Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 15:28, реферат
Любовь — психическое состояние человека, чувство. Связано с высшей нервной деятельностью живого организма. Предполагается существование у высших животных в формах, доступных этим животным (например, привязанность). «Такое отношение к другому существу или предмету, при котором возникает желание быть лучше, чем ты есть. Кратчайшее определение любви: „нельзя быть без“» (М. Эпштейн). Это чувство,
Содержание
1 Смыслы слова «любовь» в языках других народов
2 Использование слова
3 История понятия любви в культуре
4 Философия любви
o 4.1 Составляющие любви
5 Биохимия любви
6 Произведения о любви
o 6.1 Книги о любви
o 6.2 Некоторые фильмы о любви
6.2.1 Фильмы с одинаковыми названиями
o 6.3 Другие
7 См. также
8 Примечания
9 Литература
Вера без любви порождает фанатизм».
Андрей Геннадиевич Шалыгин «О Любви»
Изучая феномен любви Э.Фромм анализирует его всесторонне. Для начала он указывает на проблему, стоящую перед каждым человеком: чувство одиночества и отчужденности, которое «… рождает тревогу, чувство беспомощности, неспособности владеть обстоятельствами, рождает состояние страха: мир может наступить на меня, а я при этом не в силах противостоять ему».(Э.Фромм. Искусство любить: Исследование природы любви. M., Педагогика, 1990 г. с. 23) «Осознание человеческой отдельности без воссоединения в любви — это источник стыда и в то же время это источник вины и тревоги. Таким образом, глубочайшую потребность человека составляет стремление покинуть тюрьму своего одиночества».
Преодоление отчужденности, решение проблемы человеческого существования — единение. Но не всякое: «Полное — в достижении межличностного единения, слияния своего „я“ и „я“ другого человека, то есть в любви». "Потребность в соединении с другим — как спасение от одиночества — тесно связана с желанием познать «тайну человека». «Любовь представляет собой активное проникновение в другого человека, когда жажда познания удовлетворяется благодаря единению». Любить в понимании Э.Фромма не так-то просто: «… любовь — искусство, такое же, как искусство жить. Если мы хотим научиться любить, мы должны поступать точно так же, как если бы мы хотели научиться любому другому искусству, скажем: музыке, живописи, столярному, врачебному или инженерному делу. Обучение искусству можно последовательно разделить на два этапа: первый — приобщение к теории, второй — овладение практикой».
Таким образом, "… любовь — это ориентация, которая может быть направлена на все, а не на что-то одно … ". Она может быть братской, материнской. Она может быть направлена и на другие объекты: на самого себя, на бога, а также на лицо противоположного пола. В последнем случае к ней может прибавляться половая страсть, которая является в любви приятным дополнением, но не основой.
Хотелось бы отметить, что серьезный ученый Э.Фромм не описывает любовь в виде внешней силы, подчиняющей себе человека. Не прибегает он и к мистическому влечению душ. Как и полагается настоящему ученому, он, прежде всего, ищет источник, причину возникновения любви, видя ее в стремлении к межличностному единению и познанию, а затем прослеживает процесс формирования поведения, направленного на достижение этих целей.
Фромм показывает, что любовь нужна не столько любимому, сколько любящему, как необходимость преодоления чувства одиночества и отчужденности, которое разрушительно действует на психику.
«Любовь не является результатом адекватного сексуального удовлетворения, сексуальное счастье – даже знание так называемой сексуальной техники – это результат любви».
«Объективное наблюдение за нашей западной жизнью не вызывает сомнения, что любовь – братская любовь, материнская любовь и эротическая любовь, это относительно редкое явление, и их место занято неким количеством разных форм псевдолюбви, которые, на деле, являются многочисленными формами разложения любви».
«Форма псевдолюбви, которая нередко встречается и часто воспринимается (а еще чаще изображается в кинокартинах и романах) как "великая любовь", это любовь-поклонение. Если человек не достиг уровня, на котором он обретает чувство аутентичности, собственного "я", благодаря продуктивной реализации своих собственных возможностей, он имеет склонность "поклоняться" любимому человеку».
«Любовь, как взаимное сексуальное удовлетворение, или любовь, как "слаженная работа" и убежище от одиночества это две "нормальные" формы разложения любви в современном западном обществе, социально моделированной патологии любви».
«Если любовь это способность зрелого, созидательного характера, то отсюда следует, что способность любить у индивида, живущего в какой-либо определенной культуре, зависит от влияния этой культуры на характер обычного человека».
«Первый шаг, который необходимо сделать, это осознать, что любовь – это искусство, такое же, как искусство жить: если мы хотим научиться любить, мы должны поступать точно так же, как нам предстоит поступать, когда мы хотим научиться любому другому искусству, скажем, музыке, живописи, столярному делу, врачебному или инженерному искусству».
«Прежде всего, практика любого искусства требует дисциплины».
«Дело обстоит вовсе не так, как предполагает идея романтической любви: что существует только один человек на свете, которого вы можете полюбить, что найти этого человека – величайшая удача в вашей жизни и что любовь к нему приведет вас к удалению от всех остальных людей. Любовь такого рода, которая может относиться только к одному человеку, уже самим этим фактом доказывает, что она не любовь, а садистско-мазохистская привязанность. Возвышающее утверждение личности, заключенное в любви, направлено на возлюбленного как на воплощение всех лучших человеческих качеств; любовь к одному определенному человеку опирается на любовь к человеку вообще».
«Но человек, себя совсем не любящий, – страшен. Только тот, кто ... любит себя, способен любить других ...». (Владимир Львович Леви. «Искусство быть собой»)
«...человека страшит одиночество. А из всех видов одиночества страшнее всего одиночество душевное... Не будь этого всепожирающего желания, неужто сатана нашел бы себе сообщников?.. Тут можно написать целую поэму... И это было бы Илиадой совращения...» (Оноре де Бальзак. «Утраченные иллюзии»)