Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 09:22, контрольная работа
Астрология, теология, философия, литература и социальные науки - вот лишь некоторые из течений, в русле которых предпринимаются попытки понять всю сложность человеческого поведения и саму сущность человека. Какие-то из этих путей оказались тупиковыми, в то же время другие направления находятся на пороге своего расцвета. Сегодня проблема стоит остро, как никогда, поскольку большинство серьёзных недугов человечества - стремительный рост численности населения, глобальное потепление, загрязнение окружающей среды, ядерные отходы, терроризм. Наркомания, расовые предрассудки, нищета - является следствием поведения людей. Вполне вероятно, что качество жизни в будущем, как, возможно, и само существование цивилизации, будут зависеть от того, насколько мы продвинемся в понимании себя и других.
1. Введение…………............................................................................................................ 3
2. Человек, личность, индивидуальность......................................................................... 4
3. Основные подходы к проблеме соотношения биологического и социального
в личности…………………………………….............................................................................. 5
4. История исследований личности……….......................................................................... 6
5. Структура личности…………………................................................................................... 7
6. Теория личности……………………………………….………………………..................................... 9
7.Формирование и развитие личности ............................................................................ 10
8. Направленность личности………................................................................................... 12
9. Самосознание личности …............................................................................................. 14
10. Психологическая защита личности............................................................................ 15
11. Проблема устойчивости личности............................................................................. 16
12. Заключение ……………………………………………................................................................ 17
13. Литература………………………………………………..............................................................
Сибирская
Государственная Геодезическая Академия
Контрольная
работа
Дисциплина:
Психология, педагогика.
Тема:
Личность в психологии.
специальность экономика и
управление на предприятии
Капленко К.Н.
г. Карасук
– 2010 г.
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Введение…………..................
2. Человек,
личность, индивидуальность..............
3. Основные подходы к проблеме соотношения биологического и социального
в личности……………………………………......
4. История
исследований личности………...................
5. Структура
личности…………………...............
6. Теория
личности……………………………………….………………
7.Формирование
и развитие личности ..............................
8. Направленность
личности………...................
9. Самосознание
личности ….............................
10. Психологическая
защита личности...............
11. Проблема
устойчивости личности.........
12. Заключение …………………………………………….............
13. Литература………………………………………………..
ВВЕДЕНИЕ
Личность выступает объектом целого ряда наук и, являясь сложным, многогранным социальным явлением, требует к себе комплексного междисциплинарного подхода (философско-социологического, социально-психологического и т.п.). Психология изучает человека с точки зрения его психической, духовной жизнедеятельности.
В широком плане личность человека является интегральной целостностью биогенных, социогенных и психогенных элементов.
Биологическая основа личности охватывает нервную систему, систему желез, процессы обмена веществ (голод, жажда, половой импульс) половые различия, анатомические особенности, процессы созревания и развития организма.
Социальное “измерение” личности обусловливается влиянием культуры и структуры общностей, в которых человек был воспитан и в которых он участвует. Важнейшими социогенными слагаемыми личности являются социальные роли, выполняемые ею в различных общностях (семье, школе, группе ровесников), а также субъективное “Я”, то есть созданное под влиянием воздействия других представление о собственной особе, и отраженное “Я”, то есть комплекс представлений о себе, созданных из представлений других людей о нас самих.
Из всех проблем, с которыми сталкивались люди в ходе истории человечества, вероятно, наиболее запутанной является загадка самой человеческой природы. В каких только направлениях не велись поиски, какое множество различных концепций было выдвинуто, но ясный и точный ответ до сих пор ускользает от нас.
Существенная трудность состоит в том, что между нами очень много различий. Люди разнятся не только своим внешним видом. Но и поступками, зачастую чрезвычайно сложными и непредсказуемыми. Среди более пяти миллиардов людей на нашей планете не встретишь двух в точности похожих друг на друга. Эти громадные различия усложняют, если не делают вообще невозможным, решение задачи по установлению того общего, что объединяет представителей человеческой расы.
Астрология,
теология, философия, литература и социальные
науки - вот лишь некоторые из течений,
в русле которых предпринимаются попытки
понять всю сложность человеческого поведения
и саму сущность человека. Какие-то из
этих путей оказались тупиковыми, в то
же время другие направления находятся
на пороге своего расцвета. Сегодня проблема
стоит остро, как никогда, поскольку большинство
серьёзных недугов человечества - стремительный
рост численности населения, глобальное
потепление, загрязнение окружающей среды,
ядерные отходы, терроризм. Наркомания,
расовые предрассудки, нищета - является
следствием поведения людей. Вполне вероятно,
что качество жизни в будущем, как, возможно,
и само существование цивилизации, будут
зависеть от того, насколько мы продвинемся
в понимании себя и других.
ЧЕЛОВЕК, ЛИЧНОСТЬ, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ.
В
психологической науке
Индивид. В понятии индивид выражена родовая принадлежность человека, т.е. любой человек — это индивид. Человек рождается на свет уже человеком. Строение тела появившегося на свет младенца обусловливает возможность прямохождения, структура мозга — потенциальный интеллект, строение руки — перспективу использования орудий труда и т.д. Всеми этими возможностями младенец отличается от детеныша животного, тем самым утверждается факт принадлежности малыша к человеческому роду, зафиксированному в понятии «индивид» в отличие от детеныша животного, от рождения и до конца жизни называемого особью.
В понятие «индивид» входят как общие для многих людей свойства, так и качества, отличающие данного человека от других людей. Понятие «индивид» характеризует конкретного человека и включает все многообразие характеристик человека - психологические и биологические свойства, личностные качества, которые ему присущи.
Индивидуальность — это самое узкое по содержанию понятие из всех обсуждаемых.
Оно содержит в себе лишь те индивидные психологические свойства человека, такое их сочетание, которое составляет своеобразие данного человека, его отличие от других. Индивидуальность проявляется в чертах характера, темперамента, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов, в способностях, индивидуальном стиле деятельности.
Личность. Понятие личность шире понятия индивидуальности. Личность не может быть сведена только к совокупности произвольно выделенных внутренних психических свойств и качеств, не может находиться в изоляции от объективных условий, связей и отношений личности с окружающим миром. Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств. Это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены, никак не зависят от жизни в обществе. К числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, поскольку эти качества не проявляются в отношениях к людям, к обществу. В понятие «личность» обычно включают устойчивые свойства индивидуальности человека, значимые для общества.
Итак, что же такое личность, если иметь в виду указанные ограничения?
Личность— это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих. Понятия индивид, личность и индивидуальность не тождественны по содержанию: каждое из них раскрывает свои аспекты человека.
Индивидуальность
— лишь одна из сторон личности человека.
Строение личности нельзя представить
как конфигурацию индивидуально- психологических
свойств и качеств человека. Личностные
опросники позволяют охарактеризовать
структуру индивидуальности, но никак
не всю личность.
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ СООТНОШЕНИЯ БИЛОГИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО В ЛИЧНОСТИ.
В истории науки известны разные концепции психического развития, с разным удельным весом понятий психическое, социальное и биологическое. В концепциях спонтанного психического развития оно рассматривается как детерминированный внутренними законами процесс, независимый ни от биологического, ни от социального. Вопрос о
биологическом и социальном для этих концепций просто не существует: человеческому организму здесь отводится роль некоего «вместилища» психической деятельности.
В биологизаторских концепциях все особенности психических процессов, состояний и свойств человека выводят из биологических законов. При этом нередко используются законы, открытые при изучении животных, например основной биогенетический закон. Согласно этому закону в развитии индивида воспроизводится в главных чертах эволюция вида, к которому этот индивид принадлежит. С помощью этого закона пытаются найти в психическом развитии человека повторение ступеней эволюционного развития вида.
Современные
концепции рассматривают
личность. В каждом из этих понятий фиксируются разные системы свойств человека: в понятии организм — структура человеческого индивида как биологической системы, в понятии личность — его включенность в жизнь общества. Личность есть социальное качество индивида, вне общества это качество индивида не существует. Формирование и развитие личности можно рассматривать как усвоение ею социальных программ, сложившихся в данном обществе.
Из всего сказанного можно сделать общий вывод: развитие индивида включает как социальные, так и биологические детерминанты. Связи биологического и психического многоплановы и многогранны. При одних обстоятельствах биологическое выступает по отношению к психическому как предпосылка, в других — как фактор, влияющий на психические явления, в- третьих — как причина отдельных актов поведения, в четвертых — как условие возникновения психических явлений и т.д.
Еще более многообразны и многоплановы отношения психического к социальному. Соотношение социального и биологического в психике человека также многомерно. Оно определяется конкретными обстоятельствами психического развития индивида. Все это создает очень большие трудности в изучении триады биологическое — психическое —
социальное.
История
исследований в области психологии личности
включает три периода: философско-литературный,
клинический и экспериментальный. Философский
период берет свое начало от работ древних
мыслителей и продолжается вплоть до начала
XIX в. Основными проблемами психологии
личности в этот период явились вопросы
о нравственной и социальной природе человека,
о его поступках и поведении. Первые определения
личности были достаточно широкими. Они
трактовали личность как понятие, характеризующее
человека в целом: его биологию, психологию,
поведение, культуру и т. п. В художественном
творчестве, философии и других социальных
науках такое понимание личности вполне
оправдано. Однако в психологии, где существует
множество понятий, наполненных научно-конкретным
содержанием, данное определение представляется
слишком широким.