Культурно-историческая природа игры. Современные подходы к игровой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 09:38, курсовая работа

Описание

Целью экспериментальной работы стало обнаружение уровня развития сюжетно-ролевой игры и разработка и апробация системы работы по увеличению педагогического мастерства воспитателей в части обогащения содержания сюжетно-ролевых игр учеников.
Задачи исследования:
1. Выявить степень развития сюжетно-ролевой игры у детей старшей группы;
2. Проанализировать роль воспитателя в сюжетно-ролевых играх на момент начала исследовательской работы;
3. Разработать и испытать систему работы по повышению педагогического мастерства воспитателей старшей группы;
4. Разработать и вести сюжетно-ролевые игры с испытуемыми экспериментальной группы;
5. Выявить динамику развития сюжетно-ролевой игры в ходе контрольного опыта.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретический обзор литературы по проблеме культурно-исторической природы игры. 5
1.1 Важность развития игры у дошкольников с позиций культурно-исторического подхода 5
1.2 Современные подходы к изучению игровой деятельности 8
Глава 2. Практическое исследование сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста. 24
2.1 Используемые методики. 24
2.2 Анализ и интерпретация результатов. 25
Заключение 30
Список литературы 31

Работа состоит из  1 файл

курсовая, психология.docx

— 162.30 Кб (Скачать документ)

В анкетировании приняли  участие 8 воспитателей. С целью уточнить теоретические знания, воспитателям было предложено заполнить анкету, которая позволила определить (рисунок 3).

Рис 3. Удовлетворенность  воспитателей игрой детей, в %

Преобладание видов игр (по мнению воспитателей) следующее: (рис 4)

Рис 4. Разнообразие видов игр в группе, в %

На вопрос занимает ли сюжетно-ролевая  игра подабающее место в жизни детей, утвердительно ответили – 32%, негативно – 68%. Воспитатели в собственных ответах уделили внимание тому, что детям не хватает времени для самостоятельной организации сюжетных игр, так как день занят другими мероприятиями, которые строго подчиняются режиму дня.

Все воспитатели отметили, что преподаватель должен участвовать в деятельности детей, организовывать сюжетно-ролевые игры.

На их взгляд эта служба обязана содержаться в разъяснении  и показе игры – 3 человека, в организации  игровой среды – 4 человека, обогащении жизненного эксперимента – 2 человека, в необходимости заинтриговать  и привлечь большее численность  детей – 3 человека.

Дети не вносят новых рядов  развития сюжета в нередко разыгрываемые  сюжеты («дочки-матери», «школа», «клиника») – 6, мотивом такого обогащения может работать приобретение новых познаний – 5, новый игровой материал – 4, подражание играм остальных детей – 2, роль преподавателя в игре – 2;

При разработке игровой обстановки воспитатели считают более принципиальным позволять детям без помощи других готовить игровую обстановку – 7, предохранять и беречь игровое пространство – 1;

Для подабающего развития сюжетно-ролевой игры воспитатели считают нужным условием обогащение жизненного эксперимента детей – 6, творение игровой обстановки – 5, затруднился с возражением – 1;

Воспитатели не знакомы с  психолого-педагогической литературой  по дилемме сюжетно-ролевых игр  – 3, используют методические советы к программе – 4, используют опыт работы коллег – 1;

Все преподаватели отметили, что чувствуют трудности в  организации сюжетно-ролевых игр. Трудности содержатся в конкретном участии взрослого в игре – 6, обогащении содержания игр – 4, организация  игровой среды – 4; Причины данных проблем в недостающем педагогическом эксперименте – 5, нехватке методической литературы по проблеме – 7;  Воспитатели изъявили желание, познакомится с новыми исследованиями по проблеме развития сюжетно-ролевых игр, почитать литературу, заполучить знания от методиста.

Воспитатели удивлялись, что  в игровом уголке все что собрали (от сломанных мобильных телефонов и магнитофонов до муляжей хлеба, конфет, колбасы), а дети не играют. Это объясняется тем, что определенной атрибутикой воспитатели ограничивают полет выдумки детей.

 

Заключение

 

Игровая тематика однообразна. Ролевое поведение характеризуется  отсутствием новизны, вариативности. Игровые задачки дети решают обычными методами;

Воспитатели чувствуют потребность  в повышении собственного мастерства по проблеме обогащения сюжетно-ролевых  игр детей;

Знания преподавателей о  требованиях к организации педагогического  управления сюжетно-ролевой игрой  объединяется к повышению роли воспитателя  как гаранта детской свободы  и самостоятельности. Однако на практике эта точка зрения корректируется необходимостью поддержания дисциплины в группе, соблюдения режима, что  приводит к сдерживанию ребяческих проявлений, прерыванию игры, прямому  вмешательству в игру.

Вопросу обогащения и организации  сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста в ДОУ не уделяется значимого времени. Консультации по предоставленной проблеме не проводились и не запланированы в предстоящей работе;

Родители в главном  положительно относятся к играм  деток, но выбирают играть с детками  в развивающие, спортивные игры, не уделяют значимого интереса обогащению сюжетно-ролевых игр;

Типичным для воспитателей и родителей является понятие  о спонтанном развитии сюжетно-ролевой  игры как натуральной, стихийной  и самостоятельной деятельности дошкольников. Однако стоит рассмотреть возможности развития игр в дошкольных учреждениях посредством обучения воспитателей, которые будут предлагать новые варианты для детей.

 

 

Список литературы

 

  1. Бартрам Н. Д. Игрушка / Н.Д. Бартрам Избр. ст. М., 2006. – 456 с.
  2. Венгер Л.А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сб. научных трудов. – М., 2008. - 127 с.
  3. Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников / В.Я. Воронова. – М., 2009. – 321 с.
  4. Вундт В. Фантазия как основа искусства / В. Вундт. М., 2004. – 119 с.
  5. Выготский Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития // Вопр. психол, 1972. - № 2, С. 58 – 69
  6. Короткова Н.А. Формирование способов совместного построения сюжета игры у детей старшего дошкольного возраста: автореф. дис.... канд. психол. наук. М., 2012. - 21 с.
  7. Кравцов Г.Г. Волевая сфера личности: культурно-исторический аспект // Мир психологии. 2007. - № 4, С. 135 - 152
  8. Кравцова Е.Е. Периодизация Л.С. Выготского как основа для построения образовательных программ // Проблемы психологии развития. Материалы конференции «Психическое развитие в онтогенезе: закономерности и возможные периодизации» / Под ред. Е.Е. Кравцовой. М., 2011. – 316 с.
  9. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. М., 2009. – 325 с.
  10. Михайленко Н.Я. Как играть с ребенком / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. М., 2010. – 456 с.
  11. Моложавая Е. Сюжетная игрушка / Е. Моложавая. М., 2007. – 405 с.
  12. Новикова Т.С. Психологическое значение сюжетно-ролевой игры в онтогенезе личности: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. М., 2008. – 34 с.
  13. Новоселова С.Л., Зворыгина Е.В. и др. Комплексное руководство формированием игры старших дошкольников // Игра дошкольника. М., 2009. С. 71 - 89
  14. Роллан Р. Жан-Кристоф: в 2 т. М., 1937. Т. 1.
  15. Сигуткина Р.С., Михайленко Н.Я. Игровая деятельность детей // Игрушки и пособия для детского сада. М., 2012. С. 7-15
  16. Сорокина А.И. Дошкольная педагогика. М., 2011. – 423 с.
  17. Флерина Е.А. Игра и игрушка: пособие для воспитателя детского сада. М., 2012. – 327 с.
  18. Фомичева Т.П. Зона ближайшего развития у взрослых // Исследования обучения и развития в контексте культурно-исторического подхода Материалы вторых чтений памяти Л.С. Выготского. М., 2002. С. 145 – 154
  19. Фомичева Т.П. Психологические основы личностно-ориентированного педагогического образования в системе повышения квалификации: Автореф. дисс. . канд. психол. наук. М., 2002. – 39 с.
  20. Эльконин Д.Б. Избр. психол. труды. М., 2009. – 517 с.

 


Информация о работе Культурно-историческая природа игры. Современные подходы к игровой деятельности