Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 09:22, контрольная работа
Астрология, теология, философия, литература и социальные науки - вот лишь некоторые из течений, в русле которых предпринимаются попытки понять всю сложность человеческого поведения и саму сущность человека. Какие-то из этих путей оказались тупиковыми, в то же время другие направления находятся на пороге своего расцвета. Сегодня проблема стоит остро, как никогда, поскольку большинство серьёзных недугов человечества - стремительный рост численности населения, глобальное потепление, загрязнение окружающей среды, ядерные отходы, терроризм. Наркомания, расовые предрассудки, нищета - является следствием поведения людей. Вполне вероятно, что качество жизни в будущем, как, возможно, и само существование цивилизации, будут зависеть от того, насколько мы продвинемся в понимании себя и других.
1. Введение…………............................................................................................................ 3
2. Человек, личность, индивидуальность......................................................................... 4
3. Основные подходы к проблеме соотношения биологического и социального
в личности…………………………………….............................................................................. 5
4. История исследований личности……….......................................................................... 6
5. Структура личности…………………................................................................................... 7
6. Теория личности……………………………………….………………………..................................... 9
7.Формирование и развитие личности ............................................................................ 10
8. Направленность личности………................................................................................... 12
9. Самосознание личности …............................................................................................. 14
10. Психологическая защита личности............................................................................ 15
11. Проблема устойчивости личности............................................................................. 16
12. Заключение ……………………………………………................................................................ 17
13. Литература………………………………………………..............................................................
ИСТОРИЯ
ИССЛЕДОВАНИЙ ЛИЧНОСТИ.
Клинический период. В первые десятилетия XIX в. проблемами психологии личности заинтересовались врачи-психиатры. Они стали вести систематические наблюдения за личностью больного в клинических условиях, изучать историю его жизни для того, чтобы лучше понять наблюдаемое поведение. При этом делались не только профессиональные
заключения, связанные с диагностикой и лечением душевных заболеваний, но и общенаучные выводы о природе человеческой личности.
В клинический период понятие личности было сужено по сравнению с философским периодом. В центре внимания психиатров оказались особенности личности больного человека. В дальнейшем было установлено, что эти особенности есть, но умеренно выражены практически у всех здоровых людей, а у больных, как правило, гипертрофированы. Это
относится, например, к экстраверсии и интроверсии, тревожности и ригидности, заторможенности и возбудимости. Определения личности врачами-психиатрами были даны в таких терминах, пользуясь которыми можно описать и нормальную, и патологическую, и акцентуированную (как крайний вариант нормы) личность. Такое определение было правильным для решения психотерапевтических задач. Но для целостного описания психологии нормальной личности являлось слишком узким. В него не входили такие качества личности, как, например, способности, порядочность, совесть, честность и ряд других личностных свойств.
Экспериментальный. Психология личности стала экспериментальной наукой в первые десятилетия 20 века, когда изучением личности стали заниматься профессиональные психологи. период.
Новая область знаний — психология личности — не могла строиться на старой, умозрительной основе или на базе непроверенных, собранных в клинике единичных данных. Нужны были, во-первых, решительный поворот от больной личности к здоровой, во-вторых, новые, более точные и надежные методы ее исследования, в-третьих, научный эксперимент, отвечающий требованиям, принятым при изучении ощущений, восприятия, памяти и мышления.
Введение статистической обработки данных позволило получать достоверные факты, на основе которых затем строить экспериментально проверенные, а не умозрительные теории личности. Важной задачей экспериментального периода в изучении личности стала разработка валидных тестовых методов оценивания нормальной личности.
Экспериментальные исследования личности в России были начаты Ф. Лазурским, а за рубежом — Г. Айзенком и Р. Кеттелом. Ф. Лазурский разработал методику ведения систематических наблюдений личности, а также процедуру проведения естественного эксперимента, в котором можно было получать данные, касающиеся психологии здоровой личности. Г.Айзенк предложил методы математической обработки данных опросов и
наблюдений. Р.Кеттел
ввел в процедуру исследования личности
метод факторного анализа, а также заложил
основы современной тестологии личности,
разработав один из первых личностных
тестов, названный его именем (16-факторный
тест Кеттела).
СТРУКТУРА
ЛИЧНОСТИ
В
истории отечественной
С середины 60-х годов начали предприниматься попытки выяснить общую структуру личности и перейти к структурированию личностных качеств. Характерен в этом плане подход К.К.Платонова, понимавшего под личностью некую биосоциальную структуру, включающую направленность, опыт (знания, умения, навыки); индивидуальные особенности познавательной сферы (ощущения, восприятия, памяти, мышления) и, наконец, объединенные свойства темперамента. Основной недостаток этого подхода состоял в том, что структура личности интерпретировалась как совокупность биологических и социальных особенностей человека. В результате главной в психологии личности становилась проблема соотношения социального и биологического в личности.
К концу 70-х годов, структурный подход к проблеме личности сменяется системным подходом. Системный подход к проблеме личности разрабатывался А.Н.Леонтьевым. Личность, по его мнению, — это психологическое образование, порождаемое жизнью человека в обществе. Формирование личности происходит в онтогенезе.
А.Н.Леонтьев не относил к личности генотипические особенности человека: физическую конституцию, тип нервной системы, темперамент, аффективность, природные задатки, а также прижизненно приобретенные навыки, знания и умения, в том числе профессиональные. Генотипические особенности человека, по Леонтьеву, составляют его индивидные свойства. Индивидуальные свойства человека могут многообразно меняться в ходе
жизни. Свойства индивида не переходят в свойства личности. Хотя и трансформированные, они так и остаются индивидными свойствами, не определяя складывающейся личности, а составляя предпосылки и условия ее формирования.
Общий подход к пониманию проблемы личности, обозначенный А.НЛеонтьевым, нашел свое развитие в работах А.В.Петровского и В.А.Петровского. А.В.Петровский дается следующее определение личности: «Личностью обозначается системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде».
Что же такое личность как социальное качество индивида? Это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе. Только анализ отношения «индивид-общество» позволяет понять, почему формируются те или иные свойства личности. Включенность индивида в общество определяет содержание и характер его деятельности, круг и способы общения с другими людьми, т.е. образ жизни. Конечно, связь общественных отношений и психологических свойств личности не прямая. Она опосредуется множеством факторов и условий, требующих специального исследования. Способы включения и мера участия личности в разных видах общественных отношений различны; у разных людей по-разному складываются взаимосвязи разных форм деятельности и общения. Иначе говоря, «пространство отношений» каждой личности специфично и весьма динамично.
Рассматривая личность в системе субъективных отношений, А. В. Петровский выделяет 3 аспекта трактовки личности (3 типа атрибуции - приписывания, наделения):
1)
интраиндивидная личностная
2) интериндивидная личностная атрибуция - сферой определения личности становится «пространство межиндивидных связей».
3)
метаиндивидная личностная
С
современных позиций в
Способности понимаются как индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности.
Темперамент включает качества, от которых зависят реакции человека на других людей и социальные обстоятельства. Характер содержит качества, определяющие поступки человека в отношении других людей. Волевые качества охватывают несколько специальных личностных свойств, влияющих на стремление человека к достижению поставленных целей.
Эмоции
и мотивация — это, соответственно,
переживания и побуждения к деятельности,
а социальные установки — убеждения и
отношения людей.
ТЕОРИЯ
ЛИЧНОСТИ.
К
концу 30-х годов нашего века в
психологии личности сложилось много
различных подходов и теорий личности.
В общей сложности можно
Социодинамическими называются теории, в которых главную роль в детерминации поведения отводят внешней ситуации и не придают существенного значения внутренним свойствам личности. Интеракционистскими называют теории, основанные на принципе взаимодействия внутренних и внешних факторов в управлении актуальными действиями человека.
По способу получения данных о личности все теории могут быть поделены на экспериментальные и неэкспериментальные.
Экспериментальными называются теории личности, построенные на анализе и обобщении собранных опытным путем факторов. К неэкспериментальным относят теории, авторы которых опираются на жизненные впечатления, наблюдения и опыт и делают теоретические обобщения, не обращаясь к эксперименту. С позиций проблемного подхода все теории могут быть разделены на структурные и динамические. К числу структурных причисляют теории, для которых главной проблемой является выяснение структуры личности и системы понятий, с помощью которых она должна описываться.
Динамическими называют теории, основная тема которых — преобразование, изменение в развитии личности, т. е. ее динамика. С позиций возрастного диапазона теории личности могут быть поделены на две группы. Первая группа теорий характерны для возрастной и педагогической психологии. Эти теории построены на рассмотрении
ограниченного возрастного периода в развитии личности, как правило, о неэкспериментальные. т
рождения до окончания средней школы. Ко второй группе относятся теории,
рассматривающие развитие личности в течение всей жизни человека. Основанием для деления теорий личности на типы могут быть понятия, в которых описывается личность. Это могут быть внутренние свойства, черты и качества личности, или внешние проявления, например поведение и поступки.
Проанализируем с позиций данных классификаций ряд наиболее известных теорий личности. Г. Оллпортом и Р. Кеттелом была начата разработка теории, получившей название теории черт. Ее можно отнести к разряду психодинамических, экспериментальных, структурно-динамических, охватывающих всю жизнь человека и описывающих его как личность в понятиях, характеризующих внутренние психологические свойства. Согласно этой теории люди отличаются друг от друга по набору отдельных, независимых черт, а описание целостной личности можно получить на основе тестологического обследования.
Г. Оллпорт пришел к построению методики изучения личностных черт
следующим способом. Он выбирал из языка слова-понятия, описывающие личность. Затем он сокращал список выбранных слов, исключая из него слова-синонимы. Таким образом он получил необходимый и достаточный минимум всевозможных личностных черт. С этим стандартным набором личностных черт можно было сравнивать набор черт каждого конкретного человека.
Второй способ оценки черт личности предполагает использование факторного анализа — сложного метода современной статистики, позволяющего свести к необходимому и достаточному минимуму множество различных показателей и оценок личности, полученных в результате самоанализа, опроса, жизненных наблюдений людей. В итоге получается набор статистически независимых факторов, которые считаются отдельными
чертами личности человека.
С помощью данного метода Р. Кеттелу удалось выявить 16 различных личностных черт. Каждая из них получила двойное название, характеризующее степень ее развитости: сильную и слабую. На основе экспериментально выявленного набора черт Р. Кеттел построил упомянутый выше 16-факторный личностный опросник. В дальнейшем количество экспериментально выявленных факторов-черт значительно увеличилось. В многочисленных исследованиях, выполненных к настоящему времени в русле теории черт, приведено описание около 200 таких черт, необходимых для полного психологического описания личности.