Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 22:45, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучить психологические основы лидерства и самооценки и показать их взаимосвязь.
Задачи курсовой работы:
1. Проанализировать основные подходы к определению понятий «лидерство» и «самооценка»;
2. Изучить психологические основы лидерства и самооценки;
3. Выявить связь лидерства и самооценки в социальной группе;
4. Эмпирически показать взаимосвязь лидерства и самооценки на примере студенческой группы.
j
= (b*c -
a*d) / (a
+ c)*(b + d)*(a + b)*(c + d)
Так как для применяемого нами коэффициента корреляции нет стандартных табличных значений, поиск критических значений осуществляется с помощью t -критерия Стьюдента по формуле:
Tф = | j эмп |* (n - 2) / (1 - j эмп 2 )
j эмп - коэффициент корреляции
n - число коррелируемых признаков
Tф проверяется на уровень значимости при помощи t - критерия Стьюдента.
Число степеней свободы будет равно k = n - 2.
В
случае обнаружения значимой связи
между агрессией и полом
Так как измерения производятся в номинально - дихотомической шкале, объем сравниваемых выборок более 5, ни одна из сопоставляемых долей выборок не равна нулю, возможно использование критерия j * - углового преобразования Фишера, оценивающего достоверность различий между процентными долями двух выборок, в которых зарегистрирован интересующий нас эффект.
Таким образом, мы находим критерий j * отдельно для подростков 11 лет (20 девочек, 20 мальчиков), отдельно для подростков 16 лет (20 девочек, 20 мальчиков).
При помощи данного критерия мы сможем проверить гипотезы:
1. H1 для 1 - ой группы: мальчики в начале подросткового возраста являются более агрессивными, чем девочки;
2. H1 для 2 - ой группы: в конце подросткового возраста девочки являются более агрессивными, чем мальчики;
В случае опровержения гипотезы H1, в соответствующей группе будет принята гипотеза - H0:
1. H0 для 1 - ой группы: мальчики в начале подросткового возраста не являются более агрессивными, чем девочки;
2. H0 для 2 - ой группы: в конце подросткового возраста девочки не являются более агрессивными, чем мальчики;
Теперь построим четырехпольную таблицу сопряженности для критерия j * (для каждой группы в отдельности).
Таблица № 4
Четырехпольная
таблица сопряженности ( j
*)
Выборки | «Есть эффект» | «Нет эффекта» | Количество испытуемых в выборке | ||
количество испытуемых | % |
количество
испытуемых |
% | ||
1 - ая | 20 | ||||
2 - ая | 20 |
Подсчитаем эмпирическое значение j *. Подсчет критерия j* осуществляется для 1 - ой и 2 - ой групп отдельно. Для вычисления коэффициента в обеих группах используется следующая расчетная формула:
j
* = (j
1
-j
1) *
n 1 * n 2
/ n 1 +
n 2
j 1 - угол, соответствующий большей процентной доле;
j 2 - угол, соответствующий меньшей процентной доле;
n 1 - объем первой выборки;
n 2 - объем второй выборки.
Далее мы сравниваем коэффициент j эмп * (для первой и второй групп отдельно) с табличными значениями. Если j эмп * больше или равно j табл (1,64), то принимается гипотеза:
1. для 1 - ой группы - гипотеза H1 (мальчики в начале подросткового периода являются более агрессивными, чем девочки) на 5% уровне значимости;
2. для 2 - ой группы - гипотеза H1 (в конце подросткового возраста девочки являются более агрессивными, чем мальчики) на 5% уровне значимости.
Если j эмп* больше или равно j табл (2,31), то принимаются те же гипотезы, но уже на 1% уровне значимости.
Если j эмп* меньше j табл (1,64), то принимается гипотеза:
1. для 1 - ой группы - гипотеза H0 (мальчики в начале подросткового возраста не являются более агрессивными, чем девочки).
2. для 2 - ой группы - гипотеза H0 (в конце подросткового возраста девочки не являются более агрессивными, чем мальчики).
Таким
образом, в случае, если обе гипотезы
нашли подтверждение, можно говорить
об изменении характера взаимосвязи агрессивного
поведения у детей в течение подросткового
периода. Динамика заключается в следующем:
мальчики в начале подросткового возраста
являются более агрессивными, чем девочки,
а в конце подросткового возраста - напротив,
девочки являются более агрессивными,
чем мальчики.
Таким образом, в нашем исследовании была рассмотрена проблема взаимосвязи стремления к лидерству и гендерных различий. Мы составили программу исследования, при помощи которой будет возможно установление взаимосвязи между стремлением к лидерству и гендерными различиями детей в начале и конце подросткового возраста.
Нами была составлена программа исследования при помощи описания переменных исследования и способов их контроля, способов формирования экспериментальных групп, методик эмпирического исследования, плана исследования, форм представления данных, указания шкал измерения полученных данных, обоснования методик статистического анализа, представления алгоритмов их расчета.
В случае если обе гипотезы нашли подтверждение, можно говорить об изменении характера взаимосвязи стремления к лидерству у детей в течение подросткового периода. Динамика заключается в следующем: в начале подросткового возраста у девочек отмечается большее стремление к лидерству, чем у мальчиков, а в конце подросткового возраста мальчики более склонны к стремлению к лидерству, чем девочки.
Перспектива
углубленного изучения проблемы лидерства
может быть связана с изучением
взаимосвязи стремления к лидерству
с индивидуально - личностными характеристиками,
социальными условиями развития.
1.Бендас Т. В. Гендерные исследования лидерства //Вопр. психологии. 2000. № 1. С.87 – 89.
2.Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. - СПб.: ЕВРОЗНАК, 2003.
3.Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. Ин- тов/под ред. Петровский А. В. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1979.
4.Готтсданкер Р. Основы
5.Дружинин
В.Н. Экспериментальная
6.Ильин
Е. П. Дифференциальная
7.Краткий психологический словарь. / Под ред. А.В. Петровского. - М., 1985.
8.Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. - М., 2004.
9.Майерс Д. Социальная психология / Перев. с англ. – СПб.: Питер, 1997.
10.Немов Р.С. Словарь - справочник. Психология. - М., 2004.
11.Шейнов
В. П. Психология власти. – М.:
Ось – 89, 2003.