Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 13:55, дипломная работа
Целью данной работы является описание и анализ личностных и профессиональных качеств практического психолога (психолога-консультанта).
Введение.
Глава 1. Психолог-консультант в системе практической психологии.
Актуальные проблемы и требования современной практической психологии.
Особенности деятельности психолога в формате консультативной работы.
Профессионально-личностные требования, предъявляемые к психологам-консультантам.
Глава 2. Проблемы личностного и профессионального становления психолога-консультанта.
2.1. Этапы профессионального становления психолога-консультанта.
2.2.Проблемы и трудности личностного становления и развития психолога-консультанта.
2.3. Анализ планов и программ подготовки психолога-консультанта в контексте личностного развития специалиста.
Вывод.
Список литературы.
В
то же время важным
Профессиональному
психологу важно иметь
В
профессиональной деятельности
психолог не может быть
Перечисленные
выше характеристики отражают мнения
авторитетных ученых и практиков о том,
какими личностными свойствами должен
обладать профессиональный психолог.
Эмпирических исследований, посвященных
этой теме, еще очень мало.
Глава
2. Проблемы личностного
и профессионального
становления психолога-консультанта.
2.1. Этапы профессионального
становления психолога-
Профессионально-личностное
Восторженно-романтический этап, когда до серьезных «разочарований» психолог еще просто не «дорос». Это по-своему прекрасный и даже необходимый для последующего развития период — это своеобразная база, эмоциональный тыл, который создает особую, незабываемую атмосферу первого знакомства с психологией. А «атмосферы» в нашей жизни, как известно, дорогого стоят.
Этап самоутверждения. Поскорее хочется «узнать что-нибудь этакое» или овладеть какой-нибудь «экзотической методикой». Тоже очень важный и необходимый этап — это основа будущей профессиональной гордости и чувства собственного профессионального достоинства.
Первые разочарования, а потом будут и последующие, о чем уже много писалось выше. Это наиболее ответственные этапы. Поскольку здесь решается основной вопрос: научится ли студент-психолог преодолевать эти кризисы разочарования или они сломают его. Напомним, что важнейшим условием преодоления таких кризисов является поиск новых личностных смыслов в обучении и в последующей работе. Заметим также, что эти смыслы могут быть найдены только самостоятельно, ведь только тогда они могут стать личностными.
Начало самостоятельного решения некоторых психологических проблем (теоретических или практических) с использованием уже известных технологий и методов. Заканчивается этот этап постепенным накоплением отрицательного опыта использования этих технологий и попытками работать как-то иначе (начало настоящего профессионального творчества и формирование своего индивидуального стиля деятельности).
Первые серьезные попытки работать по-новому. Часто эти попытки также заканчиваются «разочарованием в себе» и стремлением все-таки довести свои идеи до совершенства. Нередко на этом этапе наступает интересное «прозрение»: студент вдруг «понимает» (наконец-то), что для творческой работы и импровизации в своем труде, оказывается, нужно хорошее знание психологической теории и методологии.
Обращение
к теоретическим и
Импровизация и профессиональное творчество уже на основе обновленной теоретической и методологической базы, где органично соединяются теория и практика, наука и искусство.
Естественно, далеко не все психологи проходят «полный цикл» такого развития, многие «застревают» на каких-то этапах, т. е. попросту останавливаются в своем профессиональном развитии. Например, психолог «застрял» на восторженно-романтическом этапе (в каком-то смысле таким психологам даже можно позавидовать, поскольку все им видится в «розовом свете» и... никаких «разочарований»). От таких психологов может быть даже определенная польза: они всюду будут утверждать веру во всесилие психологической науки и практики. С такими психологами легко. «Я» уверенно чувствуют себя разные клиенты, заказчики и даже те психологи, которые мучительно преодолевают свои кризисы профессионального развития, поскольку восторженно-рамантическое . настроение — это, прежде всего, настроение оптимизма и легкости, которого многим так не хватает (в том числе и серьезным психологам-профессионалам).
Нельзя осуждать таких «застрявших» в своем развитии психологов: значит, они обнаружили для себя определенный смысл в своей работе и им просто незачем искать какие-то более сложные и рискованные смыслы. Быть может, со временем они продолжат свой творческий поиск, а может, и не продолжат — это их право выбора!
Но для тех, кто закончил
свой творческий поиск и
Специалисты утверждают, что зачастую так или иначе профессия накладывает отпечаток на личность человека, меняет его поведение в целом. Бывают случаи, когда особенности профессиональной деятельности не только не помогают человеку развиваться, но и способствуют деградации его как специалиста, изменяя характерные для данной профессии профессионально важные качества (ПВК) в противоположную сторону. Это способно приводить к малоэффективному и даже социально опасному исполнению профессиональных обязанностей.
Рассматривая профессиональные деформации в общем плане, Э.Ф. Зеер отмечает: "...Многолетнее выполнение одной и той же профессиональной деятельности приводит к появлению профессиональной усталости, обеднению репертуара способов выполнения деятельности, утрате профессиональных умений и навыков, снижению работоспособности...
Профессиональная
деформация - это постепенно накопившиеся
изменения сложившейся
Профессиональная деформация наблюдается у большинства профессий в схеме "человек-человек" (врачей, педагогов, психологов, сотрудников милиции и др.)
При
отсутствии у сотрудника достаточного
уровня психологической и
Одна из самых частых причин профессиональной деформации, как утверждают специалисты, - это специфика ближайшего окружения, с которым вынужден иметь общение специалист-профессионал, а также специфика его деятельности.
Другой не менее важной причиной профессиональной деформации является разделение труда и все более узкая специализация профессионалов. Ежедневная работа, на протяжении многих лет, по решению типовых задач совершенствует не только профессиональные знания, но и формирует профессиональные привычки, стереотипы, определяет стиль мышления и стили общения .
В психологической литературе выделяют три группы факторов, ведущих к возникновению профессиональной деформации: факторы, обусловленные спецификой правоохранительной деятельности, факторы личностного свойства, факторы социально-психологического характера.
К факторам, обусловленным спецификой деятельности, следует отнести:
*
детальную правовую
*
наличие властных полномочий
по отношению к гражданам, что
порой проявляется в
* корпоративность деятельности, которая может быть причиной возникновения психологической изоляции сотрудников органов правопорядка и отчуждения их от общества;
* повышенная ответственность за результаты своей деятельности;
*
психические и физические
* экстремальность деятельности (необходимость выполнения профессиональных задач в опасных для жизни и здоровья ситуациях, риск, непредсказуемость развития событий, неопределенность информации о деятельности криминальных элементов, угрозы со стороны преступников и др.);
*
необходимость в процессе
К факторам социально-
* неадекватный и грубый стиль руководства подчиненными;
*
неблагоприятное влияние
*
низкая общественная оценка
Таким образом, профессиональная деформация развивается под влиянием факторов, относящихся к внешней среде деятельности (решение задач применения к ним мер профилактики и пресечения и т.д.), а также факторов внутрисистемного взаимодействия (отношение с руководителем и сослуживцами, совместное выполнение служебных задач и т.д.).
Для профилактики профессиональной деформации сотрудников, прежде всего, требуется проведение серьезных научных исследований с целью разработки комплекса предупредительных мероприятий, ориентированных на снижение вероятности развития предпосылок и проявлений столь нежелательного и социально опасного явления.
2.2.
Проблемы и трудности
личностного становления
и развития психолога-
Профессиональное и личностное в деятельности психолога очень часто бывают тесно связаны. Трудно быть в личностном плане одним, а в профессиональной деятельности совершенно другим. Поэтому личностные качества составляют важный фундамент профессиональной успешности психолога. Это для меня идеальная ситуация – чтобы все, что я делаю как профессионал, становилось частью моего духовного поиска.
Трудно найти
личностные качества, одинаково важные
для таких разных сфер деятельности
психолога как научная
Как считает К.А. Рамуль, для каждого ученого, в том числе и психолога необходимы следующие черты личности:
Информация о работе Личностные особенности психолога-консультанта