Любовь как наука отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 15:28, реферат

Описание

Любовь — психическое состояние человека, чувство. Связано с высшей нервной деятельностью живого организма. Предполагается существование у высших животных в формах, доступных этим животным (например, привязанность). «Такое отношение к другому существу или предмету, при котором возникает желание быть лучше, чем ты есть. Кратчайшее определение любви: „нельзя быть без“» (М. Эпштейн). Это чувство,

Содержание

Содержание
 1 Смыслы слова «любовь» в языках других народов
 2 Использование слова
 3 История понятия любви в культуре
 4 Философия любви
o 4.1 Составляющие любви
 5 Биохимия любви
 6 Произведения о любви
o 6.1 Книги о любви
o 6.2 Некоторые фильмы о любви
 6.2.1 Фильмы с одинаковыми названиями
o 6.3 Другие
 7 См. также
 8 Примечания
 9 Литература

Работа состоит из  1 файл

Любовь.doc

— 295.00 Кб (Скачать документ)


Любовь — психическое состояние человека, чувство. Связано с высшей нервной деятельностью живого организма. Предполагается существование у высших животных в формах, доступных этим животным (например, привязанность). «Такое отношение к другому существу или предмету, при котором возникает желание быть лучше, чем ты есть. Кратчайшее определение любви: „нельзя быть без“» (М. Эпштейн). Это чувство, разнообразное по содержанию и силе, отношение, заключающееся в крайне сильной симпатии и духовной близости. Чаще всего, понятие любви используется для обозначения отношений между людьми, однако, кроме этого, существует любовь к идеям, к природе, к животным, к предметам и прочему. Любовь следует отличать как от взаимовыгодных, дружеских (равноправных) отношений, так и от страсти (мании, паранойи) — слепой безотчётной одержимости (хотя нет сильной любви без аффектов). В любви важны понятия свободного избранничества и самоотречения. Любовь — высшее духовное чувство человека, богатое разнообразными эмоциональными переживаниями, основанное на благородных чувствах и высокой морали и сопровождаемое готовностью сделать всё от себя зависящее для благополучия любимого человека. В платонизме любовь представляется через три влечения. Первое — влечение к телу, порождающее желание. Второе — влечение к душе, порождающее чувство дружбы. Третье — влечение к уму, порождающее чувство уважения.

Любовь — наивысшая форма проявления доброты, граничащая с самопожертвованием.

Содержание

         1 Смыслы слова «любовь» в языках других народов

         2 Использование слова

         3 История понятия любви в культуре

         4 Философия любви

o          4.1 Составляющие любви

         5 Биохимия любви

         6 Произведения о любви

o          6.1 Книги о любви

o          6.2 Некоторые фильмы о любви

         6.2.1 Фильмы с одинаковыми названиями

o          6.3 Другие

         7 См. также

         8 Примечания

         9 Литература

Смыслы слова «любовь» в языках других народов

Древнегреческие:

         Агапэ — αγάπη (возвышенная, в том числе божественная любовь). Жертвенная любовь, любовь к ближнему. Первоначально обозначала вечера дружеских застолий.

         Эрос — ἔρως (романтическая любовь — страсть, физическое влечение). Стихийная и страстная самоотдача, восторженная влюбленность. У Платона обрела значение стремления к совершенству через обладание красотой.

         Филия — φιλία (любовь-дружба, приязнь одного человека к другому). В философии Эмпедокла филия — это космическая сила притягивания, противоположная силе вражды.

         Сторге — στοργή (семейная, родственная любовь, привязанность).

Использование слова

         В русском языке слово «любовь» может часто быть использовано в совершенно разном контексте: как по отношению к человеку или живому существу, так и к неодушевленному предмету (например, «любовь к мороженому» — в смысле «мороженое нравится»).

История понятия любви в культуре

         Культ любви зародился в древних цивилизациях Греции и Индии, где половое (эрос или кама) или социальное чувство (агапе) было культивировано до самодостаточно-прекрасного отношения (бхакти и эрос Платона).

         В христианстве любовь превратилась в бескорыстную добродетель, связанную с верой и надеждой. Отсюда евангельский императив «Возлюбите!», который теряет смысл, если мы сводим любовь к спонтанно возникшей симпатии. Большое распространение имеет формула «Бог есть любовь».

         Понятие любви в европейской куртуазной рыцарской субкультуре было связано с культом Прекрасной Дамы, где окончательно сформировалось представление о любовной клятве. Отсюда любовь из простой симпатии превращается в решимость, требующую немалой силы воли для преодоления преград, появляющихся на пути любви. Под влиянием христианства зародилось представление о единственной любви.

         В философии экзистенциализма любовь превращается в проект становления совершенством в глазах другого. Отсюда идея подвига и доказательства «любви».

Философия любви

Любовь – это не просто философия (мудрость). Это понятие не поддается конкретным расчетам и анализам, более того как раз это чувство (эмоция и т.д.) стоит над всеми философскими понятиями, так как происхождение ее до сих пор не поддается объяснению ни одной из человеческих наук. Любовь дарована нам тем, кто и есть воплощение любви. Она пробуждает самые возвышенные чувства (сострадание, забота, радость, доверие). На мой взгляд, противоположностью любви является понятие страха. Страх разрушает человека, делает его похожим на животное, которым руководят только инстинкты, подавляет чувство долга, притупляет восприятие окружающего мира ("у страха глаза велики"). Любите друг друга и не бойтесь быть отвергнутым, так как человек для этого и создан. Если вами руководит любовь, вы сможете жить вечно.

Составляющие любви

По Фромму

         обдавание

         знание

         ответственность

         забота

         уважение

По Эпштейну

         желание

         вдохновение

         нежность

         сочувствие

По Стенбергу

         доверие

         страсть

         обязательство

Биохимия любви

Памятник влюблённым

В последнее время проводятся исследования о том, какие биохимические процессы сопровождают состояние любви. Так, мозг влюбленных вырабатывает больше фенилэтиламина — вещества, вызывающего ощущение влюблённости.

Безусловная любовь

Безусловная любовь — духовный термин, выражающий любовь человека ко всему окружающему без всяких условий и желания получить что-либо от него взамен. Безусловная любовь является базисным термином и духовной целью во многих духовных учениях и религиях, многие из которых рассматривают безусловную любовь как высшую форму человеческого самосовершенствования.

Термин

Так, в частности, с термином «безусловной любви» связана заповедь «Люби ближнего как себя».

Цитаты

Также занимательны некоторые цитаты о безусловной любви. Например: "Если любишь кого-то, безусловно, тебе не важно, кто он такой и чем занимается. Безусловная любовь внешне выглядит точно так же, как и безразличие".

Влюблённость

Влюблённость — психоэмоциональное влечение к человеку. Длится недолго и не является всеобъемлющим в отличие от любви и не ограничивается чисто физиологической сферой в отличие от полового влечения per se. В англоязычной психологической литературе иногда используется неологизм англ. limerence (1977, автор Дороти Теннов; любопытно, что это слово является чисто априорным изобретением, составленным по соображениям благозвучия, и не восходит ни к какому другому слову). В немецкой предпочитается традиционный термин нем. Verliebtheit, калькой с которого русск. влюблённость, по-видимому, и является.

Неразделённая любовь

Неразделённая любовь — форма любви, при которой один человек испытывает сильное эмоциональное влечение к другому человеку, но не получает ответа взаимностью.

Проявления неразделённой любви могут быть различными. Во многих случаях такая невзаимность чувств может использоваться в личных или корыстных целях, для манипуляции.

Нередко неразделённая любовь может привести к депрессивным расстройствам, а у лиц с несформировавшейся психикой взрослого – даже к самоубийству, как «способу наказания» объектов любви – «Пусть знают!».

Часто такой вид любви ошибочно путают с влюблённостью.

Романтическая любовь

Романтическая любовь — форма симбиотического союза, подмеченная в человеческом обществе и отраженная в произведениях литературы и искусства, а также выделенная в работах Эриха Фромма и Роберта Стернберга.

Фромм и Стернберг трактуют романтическую любовь как незрелую, вырожденную (не имеющую всех компонентов) форму любви, характеризующуюся следующими свойствами:

         Положением, которое допускает, что проблема любви — это исключительно проблема объекта, а не проблема способности.

         Доминантами близости и страсти, и неразвитостью или угнетенностью любви в части решения/обязательства.

Общее замечание

          Несравненное и своеобразное взаимное влечение двух реальных личностей, называемое романтической любовью, в силу бесконечной сложности этого особого явления, невозможно привести к простым схемам, ибо такое приведение недопустимо упрощает, по сути, всю насыщенность и интенсивность спектра самого явления. Однако для восприятия и описания наиболее значимых, важнейших компонентов любви предложенные иллюстрации становятся весьма плодотворными.

          При этом всегда надо удерживать на острие внимания то положение, что реальная любовь не комплекс ингредиентов, но единое целое.

Любовь, слово

          Слово «любовь» в силу различных причин, в том числе причин, отмеченных Бальзаком («...неужто сатана нашел бы себе сообщников...») и Фроммом, используется также для обозначения ряда явлений, которые могут быть определены: как незрелые формы любви; как формы псевдолюбви; как вырожденные формы любви; как формы разложения любви; как компоненты любви (половое влечение, уважение, забота); как явления, никакого отношения к любви не имеющие. Поэтому далее, если не указано иное, под термином любовь понимается зрелая (consummate) любовь.

«Без любви человечество не могло бы просуществовать и дня. Однако ж, если мы называем достижение межличностного союза любовью, мы сталкиваемся с серьезной трудностью. Слияние может быть достигнуто различными способами, и различие их имеет не меньше значения, чем то общее, что свойственно различным формам любви. Все ли они должны называться любовью? Или мы должны сохранить слово "любовь" только для особенного вида единения, которое имеет идеальную ценность во всех великих гуманистических религиях и философских системах прошедших четырех тысячелетий истории Запада и Востока?

Как и во всех семантических проблемах, ответ может быть только произвольным. Важно, чтобы мы знали, какой вид единения мы имеем в виду, когда говорим о любви. Или мы имеем в виду любовь, как зрелый ответ на проблему существования, или мы говорим о незрелых формах любви, которые могут быть названы симбиотическим союзом. На следующих страницах я буду называть любовью только первую форму».

Любовь, термин

         Любовь — это действительная увлеченность в процветании того, что (кого) мы любим. Это деятельность мастера созидания, но не раба.

         Действительность. Действительность в этом определении означает истинную плодотворную активность.

         Увлеченность. Увлеченность означает заинтересованность, мотивированность, самомотивированность.

         Процветание. Заинтересованность в процветании означает, прежде всего, приятие объекта любви таковым, каков он есть. Такая заинтересованность означает также создание условий для наилучшего существования, роста и развития объекта.

         Деятельность мастера созидания. Это обстоятельство подчеркивает высокое мастерство личности, владеющей искусством любви, его нравственность, корректность, порядочность, этичность, созидательную направленность мотиваций и поступков. Оно также отражает тот факт, что любовь «засыпает» там, где есть рабская зависимость. Любовь неразрывно связана с такими понятиями, как свобода и личность.

«В противоположность симбиотическому единению зрелая любовь это единение при условии сохранения собственной целостности, собственной индивидуальности».

Любовь: бытие или обладание; акт или богиня; предикат или субъект; свойство или носитель

Чтобы достичь полного «спокойствия познавания», критическая критика, прежде всего, должна постараться разделаться с любовью. Любовь — это страсть, а для спокойствия познавания нет ничего более опасного, чем страсть. Поэтому в связи с романами г-жи фон Пальцов, которые, по уверению г-на Эдгара, «основательно изучены им», он преодолевает «ребячество, называемое любовью». Любовь — это ужас и страшилище. Она вызывает у критической критики злость, разлитие жёлчи и чуть ли не умопомрачение.

«Любовь... есть жестокая богиня, которая, как и всякое божество, стремится завладеть всем человеком и не удовлетворяется до тех пор, пока человек не отдаст ей не только свою душу, но и своё физическое «я». Её культ, это — страдание, вершина этого культа — самопожертвование, самоубийство».

Чтобы превратить любовь в «Молоха», в воплощённого дьявола, г-н Эдгар превращает её предварительно в богиню. Став богиней, т. е. предметом теологии, любовь, разумеется, подлежит теологической критике; да и помимо того бог и дьявол, как известно, не далеки друг от друга. Г-н Эдгар превращает любовь в «богиню», и притом в «жестокую богиню», тем, что из любящего человека, из любви человека он делает человека любви, — тем, что он отделяет от человека «любовь» как особую сущность и, как таковую, наделяет её самостоятельным бытием. Посредством такого простого процесса, посредством такого превращения предиката в субъект можно все присущие человеку определения и проявления критически преобразовать в фантастические отдельные существа и в самоотчуждения человеческой сущности. Так, например, критическая критика делает из критики, как предиката и деятельности человека, особый субъект, направленную на самоё себя и потому критическую критику, — делает какого-то «Молоха», культ которого состоит в самопожертвовании, в самоубийстве человека и особенно его мыслительной способности.

Информация о работе Любовь как наука отношений