Любовь как наука отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 15:28, реферат

Описание

Любовь — психическое состояние человека, чувство. Связано с высшей нервной деятельностью живого организма. Предполагается существование у высших животных в формах, доступных этим животным (например, привязанность). «Такое отношение к другому существу или предмету, при котором возникает желание быть лучше, чем ты есть. Кратчайшее определение любви: „нельзя быть без“» (М. Эпштейн). Это чувство,

Содержание

Содержание
 1 Смыслы слова «любовь» в языках других народов
 2 Использование слова
 3 История понятия любви в культуре
 4 Философия любви
o 4.1 Составляющие любви
 5 Биохимия любви
 6 Произведения о любви
o 6.1 Книги о любви
o 6.2 Некоторые фильмы о любви
 6.2.1 Фильмы с одинаковыми названиями
o 6.3 Другие
 7 См. также
 8 Примечания
 9 Литература

Работа состоит из  1 файл

Любовь.doc

— 295.00 Кб (Скачать документ)

К. Маркс и Ф. Энгельс. Святое семейство, или критика критической критики. Против Бруно Бауэра и компании: Глава четвёртая. Критическая критика как спокойствие познавания, или критическая критика в лице г-на Эдгара 3) Любовь

         Предикат. латин. praedicatum – сказуемое.

И все же великие Учители жизни отводили альтернативе "обладание или бытие" центральное место в своих системах. Как учит Будда, для того чтобы достичь наивысший ступени человеческого развития, мы не должны стремиться обладать имуществом. Иисус учит: "Ибо, кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет ее. Ибо что пользы человеку приобресть весь мир, а себя самого погубить, или повредить себе?" [Евангелие от Луки, IX, 24 - 25]. Согласно учению Майстера Экхарта, ничем не обладать и сделать свое существо открытым и "незаполненным", не позволить "я" встать на своем пути – есть условие обретения духовного богатства и духовной силы. По Марксу, роскошь – такой же порок, как и нищета; цель человека быть многим, а не обладать многим.

Долгие годы различие между бытием и обладанием глубоко интересовало меня, и я пытался найти его эмпирическое подтверждение в конкретном исследовании индивидов и групп с помощью психоаналитического метода. Полученные результаты привели меня к выводу, что различие между бытием и обладанием, так же как и различие между любовью к жизни и любовью к смерти, представляет собой коренную проблему человеческого существования; эмпирические антропологические и психоаналитические данные свидетельствуют о том, что обладание и бытие являются двумя основными способами существования человека, преобладание одного из которых определяет различия в индивидуальных характерах людей и типах социального характера.

Э.Фромм. Иметь или быть.

Отношение же Басе и Гете к цветку выражает принцип бытия. Под бытием я понимаю такой способ существования, при котором человек и не имеет ничего, и не жаждет иметь что-либо, но счастлив, продуктивно использует свои способности, пребывает в единении со всем миром. Гете, безмерно влюбленный в жизнь, один из выдающихся борцов против одностороннего и механистического подхода к человеку, во многих своих стихотворениях выразил свое предпочтительное отношение к бытию, а не к обладанию. Его "Фауст" – это яркое описание конфликта между бытием и обладанием (олицетворением последнего выступает Мефистофель). В небольшом стихотворении "Собственность" Гете с величайшей простотой говорит о ценности бытия:

Я знаю, не дано ничем мне обладать,

Моя – лишь мысль, ее не удержать,

Когда в душе ей суждено родиться,

И миг счастливый – тоже мой,

Он благосклонною судьбой

Мне послан, чтоб сполна им насладиться.

Дело не в том, что (как полагал Юнг) западный человек не может до конца постичь философские системы Востока, например дзэн-буддизм, а в том, что современный человек не может понять дух общества, которое не ориентировано на собственность и алчность.

ИДИОМАТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ

Некоторое изменение смыслового значения понятий "бытие" и "обладание" нашло в последние несколько столетий отражение в западных языках и выразилось во все большем использовании для их обозначения существительных и все меньшем – глаголов.

Существительное – это обозначение вещи. Я могу сказать, что обладаю вещами (имею вещи), например: у меня есть [я имею] стол, дом, книга, автомобиль. Для обозначения действия или процесса служит глагол, например: я существую, я люблю, я желаю, я ненавижу и т. д. Однако все чаще действие выражается с помощью понятия обладания, иными словами, вместо глагола употребляется существительное. Однако подобное обозначение действия с помощью глагола "иметь" в сочетании с существительным является неправильным употреблением языка, так как процессами или действиями владеть нельзя, их можно только осуществлять или испытывать.

Любовь также имеет два разных значения в зависимости от того, имеем ли мы в виду любовь по принципу обладания или бытия.

Может ли человек иметь любовь? Будь это возможно, любовь должна была бы существовать в виде какой-то вещи, субстанции, которой человек может владеть и обладать как собственностью. Но дело в том, что такой вещи, как "любовь", не существует. "Любовь" – это абстракция; может быть, это какое-то неземное существо или богиня, хотя никому еще не удавалось увидеть эту богиню воочию. В действительности же существует лишь акт любви. Любить – это форма продуктивной деятельности. Она предполагает проявление интереса и заботы, познание, душевный отклик, изъявление чувств, наслаждение и может быть направлена на человека, дерево, картину, идею. Она возбуждает и усиливает ощущение полноты жизни. Это процесс самообновления и самообогащения.

Если человек испытывает любовь по принципу обладания, то это означает, что он стремится лишить объект своей "любви" свободы и держать его под контролем. Такая любовь не дарует жизнь, а подавляет, губит, душит, убивает ее.

...почему же европейцы и американцы не откажутся открыто от христианства как от религии, не соответствующей нашему времени? ... И все же я верю, что людям присуща столь глубокая потребность в любви, что, когда они ведут себя как волки, это обязательно вызывает у них чувство вины. Наша мнимая вера в любовь в какой-то степени притупляет в нас боль от бессознательного чувства вины за то, что мы живем без любви.

Иными словами, для Фрейда личность, ориентированная в своих интересах исключительно на обладание и владение, – это невротическая, больная личность; следовательно, из этого можно сделать вывод, что общество, в котором большинство его членов обладают анальным характером, является больным обществом.

...примерно за 500 лет до появления Христа, в великих религиозных системах Индии, Греции, Палестины, Персии и Китая начала приобретать новое, более совершенное выражение идея единства человечества и объединяющего духовного принципа, лежащего в основе реальности. Лао-цзы, Будда, Исайя, Гераклит и Сократ, а затем на палестинской земле Иисус и его апостолы, в Америке — Кетцалькоатль, а позже на арабской земле Мухаммед проповедовали идею единства человека, разума, любви и справедливости как целей, к которым должен стремиться человек.

Мы можем достичь такого состояния гуманности, которое соответствует предвидению наших великих учителей; однако нам угрожает опасность роботизации или разрушения цивилизации. Тысячи лет назад маленькому племени были сказаны слова: «Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие, — и ты избрал жизнь». Таков и наш выбор.

Трактовка Фромма

В работах Эриха Фромма «Бегство от свободы» (1941) и «Искусство любить» (1956), а также других работах этого автора проведено фундаментальное исследование природы любви.

По мнению автора, настоящая любовь должна блистать не только эмоциями, но и волей:

         Как можно обещать любить долго, если считать, что любовь это только чувство? Ведь любовный огонь, как и любое чувство, приходит и уходит, а любовь остается — вопрошает Фромм.

         Утверждение, что эротическая любовь это только необыкновенное и бесподобное личное устремление двух определенных людей столь же однобоко, как и утверждение, что это только волевое решение — предупреждает автор.

         Принято считать, что наибольшая трудность в любви — это либо обретение истинного объекта любви, либо попадание под любовный пыл такого объекта. При этом из поля зрения совершенно выпадает тот важнейший факт, что любовь — это искусство, и как любое искусство, требует способности, обучения и многих других компонентов — таков вывод автора.

         Автор скрупулёзно анализирует соотношение таких понятий, как «половое желание», «физическое влечение», «любовь», «тревога», «одиночество», «тщеславие», «нежность», «братская любовь», «эротическая любовь», «оргиастическое единение», «стыд», «ненависть», «отчужденность». Аналитик указывает на легкость смешения некоторых из этих понятий и указывает на трагичность попыток «снятия» переживаний отделенности (отчужденности) человека за счет «оргиастического преходящего единения».

Трактовка Стернберга

Графическая схема трактовки Стернберга

По мнению (1986, 1988) Стернберга (Robert Sternberg), любовь имеет три составляющих (Triangular theory of love):

         Первая из них — это близость (intimacy). Любящие люди чувствуют себя связанными друг с другом тесными связями близости, безопасности, доверия. Близость (интимность) требует сопереживания — умение стоять на позициях другого. Эта близость имеет несколько различных проявлений. Любящим хочется сделать жизнь тех, кого они любят, счастливее, лучше и легче. Любящие искренне симпатизируют любимым, испытывают блаженство, когда общаются с ними. Они искренне готовы поддержать любимых в трудную минуту и рассчитывают получить то же самое в отношении себя. У них общие интересы, увлечения, занятия, хобби. Они делятся друг с другом своими мыслями, чувствами и вещами. Часто именно общие интересы и занятия могут стать одним из решающих факторов в превращении отношений ухаживания в любовь.

         Вторая составляющая любви — это страсть (passion). Страсть — это сильное душевное волнение, азарт, пыл, аффект, запал. Страсть относится к таким видам возбуждения, которые приводят к физическому влечению и сексуальному поведению в отношениях. Половые потребности играют здесь важную роль, хотя и не являются единственным видом имеющихся в наличии мотивов. Кроме них важную роль могут играть такие мотивы, как потребность в самоуважении, потребность принадлежать кому-то, потребность получить поддержку в трудную минуту и т. д. Иногда близость вызывает страсть, а иногда страсть предшествует близости. Но бывают и ситуации, когда страсть не сопровождаются близостью, а близость — страстью (такая любовь свойственна отношениям братьев и сестер между собой).

         Последний компонент любви — решение/обязательство (commitment). Этот компонент имеет как кратковременный, так и долговременный аспекты. Кратковременный аспект (решение) имеет место тогда, когда человек принимает решение о том, что он любит кого-то. Долговременный аспект (обязательство) проявляется тогда, когда человек принимает на себя обязательство сохранять эту любовь.

         По Стернбергу романтическая любовь характеризуется высоким уровнем таких компонентов, как «интимность» и «страсть» и низким уровнем такого компонента как «решение/обязательство». В этом её отличие от настоящей (зрелой, consummate) разнополой любви.

         Работы Стернберга (Robert Sternberg) проводят детальные исследования феномена любви для ряда частных случаев. (Triangular theory of love).

Романтическая любовь в публицистике

         «Для романтической любви характерны: эмоциональная привязанность, интимность, страсть, приязнь, физическое влечение и сопутствующие процессы, что хорошо отражено в произведениях классической литературы, таких как „Ромео и Джульетта“ и „Тристан и Изольда“». К такому выводу приходит Светлана Лисовская. «Что такое любовь: Откуда она берётся и куда уходит?». Она также считает, что компонента «обязательство» связана с понятием «когнитивность». Кроме того, она допускает существование точки зрения, которая рассматривает «теплый», «горячий» и «холодный» компоненты любви.

         Диля Еникеева в своей работе «Мужчина и женщина: искусство любви» говорит о том, что романтическая любовь далеко отстоит от любви «настоящей», а также предупреждает об опасностях, подстерегающих протекающую во времени романтическую любовь. Это предостережения со стороны сексопатологии, психологии и социологии. Авральные события, происходящие с вовлечёнными в романтическую любовь, вовлекают также и их ближайшее окружение — родителей, детей, друзей и близких. Кроме того, автор указывает на связь деформированного общественного сознания с произведениями художественной литературы и кинематографа.

         Протопопов Анатолий в своей работе «Трактат о любви, как её понимает жуткий зануда» говорит об ошибочности толкования романтической любви как безгрешной и всемогущей силы. Он также обращает внимание на эрозию института семьи и брака в современном обществе в связи с подменой понятия любви понятием романтическая любовь.

         Вячеслав Павлович Шестаков в своей работе «Эрос и культура: Философия любви и европейское искусство» указывает, что сферы понятий любовь и секс пересекаются, но не перекрывают друг друга. Он также отмечает, что Шекспир (автор Ромео и Джульетта) глубоко понимал природу любви, её и противоречивый и созидательный потенциал. Автор указывает, что романтическое искусство формировало культ романтической любви, как ценности высшего порядка, парящей над всеми человеческими условностями. Приведены также высказывания разных философов о природе любви.

Симбиоз

Симбиоз в мире живых существ имеет следующие формы: мутуализм (взаимопомощь, кооперация, в том числе облигатная кооперация, когда партнеры не могут существовать друг без друга); комменсализм (в том числе форезия); паразитизм (в самом широком смысле); нейтрализм (нейтралитет, безразличие); аменсализм (ненамеренное притеснение); конкуренция (борьба за жизненно важные ресурсы). Андрей Лобанов. «Симбиотические связи».

«Любить – значит проявлять собственную силу любви, любить кого-то – это актуализация и сосредоточение этой силы на одном человеке. Неверно, как представляет это идея романтической любви, что в мире существует лишь один человек, которого можно любить, и величайшая удача всей жизни – найти этого единственного человека. Неверно, что если такой человек найдется, то любовь к нему (или к ней) требует отказа от любви к другим людям. Любовь, испытываемая только к одному человеку, самим своим фактом доказывает, что это не любовь, а симбиотический союз. Утверждающая сила любви в том, что в любимом человеке мы видим воплощение истинно человеческих качеств. Любовь к одному человеку предполагает любовь к человеку, как таковому. То, что Уильям Джемс называет "разделением труда", когда человек любит свою семью, а остальных воспринимает как "чужих", – это признак глубинной неспособности любить. Любовь к людям – не абстракция, как часто полагают, следующая за любовью к отдельному человеку, а предпосылка такой индивидуальной любви, хотя она и достигается любовью к отдельным индивидам» Эрих Фромм. «Человек для себя».

«Широко распространено убеждение, что радость и счастье идентичны счастью в любви. Более того, многим людям любовь представляется единственным источником счастья. Однако в любви, как и во всех других сферах человеческой жизнедеятельности, мы можем различать плодотворную и неплодотворную формы. Неплодотворная, или иррациональная, любовь может быть, как я уже указывал, тем или иным видом мазохистского или садистского симбиоза, где отношения основаны не на взаимном уважении и единении, а на зависимости двух людей друг от друга, потому что они неспособны зависеть от самих себя. Такая любовь, подобно всем прочим иррациональным влечениям, основывается на дефиците, на отсутствии плодотворности и внутренней уверенности. Плодотворная любовь, форма глубочайшего родства между двумя людьми при сохранении цельности каждого из них, является феноменом избытка, а способность к такой любви служит свидетельством человеческой зрелости. Радость и счастье – спутники плодотворной любви». Эрих Фромм. «Человек для себя».

Информация о работе Любовь как наука отношений