной, гражданской и трудовой зрелости, профессионализма, мастерства, расцвет творческих сил.
В
1957 году к этой проблеме обращается
Б.Г.Ананьев, который в статье «О
системе возрастной психологии»
говорит о необходимости
Благодаря таким ученым как А.А.Бодалев, А.А.Дергач, Н.В.Кузьминой, А.М.Зимичев и многим другим мы можем анализировать жизнедеятельность человека в зрелом возрасте.
Целью курсовой работы является выявление зависимости между возрастом человека, находящегося в кризисе середины жизни, его задачами и отношением к жизни.
Отсюда вытекают следующие задачи:
Объект – возрастные кризисы человека.
Предмет
– кризис середины жизни.
Глава1. Кризис в жизни человека.
В конце девятнадцатого века философы-экзистенциалисты
высказали идею о том, что человек в течение
всей своей жизни готовит себя к главному
разочарованию, краху. Под крахом понималась
идея неизбежности смерти, а жизнь трактовалась
как возможность, данная свыше неразумному
и эгоистичному человеку, приучить себя
к тому, что смерть неизбежна, и тем самым
попытаться постичь великий божественный
промысел. Именно поэтому, продолжали
пугать народ утонченные экзистенциалисты,
человеческая жизнь представляет собой
цепь все более тяжких разочарований,
призванных наглядно продемонстрировать
смертным, что они не властны над ходом
времени.
Психологи
видят глубинную причину кризиса среднего
возраста именно в обостряющемся к середине
жизни страхе смерти, что вполне естественно
для каждого человека. Просто природа
устроила так, что страх смерти для слабых
людей является роковым обстоятельством,
подавляющим их волю, а для сильных, наоборот
- стимулом для того, чтобы жить еще полнее
и успеть еще больше. Получается что-то
вроде естественного отбора (20)
1.1 Значение кризисов в жизни человека.
Возникновение нового в развитии непременно означает отмирание старого. Переход к новому возрасту всегда ознаменован закатом прежнего возраста. Процессы обратного развития, отмирания старого и сконцентрированы по преимуществу в критических возрастах. Но было бы величайшим заблуждением полагать, что этим исчерпывается значение кризисов. Развитие никогда не прекращает свою созидательную работу, и в критические периоды мы наблюдаем конструктивные процессы развития. Разрушительная работа совершается в указанные периоды в меру того, в меру чего это вызывается необходимостью развития свойств и черт личности. Фактическое исследование показывает, что негативное содержание развития в переломные периоды – обратная сторона позитивных изменений личности, составляющих главный и основной смысл всякого критического возраста. За всяким негативным симптомом скрывается позитивное содержание, состоящее обычно в переходе к новой, высшей форме.
Самое
существенное содержание развития в
критические возрасты заключается
в возникновении
Современный российский психолог и психотерапевт Ф.Г. Василюк ввел объединяющее понятие «критическая жизненная ситуация» (6) для обозначения психологических состояний рассогласования, нарушения душевного равновесия каковыми являются стресс, фрустрация, конфликт и кризис. Критическую жизненную ситуацию Ф.Г.Василюк определил как невозможность жить дальше без определенной внутренней перестройки личности, которая происходит, когда человек переживает возникшую ситуацию.
В переводе с греческого кризис означает «исход, поворотный пункт». В современном словаре психолога-практика дается следующая интерпретация термина «кризис» - состояние душевного расстройства, вызванное длительной неудовлетворенностью собой и взаимоотношениями с внешним миром. Он бывает связан с наиболее глобальными потрясениями и с самыми глубокими переменами в человеке. Кризис часто знаменует конец одного отрезка жизненного пути и начало другого, он происходит как бы на стыке двух биографических эпох.
Период примерно с 35 до 60 лет – время, тяжелое для большинства людей. Статистика свидетельствует: в этом возрасте многие люди переживают серьезный личностный кризис, который называют кризисом середины жизни.
Кризис середины жизни, как научная тема, был введен Карлом Густавом Юнгом, также прошедшим через острый душевный кризис в возрасте около 40 лет. Ученый считал кризисы не злом, а залогом развития. Вторая половина жизни человека, по мнению Юнга, имеет свой особый смысл и свои особые цели. Поэтому и нужна глубокая внутренняя перестройка. Утро жизни бывает посвящено устройству человека во внешнем мире, обретению социального положения, семьи, продолжению рода и заботе о потомстве. Когда эти цели в основном достигнуты, дальнейшая гонка за ними в основном бессмысленна. Цель и смысл вечера жизни – внутреннее, духовное развитие человека, обретение Самости(23).
Возрастные кризисы связаны с развитием личности и случаются при переходе от одного этапа к другому. Самые известные кризисы данного типа – подростковый и среднего возраста.
Почему возникает возрастной кризис? В определенный период жизни то новое, что зарождается в нас, начинает вступать в противоречие с прежними представлениями, образом жизни, взаимоотношениями с людьми. В результате появляется смутное, а со временем все более сильное недовольство собой, своим положением и жизнью в целом. Нарастает желание что-то изменить.
Как правило, кризисы сопровождают сильные переживания. Они заставляют человека иначе взглянуть на себя и на всю жизни, пересмотреть прежние планы и представления. Человек порой начинает ценить то, что ранее казалось невозможным, или наоборот, отказывается от чего-то, что только вчера составляло смысл его жизни, начинает совсем по-другому относиться к себе и другим. В процессе переживания кризиса совершается перестройка личности: внутренний мир переходит в психологическое соответствие с новым жизненным периодом.
Дается
это очень нелегко. Кризис редко
обходится без депрессии, отчаяния,
тоски. Временами человек испытывает
апатию. Может накатывать ощущение
бессмысленности жизни и
Но человек должен знать, что происходящее с ним не является признаком его слабости, неполноценности и тому подобное. Кризис – это своеобразный творческий процесс обновления самосознания и понимания мира. И если не бежать от собственных переживаний, не заглушать их, не отвергать, а довести кризисную перестройку до конца, то пережитые переживания обогатят личность, сделают ее более мудрой и зрелой.