Личностные особенности психолога-консультанта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 13:55, дипломная работа

Описание

Целью данной работы является описание и анализ личностных и профессиональных качеств практического психолога (психолога-консультанта).

Содержание

Введение.
Глава 1. Психолог-консультант в системе практической психологии.
Актуальные проблемы и требования современной практической психологии.
Особенности деятельности психолога в формате консультативной работы.
Профессионально-личностные требования, предъявляемые к психологам-консультантам.
Глава 2. Проблемы личностного и профессионального становления психолога-консультанта.
2.1. Этапы профессионального становления психолога-консультанта.
2.2.Проблемы и трудности личностного становления и развития психолога-консультанта.
2.3. Анализ планов и программ подготовки психолога-консультанта в контексте личностного развития специалиста.
Вывод.
Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

Диплом.doc

— 235.50 Кб (Скачать документ)

3. Психолог и  клиент, как каждый сам по себе, так и если рассматривать их  вместе как некую целостную  единицу, не существуют, независимо  от сообщества, членами которого  они являются. Ошибочной была  бы позиция вненаходимости по  отношению к культурной среде, социальным ценностям, которые являются достижениями развития человеческого сообщества. Это делает актуальной задачу выработки этических норм, этического кодекса поведения, как для психолога-консультанта, так и для клиента.

4. Необходим  анализ различных форм организации диалога между психологом-консультантом и клиентом. В этом плане необходимо исследовать специфику, например, дистантного консультирования, куда входят консультирование на телефоне доверия, консультирование посредством переписки, консультирование посредством электронных средств коммуникации, печатных изданий.

5. Необходимо  разрабатывать научные основы  организации труда психолога,  исследовать проблему "сгорания" психолога-консультанта, изучать жизненный  путь психолога-консультанта и  трудности этого пути, обусловленные спецификой профессии.

6. Необходимо  разрабатывать новые исследовательские  методы для решения задач, стоящих  перед консультативной психологией.  Традиционные для психологии XIX и  XX столетий исследовательские методы  достаточно надежны, но на данном этапе развития науки их возможности во многом исчерпаны. С нашей точки зрения особое внимание здесь следует уделить методологии рефлексивного анализа субъективного опыта применительно к различным классам реальности. Полагаем, что основы такой методологии заложены в трудах психологов гуманистической ориентации. Однако этот пласт знаний крайне слабо структурирован и мало доступен вследствие субъективного характера стиля изложения.

    Виды консультирования.

Существуют разные виды психологической помощи: непосредственно консультирование, психологическая коррекция, психотерапия, психопрофилактика, психологическая реабилитация, психологическое развитие или формирование новых психических операций или психических образований. Здесь имеет значение глубина погружения, уровень процесса оказания психологической помощи.

    Психологическое консультирование (counselling) по определению Британской ассоциации консультирующих психологов - это есть специфические отношения между двумя людьми, при которых один человек (консультант) помогает другому человеку (клиенту) помочь самому себе. Это способ общения, позволяющий человеку (клиенту) изучать свои чувства, мысли и поведение, чтобы прийти к более ясному пониманию самого себя, а затем открыть и использовать свои сильные стороны, опираясь на внутренние ресурсы для более эффективного распоряжения своей жизнью через принятие адекватных решений и совершение целенаправленных действий. На мой взгляд, такое определение наиболее удачно отражает суть, характер и содержание этого вида психологической помощи.

    Более кратко психологическое консультирование - это внелечебная психологическая помощь, оказываемая специалистами здоровым людям с целью коррекции отношений и повышения качества жизни. Консультирование - широко распространенный сегодня и один из основных инструментов в области интеллектуальных технологий. Консультативная практика применяется в любой сфере, где используются психологические знания: в организациях и управлении, в медицине и психотерапии, в педагогике и образовании, в кадровой и менеджерской работе. В настоящее время в каждой из этих областей накоплен значительный потенциал знаний и опыт практического использования различных техник консультирования, который может быть полезен для специалистов других сфер практики.

     Следствием такого понимания консультирования является построение отношений взаимного сотрудничества психолога со своим клиентом во время психологической консультации, основанные на взаимном доверии и уважении, на равенстве и взаимной открытости. В этом отличие от отношений врачебной помощи, в которых врач всегда лучше знает, в чем состоит проблема пациента и как ее лечить, поэтому не спрашивает согласия пациента на выбор стратегии лечения, применение определенных методов и средств, и не объясняет пациенту их сути, оснований своего выбора и причин своего решения. Врач выбирает стратегию лечения, а пациент лишь ее исполняет.

    Личность психолога - один из наиболее важных факторов психологической работы и изменений в жизни клиента. Слово "консультация" происходит от латинского "consulto" - совещаться, заботиться. Психолог должен уметь создать атмосферу безусловного уважения и эмоционального тепла, изначального доверия и понимания, принятия индивидуальности человека, ценить уникальность его внутреннего мира, не давать оценок услышанному, обладать душевной отзывчивостью, способностью сопереживать и сочувствовать и внутренней потребностью быть полезным для клиента. И, конечно, психолог должен обладать соответствующей квалификацией, так как он должен сохранять при этом способность к анализу и выявлению тех факторов, которые приведут клиента к желаемому положительному результату. 

1.3.Профессионально-личностные  требования, предъявляемые  к психологам-консультантам.

     Важнейшее  качество психолога — профессиональная компетентность. Она включает в себя профессиональные знания, умения, навыки и способности. К числу характеристик профессиональной компетентности также относят: диапазон профессиональных возможностей, совершенное владение инструментарием, приемами и технологиями профессиональной деятельности. Профессиональная компетентность психолога проявляется в творческом характере его деятельности, в активном поиске новаторских подходов и инновационных технологий, личной инициативе и профессиональной коммуникабельности.

     Психолог  должен постоянно повышать уровень  своей профессиональной компетентности, участвовать в курсах повышения  квалификации, специализированных  семинарах по отдельным проблемам  психологии. Для успешной работы  в сфере научной психологии необходимы соответствующие способности. Развитие компетентности и личности психологов как специалистов начинается в студенческие годы и продолжается в течение многих лет. Профессиональное становление психологов имеет свою специфичность в области научно-исследовательской и практической психологической деятельности.

     В  деятельности любой профессиональной  группы вырабатываются свои нормы,  правила профессионального поведения,  которые в совокупности образуют  профессиональную этику. Система общих, профессиональных и морально-этических требований, предъявляемых к психологическому консультированию и к практической работе психолога-консультанта, лучше всего отражена в существующих кодексах профессиональной этики практических психологов. Многие положения этих кодексов непосредственно применимы к работе психолога-консультанта. Напомним об этих положениях, включив в их формулировки вместо слова «психолог» словосочетание «психолог-консультант».

    1. Профессиональная  деятельность психолога-консультанта  характеризуется его особой ответственностью перед клиентом за те рекомендации, которые он предлагает клиенту.

    2. Практическая  деятельность психолога-консультанта  должна опираться на соответствующие  морально-этические и юридические  основы.

    3. Деятельность  психолога-консультанта направлена на достижение исключительно гуманных целей, предполагающих снятие каких бы то ни было ограничений на пути интеллектуального и персонального (личностного) развития клиента.

    4. Свою работу  психолог-консультант строит на  основе безусловного уважения достоинства и неприкосновенности личности клиента. Психолог-консультант уважает основополагающие человеческие права, определяемые всеобщей Декларацией прав человека.

    5. В работе  с клиентами психолог-консультант  руководствуется принципами честности  и открытости (искренности). Вместе с тем он должен быть осмотрителен в советах и рекомендациях клиенту.

    6. Психолог-консультант  обязан ставить в известность  коллег, членов своих профессиональных  объединений о замечаемых им  нарушениях прав клиента, о  случаях негуманного отношения к клиентам.

    7. Психолог-консультант  имеет право оказывать лишь  такие услуги клиентам, для которых  он имеет необходимое образование,  квалификацию, знания и умения.

    8. В своей  работе психолог-консультант должен  применять только апробированные методики, отвечающие современным общенаучным стандартам.

    9. Обязательной  составной частью работы психолога-консультанта  является постоянное поддержание  на высоком уровне своих профессиональных  знаний и умений.

    10. В случае  вынужденного применения психологических методик и рекомендаций, не прошедших достаточной апробации, не полностью отвечающих научным требованиям, психолог-консультант должен об этом предупреждать своих клиентов и быть весьма осторожным в своих выводах.

  11. Психолог-консультант  не имеет права разглашать или передавать третьим лицам данные о своих клиентах или о результатах консультирования.

  12. Психолог-консультант  обязан препятствовать использованию  методов психологического консультирования  и психологического воздействия  на людей некомпетентными лицами, профессионально не подготовленными  людьми, а также предупреждать  об этом тех, кто пользуется услугами таких «специалистов».

  13. Психолог-консультант  не имеет права передавать  некомпетентным лицам методы  психологической работы с клиентами.

  14. Психологу-консультанту  следует соблюдать осторожность, чтобы не вызывать необоснованных  надежд и ожиданий со стороны клиента, не давать ему обещаний, советов и рекомендаций, которые нельзя будет выполнить.

15. Психолог-консультант  несет личную ответственность  за хранение в тайне информации, касающейся клиентов.

    Соблюдение  всех этих правил или этических норм является обязательным в практической работе психолога-консультанта.

     Профессиональное  и личностное в деятельности  психолога очень часто бывают  тесно связаны. Трудно быть  в личностном плане одним, а  в профессиональной деятельности  совершенно другим. Поэтому личностные качества составляют важный фундамент профессиональной успешности психолога. Это для меня идеальная ситуация – чтобы все, что я делаю как профессионал, становилось частью моего духовного поиска.

Трудно найти  личностные качества, одинаково важные для таких разных сфер деятельности психолога как научная психология, практическая психология, преподавание психологии. Каждая из них предъявляет к личности психолога целый ряд специфических требований.

Как считает  К.А. Рамуль, для каждого ученого, в том числе и психолога необходимы следующие черты личности:

  1. энтузиазм по отношению к работе и ее задачам,
  2. прилежание – способности и наклонности к продолжительному и усидчивому труду,
  3. дисциплинированность,
  4. способность к критике и самокритике,
  5. беспристрастие,
  6. умение ладить с людьми.

    Важными  нравственными качествами психолога  считаются доброжелательность, уважительное  отношение к людям, чуткость, отзывчивость, альтруистичность, гуманность, интеллигентность.

    Большое  знание для практического психолога имеют коммуникативные качества его личности: умение понимать других людей и психологически корректно воздействовать на них. Психолог должен уметь работать с людьми, разбираться в характерах, обладать не только психологическими знаниями, но и психологической интуицией. Коммуникативными качествами психолога, важными для его профессиональной деятельности, можно считать привлекательность, общительность, тактичность, вежливость, умение слушать и понять другого человека. В целом комплекс этих качеств часто называют «талантом общения».

    Общее  отношение к жизни и деятельности  проявляется в таких значимых  для психолога личностных качествах  как ответственность, организованность, оптимизм, открытость, любознательность, наблюдательность, самостоятельность  суждений, креативность, гибкость поведения, способность к рефлексии своих переживаний.

     Для  психолога важны такие эмоциональные  проявления личности как непринужденность, естественность и искренность  в общении, устойчивость к стрессу,  эмоциональная стабильность, способность к сопереживанию.

     К  необходимым волевым качествам  психолога относятся настойчивость,  терпеливость, самообладание.

    К  числу необходимых личностных  свойств практического психолога  относят способность  к эмпатии  (сопереживанию), умение понять состояние клиента. Однако важно и умение сохранять некоторую дистанцию. При несоблюдении этого психогигиенического правила у психолога может возникнуть синдром сгорания и коммуникативной перегрузки.

     Необходимое  качество практического психолога  – уверенность в поведении с клиентом. В противном случае он не заслужит доверия клиента.

Информация о работе Личностные особенности психолога-консультанта