Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 13:55, дипломная работа
Целью данной работы является описание и анализ личностных и профессиональных качеств практического психолога (психолога-консультанта).
Введение.
Глава 1. Психолог-консультант в системе практической психологии.
Актуальные проблемы и требования современной практической психологии.
Особенности деятельности психолога в формате консультативной работы.
Профессионально-личностные требования, предъявляемые к психологам-консультантам.
Глава 2. Проблемы личностного и профессионального становления психолога-консультанта.
2.1. Этапы профессионального становления психолога-консультанта.
2.2.Проблемы и трудности личностного становления и развития психолога-консультанта.
2.3. Анализ планов и программ подготовки психолога-консультанта в контексте личностного развития специалиста.
Вывод.
Список литературы.
Юнгианский анализ
Кроме индивидуального
Психодрама.
Направление психологии начало свою историю в 20-х XX столетия благодаря таланту выдающегося врача, психолога и философа Я. Л. Морено. История свидетельствует о встрече Я. Морено и З. Фрейда, во время которой, молодой Морено заявил – «Вы разрешили людям говорить, я разрешу им действовать». Впервые психотерапевтические сеансы из индивидуальных трансформировались в групповые, переносясь из замкнутого психоаналитического кабинета в реальную людскую среду. Таким образом, Я. Морено решил задачу проявления внутренней реальности человека непосредственно в ситуации социального окружения, собственно того окружения, в столкновении с которым и продуцируется психологический конфликт.
Психодраматическая сессия начинается с разогрева, - это может быть двигательное или медитативное упражнение, призванное поднять уровень энергии в группе и настроить участников на определенные темы. Затем происходит выбор протагониста (актер, играющий главную роль), то есть того участника, на которого в течение данной сессии будет работать вся группа. Выбор происходит так - ведущий и участники, желающие разобраться со своей темой, выдвигаются из общего круга вперед и рассказывают, с чем они хотел бы поработать, а люди, сидящие во внешнем круге, внимательно слушают. Когда темы понятны всем, представители внешнего круга делают свой выбор по критерию «какая тема для меня сейчас наиболее актуальна». Выбирается именно тема, а не человек, который ее представляет, поскольку только в этом случае выбранная для работы тема будет групповой.
После
того, как выбор сделан, начинается
этап действия. Сцену за сценой протагонист,
с помощью участников группы, драматически
проигрывает волнующую его
Психодрама
сегодня в оригинальном виде распространена
мало, однако, ее элементы широко используются
во всех направлениях психологии.
Логотерапия.
Логотерапия-
Логотерапия эффективна для психологической помощи в различных ситуациях: неврозы, фобии, страхи, сложности во взаимоотношениях, депрессии, проблемы в области сексуальности, преодоление психологических травм и насилия и др.
Экзистенциальная психология.
Экзистенциальная психология – (лат. existentia – существование) сформировалось на основе трудов таких исследователей, как Л.Бинсвангер, М.Босс, Е.Минковски, Р.Мэй и др.. Психологическое направление, изучает: 1). Проблемы времени, бытия и небытия; 2) Высшие ценности. Проблемы свободы, ответственности и выбора; 3) Личная миссия. Проблемы общения, любви и одиночества; 4) Сущность Бога. Экзистенциальная психология исходит из первичности бытия человека, с которым органически связаны его базовые жизненные потребности забвение которых приводит к состоянию стресса, тревоги или депрессии.
Целью экзистенциальной психологии является решение задачи восстановления аутентичности конкретной личности — соответствия ее бытия в мире ее внутренней природе.
Трансперсональная психология
Трансперсональная психология -сформировалась в 60-е годы XX столетия на основе исследований многих известных психологов и психиатров, но несомненным лидером данного направления является С. Грофф. Трансперсональная психология, впервые, открыто проводит масштабные исследования психологии человека, учитывая доперсональный период жизни, то есть внутриутробный и предшествующий ему цикл духовного существования вне телесной формы. Все три периода представляются, как единый цикл бытия данного индивида, что позволяет рассматривать позитивные или негативные коллизии земного человека с гораздо более высокой точки, чем это было прежде. Трансперсональная психология изучает сознание в более широком спектре его проявлений: множественность состояний сознания в многомерном бытии, высшие состояния сознания, парапсихологические феномены, метапотребности и метаценности. Соответственно, в качестве терапевтических методов используются, ранее неприемлемые с точки зрения науки: медитация, холотропное дыхание, активное воображение, религиозный и мистический опыт, измененные состояния сознания. Особую актуальность приобретает трансперсональный подход в тренингах личностного роста, лечении наркомании, алкоголизма, суицидальных тенденций, психозов и неврозов, как разновидностей духовного кризиса.
Онтопсихология и Онтопсихолог
Направление онтопсихология создано в 70-х годах XX века доктором психологии, социологии, теологии и философии профессором А. Менегетти.
Онтопсихология переводится, как Учение о бытии Души (греч). Абсолютная новизна и сложность онтопсихологии, как научной дисциплины заключается в том, что данная область знания касается именно того, что в значительной мере утрачено современным человеком в результате его исторического развития.
Чтобы понять особенности и место онтопсихологии среди других направлений психологии необходимо провести краткий анализ. Каждое направление современной психологии изучает один из модусов того безгранично сложного, что представляет собой человек. Психоанализ – соотношение структур Эго и Сверх Я; Юнгианский анализ – взаимовлияния Эго, Коллективного бессознательного и его основных архетипов; Гуманистическая психология - высшие ценности, самоактуализация личности; Бихевиаризм – стимулоориентированные аспекты сознания; Экзистенциализм – модусы интенциональности и иерархии личности; Когнитивная психология – субъективность и биокомпьютерные функции; Психодрама – спонтанные механизмы и креативность и т.д. Онтопсихология также как и другие современные направления исследует психологию человека в одном из аспектов, а именно в аспекте первичной причинности психической деятельности, разворачивающейся в различных социо-исторических условиях.
Сегодня большинство людей не сомневается в том, что есть нечто, что существует в нас, рожденное прежде нас и продолжающее свое существование после. Точно так же представляется, что человек не есть ограниченное размерами тела и пространством индивидуального ума существо, а открытая многомерная мыслящая субстанция. С подобной точки зрения примерно до 1970 г. поле современной психологии было по сути однородно в том плане, что все школы изучали психологию человека начиная с момента рождения и до окончания жизни, считая при этом сознание изначально «чистым листом бумаги» с врожденными инстинктами, а коммуникации ограничивающимися пятью органами чувств. Область знаний о личностных, рациональных объективно-обусловленных психологических процессах. Однозначным выводом всех психологических школ без исключения явилось признание того, что проблемы психологического характера возникают только в пространстве столкновения индивидуальности с социумом.
Общим для всех направлений данной группы является ориентация на социальную успешность, что само по себе возражений вызвать не может. Проблематично то, что критериями становления принимаются ценности и дирекции того же самого социума, который и привел человека к неблагополучию. Итогом психотерапевтической работы становиться адаптация, пусть даже очень высокая адаптация к социо-культурной среде, но все-таки не более чем адаптация. Собственно, индивидуальность, которая наиболее ценна для человека, которая является как раз противоположной центробежным процессам общества, оставалась без внимания. Душа, как сущность не принималась к рассмотрению.
После 1970 года одновременно образуются две принципиально отличные от существующих школы – онтопсихология и трансперсональная психология, которые исследуют человека на его глубинном уровне первичных базовых принципов, предшествующих любым детерминантам постнатальной жизни. Однако, и онтопсихология и трансперсональная психология не ограничиваются рубежом рождения, а прослеживают действие базовых жизненных принципов на всю жизнь человека, что до сих пор вообще не принималось в расчет. Между самими этими школами есть существенная разница. Трансперсональная психология предлагает в качестве главного метода постижения сути и нахождения точек опоры для человека (речь идет о терапевтической, философской и когнитивной стратегии) традицию живой практики соучастия через непосредственное проживание контакта со сверх ординарным, как вне пространства Я, так и внутри его. То есть освоение высших моральных принципов и универсальных законов бытия и как следствие становление и восстановление поврежденных психологических структур через практику медитаций, религиозного опыта, трансовых и инсайтных состояний, холодинамических техник. Если еще раз уточнить картографические зоны, то трансперсональная психология тяготеет к личностным и надличностным аспектам, а онтопсихология к личностным и доличностным.
Онтопсихология, основываясь на обширной клинической практике и метафизическом опыте, при этом предлагает иную стратегию – осознанный переход от стереотипного бытия к бытию интенциональному на основе математически выверенных действий. Прикладная задача онтопсихологии та же самая – успешность человека. Маяки принципиально иные – априорное Я субъекта в социо-историческом контексте. Существующие общественные ценности становятся не самоцелью, а лишь антуражем в границах которого развертывается успешность личности. Под успешностью понимается не только достижение социального признания и обретение определенного материального благосостояния, но и сакральная успешность – здоровье, психологический комфорт, эстетическая наполненность. Онтопсихология предоставляет подробную и законченную структурно-динамическую топологию человека в аспектах иерархии смысловых модусов, причинности и жизнеполагающих принципов. Итогом становиться не адаптация к среде, как таковая, а самосозидание Я и созидание среды, когда адаптация становиться естественным и гармоничным процессом. Возможно ли находясь в социуме стать свободным от него? Онтопсихология говорит - да, возможно, если рассматривать свободу не как анархический беспредел желаний и поступков, а как действительную потребность индивида. То есть, в пространстве жизни не рождаются потребности, которые не могут быть удовлетворены. Задача человека вернуть себе однажды утраченное естество. В онтопсихологии данный процесс обозначается термином метанойя – прогрессивная реорганизация ментальных и поведенческих моделей, переориентация от Я – сформированного семейными, общественными, религиозными, культурными и другими стереотипами, на Я – истинное, изначальное. Идея реорганизации в том, что только врожденный мыслящий центр (Онто Ин-се) человека обладает знанием о лучшем, необходимом и победном для индивида. Безошибочное отслеживание интенций Онто Ин-се, как гаранта точности, осуществляется через анализ сновидений, практики имагоки, синемалогии, мелолистики и мелоданса.
Информация о работе Личностные особенности психолога-консультанта