Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 09:22, контрольная работа
Астрология, теология, философия, литература и социальные науки - вот лишь некоторые из течений, в русле которых предпринимаются попытки понять всю сложность человеческого поведения и саму сущность человека. Какие-то из этих путей оказались тупиковыми, в то же время другие направления находятся на пороге своего расцвета. Сегодня проблема стоит остро, как никогда, поскольку большинство серьёзных недугов человечества - стремительный рост численности населения, глобальное потепление, загрязнение окружающей среды, ядерные отходы, терроризм. Наркомания, расовые предрассудки, нищета - является следствием поведения людей. Вполне вероятно, что качество жизни в будущем, как, возможно, и само существование цивилизации, будут зависеть от того, насколько мы продвинемся в понимании себя и других.
1. Введение…………............................................................................................................ 3
2. Человек, личность, индивидуальность......................................................................... 4
3. Основные подходы к проблеме соотношения биологического и социального
в личности…………………………………….............................................................................. 5
4. История исследований личности……….......................................................................... 6
5. Структура личности…………………................................................................................... 7
6. Теория личности……………………………………….………………………..................................... 9
7.Формирование и развитие личности ............................................................................ 10
8. Направленность личности………................................................................................... 12
9. Самосознание личности …............................................................................................. 14
10. Психологическая защита личности............................................................................ 15
11. Проблема устойчивости личности............................................................................. 16
12. Заключение ……………………………………………................................................................ 17
13. Литература………………………………………………..............................................................
Структура направленности. Направленность включает несколько иерархически форм: влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. Все формы направленности личности вместе с тем являются мотивами ее деятельности. Кратко охарактеризуем каждую из выделенных форм направленности:
влечение — наиболее примитивная биологическая форма
направленности;
желание — осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне
определенному;
стремление — возникает при включении в структуру желания
волевого компонента;
интерес — познавательная форма направленности на предметы;
при включении в интерес волевого компонента он становится
склонностью;
конкретизируемая в образе предметная цель склонности есть идеал;
мировоззрение — система философских, эстетических, этических, естественнонаучных и других взглядов на окружающий мир;
убеждение — высшая форма направленности — это система мотивов
личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами,
принципами, мировоззрением.
Мотивы могут быть осознанными или не осознаваемыми. Направленность личности составляют осознанные мотивы. Потребностно-мотивационная сфера является как бы исходным фундаментом направленности личности. На этом фундаменте формируются жизненные цели личности. Следует различать цель деятельности и жизненную цель.
Человеку приходится выполнять в течение жизни множество разнообразных
деятельностей, в каждой из которых реализуется определенная цель.
Жизненная цель выступает в качестве общего интегратора всех частных целей, связанных с отдельными деятельностями. С жизненными целями связан уровень достижений личности. В жизненных целях личности находит выражение осознаваемая ею «концепция собственного будущего». Осознание человеком не только цели, но и реальности ее осуществления рассматривается как перспектива личности. В тех случаях, когда человек на пути к достижению цели сталкивается с реально непреодолимыми препятствиями, или когда эти препятствия воспринимаются как непреодолимые, возникает состояние фрустрации.
Фрустрация - это состояние расстройства, подавленности, противоположное
переживаниям, свойственным человеку, осознающему перспективу. Необходимыми признаками фрустрирующей ситуации является ярко выраженная мотивированность достижения цели (удовлетворения потребности) и возникновение преграды, препятствующей этому достижению.
Состояние
фрустрации в определенной мере деформирует
поведение человека. Выделяют следующие
виды фрустрационного поведения: а) двигательное
возбуждение — бесцельные и неупорядоченные
реакции; б) апатия; в) агрессия и деструкция.
САМОСОЗНАНИЕ
ЛИЧНОСТИ.
В структуре самосознания можно выделить 3 взаимосвязанных
компонента:
1) самопознание;
2)
эмоционально-ценностное
3)
саморегулирование поведения
Образ «Я» субъекта включает в себя «реальное Я» — представление о себе в момент самого переживания, и «идеальное Я» субъекта, то, каким он должен был быть, чтобы соответствовать социальным нормам и ожиданиям окружающих.
Степень адекватности образа «Я» выясняется при изучении самооценки личности, т.е. оценки личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности.
Самооценка
тесно связана с уровнем
конфликт двух тенденций: с одной стороны, стремление повысить притязания, чтобы пережить максимальный успех, а с другой — снизить притязания, чтобы избежать неудачи. В случае успеха уровень притязаний обычно повышается, человек проявляет готовность решать более сложные за- дачи, при неуспехе — соответственно снижается. Уровень притязания личности в конкретной деятельности может быть определен довольно точно.
Экспериментально
показано, что уровень своих притязаний
личность устанавливает где-то между
чересчур трудными и чересчур легкими
задачами и целями таким образом,
чтобы сохранить на должной высоте
свою самооценку. Формирование уровня
притязаний определяется не только ожиданием
успеха или неудачи, но прежде всего учетом
прошлых успехов и неудач.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
ЗАЩИТА ЛИЧНОСТИ.
В жизни человека часто встречаются ситуации, когда имеющаяся потребность по каким-либо причинам не может быть удовлетворена. В таких случаях поведение регулируется с помощью механизмов психологической защиты. Психологическая защита - это нормальный механизм, направленный на предупреждение расстройств поведения. Психологическая защита - это психическая деятельность, которая реализуется в форме специфических приемов переработки информации, позволяющих сохранять достаточный уровень самоуважения в условиях эмоционального конфликта.
Механизм психологической защиты связан с реорганизацией системы внутренних ценностей личности, направленной на снижение уровня субъективной значимости соответствующего переживания с тем, чтобы свести к минимуму психологически травмирующие моменты.
В психологии известен эффект так называемого незавершенного действия. Он заключается в том, что всякое препятствие ведет к прерыванию действия до тех пор, пока препятствие не будет преодолено или человек не откажется от его преодоления. Незаконченные действия формируют тенденцию к их завершению, при этом, если прямое завершение невозможно, человек начинает совершать замещающие действия. Можно допустить, что механизмы психологической защиты — это и есть некоторые специализированные формы замещающих действий.
Защитные механизмы начинают свое действие, когда достижение цели нормальным способом невозможно или когда человек полагает, что оно невозможно. К механизмам психологической защиты обычно относят отрицание, вытеснение, проекцию, идентификацию, рационализацию, замещение, отчуждение и некоторые другие.
Отрицание сводится к тому, что информация, которая тревожит и может привести к конфликту, не воспринимается. Имеется в виду информации, которая угрожает престижу, самооценке личности. Такая информации может вызвать мотивы, противоречащие основным установкам личности, а это приведет к конфликту. Этот способ защиты характеризуется заметным искажением восприятия действительности, что в свою очередь вызывает
затруднения в поведении.
Вытеснение — активное выключение из сознания неприемлемого мотива или неприятной информации. Это наиболее универсальный способ избавления от внутреннего конфликта. Истинные, но неприятные мотивы вытесняются с тем, чтобы их заместили другие, приемлемые с точки зрения социального окружения и потому не вызывающие стыда и угрызений совести. Интересно, что быстрее всего вытесняется и забывается человеком
не то плохое, что ему сделали люди, а то плохое, что он причинил себе или другим. Неблагодарность связана с вытеснением, все разновидности зависти и бесчисленные компоненты комплексов собственной неполноценности вытесняются с огромной силой. Важно, что человек не делает вид, а действительно забывает нежелательную, травмирующую его информацию, она полностью вытесняется из его памяти.
Проекция — бессознательный перенос на другое лицо, приписывание собственных чувств, желаний и влечений, в которых человек не хочет себе сознаться, понимая их социальную неприемлемость. Например, когда человек по отношению к кому-то проявил агрессию, у него нередко возникает тенденция понизить привлекательные качества пострадавшего.
Идентификация — бессознательный перенос на себя чувств и качеств, присущих другому человеку и недоступных, но желательных для себя. У детей — это простейший механизм усвоения норм социального поведения. В широком смысле идентификация — это неосознаваемое следование образцам, идеалам, позволяющее преодолеть собственную слабость и чувство неполноценности.
Рационализация — псевдоразумное объяснение человеком своих желаний, поступков, в действительности вызванных причинами, признание которых грозило бы потерей самоуважения. Рационализация используется человеком в тех случаях, когда он боится осознать ситуацию, пытается скрыть от себя тот факт, что его действия побуждаются мотивами, находящимися в конфликте с его собственными нравственными стандартами.
Рационализация может быть связана с попыткой снизить ценность недоступного. Так, переживая психическую травму, человек защищает себя
от ее разрушительного воздействия тем, что переоценивает значимость травмирующего фактора в сторону ее понижения: не получив страстно желаемого, убеждает себя, что «не очень-то и хотелось».
Замещение — перенос действия, направленного на недоступный объект, на действие с доступным объектом. Замещение дает разрядку внутреннему напряжению, созданному недоступной потребностью, но не приводит к желаемой цели. В простейшем варианте человек иногда совершает первое попавшееся бессмысленное движение, дающее какую-то
разрядку внутреннему напряжению. Замещающая деятельность может отличаться от исходной переводом активности в иной план, например, из практического осуществления в мир фантазии.
Изоляция, или отчуждение — обособление внутри сознания травмирующих человека факторов. При этом связь между неприятным со- бытием и его эмоциональной окраской в сознании не отражается. Человек продолжает осознавать реальность неприятных событий, ранее значимых для него, однако эти события не вызывают больше эмоциональных переживаний. Изоляция вызывает утрату эмоциональной связи между травмировавшим событием и собственными переживаниями, хотя их реальность и осознается.
Психологическая
защита направлена на сохранение внутреннего
комфорта человека, поскольку, даже при
нарушении им социальных норм, она создает
почву для самооправдания. Если человек
осознает свои недостатки, то он становится
на путь их преодоления. Если же психическая
деятельность направлена на поддержание
самоуважения и информация о несоответствии
реальных поступков и желаемого поведения
в сознание не допускается, то человек
не может встать на путь самоусовершенствования.
ПРОПБЛЕМА
УСТОЙЧИВОСТИ ЛИЧНОСТИ.
В основании почти всех теорий личности лежит предположение о том, что личность как социально-психологический феномен представляет собой
устойчивое образование. Устойчивость личности предопределяет последовательность ее действий и предсказуемость ее поведения, придает ее поступкам закономерный характер.
Тем не менее во многих исследованиях было обнаружено, что поведение человека довольно вариативно. Показано, например, что многие черты личности на самом деле постоянными и устойчивыми не являются. Есть и так называемые «ситуативные черты», проявление которых может меняться от ситуации к ситуации у одного и того же человека, причем довольно значительно.
Наряду с этим лонгитюдные (длительные по времени - в течение десятка и более лет) исследования развития одних и тех же людей показывают, что определенная степень устойчивости личности все же имеется. В этой связи возникает серия вопросов: насколько и в чем личность действительно устойчива? о постоянстве чего идет речь— поведения, психических процессов, свойств или черт личности? Что является мерой постоянства или изменчивости свойств? Каков временной диапазон, в пределах которого о свойствах личности можно судить как о постоянных или изменчивых? И др.
Экспериментально
было показано, что степень устойчивости
различных личностных свойств неодинакова.
Наибольшей стабильностью обладают
динамические особенности, связанные
с врожденными анатомо-
Оказалось, что весьма стойкими являются не только личностные качества, оцениваемые со стороны, но и самооценки. Было также установлено, что личностная устойчивость динамически изменяется в разные возрастные периоды жизни. Наиболее существенные изменения подобного рода могут происходить в течение подросткового, юношеского и раннего взрослого возраста, например в диапазоне от 20 до 40—45 лет.