Лидерство и самооценка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 22:45, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы – изучить психологические основы лидерства и самооценки и показать их взаимосвязь.
Задачи курсовой работы:
1. Проанализировать основные подходы к определению понятий «лидерство» и «самооценка»;
2. Изучить психологические основы лидерства и самооценки;
3. Выявить связь лидерства и самооценки в социальной группе;
4. Эмпирически показать взаимосвязь лидерства и самооценки на примере студенческой группы.

Работа состоит из  1 файл

курсовик Лидерство и самооценка.doc

— 139.50 Кб (Скачать документ)

      - влияние личности испытуемого.  Контроль данной переменной может  осуществляться за счет сокрытия  от испытуемых целей и гипотез исследования. Можно использовать контроль восприятия испытуемым ситуации при помощи интервью, направленного на выявление отношения испытуемого к эксперименту, экспериментатору, понимание инструкции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2.2 Формирование экспериментальной выборки 

     Формирование  экспериментальной выборки осуществляется при помощи привлечения реальных групп - школьных классов. Следующий  этап работы - отбор испытуемых при  помощи рандомизации с выделением страт.

     Стратометрическая рандомизация - случайный отбор  испытуемых определенных категорий. Для этого экспериментатор подразделяет всю совокупность потенциальных испытуемых на ряд категорий (групп, страт). Затем в каждой группе проводится случайный отбор реальных испытуемых, пропорционально количеству людей в этих стратах.

     Стратометрическая рандомизация способствует выполнению требования внешней валидности, то есть данные, полученные в результате проведения эксперимента, можно распространить на всю генеральную совокупность. Данный метод позволяет снизить влияние экспериментатора на отбор испытуемых, влияние на результаты эксперимента индивидуальных различий между испытуемыми.

      В нашем исследовании в качестве страт  выступают такие характеристики как пол и возраст. Первая группа, подростки 11 лет, представлена двумя выборками. В первую выборку входят 20 девочек, во вторую -  20 мальчиков. Вторая группа -  подростки 15 лет, также включает две выборки. В первую выборку входят 20 девочек, во вторую - 20 мальчиков.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2.3 Методы исследования 

      В эксперименте используются:

      1. Методика «Степень индивидуальной  выраженности лидерства» ;

      2. Метод постэкспериментального интервьюирования;

      3. Метод беседы;

      4. Метод наблюдения;

      Описание  методов.

  1. Для проверки выдвинутой гипотезы проведем исследование на основе анкетирования, целью которого служит выявление в группе потенциальных лидеров. Студенческой группе 4ПФ-11, состоящей из 21 человека, было предложено  ответить на ряд вопросов (анкеты см. в приложении № 1).

                                  Интерпретация результатов анкеты

«Степень  индивидуальной выраженности лидерства»

      Проведенное исследование с целью выявления  степени индивидуальной выраженности лидерства в данной малой группе показало:

-       у 15-ти членов группы лидерство  слабо выражено;

- 6 испытуемых  обладают стремлением к лидерству  в средней степени.

      Мы  учитываем, что группа находится  на стадии формирования (вместе они  отучились только четыре месяца), члены  группы  адаптируются к новой  социальной ситуации (привыкают к  новой роли студента, к положению в обществе, к изменению и расширению  круга общения и  т. д.), что влияет на процесс формирования уверенности в себе.  

      2. Метод постэкспериментального интервьюирования.

      Целью данного метода является выявление  отношения ребенка к эксперименту, экспериментатору, понимание инструкции и других воздействий личности испытуемого.

      3. Метод беседы.

      Метод беседы является вспомогательным средством  для дополнительного освещения  изучаемой проблемы. Психолог может  организовать беседы с классным руководителем, родителями, друзьями ребенка, самим испытуемым. Беседы проводятся с целью составления наиболее полного представления о личности ребенка, выявления различных факторов, не связанных с полом и возрастом, влияющих на агрессивность.

      Данные, полученные в ходе беседы, фиксируются психологом (дневниковые, видео - звуковые записи).

  1. Метод наблюдения.

Наблюдения  психолога и педагога за поведением детей на уроках и во время внешкольных  мероприятий дает богатые данные. При наблюдении поведения ребенка  можно воспользоваться критериями, которые разработали американские психологи М. Алворд и П. Бейкер. Если в течение не менее чем 6 месяцев в поведении ребенка проявлялись хотя бы 4 из 8 перечисленных ниже признаков, можно предположить, что ребенок агрессивен.

Признаки наличия агрессии у ребенка:

1. Часто  теряет контроль над собой.

2. Часто  спорит, ругается со взрослыми.

3. Часто  отказывается выполнять правила.

4. Часто  специально раздражает людей.

5. Часто  винит других в своих ошибках.

6. Часто  сердится и отказывается сделать что - либо.

7. Часто  завистлив, мстителен.

8. Чувствителен, очень быстро реагирует на  различные действия окружающих (детей  и взрослых), которые нередко раздражают  его.

Наблюдение  должно проводиться в естественных для ребенка условиях (в классе, на перемене, в спортивных секциях, например), систематически.  Наблюдение проводится по заранее подготовленному плану, данные фиксируются психологом (дневниковые, видео - звуковые записи).

     Таким образом, наиболее полное представление  об изучаемом явлении, можно составить при комплексном использовании методики «Агрессивность» (модификация теста Розенцвейга), метода постэкспериментального интервьюирования, беседы и метода наблюдения.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.4 План проведения  исследования 

     Для изучения взаимосвязи стремления к лидерству и гендерных различий детей в начале и в конце подросткового возраста, разрабатывается общий план  исследования:

     Во - первых, мы формируем выборки, используя  метод стратометрического рандомизирования, и объединяем их в группы по возрастному критерию. Первая группа - подростки 11 лет: в первую выборку входят 20 девочек, во вторую -  20 мальчиков. Вторая группа -  подростки 16 лет: в первую выборку входят 20 девочек, во вторую - 20 мальчиков. 

      Второй  этап - проведение методики «Агрессивность» (модификация теста Розенцвейга) с целью выявления у каждого испытуемого агрессивности.  Полученные данные представляются в форме таблиц.

      Зависимая, независимая и дополнительная переменные - агрессивное поведение, пол и  возраст испытуемых соответственно. Каждая из данных переменных имеет два уровня изменения. Для переменной «агрессивное поведение» - это наличие или отсутствие агрессивности, для переменной «пол» - мужской, женский, для возраста - 11 или 16 лет.

      План  исследования описывается матрицей вида: P x O (испытуемые х измерения). В матрицу заносятся индивидуальные результаты диагностики.

Таблица № 1                              

Матрица исследования

 
№ испытуемого

(Ф.И.О.)

Наличие / отсутствие

Стремления  к лидерству

Пол мужской / женский Возраст 11 / 16 лет
1      
2      
       
………………… ……………………. ……………………. …………………….
78      
79      
80      
 

      Далее данные по двум группам заносятся  в таблицу № 2.

      Таблица № 2

Сводная таблица 

Стремление  к лидерству Пол испытуемых
11 лет 16 лет
мужской женский мужской женский
Есть        
Нет        
Сумма (%) 100 100 100 100
 

      После сбора и представления данных в форме таблиц, мы переходим к  их статистическому анализу. С помощью  критериев j и j * мы делаем выводы о принятии или отвержении гипотез. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.5 Статистическая обработка и интерпретация данных 

      Зависимая и независимая переменные в нашем  исследовании измеряются по  номинально - дихотомической шкале, то есть имеют  два уровня изменения. В результате измерения фиксируется наличие (1) или отсутствие (0) признака.

      В нашем эксперименте для зависимой  переменной фиксируется наличие (1) или отсутствие (0)стремления к лидерству, для независимой - мужской (1) или  женский (0) пол.

Прежде, чем перейти к доказательству гипотез о том, что в начале подросткового возраста у девочек отмечается большее стремление к лидерству, чем у мальчиков, а конце подросткового возраста мальчики более склонны к стремлению к лидерству, чем девочки, проверим  в целом предположение о наличии взаимосвязи агрессивного поведения и пола.  

      Так как измерения производятся в  номинально - дихотомической шкале, объем  сравниваемых выборок более 5, число  варьирующих признаков в сравниваемых переменных одинаково, мерой корреляционной связи служит коэффициент « j ». Используя имеющиеся данные об испытуемых, составляем четырехпольную таблицу сопряженности для критерия « j » (для каждой из групп составляется отдельная таблица).

      Таблица № 3

      Четырехпольная  таблица сопряженности ( j ) 

Стремление  к лидерству Пол Сумма
мужской женский
Есть а b  
Нет c d  
Сумма      
 

     a, b, c, d - индексы групп, показывающие число испытуемых обладающих сразу двумя характеристиками.

     Подсчет критерия j * осуществляется  для 1 - ой и 2 - ой групп отдельно.

Расчетная формула для коэффициента « j »: 

Информация о работе Лидерство и самооценка