Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 22:45, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучить психологические основы лидерства и самооценки и показать их взаимосвязь.
Задачи курсовой работы:
1. Проанализировать основные подходы к определению понятий «лидерство» и «самооценка»;
2. Изучить психологические основы лидерства и самооценки;
3. Выявить связь лидерства и самооценки в социальной группе;
4. Эмпирически показать взаимосвязь лидерства и самооценки на примере студенческой группы.
Министерство образования и науки Российской федерации ГОУ ВПО
Череповецкий государственный Университет
Институт
педагогики и психологии
Кафедра
психологии
по дисциплине «
на тему: «Лидерство и самооценка»
г. Череповец
2005 г.
Введение
Современная
жизнь имеет множество
Актуальность выдвинутой проблемы подчеркивает значимость взаимосвязи лидерства и самооценки в любой социальной группе. Психологические особенности этой взаимосвязи во многом определяют поведение, эффективность деятельности и в целом «Я - концепцию» личности.
Цель данной курсовой работы – изучить психологические основы лидерства и самооценки и показать их взаимосвязь.
Задачи курсовой работы:
Объектом предложенной работы выступает феномен лидерства, предметом – взаимосвязь лидерства и самооценки.
Гипотеза курсовой работы: при средней степени выраженности лидерства личность обладает адекватным уровнем самооценки.
Эмпирическая
часть выполнена на базе студенческой
группы 4ПФ – 11 института педагогики
и психологии Череповецкого государственного
университета.
Содержание
Введение……………………………………………
ГЛАВА 1……………………………………………………………...
ГЛАВА 2………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Библиография…….………………………………………
Приложение……………………………………………………
Введение
Стремление воздействовать на другого человека – очень важная потребность подросткового возраста. В этом ярко проявляется его социальная активность, особый характер социального взаимодействия со сверстниками. Специфика отношений с друзьями и близкими товарищами заключается в том, что подростки в полном смысле слова воспитывают других, каждый предъявляет другому целую систему определенных требований и следит за их выполнением. Большое значение общения с близкими говорящими и другом для развития личности определяется тем, что это общение является практикой в овладении нормами особого типа отношений – личных. Овладение нормами взаимоотношений составляет важнейшее приобретение ребенка в подростковом возрасте.
Одним из факторов, оказывающим воздействие на стремление к доминированию, лидерству, является пол подростка.
Цель нашего экспериментального исследования - установить характер взаимосвязи между стремлением к лидерству и гендерными различиями у детей в начале и в конце подросткового возраста.
Объектом экспериментального исследования является стремление к лидерству детей в начале и в конце подросткового возраста.
Предметом экспериментального исследования является взаимосвязь стремления к лидерству и гендерных различий у детей в начале и в конце подросткового возраста.
Гипотезы исследования:
Задачи исследования:
-
описать переменные
-
разработать общий план
-
выбрать и указать формы
Глава
1
1.1 Общее понятие лидерства
Лидер - глава, руководитель политической партии, общественно-политической организации или вообще какой - нибудь группы людей; человек, пользующийся авторитетом и влиянием на какой - нибудь коллектив.
Лидерство - один из механизмов интеграции групповой деятельности, когда индивид или часть социальной группы выполняет роль лидера, т.е. объединяет, направляет действия всей группы, которая принимает и поддерживает его действия. Частично перекрываясь понятиями «управление», «руководство», лидерство характеризует социально - психологические аспекты самоорганизации. Тип лидерства связан с природой общественного строя, специфическим характером и структурой группы, конкретно- исторической ситуацией и личностью лидера. По стилю различают авторитарное лидерство, предполагающее единоличное направляющее воздействие, основанное на угрозе применения силы; демократическое лидерство, позволяющее членам группы участвовать в постановке целей и управлении деятельностью.
В организациях различают «формальное» и «неформальное» лидерство: первое связано с установленными правилами назначения руководителя и подразумевает функциональные отношения. «Неформальное» лидерство возникает на основе взаимоотношения участников. Эти типы лидерства либо дополняют друг друга и сочетаются в лице авторитетного руководителя, либо вступают в конфликт и тогда эффективность организации падает.
Социальная психология изучает лидерство как процесс социальных и психологических факторов, исследует его механизмы, разрабатывает методы отбора, обучения и выдвижения руководителей в зависимости от характера группы и организации.
Проблема лидерства является одной из кардинальных проблем социальной психологии, ибо лидерство не просто относится к проблеме интеграции групповой деятельности, а психологически описывает субъекта этой интеграции.
Лидерство
есть чисто психологическая
1. Теория черт («харизматическая теория»).
Лидером, согласно этой теории, может быть лишь такой человек, который обладает определенным набором личностных качеств или совокупностью определенных психологических черт.
На смену теории черт пришло новое объяснение, сформулированное в «ситуационной теории лидерства». Теория черт в данной концептуальной схеме не отбрасывается полностью, но утверждается, что в основном лидерство — продукт ситуации. В различных ситуациях групповой жизни выделяются отдельные члены группы, которые превосходят других по крайней мере в каком-то одном качестве, но поскольку именно это качество и оказывается необходимым в данной ситуации, человек, им обладающий, становится лидером.
Чтобы преодолеть очевидную противоречивость в подобных рассуждениях, Е. Хартли предложил четыре «модели», позволяющие дать особую интерпретацию тому факту, почему все-таки определенные люди становятся лидерами и почему не только ситуация определяет их выдвижение. Во-первых, полагает Хартли, если кто-то стал лидером в одной ситуации, не исключено, что он же станет таковым и в другой ситуации. Во-вторых, вследствие воздействия стереотипов лидеры в одной ситуации иногда рассматриваются группой как лидеры «вообще». И, в-третьих, человек, став лидером в одной ситуации, приобретает авторитет, и этот авторитет работает в дальнейшем на то, что данного человека изберут лидером и в другой раз. В-четвертых, отдельным людям свойственно «искать посты», вследствие чего они ведут себя именно так, что им «дают посты».
Два столь крайних подхода породили третий, который был представлен в так называемой системной теории лидерства, согласно которой лидерство рассматривается как процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер — как субъект управления этим процессом. При таком подходе лидерство интерпретируется как функция группы, и изучать его следует поэтому с точки зрения целей и задач группы, хотя и структура личности лидеров при этом не должна сбрасываться со счетов. Рекомендуют учитывать и другие переменные, относящиеся к жизни группы, например длительность ее существования. В этом смысле системная теория имеет, конечно, ряд преимуществ. Они очевидны, когда речь заходит не просто о лидерстве, но о руководстве: особенно популярной является так называемая вероятностная модель эффективности руководства, предложенная Ф. Фидлером.
Большинство отечественных исследований лидерства осуществляется в рамках близких данной модели, хотя к ней добавляется нечто новое, продиктованное общими предпосылками исследования динамических процессов в группе: феномен лидерства в малых группах рассмотрен в контексте совместной групповой деятельности, т. е. во главу угла ставятся не просто «ситуации», но конкретные задачи групповой деятельности, в которых определенные члены группы могут продемонстрировать свою способность организовать группу для решения этих задач. Отличие лидера от других членов группы проявляется при этом не в наличии у него особых черт, а в наличии более высокого уровня влияния.
Интересной в данном случае является разработанная Р.Л. Кричевским концепция ценностного обмена как механизма выдвижения лидера. Сама по себе идея ценностного обмена во взаимодействии людей и ранее разрабатывалась в социальной психологии (Дж. Хоманс, Д. Тибо, К. Келли и др.). Здесь же идея ценностного обмена использована при объяснении феномена лидерства: ценностные характеристики членов группы (значимые свойства личности) как бы обмениваются на авторитет и признание лидера. Лидером рассматривается тот, в ком в наиболее полном виде представлены такие качества, которые особенно значимы для групповой деятельности, т.е. являющиеся для группы ценностями. Таким образом, в лидерскую позицию в ходе взаимодействия выдвигается такой член группы, который как бы идентифицируется с наиболее полным набором групповых ценностей. Именно поэтому он и обладает наибольшим влиянием.