Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 18:41, курсовая работа
В конце юности и начале взрослости многие представляют себе средний возраст в виде некоей гигантской черной дыры, в которой им предстоит провести по меньшей мере лет 20 своей жизни. К среднему возрасту, полагают они, рост и развитие человека прекращаются. Им придется распрощаться как со своими юношескими мечтами, так и с планами в отношении профессиональной карьеры, семейной жизни и личного счастья. Если молодость – это надежды, то середина жизни – попадание в вязкую трясину.
Введение……………………………………………………………………3-6
Глава 1. Кризис в жизни человека………………………………………..6
1.1 Значение кризисов в жизни человека…………………………..6-9
1.2 Задачи среднего возраста……………………………………..10-12
1.3 Мифы середины жизни……………………………………….12-15
Глава 2. Особенности протекания кризиса середины жизни.
2.1 Протекание кризиса у женщин……………………………….15-18
2.2 Протекание кризиса у мужчин……………………………….18-22
2.3 Духовный кризис. Проблема смысла………………………...22-25
Глава 3. Конструктивное преодоление кризиса середины жизни……25-27
Заключение…………………………………………………………….....28-29
Литература………………………
По мнению В.Франкла, «… жизнь потенциально имеет смысл при любых условиях, даже самых несчастных.» Если человек успешно находит смысл своей жизни, это не только приносит ему счастье, но и способность справляться со страданием. Но что происходит, если кому-то не удается найти этот смысл? Последствия могут быть роковыми. (18)
Возникновение
психологических кризисов многими
психологами связывается с
Глава 3. Конструктивное преодоление кризиса среднего возраста
Многие психологи отмечают важность конструктивного преодоления кризисных ситуаций. Напротив, их не решение, или неадекватное решение может привести к довольно тяжелым последствиям. С точки зрения психоанализа, по меткому выражению Л.С. Выготского, человек является рабом своего раннего детства, поскольку он всю последующую жизнь разрешает и пытается справиться с конфликтами, возникающими в первые месяцы его жизни(7). В психологии общепризнанным является представление о значении конструктивного, эффективного разрешения и преодоления личностью возникающих кризисов, о негативном, а порой и разрушительном влиянии, которое может иметь для развития здоровой личности их не преодоление.
По
мнению специалистов, принципиальные
различия между конструктивными
и неконструктивными
Эффективные стратегии направлены на «работу» с самой проблемой, с содержанием возникшего противоречия и имеют своей целью преодоление тех препятствий, которые создает данная проблема на пути возможности самоактуализации личности, ее самореализации и полноценной жизни.
Неэффективные стратегии реально оказываются направленными на ослабление, смягчение остроты переживаемого кризиса, сопровождающих его эмоциональных состояний.
При переживании критической или кризисной ситуации возможны три принципиальные стратегии.
Общим признаком этих деструктивных стратегий является фактическое нежелание или неспособность человека работать со своей проблемой. Он не готов к принятию решений, к ответственности, боится их последствий и надеется, что все как-нибудь устроится само собой.
Конструктивное преодоление личностных кризисов и конфликтов предполагает принятие реальности, готовность к честному анализу сложившейся ситуации, способность различать главное и второстепенное.
Ф Василюк отмечал, что эмоциональное переживание кризисной ситуации само по себе не ведет к ее преодолению. Подлинная проблема состоит в созидании нового смысла, в смыслопорождении, когда результатом внутренней работы личности по преодолению критических жизненных ситуаций становятся изменения в ее внутреннем субъективном мире – обретение нового смысла, новое ценностное отношение, восстановление душевного равновесия(6).
Многие
люди среднего возраста оказываются
в дополнительной роли бабушек и
дедушек. Для большинства из них
выполнение этой роли является деятельностью,
приносящей глубокое удовлетворение;
они занимаются воспитанием нового
поколения, не неся на себе обязанностей
родителей и не вступая в напряженные
отношения и конфликты, возникающие
между родителями и ребенком.
Воспитание
внуков – это высоко индивидуализированная
деятельность; не существует единого общепринятого
способа, которым действуют все бабушки
и дедушки в семье или даже внутри этнической
группы. Тем не менее, существуют определенные
роли, которые бабушки и дедушки играют
в зависимости от характера своих отношений
с внуками. Если мать воспитывает детей
одна, или оба родителя работают, то бабушки
и дедушки могут заботиться о внуках большую
часть дня. Некоторые бабушки и дедушки
развлекают своих внуков, беря их с собой
в поездки, в магазины или в интересные
места. В определенных этнических группах
дедушки сохраняют свой статус, занимая
положение формального главы семьи.
Определяющим для развития личности в
зрелости, по мнению большинства психологов,
является стремление к наиболее полной
самореализации в различных сферах жизни
– профессиональной, семейной, творческой.
В средней зрелости и пожилом возрасте
существенное влияние на самооценку и
степень удовлетворенности человека жизнью
начинают оказывать повзрослевшие дети.
Их успешность может стать мощным подтверждением
самоактуализации человека, придать смысл
его жизни. Разрыв связей с детьми, их неудачи
могут стать свидетельством бессмысленности
большей части затраченных усилий.
Заключение.
Хотя некоторые исследователи
полагают, что средний возраст
воспринимается взрослыми
Убывание физических сил и привлекательности — одна из главных проблем, с которыми сталкивается человек и в годы кризиса среднего возраста, и позже. Для тех, кто в молодости полагался на свои физические качества, средний возраст может стать периодом тяжелой депрессии.
Второй главный вопрос среднего возраста — это сексуальность. У человека среднего возраста часто изменяются сексуальные интересы, потребности и возможности, особенно по мере того, как подрастают дети. Многие люди поражаются тому, сколь большую роль играла сексуальность в их отношениях с людьми, когда они были моложе.
Удачное
достижение зрелости в среднем возрасте
требует значительной «эмоциональной
гибкости» — способности
Другой, тоже необходимый, вид гибкости — это «духовная гибкость». Среди людей зрелого возраста существует тенденция к росту ригидности во взглядах и действиях, к тому, чтобы сделать свои умы закрытыми для новых идей. Эту умственную закрытость следует преодолеть, иначе она перерастает в нетерпимость или фанатизм. Кроме того, жесткие установки ведут к ошибкам и неспособности воспринимать творческие решения проблем. Успешное разрешение кризиса включает обычно переформулировку идей в рамках более реалистичной и сдержанной точки зрения и осознание ограниченности времени жизни каждого человека. Супруг(а), друзья и дети приобретают все большее значение, тогда как собственное «Я» все более лишается своего исключитель-ного положения. Все более усиливается тенденция довольствоваться тем, что есть, и меньше думать о вещах, которых, скорее всего никогда не удастся достичь.
Средний возраст находится между двумя поколениями. Достигшие середины жизни осознают свою обособленность не только от молодых людей, но и от тех, кто вышел на пенсию и дожил до старости. На старение оказывает влияние ряд факторов, и если человек примет их во внимание, он сможет облегчить этот процесс, смягчив многие из его неприятных последствий.
Люди,
находящиеся в середине жизни, так или
иначе, должны решить для себя, в чем смысл
жизни, что важнее на данном этапе для
них: счастье близких людей или свое собственное.
Что даст большее удовлетворение в жизни:
помощь другим или поглощенность собой.
Ведь счастлив более не тот, кто берет,
а тот, кто дает, кто чувствует свою необходимость
и незаменимость для других. Только принимая
активное участие в жизни родных, общества
человек может ощутить свою жизнь исполненной
смыслом, не чувствовать себя потерянным,
оторванным от общества, реализовать свой
творческий потенциал, богатый и умудренный
жизненным опытом.
Литература: