Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 18:41, курсовая работа
В конце юности и начале взрослости многие представляют себе средний возраст в виде некоей гигантской черной дыры, в которой им предстоит провести по меньшей мере лет 20 своей жизни. К среднему возрасту, полагают они, рост и развитие человека прекращаются. Им придется распрощаться как со своими юношескими мечтами, так и с планами в отношении профессиональной карьеры, семейной жизни и личного счастья. Если молодость – это надежды, то середина жизни – попадание в вязкую трясину.
Введение……………………………………………………………………3-6
Глава 1. Кризис в жизни человека………………………………………..6
1.1 Значение кризисов в жизни человека…………………………..6-9
1.2 Задачи среднего возраста……………………………………..10-12
1.3 Мифы середины жизни……………………………………….12-15
Глава 2. Особенности протекания кризиса середины жизни.
2.1 Протекание кризиса у женщин……………………………….15-18
2.2 Протекание кризиса у мужчин……………………………….18-22
2.3 Духовный кризис. Проблема смысла………………………...22-25
Глава 3. Конструктивное преодоление кризиса середины жизни……25-27
Заключение…………………………………………………………….....28-29
Литература………………………
Кризис
середины жизни дает человеку шанс
измениться, приблизиться к самому
себе. Поэтому к его испытаниям
правильно было бы относиться не со
страхом, а с уважением и
Для успешного разрешения и выхода из кризиса человеку необходимо решиться на некоторые жизненно-важные и актуальные для его возраста задачи.
1.2 Задачи среднего возраста.
Хэйвигхерст и Эриксон определяют ряд задач, выполнение которых необходимо для того, чтобы почувствовать удовлетворение от своей жизни (11). Кроме нескольких лонгитюдных исследований, существует относительно мало надежных данных о том, как изменяются люди в течение всей жизни. Основной причиной такого недостатка является лишь относительно недавнее признание психологами того факта, что взрослые люди тоже «растут». Карл-Густав Юнг одним из первых обратил внимание на вторую половину жизни, когда человек оказывается перед необходимостью найти и оправдать смысл своего существования. В настоящее время немногие психологи предлагают модели развития, охватывающие весь период жизни человека.
Модель развития взрослых Хэйвигхерста.
Он описывал модель развития индивида на протяжении всей его жизни с прагматических позиций. Он рассматривал взрослость как ряд периодов, в течение которых человек должен добиться выполнения определенных задач развития.
Задачи среднего возраста:
Эти задачи обеспечивают основной контекст развития.
Применимы ли эти концепции, разработанные в 1953 году к развитию взрослого человека в настоящее время? По-видимому, да, но не в отношении всех людей. В наши дни для многих людей задачи развития в среднем возрасте включают в себя налаживание холостого образа жизни или создание семьи и воспитание маленьких детей, выбор нового спутника жизни после развода и привыкание к жизни в новом браке, освоение новой профессии. Несмотря на то, что у большинства людей задачи развития соответствуют временным периодам, указанным Хэйвигхерстом, исключений стало гораздо больше, чем было прежде.
Эриксон о развитии в среднем возрасте.
Согласно Эриксону, основная проблема, встающая перед людьми этого возраста – переход к генеративности, либо поглощенности собой и стагнация; продуктивности или инертности. Продуктивность появляется вместе с озабоченностью человека не только благополучием следующего поколения, но также и состоянием общества, в котором будет жить и работать это будущее поколение.
Эриксон считает, что на стадии генеративности люди действуют в трех областях: в прокреативной области, порождая и удовлетворяя потребности следующего поколения; в продуктивной области, сочетая работу с семейной жизнью и создавая новое поколение; в креативной области, увеличивая культурный потенциал в более широком масштабе. У женщин генеративность выражается через просоциальное поведение, через погружение в процесс воспитания детей и заботу о любимых людях и через генеративные установки в работе.
Те взрослые, которым не удается стать продуктивными, постепенно переходят в состояние стагнации, поглощенности собой, при котором основным предметом заботы являются личные потребности и удобства. Эти люди не заботятся ни о ком и ни о чем, они лишь потворствуют своим желаниям, также обедняются межличностные отношения. С утратой продуктивности прекращается функционирование личности как деятельного члена общества. Это явление – кризис среднего возраста – общеизвестно, он выражается в чувстве безысходности, безнадежности, бессмысленности жизни.
Каждый взрослый должен принять или отвергнуть мысль о своей ответственности за возобновление и улучшение всего, что могло бы способствовать сохранению и совершенствованию нашей культуры. Таким образом, продуктивность выступает как забота более старшего поколения о тех, кто придет им на смену. Забота является личностным достоинством зрелости, представляет собой не только чувство долга, но и естественное желание внести свой вклад в жизнь будущих поколений.
Те
взрослые, кому не удается стать
продуктивными, постепенно переходят
в состояние поглощенности
1.3 Мифы середины жизни.
Большинство людей полагают, что со среднего возраста рост и развитие человека прекращаются, что им придется расстаться со своими юношескими мечтами, с планами в профессиональной карьере, семейной жизни и личного счастья. Если молодость – это надежды, то середина жизни – застой и страхи потерять здоровье.
Рональд Кесслер считает такое мнение ошибочным. «Все говорит о том, что средний возраст – это лучшее время жизни. Изучая статистические данные по населению США, приходишь к выводу, что лучший возраст для человека – 50 лет. Вас еще не беспокоят болезни и недомогания пожилого возраста, и вы уже не мучаетесь тревогами молодых людей: полюбит ли кто-нибудь меня? Смогу ли я добиться успеха на работе? Уровень общего дистресса низкий: число депрессивных и тревожных состояний достигает минимумам примерно в 35 лет и не увеличивается до конца 70 лет. Вы здоровы. Вы деятельны. У вас достаточно денег, чтобы позволить делать многое из того, что вам нравится. Ваши семейные отношения устоялись, и вероятность развода очень невелика. Середина жизни – это «то самое», к чему вы стремились. Вы можете посвящать свое время бытию, а не становлению» (Gallagher, 1993).
Кесслер и другие исследователи считают, что кризис середины жизни – это скорее исключение, чем правило. У подавляющего большинства людей переход в средний возраст переходит незаметно и плавно, по мере того, как на смену юношеским мечтам о славе, богатстве и красоте приходят более реалистичные ожидания.
Кризис середины жизни грозит в первую очередь тем, кто склонен избегать самоанализа и использует защитный механизм отрицания, стараясь не замечать перемен, происходящих в его организме и его жизни. В результате, сорокапятилетний мужчина, все еще считающий, что он находится в прекрасной физической форме, может испытать эмоциональное потрясение, когда его пятнадцатилетний сын начнет обыгрывать его в баскетбол. «Такие люди ни за что не хотят расстаться со своими иллюзиями – говорит Кесслер – они проявляют чудеса изобретательности, продолжая себя обманывать, пока, наконец, реальность не заявляет о себе в полный голос». Интересно отметить следующее: Кесслер полагает, что кризис середины жизни более типичен для состоятельных людей, чем для малоимущих и для представителей рабочего класса. Очевидно, когда солидный счет в банке защищает вас от тягот и превратностей жизни, легче обманывать себя в отношении реалий среднего возраста.
Может быть, людям, которые спокойно относятся к достижению середины жизни, удалось развить некое психологическое качество или когнитивную способность, сродни мудрости? Пол Балтес определяет мудрого человека как обладающего обширными актуальными и процедурными знаниями, умеющего оценивать события и информацию в более широком контексте и способного справляться с неопределенностью.
Время появления мудрости указывает на то, что в зрелом возрасте люди получают новый импульс – новый способ понимания жизни, более ориентированный на служение людям. Вполне возможно, что забота о людях и есть тот «замковый камень процесса жизни, который отвергли строители».
Ряд исследователей взрослого развития изучали сплетение когнитивных способностей, личностных потребностей и социальных ожиданий, пытаясь определить стадии, или периоды развития взрослых людей. Их исследования, как правило, опираются на данные обширных лонгитюдных интервью с представителя разных возрастных когорт. На основе этих интервью ученые установили, что описываемые респондентами проблемы и интересы относятся к определенным возрастным периодам. Центральным содержанием этих периодов развития, как правило, оказываются нормативно определяемые кризисы, конфликты или проблемы.
Кроме нескольких лонгитюдных исследований, существует относительно мало надежных данных о том, как изменяются люди в течение всей жизни. Основной причиной такого недостатка является лишь относительно недавнее признание психологами того факта, что взрослые люди тоже «растут». Карл-Густав Юнг одним из первых обратил внимание на вторую половину жизни, когда человек оказывается перед необходимостью найти и оправдать смысл своего существования.
Развитие личности определяют через стадии развития; во взрослости эти стадии описываются как задачи. В числе задач развития, установленных Хэйвигхерстом для среднего возраста, - находится достижение зрелой гражданской и социальной ответственности, достижение и поддержание целесообразного жизненного уровня, помощь детям стать ответственными и счастливыми взрослыми и др. В отличие от Хэйвигхерста, Эриксон определял главную задачу среднего возраста в виде основного вопроса – генеративность против поглощенности собой. Чтобы избежать стагнации, люди должны заботиться о младшем поколении и о том, какой мир это поколение получит в наследство. Пэк расширил описанную Эриксоном картину развития в среднем возрасте, включив в нее семь проблем развития: ценность мудрости против ценности физических сил, уравновешивание на новом уровне социального против сексуального начала в человеческих отношениях, катексисная гибкость против катексисного обеднения, умственная гибкость против умственной ригидности и др.
Исследования мужчин в середине жизни показали, что большинство их них связаны обязательствами как перед работой, так и перед семьей, и должны научаться справляться с проблемами, вызванными старением родителей и взрослением детей. Женщины в середине жизни традиционно определяют себя через свое основное место в семейном цикле.
Таким образом, середина жизни – это то время, когда люди критически анализируют и оценивают свою жизнь. Одни могут быть удовлетворены собой, для других - анализ прожитых лет может стать болезненным процессом.
Глава 2. Особенности протекания кризиса середины жизни.
2.1 Протекание кризиса у женщин.
Как
протекает период зрелости для женщин?
Как она справляется со всеми
его проблемами? Прежде всего, это
возраст начинающегося
Соматический вид женщины претерпевает ряд изменений – фигура чаще всего полнеет, жир откладывается в области бедер, что объясняется общим понижением общего обмена веществ.
Также женщина встает перед проблемой использовании своего интеллекта для решения задач своего же развития.
Многие женщины ощущают в себе недостатки собственного мышления о жизни. Они обращаются к философскому мышлению о жизни и религиозному знанию, чаще всего в виде самообразования, приобщения к церкви или в виде общественных организаций, цель которых – духовный рост человека.
Секреты уверенности в себе в период зрелости для женщины находятся во всех проявлениях жизни, если она овладевает обобщенной ее концепцией, основанной не на эмоциях, а на рефлексивном, рациональном, разумном отношении к ней. Для этого у нее есть все потенциальные интеллектуальные возможности, если она действительно хочет научится искусству жить в новом периоде жизни.
Период зрелости – это время, когда женщина может найти в себе силы для достижения значимости в обществе, в семье, в собственных глазах за счет обновления границ собственного «Я», за счет возвращения к смыслу своей жизни, за счет осознания своей экзистенциальности.
Степень
и глубина осознания