Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 22:45, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучить психологические основы лидерства и самооценки и показать их взаимосвязь.
Задачи курсовой работы:
1. Проанализировать основные подходы к определению понятий «лидерство» и «самооценка»;
2. Изучить психологические основы лидерства и самооценки;
3. Выявить связь лидерства и самооценки в социальной группе;
4. Эмпирически показать взаимосвязь лидерства и самооценки на примере студенческой группы.
-
влияние личности испытуемого.
Контроль данной переменной
2.2
Формирование экспериментальной
выборки
Формирование
экспериментальной выборки
Стратометрическая рандомизация - случайный отбор испытуемых определенных категорий. Для этого экспериментатор подразделяет всю совокупность потенциальных испытуемых на ряд категорий (групп, страт). Затем в каждой группе проводится случайный отбор реальных испытуемых, пропорционально количеству людей в этих стратах.
Стратометрическая рандомизация способствует выполнению требования внешней валидности, то есть данные, полученные в результате проведения эксперимента, можно распространить на всю генеральную совокупность. Данный метод позволяет снизить влияние экспериментатора на отбор испытуемых, влияние на результаты эксперимента индивидуальных различий между испытуемыми.
В
нашем исследовании в качестве страт
выступают такие характеристики
как пол и возраст. Первая группа,
подростки 11 лет, представлена двумя выборками.
В первую выборку входят 20 девочек, во
вторую - 20 мальчиков. Вторая группа
- подростки 15 лет, также включает две
выборки. В первую выборку входят 20 девочек,
во вторую - 20 мальчиков.
2.3
Методы исследования
В эксперименте используются:
1.
Методика «Степень
2.
Метод постэкспериментального
3. Метод беседы;
4. Метод наблюдения;
Описание методов.
«Степень индивидуальной выраженности лидерства»
Проведенное исследование с целью выявления степени индивидуальной выраженности лидерства в данной малой группе показало:
-
у 15-ти членов группы
- 6 испытуемых
обладают стремлением к
Мы
учитываем, что группа находится
на стадии формирования (вместе они
отучились только четыре месяца), члены
группы адаптируются к новой
социальной ситуации (привыкают к
новой роли студента, к положению в
обществе, к изменению и расширению
круга общения и т. д.), что влияет на
процесс формирования уверенности в себе.
2.
Метод постэкспериментального
Целью
данного метода является выявление
отношения ребенка к
3. Метод беседы.
Метод беседы является вспомогательным средством для дополнительного освещения изучаемой проблемы. Психолог может организовать беседы с классным руководителем, родителями, друзьями ребенка, самим испытуемым. Беседы проводятся с целью составления наиболее полного представления о личности ребенка, выявления различных факторов, не связанных с полом и возрастом, влияющих на агрессивность.
Данные, полученные в ходе беседы, фиксируются психологом (дневниковые, видео - звуковые записи).
Наблюдения психолога и педагога за поведением детей на уроках и во время внешкольных мероприятий дает богатые данные. При наблюдении поведения ребенка можно воспользоваться критериями, которые разработали американские психологи М. Алворд и П. Бейкер. Если в течение не менее чем 6 месяцев в поведении ребенка проявлялись хотя бы 4 из 8 перечисленных ниже признаков, можно предположить, что ребенок агрессивен.
Признаки наличия агрессии у ребенка:
1. Часто теряет контроль над собой.
2. Часто спорит, ругается со взрослыми.
3. Часто
отказывается выполнять
4. Часто специально раздражает людей.
5. Часто винит других в своих ошибках.
6. Часто
сердится и отказывается
7. Часто завистлив, мстителен.
8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.
Наблюдение должно проводиться в естественных для ребенка условиях (в классе, на перемене, в спортивных секциях, например), систематически. Наблюдение проводится по заранее подготовленному плану, данные фиксируются психологом (дневниковые, видео - звуковые записи).
Таким
образом, наиболее полное представление
об изучаемом явлении, можно составить
при комплексном использовании методики
«Агрессивность» (модификация теста Розенцвейга),
метода постэкспериментального интервьюирования,
беседы и метода наблюдения.
2.4
План проведения
исследования
Для изучения взаимосвязи стремления к лидерству и гендерных различий детей в начале и в конце подросткового возраста, разрабатывается общий план исследования:
Во
- первых, мы формируем выборки, используя
метод стратометрического рандомизирования,
и объединяем их в группы по возрастному
критерию. Первая группа - подростки 11
лет: в первую выборку входят 20 девочек,
во вторую - 20 мальчиков. Вторая группа
- подростки 16 лет: в первую выборку
входят 20 девочек, во вторую - 20 мальчиков.
Второй этап - проведение методики «Агрессивность» (модификация теста Розенцвейга) с целью выявления у каждого испытуемого агрессивности. Полученные данные представляются в форме таблиц.
Зависимая, независимая и дополнительная переменные - агрессивное поведение, пол и возраст испытуемых соответственно. Каждая из данных переменных имеет два уровня изменения. Для переменной «агрессивное поведение» - это наличие или отсутствие агрессивности, для переменной «пол» - мужской, женский, для возраста - 11 или 16 лет.
План исследования описывается матрицей вида: P x O (испытуемые х измерения). В матрицу заносятся индивидуальные результаты диагностики.
Таблица
№ 1
Матрица исследования
№ испытуемого
(Ф.И.О.) |
Наличие / отсутствие
Стремления к лидерству |
Пол мужской / женский | Возраст 11 / 16 лет |
1 | |||
2 | |||
………………… | ……………………. | ……………………. | ……………………. |
78 | |||
79 | |||
80 |
Далее данные по двум группам заносятся в таблицу № 2.
Таблица № 2
Сводная
таблица
Стремление к лидерству | Пол испытуемых | |||
11 лет | 16 лет | |||
мужской | женский | мужской | женский | |
Есть | ||||
Нет | ||||
Сумма (%) | 100 | 100 | 100 | 100 |
После
сбора и представления данных
в форме таблиц, мы переходим к
их статистическому анализу. С помощью
критериев j и j * мы делаем выводы о
принятии или отвержении гипотез.
2.5
Статистическая обработка
и интерпретация данных
Зависимая и независимая переменные в нашем исследовании измеряются по номинально - дихотомической шкале, то есть имеют два уровня изменения. В результате измерения фиксируется наличие (1) или отсутствие (0) признака.
В нашем эксперименте для зависимой переменной фиксируется наличие (1) или отсутствие (0)стремления к лидерству, для независимой - мужской (1) или женский (0) пол.
Прежде,
чем перейти к доказательству
гипотез о том, что в
начале подросткового возраста у девочек
отмечается большее стремление к лидерству,
чем у мальчиков, а конце подросткового
возраста мальчики более склонны к стремлению
к лидерству, чем девочки, проверим
в целом предположение о наличии взаимосвязи
агрессивного поведения и пола.
Так
как измерения производятся в
номинально - дихотомической шкале, объем
сравниваемых выборок более 5, число
варьирующих признаков в
Таблица № 3
Четырехпольная
таблица сопряженности (
j )
Стремление к лидерству | Пол | Сумма | |
мужской | женский | ||
Есть | а | b | |
Нет | c | d | |
Сумма |
a, b, c, d - индексы групп, показывающие число испытуемых обладающих сразу двумя характеристиками.
Подсчет критерия j * осуществляется для 1 - ой и 2 - ой групп отдельно.
Расчетная
формула для коэффициента « j
»: