Любовь как наука отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 15:28, реферат

Описание

Любовь — психическое состояние человека, чувство. Связано с высшей нервной деятельностью живого организма. Предполагается существование у высших животных в формах, доступных этим животным (например, привязанность). «Такое отношение к другому существу или предмету, при котором возникает желание быть лучше, чем ты есть. Кратчайшее определение любви: „нельзя быть без“» (М. Эпштейн). Это чувство,

Содержание

Содержание
 1 Смыслы слова «любовь» в языках других народов
 2 Использование слова
 3 История понятия любви в культуре
 4 Философия любви
o 4.1 Составляющие любви
 5 Биохимия любви
 6 Произведения о любви
o 6.1 Книги о любви
o 6.2 Некоторые фильмы о любви
 6.2.1 Фильмы с одинаковыми названиями
o 6.3 Другие
 7 См. также
 8 Примечания
 9 Литература

Работа состоит из  1 файл

Любовь.doc

— 295.00 Кб (Скачать документ)

«Я предложил бы назвать общую цель садизма и мазохизма симбиозом. Симбиоз в психологическом смысле слова – это союз некоторой личности с другой личностью (или иной внешней силой), в котором каждая сторона теряет целостность своего "я", так что обе они становятся в полную зависимость друг от друга. Садист так же сильно нуждается в своем объекте, как мазохист – в своем. В обоих случаях собственное "я" исчезает. В одном случае я растворяюсь во внешней силе – и меня больше нет; в другом – я разрастаюсь за счет включения в себя другого человека, приобретая при этом силу и уверенность, которой не было у меня самого. Но стремление к симбиозу с кем-либо другим всегда вызывается неспособностью выдержать одиночество своего собственного "я". И тут становится ясно, почему мазохистские и садистские тенденции всегда связаны и перемешаны одна с другой. Внешне они кажутся взаимоисключающими, но в их основе лежит одна и та же потребность. Человек не бывает только садистом или только мазохистом; между активной и пассивной сторонами симбиотического комплекса существуют постоянные колебания, и зачастую бывает трудно определить, какая из этих сторон действует в данный момент, но в обоих случаях индивидуальность и свобода бывают утрачены». Эрих Фромм. «Бегство от свободы».

«Разрушительная личность стремится к уничтожению объекта, то есть к избавлению от него; садист же стремится властвовать объектом и потому страдает при его утрате». Эрих Фромм. «Бегство от свободы».

«Очень часто – и не только в обыденном словоупотреблении – садомазохизм смешивают с любовью. Особенно часто за проявления любви принимаются мазохистские явления. Полное самоотречение ради другого человека, отказ в его пользу от собственных прав и запросов – все это преподносится как образец "великой любви"; считается, что для любви нет лучшего доказательства, чем жертва и готовность отказаться от себя ради любимого человека. На самом же деле "любовь" в этих случаях является мазохистской привязанностью и коренится в потребности симбиоза. Если мы понимаем под любовью страстное и активное утверждение главной сущности другого человека, союз с этим человеком на основе независимости и полноценности обеих личностей, тогда мазохизм и любовь противоположны друг другу. Любовь основана на равенстве и свободе. Если основой является подчиненность и потеря целостности личности одного из партнеров, то это мазохистская зависимость, как бы ни рационализировалась такая связь. Садизм тоже нередко выступает под маской любви. Управляя другим человеком, можно утверждать, что это делается в его интересах, и это часто выглядит как проявление любви; но в основе такого поведения лежит стремление к господству». Эрих Фромм. «Бегство от свободы».

«Власть – это господство над кем-либо; сила – это способность к свершению, потенция. Сила в психологическом смысле не имеет ничего общего с господством; это слово означает обладание способностью. Когда мы говорим о бессилии, то имеем в виду не неспособность человека господствовать над другими, а его неспособность к самостоятельной жизни. Таким образом, "власть" и "сила" – это совершенно разные вещи, "господство" и "потенция" – отнюдь не совпадающие, а взаимоисключающие друг друга. Импотенция – если применять этот термин не только к сексуальной сфере, но и ко всем сферам человеческих возможностей – влечет за собой садистское стремление к господству. Пока и поскольку индивид силен, то есть способен реализовать свои возможности на основе свободы и целостности своей личности, господство над другими ему не нужно и он не стремится к власти. Власть – это извращение силы, точно так же как сексуальный садизм – извращение половой любви» Эрих Фромм. «Бегство от свободы».

«Если мы страдаем от любви, значит, мы потеряли свою душу. И наша первоочередная задача – предпринять адекватные усилия, чтобы поняв значение своих симптомов, вернуть себе потерянное душевное благополучие, как залог способности по-настоящему любить и быть любимыми». «Мысли психотерапевта о любви, семье и отношениях. Почему любовь, иногда, столь мучительна?»

Когнитивность

         «Кластер когнитивности» — это категориальный термин психологии, относящийся к познавательному процессу. Термин включает понятия «Сигнал», «Ощущение», «Образ», «Сознание», «Разум».

         Неоценимую важность когнитивной составляющей демонстрируют следующие примеры:

1. Три тысячи лет назад для подтверждения высказывания визиря, раджа распорядился изолировать грудных детей от матерей различных национальностей. Через три года дети не заговорили на родном языке, но мало отличались от диких животных.

2. В средине прошлого века опыты с изоляцией и выращиванием детенышей обезьян показали, что оплодотворить выросшую одиноко обезьянку не под силу ни одному «нормальному, стадному» самцу. После исскуственного оплодотворения, вынашивания плода и родов, такая самка прокусила череп своего детёныша.

3. «Истории известны случаи, когда в джунглях теряли младенцев, и они вырастали среди зверей. И ни один из найденных детей не смог стать полноценным человеком, не смог влиться в нашу человеческую общность». – М. И. Трошагин. Сайт «Почему "Маугли" – сказка?»

4. В истории остались следы когнитивных линий: «Сократ – Платон – Аристотель – Александр Македонский – Плутарх», «Гегель – Маркс – Ленин – Фромм».

5. Влияние когнитивной составляющей в обществе отмечали и Фромм и Гегель:

«Единственный вывод, который можно сделать из истории народов – это тот, что сами народы никаких выводов из своей истории не делают».

«...миллионы людей отказались от своей свободы с таким же пылом, с каким их отцы боролись за нее».

Это отражается и в высказываниях сегодняшнего дня:

«Есть чистый лист. Каждое поколение – новое. И вообще характер народа можно формировать с чистого листа. Дайте кучу денег – вгрохайте их в пропаганду, и через год у вас будет 100 миллионов коммунистов. Дайте еще одну кучу, и через год эти же люди будут отпетыми либералами». - О. Матвейчев. Этот чудесный новый мир.

«...человек знает из практики, что он не может быть тем, кем является если другие не будут теми, кто они есть». – Жиль Дове. За мир без морали???

«Маркиз де Сад опередил своё время. Он просто предсказал наше...» – Жиль Дове. За мир без морали???

Мастером созидания, как известно «...стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество».

         Таким образом, игнорировать важность когнитивного вектора в любви несколько некорректно.

         Трагедия эгоиста заключается не в том, что он любит себя, а в том, что он не умеет любить себя.

«Труднее всего в искусстве любви к себе достичь осознания, сколько ненависти скрывается внутри тебя, ненависти к жизни, ненависти к себе самому, а после того, как это открыто, понять глубинные причины этого и, разобрав, затем, их одну за одной, принять решения, в каждом случае свои, любить, а не ненавидеть». (Антонио Меркурио. «Экзистенциальная антропология и персоналистическая метапсихология»)

«Личностью является тот, кто способен любить себя, любить других и быть любимым, оставаясь свободным» (Антонио Меркурио. «Экзистенциальная антропология и персоналистическая метапсихология»)

«Мы, дети ХХ века, очень преуспели в размышлениях и абсолютно не способны любить себя и других». (Антонио Меркурио. «Экзистенциальная антропология и персоналистическая метапсихология»)

«Представим себе пару, которая ... после ... ссоры ... ищет примирения в спальне. Они сильно рискуют создать существо, предрасположенное к похоти и насилию ... С другой стороны, рассмотрим пару, которая вступает в половой контакт, испытывая глубокое чувство любви друг к другу... Данная пара имеет все шансы на рождение ребенка, не обладающего пороками». – Андре Бертин. Воспитание в утробе матери, или рассказ об упущенных возможностях.

Доминанта страсти

         Очень часто слово любовь используется как эвфемизм полового влечения. Михаил Берг. Гамбургский счет.

         Ромео влюблен в красивую женщину и почти безумен в этом чувстве:

At this same ancient feast of Capulet's

Sups the fair Rosaline whom thou so lov'st;

 

За ужином и Розалина будет –

Красавица, любимая тобою.

Но вот он видит более красивую Джульетту:

Did my heart love till now? Forswear it, sight!

For I ne'er saw true beauty till this night.

 

И я любил? Нет, отрекайся взор:

Я красоты не видел до сих пор!

         Это состояние характеризуется «гормональной бурей». «Повинны» в этом состоянии пять гормонов:

1. дофамин;

2. фенилэтиламин;

3. тестостерон (в основном у мужчин) и 4. эстроген (в основном у женщин);

5. окситоцин.

Именно в этой последовательности они появляются в крови влюбленного человека. Здоровье. Исцеление любовью.

«К минусам этого рассмотрения относится чрезмерное упрощение, рассмотрение только одного пласта всего комплекса любовных переживаний и игнорирование всех остальных. Эта теория плохо работает при описании более зрелых взаимоотношений, а также не учитывает роль личности в любви и особенностей культурной среды, в которой развиваются любовные отношения.

Самый главный минус – это определенный пессимизм, ведь из физиологического рассмотрения любви неумолимо следует, что любовь коротка и неизбежно умрет. То, что когда было жарким пламенем, через несколько месяцев превратится в золу». Любовь земная или огонь в крови

         Страсть, порожденная жарким пламенем гормонального извержения, вступая в конфликт с холодным чувстом долга или иным чувством может привести к трагедии, как, например, это отразил Лев Николаевич Толстой в романе «Анна Каренина».

         На важность страсти при доминировании воли указывал лауреат Нобелевской премии по литературе Редьярд Киплинг в своем стихотваренни "If" ("Если…"):

Умей мечтать, не став рабом мечтанья,

И мыслить, мысли не обожествив;

 

Когда в мечте не ищешь утешенья,

Когда не ставишь самоцелью мысль,

 

Умей держать мечту в повиновенье,

Чти разум, но не замыкайся в нем,

 

Ты – друг Мечты, но средь ее туманов

Не заблудиться смог? И не считал,

Что Мысль есть Бог?

 

И если ты своей владеешь страстью,

А не тобою властвует она,

Редьярд Киплинг. If

Составляющие

Увлечённость и страсть

Увлеченность — это озабоченность, воодушевление, заинтересованность, вдохновение, живинка, энтузиазм. Увлеченность указывает на тот факт, что без эмоциональной окраски (чувств, ощущений, эмоций, переживаний, духовности, одобрительного поведения и приподнятого настроения) любовь невозможна.

Страсть Герострата к увековечиванию своего имени — это чувства и действия раба (раба по сути, а не по статусу), никакого отношения к любви не имеющие.

Знание, ответственность, забота, уважение

Другими компонентами любви являются: знание, ответственность, забота, уважение.

Знание необходимо, ибо его противоположность — невежество порождает трагедии, уносящие миллионы жизней. Знание без увлеченности бесплодно. Любовь без знания принято также называть слепой любовью (например, любовь грудничка к матери). Взросление среди людей любящих, как правило, со временем делает человека тоже любящим.

Ответственность — это добровольный акт, означающий способность и готовность субъекта отвечать на потребности объекта любви. Безответственность — это равнодушие, инфантилизм, безразличие. Безответственное поведение, как правило, ведет к непредсказуемым, зачастую трагическим событиям.

Взрослый, любящий человек берет на себя ответственность за душевное состояние любимого и любящего себя человека. Забота — действия направленные на благо объекта любви. Забота — это опека, внимание, предупредительность, бережность, рачительность, проникновение в суть вещей. Без этого элемента любовь мертва.

Уважение — признание прав объекта на существование, рост и развитие. Уважение подразумевает отсутствие эксплуатации, зависимости. Без этого компонента любовь вырождается в главенство и привилегии. Несвобода и инфантильность Ромео и Джульетты описана в "печальной повести" Шекспира. В сексе отсутствие уважения выражается в мазохизме и садизме.

«Но когда мы говорим, что человек ответствен, то это не означает, что он ответствен только за свою индивидуальность. Он отвечает за всех людей. ... Я ответствен, таким образом, за себя самого и за всех и создаю определенный образ человека, который выбираю, выбирая себя, я выбираю человека вообще». Жан-Поль Сартр. «Экзистенциализм – это гуманизм».

Некоторые ориентиры

Мастеру созидания известно, что искусство подчиняется парадоксальной логике, а потому любые догматы здесь могут быть взяты на вооружение «слугами сатаны». «Время разбрасывать камни и время собирать камни». Так утверждает Мастер. Но для неискушенной души должны быть ориентиры. Вот некоторые:

«Любовь это не развлечение – это Счастье, заработанное тяжким трудом... И самое главное в ней, не то, чтобы ТЕБЯ ЛЮБИЛИ, а чтобы ТЫ САМ ЛЮБИЛ...» Андрей Геннадиевич Шалыгин «О Любви»

«Обязанность без любви порождает раздражительность.

Ответственность без любви порождает бесцеремонность.

Справедливость без любви порождает жестокость.

Правда без любви порождает критиканство.

Воспитание без любви порождает двуличность.

Ум без любви порождает хитрость.

Приветливость без любви порождает лицемерие.

Стремление к порядку без любви порождает придирчивость.

Компетентность без любви порождает неуступчивость.

Власть без любви порождает насилие.

Честь без любви порождает высокомерие.

Богатство без любви порождает жадность.

Информация о работе Любовь как наука отношений