Методики и рекомендации для эффективного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 12:47, курсовая работа

Описание

Цель работы позволила сформулировать следующие задачи:
1. изучить литературу, рассматривающую феномен лидерства, влияние деятельности лидерства на эффективность работы.
2. систематизировать информацию в виде концентрированного текста.
3. обобщить информацию по исследованию эффективного лидерства
4. разработать рекомендации по совершенствованию «работы» лидера, определить закономерности, влияющие на эффективность деятельности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….….3
Глава 1. Понятие и содержание лидерства………………………………….….5
1.1 Основные понятия и характеристика лидерства…………………………..5
1.2 Основные подходы к понятиям лидерство и менеджмент……………..….7
1.3 Эффективное лидерство и лидерские качества……………………………12
Глава 2. Понятие и содержание лидерства: практическая часть……………..14
2.1 Типы поведения лидера и типы лидерства………………………………...14
2.2 Различия в гендерных проявлениях лидерства…………………................17
2.3 Неформальное лидерство...............................................................................20
35




Глава 3. Методики и рекомендации для эффективного управления...............24
3.1.Принципы эффективного организационного управления..........................24 3.2. Принципы развития подчиненных...............................................................25
3.3. Принципы поощрения подчиненных...........................................................27
35




Выводы по теме....................................................................................................29
Заключение............................................................................................................31
Список используемой литературы......................................................................33

Работа состоит из  1 файл

Копия Курсовая работа по психологии.doc

— 189.50 Кб (Скачать документ)

Власть - это не всегда лидерство. Зато обратное, видимо, верно, всегда: лидерство порождает власть и в значительной степени обеспечивает ее. Выгодное отличие лидерства от простой административной власти состоит в том, что это власть, которая не нуждается в применении силы, хотя и имеет ее. Сила становится ненужной, когда на помощь лидерству приходит идеология. Именно лидер призван сформулировать такую идею или систему идей, в которую готовы поверить те, кто нуждается в вере, и которую готовы принять те, кто ищет объяснений. Чтобы избежать сопротивления, управленец должен быть сильным. Великий индийский мыслитель С. Вивекананда говорил: "Слабость порождает саму идею сопротивления". Руководитель-лидер не может быть слабым по определению.

Руководитель обязан быть сильным, как и лидер, но всегда ли руководитель должен быть лидером? Большинство современных авторов дают на это утвердительный ответ. В любой организации все процессы начинают протекать активнее, когда у руля появляется лидер. У. Эдвардс Деминг писал, что лидерство - это пусковой механизм работы системы качества, и без него она - скорее фикция, чем реальность. "Лидерство требуется для всех компонентов системы", - отмечал Деминг в предисловии к книге Г.Р. Нива "Пространство доктора Деминга". И, прежде всего, важна лидирующая роль высшего руководства, без которой конструктивные преобразования практически невозможны. Одним из основных положений теории инновационного менеджмента является утверждение о том, что лидерство является ключевым элементом инновационного процесса и развития культуры в организации. Лидерство - это ключ, который открывает путь к успеху в бизнесе. Новая, нацеленная на качество организация, зависит от лидерства, которое создает внутренние условия успеха. Несомненно, окончательный успех корпорации будет зависеть от способности всех ее сотрудников творчески работать вместе для достижения общей цели. Но здесь опять не обойтись без лидерства, которое питает, поддерживает нужные умения и требуемое отношение.

То, что менеджер, управляющий поведением других людей, должен обладать лидерскими качествами, ни у кого из современных исследователей и наиболее успешных практиков управления не вызывает сомнения. Все передовые модели ведения бизнеса можно узнать по ведущей роли в них лидерства. Это модели таких светил, как У. Эдвардс Деминг, Джозеф Джуран, Питер Друкер, Тито Конти и др.

Лидерство в этом случае относится, как правило, к высшему руководству и в меньшей степени к менеджменту на местах.

Итак, лидерство - это неотъемлемый элемент современной системы управления, и более того, лидерство - "пусковой механизм" этой системы, это то, благодаря чему все технические элементы, концепции, принципы начинают жить.

Значимость лидерства для руководства организацией поднимает вопрос о влиянии на данное явление. Лидерством необходимо управлять (насколько это возможно), т.е. выделять лидеров, развивать конструктивных и устранять деструктивных лидеров, с дальнейшим процессом формирования института лидерства в организации. Роль лидера в управлении организацией сегодня огромна.

Важная роль отводится лидеру в создании и управлении организационной культурой и организационным поведением. В зависимости от типа организационной культуры лидер выполняет различные функции.

Эффективность лидерства непосредственно связана со способностью лидеров руководить организационной и межличностной коммуникацией, воздействуя на ее характер.

Роль лидера в управлении персоналом определяется его усилиями по отбору достойных претендентов на членство в рабочей группе, он должен направлять групповую энергию на решение организационных целей. Лидерство также находит выражение в воздействии на членов группы, побуждает их проявлять свои сильные личностные качества и сдерживать проявление слабых черт характера.

Стратегия развития организации и эффективность лидерства связаны с объективными и субъективными возможностями лидера, его способностью, во-первых, управлять коалициями, во-вторых, создавать и укреплять отношения сотрудничества и партнерства с организациями, взаимодействие с которыми становится существенным фактором эффективной деятельности организации.

Незаменимая роль лидера в осуществлении изменений состоит в определении идеи нововведений, формировании на ее основе целей, общности видения и стратегии изменений.

 

1.3 Эффективное лидерство и лидерские качества

 

Теория лидерских качеств, как и другие традиционные концепции лидерства не раз подвергались критике. Безусловно, они не совершенны, но создать идеальную модель лидерства, на мой взгляд, и не возможно – нельзя подогнать всех людей под один шаблон.

Ведущими качествами хорошего организатора называют инициативу и проявление личной активности.

Движущими силами развития личности являются противоречия, которые возникают между возрастающими потребностями человека и возможностью их удовлетворения. Потребности формируют те или иные мотивы деятельности, побуждающие человека к их удовлетворению. Отношение среды к человеку определяется тем, насколько его поведение соответствует ожиданиям среды. Поведение же человека во многом определяется тем, какую позицию он занимает в обществе, их (позиций) у человека может быть несколько. Каждая позиция предъявляет человеку определенные требования и в то же время дает ему какие-то права.             

Последующее изучение привело к выделению четырех групп лидерских качеств: физиологические, психологические или эмоциональные, умственные или интеллектуальные, личностно – деловые.

 

Таблица 1.1 Группы лидерских качеств

ЛИДЕРСКИЕ КАЧЕСТВА

физиологические

психологические

(эмоциональные)

умственные (интеллектуальные)

личностно - деловые

Рост, вес, сложение (фигура), внешний вид (представительность), энергичность движений и состояние здоровья.

 

Проявляются на практике главным образом через характер человека. Они имеют наследственную и воспитательную основы.

 

Уровень этих качеств у лидеров выше, чем у «нелидеров».

 

Носят в большей степени характер приобретенных и развитых у лидера навыков и умений в выполнении своих функций.

 


 

Таким образом, можно сделать некоторый вывод из теории лидерских качеств: несомненно, этот подход очень интересен, но, к сожалению, до сих пор не принес пользы практике. Однако он послужил толчком к появлению и развитию других концепций лидерства и оказался надежным сдерживающим средством в переоценке поведенческих и ситуационных основ лидерства.

Практика показывает, что ни один фактор не обеспечивает большую выгоду и пользу для организации, чем эффективное лидерство.

Лидеры нужны для определения целей и задач, для организации, координации, обеспечения межличностных контактов с подчиненными и выбора оптимальных, эффективных путей решения тех или иных проблем. Очевидно, что организации, где наличествуют лидеры, могут достичь всего этого гораздо быстрее, чем организации без лидеров.

Лидерство определяют как процесс социального влияния, при котором лидер ищет добровольного участия подчиненных в деятельности по достижению организационных целей; или как процесс оказания влияния на групповую активность, которое направлено на достижение целей.

Лидерство определяют также как конкретные действия лидера по координации и управлению деятельностью группы.

Феномен лидерства коренится в самой природе человека и общества. Явления, во многом схожие с лидерством встречаются в среде животных, ведущих коллективный, стадный образ жизни. Здесь всегда выделяется наиболее сильная, достаточно умная, упорная и решительная особь — вожак, руководящий стадом (стаей) в соответствии с его неписаными законами, которые диктуются взаимоотношениями со средой и являются биологически запрограммированными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Понятие и содержание лидерства: практическая часть

 

2.1 Типы поведения лидера и типы лидерства

 

Влияние, которое оказывает лидер на группу, во многом похоже на тот тип поведения, которому он придерживается.

Исследователи пришли к выводу, что существует два типа поведения лидеров: поведение, ориентированное на персонал, при котором принимаются во внимание социальные отношения, эмоциональное состояние и потребности работников группы; поведение, ориентированное на производительность, при котором основное внимание уделяется производительности рабочей группы и контролю над тем, чтобы работа была выполнена. Чем отличается поведение руководителя, ориентированного на персонал и ориентированного на производительность?

Руководитель, сосредоточенный на работе, также известный как руководитель, ориентированный на задачу, прежде всего, заботиться о том, чтобы спроектировать задачу на максимальную производительность и разработать системы вознаграждений для стимулирования желания работать усерднее, а также большое внимание уделяет контролю над тем, чтобы работа была выполнена.

В противоположность этому, первейшей заботой руководителя, сосредоточенного на человеке, являются люди. Он сосредотачивает свое внимание на повышении производительности труда путем совершенствования человеческих отношений, принимает во внимание социальные отношения, эмоциональное состояние и потребности работников. Такой руководитель делает упор на взаимопомощь, позволяет работникам максимально участвовать в принятии решений, избегает мелочной опеки и устанавливает для подразделений высокий уровень производительности труда. Он активно считается с нуждами подчиненных, помогает им решать проблемы и поощряет их профессиональный рост.

Результатами поведения руководителя, ориентирующегося на персонал, являются: получение высокий социальной и эмоциональной отдачи от членов группы, удовлетворение потребностей членов группы, создание благоприятного морального климата, получение более высоких результатов во всех сферах деятельности, чем у руководителя, ориентированного на производительность.

Руководители, ориентирующиеся на производительность, добиваются большего повышения уровня производительности. Исследователи предполагают, что это - результат кратковременный, и руководитель, ориентированный на персонал, может добиться более высоких результатов в долгосрочной перспективе.

Учитывая тот факт, что все люди, в том числе и лидеры, разные и совершенно по разному ведут себя, можно выделить несколько типов лидерства.

 

Таблица 2.1 Типы лидерства

ТИПЫ ЛИДЕРСТВА

«Соверен», или «патриархальный повелитель»

Лидер в образе строгого, но любимого отца, он способен подавить или вытеснить отрицательные эмоции и внушить людям уверенность в себе. Его выдвигают на основе любви и почитают.

«Вожак»

В нем люди видят выражение, концентрацию своих желаний, соответствующих определенному групповому стандарту. Личность вожака - носитель этих стандартов. Ему стараются подражать в группе.

«Тиран»

Он становится лидером, потому что внушает окружающим чувство повиновения и безотчетного страха, его считают самым сильным. Лидер-тиран - доминирующая, авторитарная личность, его обычно бояться и подчиняются ему.

«Организатор»

Он выступает для членов группы как сила для поддержания «Я - концепции» и удовлетворения потребности каждого, снимает чувство вины и тревоги. Такой лидер объединяет людей, его уважают.

«Соблазнитель»

Человек становится лидером, играя на слабостях других. Он выступает в роли «магической силы», давая выход во вне подавленным эмоциям других людей, предотвращает конфликты, снимает напряжение. Такого лидера обожают и часто не замечают всех его недостатков.

«Герой»

Жертвует собой ради других, такой тип проявляется особенно в ситуациях группового протеста - благодаря его храбрости другие ориентируются на него, видят в нем стандарт справедливости, он увлекает людей.

«Дурной пример»

Выступает как источник заразительности для бесконфликтной личности, эмоционально заражает других.

«Кумир».

Влечет, притягивает, положительно заражает окружение, его любят, боготворят и идеализируют.

«Изгой».

Они, по существу, антилидеры, они являются объектом агрессивных тенденций, благодаря которым развиваются групповые эмоции.

 

 

Информация о работе Методики и рекомендации для эффективного управления