Личностные особенности психолога-консультанта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 13:55, дипломная работа

Описание

Целью данной работы является описание и анализ личностных и профессиональных качеств практического психолога (психолога-консультанта).

Содержание

Введение.
Глава 1. Психолог-консультант в системе практической психологии.
Актуальные проблемы и требования современной практической психологии.
Особенности деятельности психолога в формате консультативной работы.
Профессионально-личностные требования, предъявляемые к психологам-консультантам.
Глава 2. Проблемы личностного и профессионального становления психолога-консультанта.
2.1. Этапы профессионального становления психолога-консультанта.
2.2.Проблемы и трудности личностного становления и развития психолога-консультанта.
2.3. Анализ планов и программ подготовки психолога-консультанта в контексте личностного развития специалиста.
Вывод.
Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

Диплом.doc

— 235.50 Кб (Скачать документ)

     В  то же время важным оказывается  отсутствие чрезмерной самоуверенности  и веры в непогрешимость своих  психологических выводов. Нетактичность  психолога проявляется в его склонности приписывать своей профессии сверхзначимость и исключительность. Демонстративность поведения и самолюбование психолога отталкивает клиента.

    Профессиональному  психологу важно иметь адекватную  самооценку, понимать индивидуальные  особенности своей личности, свои способности, сильные и слабые стороны характера. При этом полезно знать способы компенсации собственных личностных недостатков.

     В  профессиональной деятельности  психолог не может быть успешным  во всем. Не все методы и  приемы работы получаются одинаково хорошо. Не ко всем видам деятельности проявляется интерес и склонность. Поэтому психологу важно формировать индивидуальный стиль профессиональной деятельности с учетом своих индивидуальных личностных особенностей.

    Перечисленные  выше характеристики отражают мнения авторитетных ученых и практиков о том, какими личностными свойствами должен обладать профессиональный психолог. Эмпирических исследований, посвященных этой теме, еще очень мало. 

Глава 2. Проблемы личностного  и профессионального становления психолога-консультанта. 

2.1. Этапы профессионального  становления психолога-консультанта. 

     Профессионально-личностное становление  психолога-консультанта связано  с поиском собственной, подчас  уникальной картины психотерапевтического процесса. Основываясь на наблюдениях за студентами и уже работающими специалистами, можно условно выделить следующие этапы профессионального развития психологов.

     Восторженно-романтический этап, когда до серьезных «разочарований» психолог еще просто не «дорос». Это по-своему прекрасный и даже необходимый для последующего развития период — это своеобразная база, эмоциональный тыл, который создает особую, незабываемую атмосферу первого знакомства с психологией. А «атмосферы» в нашей жизни, как известно, дорогого стоят.

  Этап  самоутверждения. Поскорее хочется «узнать что-нибудь этакое» или овладеть какой-нибудь «экзотической методикой». Тоже очень важный и необходимый этап — это основа будущей профессиональной гордости и чувства собственного профессионального достоинства.

     Первые разочарования, а потом будут и последующие, о чем уже много писалось выше. Это наиболее ответственные этапы. Поскольку здесь решается основной вопрос: научится ли студент-психолог преодолевать эти кризисы разочарования или они сломают его. Напомним, что важнейшим условием преодоления таких кризисов является поиск новых личностных смыслов в обучении и в последующей работе. Заметим также, что эти смыслы могут быть найдены только самостоятельно, ведь только тогда они могут стать личностными.

  Начало  самостоятельного решения некоторых психологических проблем (теоретических или практических) с использованием уже известных технологий и методов. Заканчивается этот этап постепенным накоплением отрицательного опыта использования этих технологий и попытками работать как-то иначе (начало настоящего профессионального творчества и формирование своего индивидуального стиля деятельности).

  Первые  серьезные попытки работать по-новому. Часто эти попытки также заканчиваются «разочарованием в себе» и стремлением все-таки довести свои идеи до совершенства. Нередко на этом этапе наступает интересное «прозрение»: студент вдруг «понимает» (наконец-то), что для творческой работы и импровизации в своем труде, оказывается, нужно хорошее знание психологической теории и методологии.

  Обращение к теоретическим и методологическим основам психологии, т. е. ко всему тому, что на этапе обучения в вузе у многих студентов обычно вызывает откровенную «аллергию».

  Импровизация  и профессиональное творчество уже на основе обновленной теоретической и методологической базы, где органично соединяются теория и практика, наука и искусство.

  Естественно, далеко не все психологи проходят «полный цикл»  такого развития, многие «застревают» на каких-то этапах, т. е. попросту останавливаются в своем профессиональном развитии. Например, психолог «застрял» на восторженно-романтическом этапе (в каком-то смысле таким психологам даже можно позавидовать, поскольку все им видится в «розовом свете» и... никаких  «разочарований»). От таких психологов может быть даже определенная польза: они всюду будут утверждать веру во всесилие психологической науки и практики. С такими психологами легко.    «Я»  уверенно чувствуют себя разные клиенты, заказчики и даже те психологи, которые мучительно преодолевают свои кризисы профессионального развития, поскольку восторженно-рамантическое . настроение — это, прежде всего, настроение оптимизма и легкости, которого многим так не хватает (в том числе и серьезным психологам-профессионалам). 

       Нельзя осуждать таких «застрявших» в своем развитии психологов: значит, они обнаружили для себя определенный смысл в своей работе и им просто незачем искать какие-то более сложные и рискованные смыслы. Быть может, со временем они продолжат свой творческий поиск, а может, и не продолжат — это их право выбора!

        Но для тех, кто закончил  свой творческий поиск и определился   с направлением своей работы, может возникнуть другая проблема. Человек может состояться в  своей профессии, развиваться благодаря своей работе и приносить пользу людям своей деятельностью. Однако нередко многолетнее (более 5 лет)  выполнение одной и той же профессиональной деятельности приводит к появлению профессиональной усталости. В какой-то момент у человека возникает ощущение, что что-то в его жизни складывается не так. Ключом к разгадке может служить выбранная им специальность, которая, как говорят, иногда способна "калечить" человека, а также отсутствие карьерного роста и иные причины.

     Специалисты утверждают, что зачастую так или иначе профессия накладывает отпечаток на  личность человека, меняет его поведение в целом. Бывают случаи, когда особенности профессиональной деятельности не только не помогают человеку развиваться, но и способствуют деградации его как специалиста, изменяя характерные для данной профессии профессионально важные качества (ПВК) в противоположную сторону. Это способно приводить к малоэффективному и даже социально опасному исполнению профессиональных обязанностей.

      Рассматривая  профессиональные деформации в общем плане, Э.Ф. Зеер отмечает: "...Многолетнее выполнение одной и той же профессиональной деятельности приводит к появлению профессиональной усталости, обеднению репертуара способов выполнения деятельности, утрате профессиональных умений и навыков, снижению работоспособности...

      Профессиональная  деформация - это постепенно накопившиеся изменения сложившейся структуры  деятельности и личности, негативно  сказывающиеся на продуктивности труда  и взаимодействии с другими участниками  этого процесса, а также на развитии самой личности"

      Профессиональная  деформация наблюдается у большинства  профессий в схеме "человек-человек" (врачей, педагогов, психологов, сотрудников  милиции и др.) 

      При отсутствии у сотрудника достаточного уровня психологической и нравственной  устойчивости часто наблюдается развитие его профессиональной деформации. При этом профессиональная деформация негативно влияет на деловое общение работника и эффективность его служебной деятельности, нарушает целостность личности, снижает её адаптивность, устойчивость.  

      Одна  из самых частых причин профессиональной деформации, как утверждают специалисты, - это специфика ближайшего окружения, с которым вынужден иметь общение  специалист-профессионал, а также  специфика его деятельности.

      Другой  не менее важной причиной профессиональной деформации является разделение труда и все более узкая специализация профессионалов. Ежедневная работа, на протяжении многих лет, по решению типовых задач совершенствует не только профессиональные знания, но и формирует профессиональные привычки, стереотипы, определяет стиль мышления и стили общения .

      В психологической литературе выделяют три группы факторов, ведущих к  возникновению профессиональной деформации: факторы,  обусловленные спецификой правоохранительной деятельности, факторы  личностного свойства, факторы социально-психологического характера.

      К факторам, обусловленным спецификой деятельности, следует отнести:

      * детальную правовую регламентацию  деятельности, что наряду с позитивным   эффектом может приводить к излишней формализации деятельности, элементам бюрократизма;

      * наличие властных полномочий  по отношению к гражданам, что  порой проявляется в злоупотреблении  и необоснованном их использовании  сотрудниками;

      * корпоративность деятельности, которая  может быть причиной возникновения    психологической изоляции сотрудников органов правопорядка и отчуждения их от общества;

      * повышенная ответственность за  результаты своей деятельности;

      * психические и физические перегрузки, связанные с нестабильным графиком  работы, отсутствием достаточного времени для отдыха и восстановления  затраченных сил;

      *  экстремальность деятельности (необходимость выполнения профессиональных  задач в опасных для жизни и здоровья ситуациях, риск, непредсказуемость  развития событий, неопределенность информации о деятельности криминальных  элементов, угрозы со стороны преступников и др.);

      * необходимость в процессе выполнения  служебных задач вступать в  контакт с правонарушителями,  что может приводить к усвоению  элементов криминальной субкультуры (использование уголовного жаргона, обращение по кличкам и  т.п.).      

        К факторам социально-психологического  характера относятся: 

      * неадекватный и грубый стиль  руководства подчиненными;

      * неблагоприятное влияние ближайшего  социального окружения вне службы       (например, семьи, друзей и др.);

      * низкая общественная оценка деятельности  органов правопорядка, что порой  ведет к безысходности в деятельности сотрудников органов внутренних дел, возникновению профессионального бессилия и неуверенности в необходимости  своей профессии.

      Таким образом, профессиональная деформация развивается под влиянием  факторов, относящихся к внешней среде деятельности (решение задач применения к ним мер профилактики и пресечения и т.д.), а также факторов внутрисистемного взаимодействия (отношение с руководителем и сослуживцами, совместное выполнение служебных задач и т.д.).

      Для профилактики профессиональной деформации сотрудников, прежде всего, требуется  проведение серьезных научных исследований с целью разработки комплекса предупредительных мероприятий, ориентированных на снижение вероятности развития предпосылок и проявлений столь нежелательного и социально опасного явления.

2.2. Проблемы и трудности  личностного становления  и развития психолога-консультанта.

     Профессиональное и личностное в деятельности психолога очень часто бывают тесно связаны. Трудно быть в личностном плане одним, а в профессиональной деятельности совершенно другим. Поэтому личностные качества составляют важный фундамент профессиональной успешности психолога. Это для меня идеальная ситуация – чтобы все, что я делаю как профессионал, становилось частью моего духовного поиска.

Трудно найти  личностные качества, одинаково важные для таких разных сфер деятельности психолога как научная психология, практическая психология, преподавание психологии. Каждая из них предъявляет к личности психолога целый ряд специфических требований.

Как считает  К.А. Рамуль, для каждого ученого, в том числе и психолога  необходимы следующие черты личности:

  1. энтузиазм по отношению к работе и ее задачам,
  2. прилежание – способности и наклонности к продолжительному и усидчивому труду,
  3. дисциплинированность,
  4. способность к критике и самокритике,
  5. беспристрастие,
  6. умение ладить с людьми.

Информация о работе Личностные особенности психолога-консультанта