Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 13:25, курсовая работа
Цель данной работы – изучить все аспекты психологии памяти.
Для реализации этой цели поставлены задачи:
- изучить теоретические положения общей психологии, различные теории памяти;
- рассмотреть основные процессы памяти и охарактеризовать основные её виды;
- изучить основные методы исследования памяти, отдельных её процессов, охарактеризовать известные методики
Введение……………………………………………………………………………………………..3
1 Теория изучения памяти в психологии………………………………………………………….5
1.1 Основные научные направления в изучении памяти…………………………………………5
Основные процессы памяти и её виды ………………………………………………………12
2 Методы исследования памяти………………………………………………………………......17
2.1 Исследование непроизвольного запоминания и условий его продуктивности…………..17
2.2 Измерение объёма кратковременной памяти……………………………………………......18
2.3 Исследование динамики процессов заучивания…………………………………………….19
2.4 Исследование факторов, влияющих на сохранение материала в памяти………………….20
3 Развитие памяти………………………………………………………………………………….22
Заключение…………………………………………………………………………………………26
Список используемых источников……………………………………………………………….27
Образная память бывает зрительная, слуховая, тактильная, обонятельная, вкусовая. Уровень развития этих видов образной памяти у разных людей различен. Не исключено, что последнее связано с индивидуальными особенностями анализаторных систем. Например, встречаются индивиды с необыкновенно развитой зрительной памятью. Это явление - эйдетизм - выражается в том, что человек в нужный момент способен воспроизвести во всех деталях ранее виденный предмет, картину, страницу книги и т.д. Эйдетический образ отличается от обычных тем, что человек как бы продолжает воспринимать образ в его отсутствие. Предполагается, что физиологическую основу эйдетических образов составляет остаточное возбуждение зрительного анализатора Можно предположить, что по аналогии с эйдической зрительной памятью встречаются такая же яркая слуховая, может быть, даже осязательная (тактильная), например, у слепых. Хорошо развитая модально-специфическая память нередко является профессионально важным качеством: например, слуховая память музыкантов, вкусовая и обонятельная дегустаторов, двигательная гимнастов и т.д. Если зрительная и слуховая память хорошо развиты и играют ведущую роль в жизни всех нормальных людей, то осязательную, обонятельную, вкусовую память в известном смысле можно назвать профессиональными видами памяти. Поразительно высокого уровня они могут достигать в условиях компенсации или замещения недостающих видов памяти, например, у слепых, глухих и т.д.
Словесно-логическая (или вербальная) - это память на словесные сигналы и символы, обозначающие как внешние объекты, так и внутренние действия и переживания. Содержаниями словесно-логической памяти выступают мысли, идеи, понятия, знания, концепты, т.е. любые продукты мыслительной деятельности, выраженные в вербальной форме. В словесно-логической памяти ведущая роль принадлежит второй сигнальной системе. Опираясь на развитие других видов памяти, словесно-логическая память становится ведущей по отношению к ним, и от ее развития зависит развитие всех других видов памяти. Словесно-логической памяти принадлежит ведущая роль в усвоении знаний в процессе обучения.
По продолжительности закрепления и сохранения материала (или по установке на длительность сохранения) различают: кратковременную, долговременную, оперативную.
Кратковременная
память – это подсистема памяти,
обеспечивающая непродолжительное
удержание и оперативное
Центральную роль при кратковременном удержании данных играют процессы внутреннего называния и активного повторения материала, обычно в форме скрытого проговаривания.
В
кратковременной памяти может храниться
лишь очень ограниченное количество информации
– не более 7 ± 2 единиц материала. Но исследования
показывают, что эти ограничения не препятствуют
запоминанию больших объемов осмысленного
перцептивного материала (пейзажи, лица,
произведения изобразительного искусства
и пр.).
От
кратковременной следует
Оперативная память – это подсистема памяти, поддерживающая конкретные действия и операции во время их осуществления. Отличается от краткосрочной памяти тем, что непосредственно включена в регулирование деятельности для удержания ее промежуточных результатов. Предполагает восприятие объектов в момент совершения действий, краткосрочного удержания в памяти образа и всей ситуации, а также их изменений. При этом «свежие» данные памяти, соответственно решаемой задаче, дополняются данными, хранящимися в долговременной памяти.
Долговременная память – подсистема памяти, обеспечивающая продолжительное (от часов до десятилетий) удержание знаний, сохранение умений и навыков. Характеризуется огромным объемом сохраняемой информации. Имеет условно-рефлекторную природу. Связана со структурно-химическими изменениями в нейронах: с изменениями структуры белковых молекул, накоплением рибонуклеиновых кислот.
Основным механизмом перехода данных в долговременную память и их фиксации обычно считается повторение, осуществляемое на уровне кратковременной памяти. Но чисто механическое повторение не приводит к устойчивому запоминанию. К тому же повторение служит необходимым условием фиксации данных лишь в случае вербальной или легко вербализуемой информации. Решающее значение имеет осмысленная интерпретация нового материала, установление связей между ним и приобретенным ранее опытом. При этом в памяти может не сохраниться внешняя, поверхностная форма запоминаемого материала или сообщения, но смысл его удерживается длительное время
По
характеру целей деятельности выделяют
непроизвольную и произвольную память.
В первом случае запоминание и
воспроизведение происходит без усилий,
во втором - в результате осознанной мнемической
деятельности. Очевидно, что эти процессы
имеют разное мозговое обеспечение. Непроизвольная
память является генетически первичной:
ее формирование предшествует формированию
и развитию произвольной памяти, которая
позволяет запоминать с необходимой полнотой
то, что человеку нужно в данный момент.
2 Методы исследования памяти
В современной психологии все отдельные опыты с памятью человека сводятся, в основном, к тому, что испытуемый тем или иным способом усваивает материал, а затем, спустя некоторое количество времени, его воспроизводит, узнаёт усвоенное. В каждом из таких опытов экспериментатор имеет дело с тремя основными переменными:
1.
деятельностью усвоения или
2. интервалом между усвоением и воспроизведением;
3. деятельностью воспроизведения.
Материал может предъявляться испытуемым зрительно или на слух. Кроме этого есть и иные способы: зрительно-слухо-моторный, зрительно-моторный, зрительно-слуховой.
основных
методиках исследования памяти человека,
которые позволяют наиболее полно
и глубоко проанализировать все её стороны,
виды и свойства.
2.1 Исследование непроизвольного запоминания и условий его продуктивности
Непроизвольное запоминание представляет собой процесс запоминания, протекающий на фоне деятельности, направленной на решение немнемических задач Непроизвольное запоминание - это продукт и условие познавательных и практических действий. Это не случайный, а закономерный процесс, детерминированный особенностями деятельности субъекта.
Для
изучения особенностей непроизвольного
запоминания используется ряд конкретных
методик. К примеру, А.А. Смирнов при
исследовании роли активности в непроизвольном
запоминании предлагал
Методика И.П. Зинченко направлена на изучение влияния направленности деятельности на продуктивность запоминания. Для этого он предложил методику классификации предметов и составления числового ряда. При выполнении этих обеих задач предметы числа запоминались непроизвольно. Когда предметы и числа были объектом деятельности испытуемых (классификация предметов в первом опыте и составление числового ряда во втором), они запоминались лучше, чем, когда служили фоновыми раздражителями. Однако и в этом случае (когда объекты выступали в качестве фонового раздражителя) запоминание было результатом проявления со стороны испытуемых какой-либо активности по отношению к этим объектам, хотя она и проявлялась лишь в форме случайных ориентировочных реакций.
Одна из наиболее известных методик исследования непроизвольного запоминания - методика «Классификация изображений предметов».
Экспериментальный материал - 15 карточек, на каждой из которых изображён один предмет. 15 предметов легко классифицируются: животные, фрукты, игрушки. Кроме изображения предмета, на каждой карточке (в правом верхнем углу) написано двузначное число.
Перед началом исследования карточки располагаются на щите в случайном порядке и закрываются листом бумаги. Участвующим в исследовании выдаётся инструкция следующего типа, в которой говорится о том, что будет проводится опыт на умение классифицировать предметы по общим признакам. Задача испытуемого состоит в том, чтобы расклассифицировать предметы по группам и записать их в этом порядке, ставя в начале группы её название. После окончания опыта его участникам предлагается по памяти воспроизвести в любом порядке сначала предметы, изображённые на карточках, а затем числа.
На
основании анализа данных делаются
выводы об условиях продуктивности непроизвольного
запоминания.
2.2. Измерение объёма кратковременной памяти
Кратковременная
память представляет собой такой
её вид, который характеризуется
очень кратким сохранением
Этот метод проводится на
Ещё одна методика определения кратковременной памяти разработана Л.С. Мучником и В.М. Смирновым («Определение индекса кратковременной памяти»). В первой части предложенного ими теста задания выполняются по методу Джекобса. Во второй части опыта определяется объём оперативной памяти, для чего испытуемому предъявляют случайные однозначные числа, которые он должен попарно складывать в уме и запоминать результаты сложения. После окончания испытуемый должен воспроизвести все результаты подсчётов. По окончании двух опытов подсчитывается по специальной формуле индекс кратковременной памяти.
Методика
«Измерение объёма кратковременной памяти
методом определения отсутствующего элемента».
Испытуемые предварительно знакомятся
с рядом стимулов, которые используются
в эксперименте. Затем эти стимулы предъявляются
им в случайном порядке. Задача испытуемого
состоит в том, чтобы определить, какой
из элементов ряда отсутствует в предъявленной
последовательности. В качестве стимулов
для запоминания могут выступать числовые
ряды, слова и др. По окончании эксперимента
делаются выводы об объёме кратковременной
памяти.
2.3. Исследование динамики процессов заучивания
Для исследования процесса запоминания используются следующие классические методики: метод удержания членов ряда, метод заучивания, метод удачных ответов, метод антиципации.
Так, к примеру, при проведении метода заучивания, испытуемому предлагают заучить ряд элементов (слоги, слова, числа, фигуры и т.п.) до критерия их безошибочного воспроизведения в любом порядке. Для этого ряд объектов предъявляют несколько раз. То количество повторений предъявления ряда объектов для безошибочного повторения испытуемым является показателем запоминания. Предлагая испытуемому повторно воспроизвести график объектов через определённые промежутки времени можно построить график забывания. Таким образом, метод заучивания позволяет экспериментатору прослеживать динамику процессов запоминания и забывания материала разного объёма и содержания.
В качестве экспериментального материала здесь выступают не связанные по смыслу слова. Материал представляется слуховым способом. Испытуемому предлагается ряд из 12 слов с требованием его заучить до безошибочного воспроизведения в любом порядке. После каждого предъявления ряда испытуемый воспроизводит его. Ряд повторяется спустя 5 с после окончания воспроизведения. Удержанные элементы фиксируются в протоколе знаком «+»; если испытуемый называет слово, которого ранее не было, то оно записывается в примечаниях к протоколу. Опыт проводится до полного заучивания всего ряда.
После
окончания опыта
2.4. Исследование факторов, влияющих на сохранение материала в памяти