Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 09:38, курсовая работа
Целью экспериментальной работы стало обнаружение уровня развития сюжетно-ролевой игры и разработка и апробация системы работы по увеличению педагогического мастерства воспитателей в части обогащения содержания сюжетно-ролевых игр учеников.
Задачи исследования:
1. Выявить степень развития сюжетно-ролевой игры у детей старшей группы;
2. Проанализировать роль воспитателя в сюжетно-ролевых играх на момент начала исследовательской работы;
3. Разработать и испытать систему работы по повышению педагогического мастерства воспитателей старшей группы;
4. Разработать и вести сюжетно-ролевые игры с испытуемыми экспериментальной группы;
5. Выявить динамику развития сюжетно-ролевой игры в ходе контрольного опыта.
Введение 3
Глава 1. Теоретический обзор литературы по проблеме культурно-исторической природы игры. 5
1.1 Важность развития игры у дошкольников с позиций культурно-исторического подхода 5
1.2 Современные подходы к изучению игровой деятельности 8
Глава 2. Практическое исследование сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста. 24
2.1 Используемые методики. 24
2.2 Анализ и интерпретация результатов. 25
Заключение 30
Список литературы 31
По ряду причин в 50-х гг.
прошлого века наступил новый период
изучения игры и игрушки, характеризовавшийся
интересом исключительно к их
содержанию. Игра и игрушка стали
восприниматься как исключительно
удобное для взрослого средство
передачи ребенку социально адекватного
содержания, как возможность повлиять
на сознание и идеологию подрастающего
поколения. В педагогических работах
этого периода игрушка
Так, видный педагог тех лет А. И. Сорокина отмечает, что «воспитательное значение игрушки заключается в том, что ее содержание влияет на формирование интересов детей, расширяет их кругозор, в играх с игрушками воспитатель легче объединяет детский коллектив» [15, с. 128].
Спустя 38 лет, в 1989 г., формулировки остаются прежними. «Как средство гармонического воспитания детей игрушка должна способствовать формированию любознательности, интереса к окружающему миру, проявлению гуманных чувств, развитию художественного вкуса и творческих способностей» [11, с. 201].
Альтернативой доминирующим в то время представлениям об игре и игрушке стала концепция поэтапного формирования игры Н. Я. Ми- хайленко и Н. А. Коротковой, представленная в ряде публикаций начиная с 1982 г. и по настоящее время. Сюжетная игра рассматривается исследователями как культурная форма деятельности ребенка, естественный ход передачи которой нарушен и требует направленного вмешательства взрослого в форме совместной игры с детьми.
К сожалению, вопросы, связанные с подбором игрового материала для свободной игры детей, не находились в центре внимания этих авторов и обсуждались лишь в общем виде.
В СССР с 1941 г. существовала
структура, не имевшая аналогов в
мире - Художественно-технический
Принципиально важным недостатком основной идеи Художественно-технического совета по игрушке было то, что он не принимал активного участия в разработке игровых материалов, а рассматривал лишь готовые прототипы. Функция разработки игровых материалов возлагалась на конструкторские бюро предприятий, и в незначительной степени на специализированное учреждение - НИИ игрушки г. Загорска. В связи с переходом страны на рыночную экономику Художественно-технический совет по игрушке в 1994 г. прекратил свое существование.
В то же время с началом
перестройки сочетание
Квинтэссенцией тогдашних представлений об игрушке были положения приказа Минобразования РФ от 26.06.2000 № 1917 «Об экспертизе настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей». Основной акцент в содержании приказа был сделан не на то, какой должна быть игрушка, а на то, какой она не должна быть.
Общая концепция этого документа представляет значительный интерес, прежде всего потому, что он включал критерии оценки игровых материалов, которые были ориентированы как на производителей, так и на группу «организованных» потребителей - сотрудников дошкольных образовательных учреждений.
Первая группа критериев
была сосредоточена на содержании игрушки
и ее соответствии социально-этическим
нормам. Так, игрушка не должна была
провоцировать агрессивные
В сущности, данные критерии
оценки представляли собой радикальный
вариант господствующего в 50-90-е
гг. в России взгляда на игровой
предмет как на одно из средств
культурного и социального
Экспертный совет, организованный
на основании приказа № 1917, вскоре
прекратил свое существование. Вслед
за этим были образованы Межрегиональная
общественная организация «Объединение
независимых экспертов игровой,
учебно-методической и электронной
продукции для детей» и «Психологическая
экспертиза игр и игрушек» при
Московском городском психолого-
Так, в первом случае они были декларативны и мало отличались от направленности названного приказа. По-прежнему главным было «социальная и психологическая безопасность игрушки», «соответствие принятым в обществе нормам и духовно-нравственным ценностям» и т. п [1].
Основными критериями, принятыми «Психологической экспертизой...», были следующие:
На мой взгляд, названные критерии отличались значительной степенью неопределенности и субъективностью.
Подводя итоги, можно сказать, что на протяжении длительного периода - с появления игрушки фабричного изготовления и по настоящее время - игровой предмет наделялся дополнительными коннотациями и значениями, не связанными с его первоначальными культурными специфическими функциями, которые заключаются в активизации и поддержании свободной самостоятельной игры детей. В период незрелого капитализма это проявлялось особенно отчетливо - основной целью изготовления игрушки было получение сиюминутной материальной выгоды. Разработчика интересовала только ее внешняя привлекательность для покупателя, будь то ребенок или взрослый, важно было лишь одно - чтобы она была куплена. В России такая ситуация сложилась в начале и конце двадцатого века. В продолжительный период существования социалистического строя основная цель производителя была иной, однако также не учитывала специфической культурной функции игрового предмета. Игрушка являлась одним из средств социокультурной трансляции, формирования у подрастающего поколения определенных культурных, нравственных и эстетических общественных норм.
Деятельность современных организаций, претендующих на критериальное оценивание игровых предметов, также оказалась малоэффективна. Попытки повторить опыт работы ХТС по игрушке в условиях рыночной экономики имеют «камерный» характер и не могут оказать сколько-нибудь существенного влияния на ситуацию в целом.
Очевидно, в настоящих условиях стремление осуществить отсев нежелательных игровых материалов на уровне производства неизбежно обречено на неудачу. Если несоответствующая психолого-педагогическим требованиям игрушка будет покупаться, она будет и производиться. На мой взгляд, единственно возможным направлением является уменьшение ценности и привлекательности нежелательной игровой продукции в глазах потенциальных покупателей. Можно предположить, что основой повышения качества предметной игровой среды для детей дошкольного возраста в настоящее время могут стать дошкольные образовательные учреждения.
Наиболее перспективным в развитии этого направления представляется организованное транслирование представлений о специфических функциях игровых предметов работникам дошкольных образовательных учреждений в печатных изданиях, посредством лекций и др. В настоящее время единственным изданием, посвященным этому вопросу, является пособие «Материалы и оборудование для детского сада» под редакцией Т. Н. Дороновой и Н. А. Коротковой, изданное в 2004 г.
Игровые предметы рассматриваются авторами пособия в соответствии с их специфической функцией, заключающейся в активизации сюжетной игры. Типология всего многообразия игровых предметов в соответствии с их сюжетообразующей функцией, составленная Н. А. Коротковой, позволяет педагогу-практику осуществлять выбор игровых материалов осознанно, понимая роль каждого из предметов в сюжетной игре. Сравнивая предложенную Н. А. Коротковой двухчастную типологию игровых материалов по выполнению функции в игре и степени условности с существовавшими ранее типологиями [10, 14, 16], можно констатировать качественный скачок в психолого-педагогических представлениях об игровых материалах.
Как известно, основанная на верных предпосылках типология позволяет обнаружить во всем многообразии классифицируемых предметов «незанятые места», как это было, например, с периодической таблицей химических элементов, и заполнить их теми материалами, которых, возможно, не хватает детям для полноценной сюжетной игры. Знакомство родителей с новой типологией позволило бы им выбирать игрушки для детей, руководствуясь не рекламой, а представлениями об их психологопедагогической ценности.
В моем исследовании приняли участие дети старших групп и их воспитатели, 20 детей в возрасте от 4 лет 9 мес. до 5 лет 11 мес.
В эксперименте участвовали не только опытные воспитатели, но и молодые сотрудники.
Экспериментальная работа состояла из трех этапов:
- констатирующий;
- формирующий;
- контрольный.
Тематика сюжетно-ролевых игр девочек: «Дочки-матери», «Работа», «Врачи»; мальчиков: «Специалисты», «Война». Смешанная тема отсутствует, девочки и мальчики не организовывали общих сюжетных игр. Содержание игр на одну и ту же тему за время наблюдений не претерпело значимых изменений, не закреплено ни одной новой сюжетной линии. Другими словами, обнаружено « зацикливание» детей на одном и том же содержании игры, что понижает ее воспитательский потенциал. Дети не разыгрывают новых тем. В процессе организации игр дети были довольно самостоятельны, все игры появлялись по их инициативе. Вмешательство преподавателя требовалось только при происхождении конфликтов. Конфликты появлялись по предлогу затруднения в распределении ролей, выборе атрибутов, так же появлялись конфликтные ситуации, когда ребенок не хотел считаться с общезаданными правилами или его не устраивал какой-нибудь участник игры. Численность играющих групп от 3 до 5 человек. Из 20 детей 10 не воспринимали роль в играх вследствии того, что были заняты персональными занятиями, 4 ребенка не обнаруживали интереса к сюжетным играм, предпочитали остальные виды деятельности( рисование, конструирование).
Было записано 8 игр.
Была проведена беседа с детьми с целью выявления отношения детей к игре, их предпочтения в выборе темы игры и напарника по игре.
Анализ ответов на вопрос, «В какие игры ты любишь играть в детском саду?» представлен на рисунке 1.
Рис.1 Любимые сюжеты игр воспитанников в детском саду, в %
На второй вопрос беседы «В какие игры ты играешь дома?», 82 % девочек ответили, что в «Дочки-матери» («в куклы»), 35% мальчиков дома предпочитают играть в «Транспорт», «Войну» («в машинки и солдатиков»), в компьютерные игры (55 %), в конструктор (10 %).
Анализ ответов детей на третий вопрос беседы, « С кем ты играешь дома?», показал следующее (рисунок 2.)
Рис.2 Участие в игре дома членов семьи, в %
Партнером в игре дети чаще выбирают ровесника (85%), чем взрослого (15 %). С взрослыми играют в дидактические забавы: лото, мозаика, шашки и т. п. (70 %), в подвижные игры: футбол, теннис (20 %), в сюжетные игры: «Школа», «Дочки-матери» (25 %). С детьми играют в подвижные игры: «Салочки», «Классики», « Гуси-гуси» и т. д. (75 %), в сюжетные игры (85 %).
Воспитателем была организована игра «Модницы». Перед игрой воспитатель провел подготовительную работу. На занятии по ознакомлению с находящимся вокруг детей познакомили с трудом портнихи, закройщика, дизайнера, поведали о работе ателье. В игре принимало участие 12 деток. Игра началась с предложения воспитателя поиграть в «Модницы», дети добровольно согласились. Воспитатель подобрала атрибуты для игры, посодействовала разделить роли между детками, уточнила игровые деяния, на базе общения с детьми о труде портнихи, закройщика, дизайнера. Воспитатель брала на себя одну из основных ролей – закройщика, что дало вероятность ориентировать активность деток. Дети приступили к разыгрыванию сюжета. Вначале детки обнаруживали энтузиазм к новому для них сюжету, деятельно участвуя в игре. Через некое время воспитатель предложила быть закройщику одному из участников, чтобы дети продолжили игру без помощи других. Девочка плохо выполняла свою роль, после нескольких попыток дети утратили интерес к игре и перестали заниматься. Игра длилась 30 минут.
Информация о работе Культурно-историческая природа игры. Современные подходы к игровой деятельности