Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 22:45, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучить психологические основы лидерства и самооценки и показать их взаимосвязь. 
Задачи курсовой работы:
1.	Проанализировать основные подходы к определению понятий «лидерство» и «самооценка»;
2.	Изучить психологические основы лидерства и самооценки;
3.	Выявить связь лидерства и самооценки в социальной группе;
4.	Эмпирически показать взаимосвязь лидерства и самооценки на примере студенческой группы.
Таким образом, стремление к лидерству как внутренняя побудительная тенденция - это неотъемлемая часть личностной динамики. Стремление к лидерству как склонность конкретного человека проявлять эту тенденцию в форме конкретных внутренних и внешних действий - индивидуальная особенность. Данную индивидуальную особенность довольно трудно измерить, в связи с чем, основным способом оценки лидерствих тенденции является оценка ее поведенческих проявлений.
      Стремление 
к лидерству может иметь 
Таким образом, можно говорить о том, что в содержательном плане ведущими признаками стремления к лидерству можно считать такие его проявления, как:
      - 
выраженное стремление к 
      Таким 
образом, при рассмотрении взаимосвязи 
лидерства и гендерных 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.3 Взаимосвязь стремления к лидерству и гендерных различий у детей в начале и в конце подросткового возраста
      связан 
с перестройкой организма ребенка, 
формированием нового образа физического 
«Я», половой идентификацией, что 
часто сопровождается тяжелыми эмоциональными 
переживаниями, проявлением агрессии. 
Первые сомнения в своей благополучности и правильности возникают с наступлением подросткового возраста и достигают своего пика к его окончанию. Сам момент наступления подросткового возраста проблематичен потому, что здесь часто имеет место расслоение биологической и социальной линий полового созревания, в результате чего возникают проблемы с половым самоопределением. Так же чрезвычайно важную роль играет групповая ситуация. Появление в группе девочек «пубертатных лидеров» [12] меняет полоидентификационную ситуацию остальных девочек и особенно тех, у которых собственно пубертат (физиологический) еще не наступил.
Развитие вторичных половых признаков и начало сексуально окрашенного поведения встречаются с индифферентностью или открытыми репрессиями школы. Поведение девочки теперь очень сильно зависит от принятия и одобрения мальчиками, а не от прежних оценок. Для нее становится ясным, что «хорошее поведение» на уроке и внешность «ученицы» не способствуют ее успешности. Разделение «Я - женского» и школьной нормативности выглядит для нее как жесткое противостояние. Это противоречие, является причиной для возникновения массы конфликтов, агрессивного поведения.
Мужские черты, которые принято обозначать как активность, агрессивность, динамичность, соревновательность и так далее, в частных своих проявлениях - просто не удобны для взрослого. Поэтому мальчик в самом раннем возрасте попадает в ситуацию поддержки и сдерживания одновременно: с одной стороны, взрослыми поощряется агрессия как активность и соревновательность («дай сдачи», «посмотрим, кто сильнее»), а с другой стороны, этими же взрослыми, но в других ситуациях, ожидается послушание и пассивность («посиди спокойно», «не лезь, куда не просят»).
      С 
переходом в школу такая 
В отличие от девочки мальчик не находился в «соответствии» [12]. Столкновения с нормативностью школьной системы реально вынуждают мальчика разрешать противоречия между ее требованиями и собственной спонтанностью. Неспособность найти компромисс между собственными желаниями и требованиями окружающих, порой приводит к агрессивному противостоянию.
Нормы для мальчика ощутимы и четко выявлены. Он постоянно переходит границы, представляющие собой различные нормативные требования. Поэтому бурное начало и течение подросткового периода, вроде бы, провоцирующее усиление конфронтации со взрослым миром, оказываются не столь уж конфликтным, поскольку подготовлено и предупреждено длительным опытом нормативного экспериментирования.
Развернутая структура мальчишеской группы с четко заданными ролями, предписанными правилами поведения и защищаемыми ценностями в отличие от группок - пар девочек, представляет собой результат и способ разрешения множества постоянных противоречий между требованиями. Такие группы - показатель умения обращаться с нормой и как с запретом, и как с регулятором отношений, показатель ее освоения. Для мальчика, следовательно, пубертат не влечет тотального противостояния нормам и возросшей агрессивности, как это происходит в ситуации с девочками.
Таким образом, положение девочек и мальчиков по отношению к нормам в подростковом периоде, совершенно различно. Мальчик к концу подросткового периода воспринимает нормы как гибкие условные препятствия, как реальный способ существования в мире. Закономерно происшедшая интериоризация нормативности позволяет ему теперь избегать фрустраций и адекватно отвечать требованиям школьной действительности. Для девочки же нормативность к концу подросткового возраста оказывается тотальным фрустратором. Она вдруг обнаруживает себя выхваченной из единого «гладкого», нормативного пространства шквалом пубертата, с его ценностью сексуальной успешности, противоречащей всем предыдущим ценностям (хотя последние продолжают упорно поддерживаться и навязываться девочке взрослыми).
Девочка попадает в ситуацию того самого кризиса, в котором пребывал мальчик на старте школьной жизни. Но ситуация для нее усугубляется тем, что она не имеет времени для нормативного экспериментирования - детство как период, когда риск терпится, а результаты «экспериментов» прощаются, заканчивается.
Таким образом, можно предположить, что мальчики проходят следующую последовательность отношений к нормам: от противопоставления, через нормативное экспериментирование к пользованию нормами как собственным ресурсом в разрешении конфликтов, регуляции агрессии; девочки же от мнимой автономии (маскирующей конформности, терпимости и так далее) выходят к ситуации противостояния нормативным требованиям, приводящей к частым всплескам агрессии.
      Все 
нормативное 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Программа исследования взаимосвязи стремления к лидерству и гендерных различий у детей в начале и в конце подросткового возраста.
Объектом экспериментального исследования является стремлением к лидерству детей в начале и в конце подросткового возраста.
Предметом экспериментального исследования является взаимосвязь стремления к лидерству и гендерных различий у детей в начале и в конце подросткового возраста.
Гипотезы исследования:
Задачи исследования:
и гендерных различий у детей в начале и в конце подросткового возраста;
      - 
описать переменные 
эмпирического исследования;
      - 
разработать общий план 
      - 
выбрать и указать формы 
статистического 
анализа, показать алгоритмы их расчета 
применительно к гипотетическим 
эмпирическим данным.   
 
 
      2.1 
Переменные исследования 
и способы их 
контроля 
      В 
нашем экспериментальном исследовании 
выделяются следующие переменные: 
Контролируемые переменные:
      1. 
Независимая переменная - пол испытуемых. 
Данная переменная 
2. Зависимая переменная – стремление к лидерству испытуемых. Данная переменная контролируется за счет регистрации индивидуальных результатов исследования испытуемых.
      3. 
Дополнительная переменная - возраст. 
Контролируется за счет 
Не контролируемые переменные:
      - 
физическое состояние 
      - 
физические параметры 
      - 
социальная ситуация развития 
ребенка (взаимоотношения в 
      - 
влияние личности