Методики и рекомендации для эффективного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 12:47, курсовая работа

Описание

Цель работы позволила сформулировать следующие задачи:
1. изучить литературу, рассматривающую феномен лидерства, влияние деятельности лидерства на эффективность работы.
2. систематизировать информацию в виде концентрированного текста.
3. обобщить информацию по исследованию эффективного лидерства
4. разработать рекомендации по совершенствованию «работы» лидера, определить закономерности, влияющие на эффективность деятельности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….….3
Глава 1. Понятие и содержание лидерства………………………………….….5
1.1 Основные понятия и характеристика лидерства…………………………..5
1.2 Основные подходы к понятиям лидерство и менеджмент……………..….7
1.3 Эффективное лидерство и лидерские качества……………………………12
Глава 2. Понятие и содержание лидерства: практическая часть……………..14
2.1 Типы поведения лидера и типы лидерства………………………………...14
2.2 Различия в гендерных проявлениях лидерства…………………................17
2.3 Неформальное лидерство...............................................................................20
35




Глава 3. Методики и рекомендации для эффективного управления...............24
3.1.Принципы эффективного организационного управления..........................24 3.2. Принципы развития подчиненных...............................................................25
3.3. Принципы поощрения подчиненных...........................................................27
35




Выводы по теме....................................................................................................29
Заключение............................................................................................................31
Список используемой литературы......................................................................33

Работа состоит из  1 файл

Копия Курсовая работа по психологии.doc

— 189.50 Кб (Скачать документ)


 

 


                                           Содержание

Введение……………………………………………………………………….….3

Глава 1. Понятие и содержание лидерства………………………………….….5

1.1  Основные понятия и характеристика лидерства…………………………..5

1.2 Основные подходы к понятиям лидерство и менеджмент……………..….7

1.3 Эффективное лидерство и лидерские качества……………………………12

Глава 2. Понятие и содержание лидерства: практическая часть……………..14

2.1 Типы поведения лидера и типы лидерства………………………………...14

2.2 Различия в гендерных проявлениях лидерства…………………................17

2.3 Неформальное лидерство...............................................................................20

35

 



 

 

Глава 3. Методики и рекомендации для эффективного управления...............24     

3.1.Принципы эффективного организационного управления..........................24                          3.2. Принципы развития подчиненных...............................................................25

3.3. Принципы поощрения подчиненных...........................................................27

35

 



 

 

Выводы по теме....................................................................................................29

Заключение............................................................................................................31

Список используемой литературы......................................................................33

 


                                            Введение

Феномен лидерства привлекает внимание исследователей, прежде всего, исключительной практической значимостью проблемы с точки зрения повышения эффективности управления в различных сферах общественной жизни. Лидерство основано на личных качествах лидера и социально-психологических отношениях, складывающихся в группе. Поэтому лидерство как явление, основанное на социально-психологических механизмах, следует отличать от руководства, в основе которого лежит использование экономических, организационных и командно-административных методов воздействия.

Лидерство - это не руководство, хотя лидер и может быть руководителем.

Лидерство - это не менеджмент, а харизматическое руководство.

Организационное лидерство – важнейший компонент эффективного руководства. Оно встречается везде, где есть устойчивое объединение людей. Само слово «лидер» означает «вождь», «ведущий». Несмотря на кажущуюся простоту этого понятия, в современной науке, при наличии общности исходных позиций различных авторов, лидерство характеризуется неоднозначно.

Лидер – это символ общности и образец поведения группы. Он выдвигается, как правило, снизу, преимущественно стихийно и принимается последователями.

Актуальность работы объясняется новыми тенденциями в области управления организацией и важностью лидерства для эффективного развития компании.

Целью данной курсовой работе является: выявление основных закономерностей влияния феномена организационного лидерства на эффективность работы организации, и демонстрация на исследовательском материале реального воздействия лидера на результаты деятельности организации.

Цель работы позволила сформулировать следующие задачи:

1.      изучить литературу, рассматривающую феномен лидерства, влияние деятельности лидерства на эффективность работы.

2.      систематизировать информацию в виде концентрированного текста.

3.      обобщить информацию по исследованию эффективного лидерства

4.      разработать рекомендации по совершенствованию «работы» лидера, определить закономерности, влияющие на эффективность деятельности.

Объект исследования – лидерские способности руководителя.
Предмет исследования – влияние лидерских способностей руководителя на эффективность работы персонала.

В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой наилучшим способом увеличения эффективности деятельности организации является совпадение лидерства и руководства, при которых осуществляется оптимальное воздействие лидера-руководителя на коллектив.


Глава 1. Понятие и содержание лидерства

 

1.1   Основные понятия и характеристика лидерства

 

Лидер - член организации, обладающий высоким личным статусом, оказывающий сильное влияние на мнение и поведение окружающих его людей, членов какого-либо объединения, организации и выполняющий комплекс функций.

Лидерство определяют как процесс социального влияния, при котором лидер ищет добровольного участия подчиненных в деятельности по достижению организационных целей; или как процесс оказания влияния на групповую активность, которое направлено на достижение целей. Это тип управленческого взаимодействия (в данном случае между лидером и последователями), основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей. Из этого и других определений лидерства следует, что лидерство является функцией лидера, последователей и ситуационных переменных.

Лидеры и лидерство делится на формальное и неформальное.

Формальное лидерство - процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности.

Неформальное лидерство - процесс влияния на людей при помощи своих способностей, умения или других ресурсов.

Команда - коллектив единомышленников, сплоченных вокруг своего лидера, который одновременно является и высшим должностным лицом в данной организации.

В определениях подчеркивается четыре важных момента, характерных для лидера и лидерства в целом:

Лидер призван представлять интересы своих подчиненных вне зависимости от того, является ли он формальным или нет. Он берет на себя огромную ответственность и в его интересах максимально оправдать доверие и наилучшим образом справиться с тем, для чего он вообще существует в данном коллективе и организации.

Лидер не принуждает никого идти за ним. Его задача максимально расположить к себе людей, объяснить им цель, к которой нужно стремиться, показать свой профессионализм и способность справиться с трудностями и тем самым суметь доказать, что он более эффективно может справиться с трудностями, чем каждый работник в отдельности и весь коллектив в целом. Он не командует, а ведет за собой остальных, при этом они выступают по отношению к нему не подчиненными, а последователями.

Лидер должен сплотить коллектив, создать благоприятный климат, организационную структуру, уважение и доверие к себе. И тогда сила лидера и его «верной» команды сможет буквально свернуть горы.

Результат. Ответственность за результат деятельности лежит по большей части на лидере, но команда, доверяющая и поддерживающая своего лидера, никогда не сбросит все неудачи на него одного.

Лидерство в организации можно определить по ряду признаков, основными из которых являются:

- Формальный лидер в организации всегда один - руководитель (руководители отделов и т.д. здесь не учитываются);

- Наряду с формальным лидером, может существовать неформальный лидер, важным является то, что он не должен брать на себя полномочия формального или препятствовать достижению целей организации;

- Члены коллектива (команды лидера) в меру своей компетентности и отведенным им функциям участвуют в совместном достижении целей;

- Лидер представляет интересы своих подчиненных;

- Лидер несет полную ответственность за результат и периодически оценивает свою работу.

 

 

 

1.2 Основные подходы к понятиям лидерство и менеджмент

 

На сегодняшний день нет ни одной теории или подхода, который объединял бы все исследования и отражал бы общее видение феномена лидерства и фигуры лидера. Проблематика лидерства рассматривается в теории личностных качеств, в концепциях организационного поведения, в ситуационной теории лидерства. Каждая из них подвергается критике, но результаты, так или иначе, используются на практике.

Вот некоторые выводы, которые делают исследователи:

- нет стандартного набора качеств, который должен быть присущ лидерам. В разных ситуациях эффективные лидеры проявляют различные личностные качества;

- следуя пионерским работам К. Левина, можно выделить три стиля руководства или лидерства: диктаторский, демократический и попустительский - и их различные сочетания, а также два вектора ориентации лидера: лидер может быть ориентирован на отношения с подчиненными ("ориентация на человека") или на результат ("ориентация на результат/задачу"). Эффективность конкретного стиля лидера зависит от характера конкретной ситуации (ситуационный подход),

- вектор ориентации также может менять направление в зависимости от ситуации в группе: в полярных ситуациях - благоприятных или неблагоприятных для группы - лидер, ориентированный на задачу, добивается больших результатов, чем лидер, ориентированный на людей. Лидерство, ориентированное на людей, наиболее приемлемо в спокойных ситуациях. Однако многие авторы отдают предпочтение ориентации на человека;

- руководителей можно обучать методам эффективного лидерства;

- лидеры должны постоянно совершенствоваться, а также развивать подчиненных, уметь использовать свои сильные стороны так же хорошо, как восполнять пробелы в знаниях. Лидер должен пользоваться доверием окружающих, руководствоваться личными фундаментальными ценностями, органично сочетая эмоции, интеллект и деловые качества;

- лидер должен уметь создавать внутренние и внешние сети влияния, причем часто на неформальной основе. Такие формы сетевых взаимоотношений предполагают различные союзы и партнерские отношения как внутри одной сферы деятельности, так и между отраслями, в итоге они могут приводить к формальному слиянию и объединению. Лидер должен определять и формулировать скрытый, неосязаемый потенциал организации - такой, как потенциал знания, человеческий капитал.

В любой организации, вне зависимости от рода ее деятельности, существует такое понятие, как власть. Понятие власти неразрывно связано с возможностью влиять на происходящие процессы в организации. Власть определяется статусом лица, которое обеспечивает постоянное влияние. Статус может быть формальным и неформальным. Стиль руководства задается формой и методами осуществления властных полномочий. Идеологическая роль лидера (человека, наделенного властью) в процессе достижения конечного результата является наиболее яркой и однозначной. Действительно, всегда должен найтись один человек, который бы четко и точно сформулировал цели и задачи совместной деятельности.

Лидер - это тот индивидуум, который разрабатывает общую концепцию, методологию деятельности, это тот человек, который принимает на себя право и ответственность провозглашать от имени общества его, общества, потребности применительно к своему виду бизнеса.

Любой процесс можно рассматривать с двух точек зрения. Во-первых, как индивидуум влияет на этот процесс. Во-вторых, как этот процесс влияет на самого индивидуума. Индивидуум, принявший на себя роль лидера, оказывает влияние на общество, предлагая ему результат своей деятельности в виде товаров и услуг. Но и общество влияет на этого человека и его деятельность. Лидер принимает на себя функцию высказывания общественного мнения, формулировки общественной потребности Роль лидера более заметна потому, что в силу самой этой роли влияние лидера на общество более существенно, нежели любого иного участника производственного процесса.

Лидерство в организации - процесс, связанный с деятельностью лидера - авторитетного члена группы, обладающего юридической или (и) фактической властью в группе, организации.

Лидерство представляет собой только одну сторону поведения менеджера. Термин «управление» обычно включает понятия об анализе, мотивации, планировании, организации и подборе сотрудников, контроле и регулировании. Выполнение некоторых из вышеуказанных функций требует непосредственного воздействия на людей.

Менеджер может быть лидером только в той группе, с которой он работает. В то же время руководитель не всегда является лидером в принятии решений.

Итак, лидерство - не есть менеджмент. Классический менеджмент имеет дело с такими явлениями как производительность, системность, контроль, нормативность. Главная задача процесса классического менеджмента - сделать любую систему, деятельность, программу или политику просчитанной, нормированной, предписываемой и контролируемой. Лидерство же устанавливает другие ценности. Лидерство - это вид социального действия и психологического сотрудничества между лидером и последователями, основой которого является добровольность.

Современные большие, хорошо структурированные организации нуждаются в двух видах управляющих. Им нужны как компетентные, преданные делу менеджеры для обеспечения процесса жизнедеятельности организации, поддержания оптимальной производительности труда, для контроля и распределения материальных ресурсов, необходимых для производства, обслуживания и снабжения, так и люди, которые объединяют других вокруг общих ценностей, определяют лицо и характер организации, обеспечивают ее существование в более широком социальном контексте и определяют перспективы развития, а значит и долгое ее существование. В первом случае нужна техническая компетентность, но она по существу отличается от того, что необходимо во втором случае, то есть организаторской, лидерской, философской компетентности.

Информация о работе Методики и рекомендации для эффективного управления