Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 18:41, курсовая работа
В конце юности и начале взрослости многие представляют себе средний возраст в виде некоей гигантской черной дыры, в которой им предстоит провести по меньшей мере лет 20 своей жизни. К среднему возрасту, полагают они, рост и развитие человека прекращаются. Им придется распрощаться как со своими юношескими мечтами, так и с планами в отношении профессиональной карьеры, семейной жизни и личного счастья. Если молодость – это надежды, то середина жизни – попадание в вязкую трясину.
Введение……………………………………………………………………3-6
Глава 1. Кризис в жизни человека………………………………………..6
1.1 Значение кризисов в жизни человека…………………………..6-9
1.2 Задачи среднего возраста……………………………………..10-12
1.3 Мифы середины жизни……………………………………….12-15
Глава 2. Особенности протекания кризиса середины жизни.
2.1 Протекание кризиса у женщин……………………………….15-18
2.2 Протекание кризиса у мужчин……………………………….18-22
2.3 Духовный кризис. Проблема смысла………………………...22-25
Глава 3. Конструктивное преодоление кризиса середины жизни……25-27
Заключение…………………………………………………………….....28-29
Литература………………………
Функциональных возможностей для освоения новой информации, как у женщин, так и мужчин в период зрелости вполне достаточно для того, чтобы решить на новом интеллектуальном уровне свои жизненные задачи. Это позволяет человеку осуществлять свое дальнейшее развитие: углублять свои представления об окружающем мире, развивать взгляды и убеждения, осваивать все более эффективные методы практической и теоретической деятельности. Психологи часто отождествляют этот вид обучения с дифференциацией и интеграцией ролей. Дифференциация ролей для женщин связана с тем, что меняется соотношение между разными ролями, особенно между семейными ролями. Роль матери становиться качественно другой – взрослые дети сами родители, больше сил остается для роли хозяйки дома, для работы.
К сожалению, когда женщина тяготиться ролью хозяйки дома, - это лишь показатель недостатка фантазии, воображения, того, что является проявлением полной жизни, которую человек может сознательно осуществлять творчески, то есть, ставить перед собой цель творчества и следовать ей как стремлению к обустройству жизни.
Синдром опустевшего гнезда сказывается на женщине, у которой не было иных забот, иных ценностей, кроме материнства. Женщина часто просто не хочет понять, что для нее наступил новый, очень интересный период в жизни, свободный от многих повседневных обязанностей. Отношения с детьми должны теперь перерасти в качественно новое чувство дружбы, основанное на прежней любви друг к другу, взаимном доверии. Это чувство удивительно тем, что оно обладает поразительной стабильностью. Надо готовить себя к этому новому чувству, взращивая его в отношениях со своими детьми, иначе женщина может попасть под пресс гнетущего чувства одиночества.
В синдроме опустевшего гнезда женщина в полной мере сталкивается с тем переживанием, которое позволяет ей ощущать в себе свои собственные личностные качества или их отсутствие.
Но именно знания своей осуществляемой экзистенциальности поможет женщине использовать против синдрома опустевшего гнезда, быть женой своего мужа, не создавая ему дополнительных факторов стресса, которых в его жизни также много, как и у женщины (11).
2.2 Протекание кризиса у мужчин.
Самый главный стрессовый фактор для мужчины среднего возраста – импотенция. Такое явление преходящее, наступающее практически у каждого мужчины, после 30-40лет.
Изменения в сердечно-сосудистой системе резко снижает стрессоустойчивость организма мужчин после 40 лет.
К этому добавляются химические превращения в костях, суставы тоже становятся менее гибкими, что приводят к ограниченности и затрудненности движений.
Приходится констатировать, что к концу периода зрелости мужчины приближается изрядно потрепанными физиологически, а впереди его еще ждет период начала упадка сил.
А ведь именно этот возраст – время, когда мужчина достигает своих максимальных жизненных возможностей. Он умеет отделять главное от второстепенного, полностью концентрируется на необходимых вопросах.
Исследователи отмечают, что к концу периода зрелости у многих мужчин наблюдается взлет творческой активности.
С мужчинами происходят те же закономерности, что и с женщинами. Он должен к концу периода зрелости переосмыслить свое место в изменившемся социально-психологическом пространстве, где он испытывает сильное влияние от переживаний, идущих от физиологических изменений в организме.
Очень часто не используется потенциал зрелого мужчины, связанных с осознанием им границ собственного «Я». Это, прежде всего, потенциал наставника, руководителя, учителя, как в семье, так и в социальной, и в профессиональной деятельности. Он становиться хозяином большой семьи, где ему надо быть и отцом, и дедом, и свекром (тестем). Ему надо строить отношения с людьми, которые принадлежат его семье, но, по сути, являются чужими.
Одновременно возникает проблема изменений с супругой, которая вступает в период климакса. Она очень нуждается в моральной и психологической поддержке.
Жизнь показывает, что к середине периода зрелости мужчина словно заново открывает для себя радости жизни – от кулинарии до философии, - буквально в один день принимая решение об изменении образа жизни и осуществляя его с завидной педантичностью.
Для нормального психологического самочувствия мужчине необходимо иметь круг общения типа «моего клуба».
Именно в среде друзей и людей, близких по профессиональной деятельности, он решает задачу определения границ своего «Я» - идентификацию в качественно новых, изменившихся условиях физиологического и социально-психологического состояния.
Нарастающая уверенность в своих главных мужских качествах должна быть компенсирована возрастанием уверенности в себе в других сферах жизни. Должен быть сильно действующий фактор стабилизации самоуважения, дополняющий действия супруги. Таким мощным фактором самоуважения становятся друзья и общество, которые дарят мужчине признание его ценности. О том, насколько это важно для жизни зрелого мужчины, говорят многочисленные факторы разводов, когда мужчина находит в новой партнерше искусного психотерапевта, подтверждающего ценность его индивидуальности во всех его проявлениях.
Наиболее ценимые мужские качества сегодня:
Личностные женские качества, ценимые мужчинами;
Психологи
получили данные о том, что удовлетворенность
общением людей разных полов зависит
от уверенности человека в себе.
Уверенный в себе человек выглядит
как энциклопедия сплошных личных достоинств,
так как именно это чувство
позволяет ему сгладить недостатки
и усилить имеющиеся
С неуверенным в себе человеком очень трудно общаться, он многого боится, его мир заполнен фантомами, искажающими реальность и свое «Я». Уверенность в себе также дает защиту от чрезмерного воздействия людей. Где-то здесь проходит грань между самовлюбленным дураком и самодостаточным человеком. Самовлюбленность и есть чаще всего самая яркая форма неуверенности в себе. Многие психологи склонны считать, что просыпающиеся в зрелом мужчине «донжуанские» наклонности – признак возрастающей неуверенности в себе.
Женское умение разговаривать с мужчиной о нем самом – то большое искусство, которое в век эмансипации обесценено. Слова, обращенные окружающими к мужчине зрелого возраста, не менее значимы для него, чем все другие формы выражения отношений. Слова сказываются на самооценке, на представлении его о своих возможностях и в то же время по ним мужчина судит о самооценке другого человека, его реакции на самого себя и о возможностях этого человека.
Итак, мужчина в зрелом возрасте оказывается очень уязвимым перед следующими психологическими ловушками, каждая из которых грозит чувством незначительности и неуверенности в себе:
Преодолеть эти ловушки мужчине помогают его дело, его семья, творческая сила его «Я».
Что же может быть источником силы, энергии для мужчин и женщин в зрелом возрасте? Ответ, это – философия, осознанная концепция жизни, человека, осознанная как возможность ее осуществления во всех мелочах жизни.
В
переживаниях этой радости и рождается
энергия для осуществления
Осознанная
философия жизни позволяет
Если психологический кризис направлен на то, чтобы помочь личности, приспособиться к изменившейся жизненной ситуации, то духовный кризис может возникнуть на фоне размеренного, благополучного существования. Он порождается потребностью человека приобщиться к вечным истинам и ценностям, подняться над миром и над собой, (освободиться из плена «Я»), по выражению К.Г. Юнга (23).
2.3 Духовный кризис. Проблема смысла.
Духовный кризис происходит обычно в зрелом возрасте. Он сопряжен с глубокими изменения в душе, пересмотром прежней системы ценностей, развитием и совершенствованием личности.
Б. Ливехуд называл возраст 35—45 лет своеобразной точкой расходящихся путей. Один из путей — это постепенная психическая инволюция человека в соответствии с его физической инволюцией. Другой — продолжение психической эволюции несмотря на физическую инволюцию. Следование первому или второму пути определяется степенью развитости в нем духовного начала. Поэтому итогом кризиса должно стать обращение человека к своему духовному развитию, и тогда по ту сторону кризиса он будет продолжать интенсивно развиваться, черпая силы из духовного источника. В противном случае он становится «к середине пятого десятка трагической личностью, испытывающей грусть по старым добрым временам, чувствующим угрозу для себя во всем новом» (14).
Вопросы о смысле жизни и высших ценностях время от времени встают перед каждым человеком. Многие предпочитают от них отмахнуться или найти какое-нибудь псевдорешение и подавить все сомнения. «Там где идет речь о проблемах, мы инстинктивно отказываемся проходить сквозь тьму и неизвестность. Мы хотим слышать только об однозначных результатах и при этом полностью забываем, что эти результаты вообще могут появиться лишь тогда, когда мы пройдем сквозь тьму», утверждал К.Г. Юнг (23).
Первые попытки научного исследования духовного кризиса предпринял К.Г. Юнг. Затем этой проблемой заинтересовались психологи гуманистического и экзистенциального направления, трансперсональные психологи и психотерапевты. Они попытались проанализировать и систематизировать переживания человека в период духовного кризиса. Вслед за Юнгом трансперсональные психологи заявили, что результат такого кризиса – проявление нового содержания психики, которое прежде было бессознательным, прорыв к высшей надличностной сущности, скрытой в каждой из нас.
Духовное пробуждение у всех происходит по-разному. У одних – остро и неожиданно, порой на пике карьеры. У других – незаметно, постепенно, так, что иногда, только оглядываясь назад, человек способен оценить перемену в себе. Критический период может продолжаться от нескольких недель до 10-15 лет. «Типичный» возраст духовного кризиса – от 30 до 50 лет.
Людям, переживающим духовный кризис, иногда кажется, что они сходят с ума. На самом деле, это ломаются узкие рамки традиционного мышления, роль логики ослабевает, начинает преобладать интуиция, воображение, вдохновение, символическое мышление. В итоге происходит расширение сознания, достигается более полное понимание мира.
Помощь
в опасном «духовном
Переживания человека в период духовного кризиса бесценны. Опыт и мудрость, обретенные с их помощью, нельзя получить никаким иным путем. Возможность духовного перерождения заложена в каждом, но далеко не всем суждено ее реализовать. Ведь если бы все люди приходили к общечеловеческим истинам и выше всего ценили доброту, любовь, красоту, гармонию, единство мира и его совершенство, сопричастность душ, вещей и явлений, то мир стал бы иным.
Необходимо
сказать и о такой проблеме,
как «проблема смысла». Она является
первичной проблемой или