Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 12:47, курсовая работа
Цель работы позволила сформулировать следующие задачи:
1. изучить литературу, рассматривающую феномен лидерства, влияние деятельности лидерства на эффективность работы.
2. систематизировать информацию в виде концентрированного текста.
3. обобщить информацию по исследованию эффективного лидерства
4. разработать рекомендации по совершенствованию «работы» лидера, определить закономерности, влияющие на эффективность деятельности.
Введение……………………………………………………………………….….3
Глава 1. Понятие и содержание лидерства………………………………….….5
1.1 Основные понятия и характеристика лидерства…………………………..5
1.2 Основные подходы к понятиям лидерство и менеджмент……………..….7
1.3 Эффективное лидерство и лидерские качества……………………………12
Глава 2. Понятие и содержание лидерства: практическая часть……………..14
2.1 Типы поведения лидера и типы лидерства………………………………...14
2.2 Различия в гендерных проявлениях лидерства…………………................17
2.3 Неформальное лидерство...............................................................................20
35
Глава 3. Методики и рекомендации для эффективного управления...............24
3.1.Принципы эффективного организационного управления..........................24 3.2. Принципы развития подчиненных...............................................................25
3.3. Принципы поощрения подчиненных...........................................................27
35
Выводы по теме....................................................................................................29
Заключение............................................................................................................31
Список используемой литературы......................................................................33
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Понятие и содержание лидерства………………………………….….5
1.1 Основные понятия и характеристика лидерства…………………………..5
1.2 Основные подходы к понятиям лидерство и менеджмент……………..….7
1.3 Эффективное лидерство и лидерские качества……………………………12
Глава 2. Понятие и содержание лидерства: практическая часть……………..14
2.1 Типы поведения лидера и типы лидерства………………………………...14
2.2 Различия в гендерных проявлениях лидерства…………………..............
2.3 Неформальное лидерство.....................
35
Глава 3. Методики и рекомендации для эффективного управления...............24
3.1.Принципы эффективного организационного управления....................
3.3. Принципы поощрения подчиненных...................
35
Выводы по теме..........................
Заключение....................
Список используемой литературы....................
Феномен лидерства привлекает внимание исследователей, прежде всего, исключительной практической значимостью проблемы с точки зрения повышения эффективности управления в различных сферах общественной жизни. Лидерство основано на личных качествах лидера и социально-психологических отношениях, складывающихся в группе. Поэтому лидерство как явление, основанное на социально-психологических механизмах, следует отличать от руководства, в основе которого лежит использование экономических, организационных и командно-административных методов воздействия.
Лидерство - это не руководство, хотя лидер и может быть руководителем.
Лидерство - это не менеджмент, а харизматическое руководство.
Организационное лидерство – важнейший компонент эффективного руководства. Оно встречается везде, где есть устойчивое объединение людей. Само слово «лидер» означает «вождь», «ведущий». Несмотря на кажущуюся простоту этого понятия, в современной науке, при наличии общности исходных позиций различных авторов, лидерство характеризуется неоднозначно.
Лидер – это символ общности и образец поведения группы. Он выдвигается, как правило, снизу, преимущественно стихийно и принимается последователями.
Актуальность работы объясняется новыми тенденциями в области управления организацией и важностью лидерства для эффективного развития компании.
Целью данной курсовой работе является: выявление основных закономерностей влияния феномена организационного лидерства на эффективность работы организации, и демонстрация на исследовательском материале реального воздействия лидера на результаты деятельности организации.
Цель работы позволила сформулировать следующие задачи:
1. изучить литературу, рассматривающую феномен лидерства, влияние деятельности лидерства на эффективность работы.
2. систематизировать информацию в виде концентрированного текста.
3. обобщить информацию по исследованию эффективного лидерства
4. разработать рекомендации по совершенствованию «работы» лидера, определить закономерности, влияющие на эффективность деятельности.
Объект исследования – лидерские способности руководителя.
Предмет исследования – влияние лидерских способностей руководителя на эффективность работы персонала.
В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой наилучшим способом увеличения эффективности деятельности организации является совпадение лидерства и руководства, при которых осуществляется оптимальное воздействие лидера-руководителя на коллектив.
Глава 1. Понятие и содержание лидерства
1.1 Основные понятия и характеристика лидерства
Лидер - член организации, обладающий высоким личным статусом, оказывающий сильное влияние на мнение и поведение окружающих его людей, членов какого-либо объединения, организации и выполняющий комплекс функций.
Лидерство определяют как процесс социального влияния, при котором лидер ищет добровольного участия подчиненных в деятельности по достижению организационных целей; или как процесс оказания влияния на групповую активность, которое направлено на достижение целей. Это тип управленческого взаимодействия (в данном случае между лидером и последователями), основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей. Из этого и других определений лидерства следует, что лидерство является функцией лидера, последователей и ситуационных переменных.
Лидеры и лидерство делится на формальное и неформальное.
Формальное лидерство - процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности.
Неформальное лидерство - процесс влияния на людей при помощи своих способностей, умения или других ресурсов.
Команда - коллектив единомышленников, сплоченных вокруг своего лидера, который одновременно является и высшим должностным лицом в данной организации.
В определениях подчеркивается четыре важных момента, характерных для лидера и лидерства в целом:
Лидер призван представлять интересы своих подчиненных вне зависимости от того, является ли он формальным или нет. Он берет на себя огромную ответственность и в его интересах максимально оправдать доверие и наилучшим образом справиться с тем, для чего он вообще существует в данном коллективе и организации.
Лидер не принуждает никого идти за ним. Его задача максимально расположить к себе людей, объяснить им цель, к которой нужно стремиться, показать свой профессионализм и способность справиться с трудностями и тем самым суметь доказать, что он более эффективно может справиться с трудностями, чем каждый работник в отдельности и весь коллектив в целом. Он не командует, а ведет за собой остальных, при этом они выступают по отношению к нему не подчиненными, а последователями.
Лидер должен сплотить коллектив, создать благоприятный климат, организационную структуру, уважение и доверие к себе. И тогда сила лидера и его «верной» команды сможет буквально свернуть горы.
Результат. Ответственность за результат деятельности лежит по большей части на лидере, но команда, доверяющая и поддерживающая своего лидера, никогда не сбросит все неудачи на него одного.
Лидерство в организации можно определить по ряду признаков, основными из которых являются:
- Формальный лидер в организации всегда один - руководитель (руководители отделов и т.д. здесь не учитываются);
- Наряду с формальным лидером, может существовать неформальный лидер, важным является то, что он не должен брать на себя полномочия формального или препятствовать достижению целей организации;
- Члены коллектива (команды лидера) в меру своей компетентности и отведенным им функциям участвуют в совместном достижении целей;
- Лидер представляет интересы своих подчиненных;
- Лидер несет полную ответственность за результат и периодически оценивает свою работу.
1.2 Основные подходы к понятиям лидерство и менеджмент
На сегодняшний день нет ни одной теории или подхода, который объединял бы все исследования и отражал бы общее видение феномена лидерства и фигуры лидера. Проблематика лидерства рассматривается в теории личностных качеств, в концепциях организационного поведения, в ситуационной теории лидерства. Каждая из них подвергается критике, но результаты, так или иначе, используются на практике.
Вот некоторые выводы, которые делают исследователи:
- нет стандартного набора качеств, который должен быть присущ лидерам. В разных ситуациях эффективные лидеры проявляют различные личностные качества;
- следуя пионерским работам К. Левина, можно выделить три стиля руководства или лидерства: диктаторский, демократический и попустительский - и их различные сочетания, а также два вектора ориентации лидера: лидер может быть ориентирован на отношения с подчиненными ("ориентация на человека") или на результат ("ориентация на результат/задачу"). Эффективность конкретного стиля лидера зависит от характера конкретной ситуации (ситуационный подход),
- вектор ориентации также может менять направление в зависимости от ситуации в группе: в полярных ситуациях - благоприятных или неблагоприятных для группы - лидер, ориентированный на задачу, добивается больших результатов, чем лидер, ориентированный на людей. Лидерство, ориентированное на людей, наиболее приемлемо в спокойных ситуациях. Однако многие авторы отдают предпочтение ориентации на человека;
- руководителей можно обучать методам эффективного лидерства;
- лидеры должны постоянно совершенствоваться, а также развивать подчиненных, уметь использовать свои сильные стороны так же хорошо, как восполнять пробелы в знаниях. Лидер должен пользоваться доверием окружающих, руководствоваться личными фундаментальными ценностями, органично сочетая эмоции, интеллект и деловые качества;
- лидер должен уметь создавать внутренние и внешние сети влияния, причем часто на неформальной основе. Такие формы сетевых взаимоотношений предполагают различные союзы и партнерские отношения как внутри одной сферы деятельности, так и между отраслями, в итоге они могут приводить к формальному слиянию и объединению. Лидер должен определять и формулировать скрытый, неосязаемый потенциал организации - такой, как потенциал знания, человеческий капитал.
В любой организации, вне зависимости от рода ее деятельности, существует такое понятие, как власть. Понятие власти неразрывно связано с возможностью влиять на происходящие процессы в организации. Власть определяется статусом лица, которое обеспечивает постоянное влияние. Статус может быть формальным и неформальным. Стиль руководства задается формой и методами осуществления властных полномочий. Идеологическая роль лидера (человека, наделенного властью) в процессе достижения конечного результата является наиболее яркой и однозначной. Действительно, всегда должен найтись один человек, который бы четко и точно сформулировал цели и задачи совместной деятельности.
Лидер - это тот индивидуум, который разрабатывает общую концепцию, методологию деятельности, это тот человек, который принимает на себя право и ответственность провозглашать от имени общества его, общества, потребности применительно к своему виду бизнеса.
Любой процесс можно рассматривать с двух точек зрения. Во-первых, как индивидуум влияет на этот процесс. Во-вторых, как этот процесс влияет на самого индивидуума. Индивидуум, принявший на себя роль лидера, оказывает влияние на общество, предлагая ему результат своей деятельности в виде товаров и услуг. Но и общество влияет на этого человека и его деятельность. Лидер принимает на себя функцию высказывания общественного мнения, формулировки общественной потребности Роль лидера более заметна потому, что в силу самой этой роли влияние лидера на общество более существенно, нежели любого иного участника производственного процесса.
Лидерство в организации - процесс, связанный с деятельностью лидера - авторитетного члена группы, обладающего юридической или (и) фактической властью в группе, организации.
Лидерство представляет собой только одну сторону поведения менеджера. Термин «управление» обычно включает понятия об анализе, мотивации, планировании, организации и подборе сотрудников, контроле и регулировании. Выполнение некоторых из вышеуказанных функций требует непосредственного воздействия на людей.
Менеджер может быть лидером только в той группе, с которой он работает. В то же время руководитель не всегда является лидером в принятии решений.
Итак, лидерство - не есть менеджмент. Классический менеджмент имеет дело с такими явлениями как производительность, системность, контроль, нормативность. Главная задача процесса классического менеджмента - сделать любую систему, деятельность, программу или политику просчитанной, нормированной, предписываемой и контролируемой. Лидерство же устанавливает другие ценности. Лидерство - это вид социального действия и психологического сотрудничества между лидером и последователями, основой которого является добровольность.
Современные большие, хорошо структурированные организации нуждаются в двух видах управляющих. Им нужны как компетентные, преданные делу менеджеры для обеспечения процесса жизнедеятельности организации, поддержания оптимальной производительности труда, для контроля и распределения материальных ресурсов, необходимых для производства, обслуживания и снабжения, так и люди, которые объединяют других вокруг общих ценностей, определяют лицо и характер организации, обеспечивают ее существование в более широком социальном контексте и определяют перспективы развития, а значит и долгое ее существование. В первом случае нужна техническая компетентность, но она по существу отличается от того, что необходимо во втором случае, то есть организаторской, лидерской, философской компетентности.
Информация о работе Методики и рекомендации для эффективного управления