Личностные особенности психолога-консультанта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 13:55, дипломная работа

Описание

Целью данной работы является описание и анализ личностных и профессиональных качеств практического психолога (психолога-консультанта).

Содержание

Введение.
Глава 1. Психолог-консультант в системе практической психологии.
Актуальные проблемы и требования современной практической психологии.
Особенности деятельности психолога в формате консультативной работы.
Профессионально-личностные требования, предъявляемые к психологам-консультантам.
Глава 2. Проблемы личностного и профессионального становления психолога-консультанта.
2.1. Этапы профессионального становления психолога-консультанта.
2.2.Проблемы и трудности личностного становления и развития психолога-консультанта.
2.3. Анализ планов и программ подготовки психолога-консультанта в контексте личностного развития специалиста.
Вывод.
Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

Диплом.doc

— 235.50 Кб (Скачать документ)

      Московский  Государственный Гуманитарный университет

им. М. А. Шолохова 
 
 

                                                  Дипломная работа  

На тему: 
 

                     «Личностные особенности психолога-консультанта» 
 
 
 
 
 

                                                                                  
 
 
 
 
 

                                                                                  Выполнил студент  

                                                         6-го курса

                                                                                  Заочного отделения

                                                               Малей Игорь 

2010г.

Содержание:  

Введение. 

Глава 1. Психолог-консультант  в системе практической психологии. 

    1. Актуальные проблемы и требования современной практической психологии.
 
    1. Особенности деятельности психолога в формате  консультативной работы.
 
    1. Профессионально-личностные требования, предъявляемые к психологам-консультантам.
 

Глава 2. Проблемы личностного  и профессионального становления психолога-консультанта. 

2.1. Этапы  профессионального становления  психолога-консультанта.

2.2.Проблемы и трудности личностного становления и развития психолога-консультанта.

2.3. Анализ планов и программ подготовки психолога-консультанта в контексте личностного развития специалиста.

Вывод.

Список литературы.

Приложение.

Введение  

    Стремительные  изменения общества в экономической  сфере, в системе социальных  институтов, в межличностных отношениях  становятся сущностными характеристиками жизни в современном мире. Степень и скорость этих перемен приводят к тому, что человек переживает растерянность, страх, затруднения в адаптации к новым, быстро меняющимся условиям жизни; многие люди испытывают чувство безысходности, незащищенности и неуверенности в завтрашнем дне. В результате большое число людей нуждается в помощи психологических служб.

      Широкое внедрение психологии  в практику закономерно приводит  к развитию тех ее областей, которые традиционно обозначаются  как методы психологического воздействия. Среди них одно из важнейших мест несомненно принадлежит психологическому консультированию.   Психологическое консультирование - это относительно новая область профессиональной деятельности психолога, которая сравнительно недавно выделилась в качестве самостоятельной сферы деятельности наряду с традиционными формами работы. Психологическое консультирование - непосредственная работа с людьми, направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях. Несомненно, это требует специальной, довольно основательной личностной и профессиональной подготовки, которую нельзя просто заменить знаниями и умениями, хотя для психолога - консультанта и они необходимы. Целью данной работы является описание и анализ личностных и профессиональных качеств практического психолога (психолога-консультанта).

Для того, чтобы  лучше понять требования которые  современная жизнь предъявляет  к профессии психолога, к его  личностным качествам, необходимо понять условия в котором приходиться работать современным специалистам. Все происходящие в современных условиях можно подразделить следующим образом: 
Развитие психологии до недавнего времени зависело напрямую от большевистской идеологии. 
Отказ от анализа психологии человека в тоталитарном обществе, чтобы не обозначать реальные проблемы общественной жизни. 
Неподготовленность психологов для решения современных задач - проблемы личности бывшего "советского человека". 
Подмена истинных научных знаний провозглашенными рецептами различные панацеи от общественных болезней. 
Подрыв доверия к науке в результате взаимодействия "невежественного заказчика" и недобросовестного исполнителя. 
Подмена психологов профессионалов представителями оккультных наук.  
Безответственность средств массовой информации ( колдуны и гадалки в качестве психологов). 
Снижение уровня профессиональной подготовки, появление специалистов не имеющих базового образования ( кратковременные курсы психологов ). 
Учитывая все выше перечисленное жизнь заставляет по новому относиться к профессии, и выдвигает новые требования: 
1.Функциональная востребованность в современных условиях. 
2.Богатство методических средств и приемов, используемых в тренинговых группах, психологическое консультирование, новые методы работы (нейролингвистическое программирование, трансакционный анализ и т.д.), только в последнее время включены в инструменты российской психологии, хотя они давно широко используются на Западе. 
3.Участие психологов в современном бизнесе - изучение влияния рекламы на потребителя, изучение политического имиджа и пути его конструирования, вместе с психологами .
 

Глава 1. Психолог-консультант  в системе практической психологии. 

    1. Актуальные  проблемы и требования современной практической психологии.
 

      Известные психологи Ю.М.Забродин и В.В.Новиков отмечают, что различие теоретической (научно-исследовательской) и научно-практической психологии состоит прежде всего в предмете и объекте изучения. Научно-практическая психология всегда имеет дело с реальным объектом, в котором есть все: и личностная структура, и система психических процессов, свойств, функций, и система функциональных и прочих психических состояний со своей динамикой.

    Понимание  природы реального объекта при  работе практического психолога  должно опираться не только на отдельное предметное представление, которое есть в психологической науке (или ее области), но и на ту реальность, в которую включен этот реальный объект - человек.

    Следовательно,  в центре внимания практической  психологии должен стоять реальный живой человек со всеми его особенностями, включенный в реальную сферу жизнедеятельности (профессиональную, бытовую и личную) и наполненный различными жизненными проблемами, которые могут его радовать и мучить.

    Задача  психологии и психологов - помочь человеку разобраться в себе, в своих сложных проблемах и найти рациональный выход из сложившихся ситуаций без значительных нервно-психических напряжений.

    В  этом суть практической психологии, которая понимается нами как  интеграция знаний и методов  из различных областей психологии с целью решения проблем, возникающих у человека в различных сферах его жизнедеятельности.

    В  соответствии с этим пониманием  мы рассматриваем структуру, методы  практической психологии и результат,  к которому можно прийти, используя рекомендации практической психологии.

Практическая  психология состоит из четырех частей:

1) психология  индивидуальности;

2) психология  взаимоотношений и взаимодействия  в группе;

3) психология  профессиональной деятельности;

4) психология  личной и обыденной жизни.

     Логика  такого разделения заключается  в том, что в центре стоит  человек с его неповторимой  индивидуальностью, который должен  знать и понимать другого человека. Но человек редко бывает один, обычно он включен в групповые  отношения. Последние могут быть очень различными, но вместе с тем имеются определенные закономерности взаимоотношений и взаимодействия в группе, знание которых помогает человеку рационально строить свое поведение. Две остальных части практической психологии раскрывают возможности и способности поведения человека в основных сферах его жизнедеятельности: профессиональной, личной и обыденной жизни. В целом, мы подходим к пониманию того, что такое внутренняя гармония человека, как сам человек может способствовать ее развитию и укреплению психического здоровья.

Рассмотрим основные направления  в психологий: 

Арт-терапия

       Как направление психотерапии арт-терапия, или художественная терапия, используется для выявления эмоциональных и психологических проблем пациента и освобождения от них. Люди интуитивно чувствуют, что самовыражение - это способ исцеления, а творчество - один из наиболее эффективных путей лечения. В этом случае не нужны какие бы то ни было специальные навыки и умения, но через творческий процесс могут быть разрешены многие проблемы, включая депрессию, низкую самооценку и трудности в отношениях с окружающими. Арт-терапия особенно действенна в случаях с тяжелобольными людьми, которые не в состоянии сформулировать свои переживания.

      Терапевт, специализирующийся в этой сфере, изучая творчество пациента, может раскрыть проблемы, которые, возможно, были глубоко скрыты и которые при других методах лечения могли потребовать для их выявления длительного наблюдения. Врач надеется понять пациента и таким образом помочь процессу самоосознания или самопостижения, а также переоценке жизненных явлений. Процесс созидания через визуальные средства может помочь людям абстрагироваться от чувств или проблем, которые им было трудно или невозможно выразить иначе, так как они слишком тяжело повлияли на психику, чтобы о них рассказать прямо.

     Лечение методом арт-терапии заключается в предложении пациенту создать что-либо при помощи карандашей, мелков, красок и любых других изобразительных средств, чтобы привести подсознательное к визуальному выражению. Коллажи, скульптура, картины и рисунки могут выразить все нюансы переживаний автора самым непосредственным способом, и благодаря этому методу нередко провоцируется процесс самокоррекции чувств и мыслей. 

Гуманистическая психология

       Гуманистическая психология оформилась, как самостоятельное течение в 50-60-х годах и представляет собой скорее совокупность сходных философских воззрений на человека, что дает практическим психологам возможность строить обоснованный терапевтический процесс. Основу гуманистической психологии заложили такие всемирно известные мыслители, как Э. Фромм, А. Маслоу, К. Роджерс,  Г. Олпорт. и др. Согласно представлениям гуманистической психологии, человек наделен врожденным и неодолимым стремлением к самореализации и самоактуализации, причем важен, как внутренний сокровенный уровень сознания так и уровень самосознания в пространстве социума. В определенной степени, самоактуализация не может протекать бесконфликтно: свобода и социальность, творчество и ответственность, любовь и долг – коллизии, которые нуждаются в глубоком философском осмыслении для каждого человека. Особое внимание придается тому, что реальность, воспринимаемая человеком согласно стереотипных представлений большинства, имеет условный характер, в то время, как истинной реальностью являются только внутренние переживания самого человека.

   Одно из базовых убеждений  гуманистически-ориентированных психологов заключается в том, что каждый человек содержит в себе потенциал «выздоровления», относительно всех явлений человеческой жизни. При наличии определенных условий человек может самостоятельно и в полной мере реализовать этот свой потенциал. Поэтому работа гуманистического психолога направлена, прежде всего, на создание благоприятных условий для восстановления личности в процессе психологических консультаций. Гуманистического психолога отличает особая степень безусловного принятия клиента, поддержки, эмпатии (сопереживание), внимания к индивидуальности, стимулирования осуществления выбора и принятия решений, подлинности. Однако, при кажущейся простоте, гуманистическая психотерапия основана на серьезной феноменологической научной базе и использует широкий набор терапевтических технологий и методов. Гуманистическая терапия помогает: найти себя, разрешить внутренние и межличностные конфликты, принять трудные решения, справиться с зависимостями, выйти из депрессии, преодолеть одиночество, научиться получать удовольствие от жизни, вернуть интуицию и спонтанность, восстановить здоровье, преодолеть конфликты в отношениях с близкими, восстановиться после перенесенных психологических травм и насилия, повысить качество жизни.

    Когнитивная психология

      Когнитивная психология направление в психологии, изучающее процессы познания (лат. cognitio – познание), работу памяти и роль познания в мотивации и поведении. В своей практической части, построена на принципах терапии разработанной А. Беком. В качестве основы данного метода принят, доказанный многочисленными экспериментами факт, что познание (имеется в виду построение картины мира) является главной детерминантой возникновения тех или иных эмоций, которые в свою очередь определяют смысл целостного поведения. При этом возникновение психических нарушений (неврозы, депрессии, конфликты и др. негативные состояния) объясняется прежде всего за счет неправильно построенного описания своей личности. Ответы на вопросы - Каким я вижу себя?, Какое будущее меня ожидает?, Каков окружающий мир?, безусловно, не имеющие стандартных решений, тем не менее, могут быть, как адекватными, так и неадекватными реальности. Неадекватные ответы приводят человека к ошибочным действиям и соответственно к «катастрофе». В соответствии с этим в рамках когнитивной психотерапии перед клиентом ставится цель понять, что именно используемые им обычно суждения („автоматические мысли“) определяют его болезненное состояние, и научиться правильным способам познания, отработав их на практике. Процедура данного метода включает в себя три этапа. На первом этапе (логического анализа) пациент вырабатывает  критерии обнаружения ошибок собственных суждений, возникающих в критических ситуациях; на втором этапе (эмпирического анализа) отрабатывает приемы соотнесения суждений объективной ситуации; на третьем этапе (прагматического анализа) строит оптимальное осознание себя самого и своих действий.

Информация о работе Личностные особенности психолога-консультанта