Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 13:55, дипломная работа
Целью данной работы является описание и анализ личностных и профессиональных качеств практического психолога (психолога-консультанта).
Введение.
Глава 1. Психолог-консультант в системе практической психологии.
Актуальные проблемы и требования современной практической психологии.
Особенности деятельности психолога в формате консультативной работы.
Профессионально-личностные требования, предъявляемые к психологам-консультантам.
Глава 2. Проблемы личностного и профессионального становления психолога-консультанта.
2.1. Этапы профессионального становления психолога-консультанта.
2.2.Проблемы и трудности личностного становления и развития психолога-консультанта.
2.3. Анализ планов и программ подготовки психолога-консультанта в контексте личностного развития специалиста.
Вывод.
Список литературы.
3. Психолог и клиент, как каждый сам по себе, так и если рассматривать их вместе как некую целостную единицу, не существуют, независимо от сообщества, членами которого они являются. Ошибочной была бы позиция вненаходимости по отношению к культурной среде, социальным ценностям, которые являются достижениями развития человеческого сообщества. Это делает актуальной задачу выработки этических норм, этического кодекса поведения, как для психолога-консультанта, так и для клиента.
4. Необходим анализ различных форм организации диалога между психологом-консультантом и клиентом. В этом плане необходимо исследовать специфику, например, дистантного консультирования, куда входят консультирование на телефоне доверия, консультирование посредством переписки, консультирование посредством электронных средств коммуникации, печатных изданий.
5. Необходимо разрабатывать научные основы организации труда психолога, исследовать проблему "сгорания" психолога-консультанта, изучать жизненный путь психолога-консультанта и трудности этого пути, обусловленные спецификой профессии.
6. Необходимо
разрабатывать новые
Виды консультирования.
Существуют разные виды психологической помощи: непосредственно консультирование, психологическая коррекция, психотерапия, психопрофилактика, психологическая реабилитация, психологическое развитие или формирование новых психических операций или психических образований. Здесь имеет значение глубина погружения, уровень процесса оказания психологической помощи.
Психологическое консультирование (counselling) по определению Британской ассоциации консультирующих психологов - это есть специфические отношения между двумя людьми, при которых один человек (консультант) помогает другому человеку (клиенту) помочь самому себе. Это способ общения, позволяющий человеку (клиенту) изучать свои чувства, мысли и поведение, чтобы прийти к более ясному пониманию самого себя, а затем открыть и использовать свои сильные стороны, опираясь на внутренние ресурсы для более эффективного распоряжения своей жизнью через принятие адекватных решений и совершение целенаправленных действий. На мой взгляд, такое определение наиболее удачно отражает суть, характер и содержание этого вида психологической помощи.
Более кратко психологическое консультирование - это внелечебная психологическая помощь, оказываемая специалистами здоровым людям с целью коррекции отношений и повышения качества жизни. Консультирование - широко распространенный сегодня и один из основных инструментов в области интеллектуальных технологий. Консультативная практика применяется в любой сфере, где используются психологические знания: в организациях и управлении, в медицине и психотерапии, в педагогике и образовании, в кадровой и менеджерской работе. В настоящее время в каждой из этих областей накоплен значительный потенциал знаний и опыт практического использования различных техник консультирования, который может быть полезен для специалистов других сфер практики.
Следствием такого понимания консультирования является построение отношений взаимного сотрудничества психолога со своим клиентом во время психологической консультации, основанные на взаимном доверии и уважении, на равенстве и взаимной открытости. В этом отличие от отношений врачебной помощи, в которых врач всегда лучше знает, в чем состоит проблема пациента и как ее лечить, поэтому не спрашивает согласия пациента на выбор стратегии лечения, применение определенных методов и средств, и не объясняет пациенту их сути, оснований своего выбора и причин своего решения. Врач выбирает стратегию лечения, а пациент лишь ее исполняет.
Личность
психолога - один из наиболее важных факторов
психологической работы и изменений в
жизни клиента. Слово "консультация"
происходит от латинского "consulto"
- совещаться, заботиться. Психолог должен
уметь создать атмосферу безусловного
уважения и эмоционального тепла, изначального
доверия и понимания, принятия индивидуальности
человека, ценить уникальность его внутреннего
мира, не давать оценок услышанному, обладать
душевной отзывчивостью, способностью
сопереживать и сочувствовать и внутренней
потребностью быть полезным для клиента.
И, конечно, психолог должен обладать соответствующей
квалификацией, так как он должен сохранять
при этом способность к анализу и выявлению
тех факторов, которые приведут клиента
к желаемому положительному результату.
1.3.Профессионально-
Важнейшее
качество психолога —
Психолог
должен постоянно повышать
В
деятельности любой
1. Профессиональная
деятельность психолога-
2. Практическая
деятельность психолога-
3. Деятельность психолога-консультанта направлена на достижение исключительно гуманных целей, предполагающих снятие каких бы то ни было ограничений на пути интеллектуального и персонального (личностного) развития клиента.
4. Свою работу
психолог-консультант строит
5. В работе
с клиентами психолог-
6. Психолог-консультант обязан ставить в известность коллег, членов своих профессиональных объединений о замечаемых им нарушениях прав клиента, о случаях негуманного отношения к клиентам.
7. Психолог-консультант
имеет право оказывать лишь
такие услуги клиентам, для которых
он имеет необходимое
8. В своей
работе психолог-консультант
9. Обязательной
составной частью работы
10. В случае
вынужденного применения
11. Психолог-консультант не имеет права разглашать или передавать третьим лицам данные о своих клиентах или о результатах консультирования.
12. Психолог-консультант
обязан препятствовать
13. Психолог-консультант
не имеет права передавать
некомпетентным лицам методы
психологической работы с
14. Психологу-консультанту
следует соблюдать
15. Психолог-консультант
несет личную ответственность
за хранение в тайне
Соблюдение всех этих правил или этических норм является обязательным в практической работе психолога-консультанта.
Профессиональное
и личностное в деятельности
психолога очень часто бывают
тесно связаны. Трудно быть
в личностном плане одним, а
в профессиональной
Трудно найти личностные качества, одинаково важные для таких разных сфер деятельности психолога как научная психология, практическая психология, преподавание психологии. Каждая из них предъявляет к личности психолога целый ряд специфических требований.
Как считает К.А. Рамуль, для каждого ученого, в том числе и психолога необходимы следующие черты личности:
Важными
нравственными качествами
Большое
знание для практического
Общее
отношение к жизни и
Для
психолога важны такие
К
необходимым волевым качествам
психолога относятся
К
числу необходимых личностных
свойств практического
Необходимое
качество практического
Информация о работе Личностные особенности психолога-консультанта