Методы исследования памяти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 13:25, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – изучить все аспекты психологии памяти.
Для реализации этой цели поставлены задачи:
- изучить теоретические положения общей психологии, различные теории памяти;
- рассмотреть основные процессы памяти и охарактеризовать основные её виды;
- изучить основные методы исследования памяти, отдельных её процессов, охарактеризовать известные методики

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………..3
1 Теория изучения памяти в психологии………………………………………………………….5
1.1 Основные научные направления в изучении памяти…………………………………………5
Основные процессы памяти и её виды ………………………………………………………12
2 Методы исследования памяти………………………………………………………………......17
2.1 Исследование непроизвольного запоминания и условий его продуктивности…………..17
2.2 Измерение объёма кратковременной памяти……………………………………………......18
2.3 Исследование динамики процессов заучивания…………………………………………….19
2.4 Исследование факторов, влияющих на сохранение материала в памяти………………….20
3 Развитие памяти………………………………………………………………………………….22
Заключение…………………………………………………………………………………………26
Список используемых источников……………………………………………………………….27

Работа состоит из  1 файл

ККР по психологии 2.doc

— 183.00 Кб (Скачать документ)

     Факторов, которые влияют на сохранение материала  в памяти, несколько. Экспериментального исследования требуют такие факторы, как род промежуточной деятельности между заучиванием и воспроизведением, её временная локализация в интервале между заучиванием и воспроизведением, длительность интервала, степень первоначального заучивания и т.п. Результаты ряда исследования ретроактивного торможения (так называется ухудшение воспроизведения в тех случаях, когда в промежутке между заучиванием и воспроизведением совершается умственная деятельность субъекта) является особенно сильным, если промежуточная деятельность между заучиванием и воспроизведением является гомогенной, т.е. сходной с первоначальным заучиванием. В связи с этим, исследованию должны, в первую очередь, подвергнуться эффекты ретроактивного торможения. Остановимся более подробно на нескольких методиках исследования эффектов ретроактивного торможения и интерференции мнемических следов.

     Первая  методика включает в себя три опыта, которые строятся по одинаковой схеме  и отличаются друг от друга только характером предъявляемого для запоминания  материала: в первом опыте предъявляются  связанные между собой слова, во втором - не связанные, в третьем - бессмысленные слоги. Испытуемому в каждом опыте последовательно на слух предъявляют три ряда из 4, 6 и 8 элементов с предложением воспроизвести в том же порядке. Испытуемый должен воспроизвести элементы 4 раза: первый раз непосредственно после предъявления, второй раз после паузы в 15 с., третий раз после перемножения в уме двух двузначных чисел (гетерогенное отвлечение), четвёртый раз - после гомогенного отвлечения - запоминания ряда других объектов (например, ряда слов, слогов и др.). Воспроизведённые элементы экспериментатор фиксирует в протоколе. После каждого опыта фиксируются данные словесного отчёта испытуемого и наблюдения экспериментатора. После проведения опыта, при помощи формулы, подсчитывается коэффициент ретроактивного торможения. По каждому опыту экспериментатор анализирует влияние пауз и отвлечений на продуктивность воспроизведения и характер его ошибок. При сравнении результатов, полученных во всех трёх опытах, оцениваются различия в воспроизведении связанных и несвязанных слов, а также бессмысленных слогов. Также сопоставляется влияние пауз и отвлечений на воспроизведение материала различной степени осмысленности.

     Следующая методика принадлежит Ф.Д. Горбову. Её целью является выявление преходящих нарушений оперативной памяти по ходу и в связи с данной оперативной деятельностью. Испытуемому на экране дисплея последовательно предъявляют цифры, перед которыми стоит знак сложения или вычитания. Задача испытуемого складывать (или вычитать в зависимости от стоящего знака) предъявленное число с последним полученным результатом. Сумма (или разность) во всех случаях не превышает 9. Полученный результат в каждой пробе испытуемый указывает с помощью мыши на цифровом табло из 10 цифр - от 0 до 9. В ходе эксперимента, неожиданно для испытуемого, перед предъявлением очередной цифры появляется яркая вспышка, которая должна вызвать ретроградную амнезию (разрушение мнемического следа). В опыте 50 представлений, из которых в случайном порядке выбираются 10, которым предшествует яркая вспышка. В процессе обработки результатов выявляются возможные ошибки, носящие характер ретроградной амнезии, т.е. возникающие за счёт стирания последнего результата и замены его предпоследним. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3 Развитие памяти 

     Чтобы совершенствовать и развивать память, можно использовать следующие приемы:

     1. Повторение заученного. Руководитель  должен периодически освежать  в памяти все запомненное (перечитывать, продумывать, перелистывать и  т. д.).

     2. Целенаправленные упражнения. Путем  специальных упражнений можно  развить все виды памяти. Здесь можно предложить: заучивание цифрового материала, заучивание текстов прозы и стихов, запоминание образов.

     3. Тренировка наблюдательности. Чтобы  запомнить виденное, надо развивать  наблюдательность. Наблюдательность  способствует улучшению непроизвольного запоминания. Для этой цели можно рекомендовать регулярные упражнения по обдумыванию того, что имело место за день, неделю, месяц и т. д.

     4. Гигиена памяти. Память является  важнейшей функцией интеллекта. Можно вполне уверенно сказать:  есть память - есть человек, нет памяти — нет человека. Поэтому каждый человек должен соблюдать гигиену памяти. В этом отношении можно рекомендовать следующее:

     - при утомлении и переутомлении нельзя постоянно «взбадривать» себя тонизирующими напитками (чай, кофе, курение, алкоголь). Вред этих взбадриваний заключается в том, что, избавляя себя от чувства усталости, человек не снимает утомления и переутомления;

     - при интенсивных занятиях умственного характера (чтение, письмо, составление документов, подготовка к важным мероприятиям) целесообразно через 40-45 минут делать небольшие разминки; не более, чем через два часа желательны перерывы в работе на 10-15 минут; необходима научная организация рабочего дня; крайне важен полноценный сон;

     - существенное значение для памяти имеет правильное питание; людям, занятым активным умственным трудом, рекомендуется ритмичное питание не реже 3-х раз в день при обязательном употреблении жиров и сахара;

     - благотворное влияние на развитие всех интеллектуальных функций, том числе и памяти, имеют хорошие, человеческие взаимоотношения в семье и на службе. 

     Мнемоника

     Искусство запоминания - «мнемоника» - появилось еще в Древней Греции. Ее зарождение связывают с именем древнегреческого поэта Симонида, жившего в V веке до н. э. 

     Мнемо́ника, мнемоте́хника — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей).

     Основные  приёмы:

     - образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации;

     - рифмизация;

     - запоминание длинных терминов или иностранных слов с помощью созвучных;

     - нахождение ярких необычных ассоциаций (картинки, фразы), которые соединяются с запоминаемой информацией;

     - метод Цицерона на пространственное воображение;

     - метод Айвазовского основан на тренировке зрительной памяти;

     - методы запоминания цифр: закономерности,знакомые числа 

     Запоминание отдельных смысловых единиц.

     Для начала надо запомнить десять простых слов: глаз, рукава, дожди, Мцыри, зять, шест, день, фобия, веха, чаща.

     Это не так-то уж и легко, как кажется. А что если надо запомнить 20 или даже 50 слов? Здесь окажет существенную помощь мнемоника. Применяя мнемонические правила, можно вполне свободно оперировать сотней слов: называть слова по порядку и указывать места их расположения.

     1 (раз) — глаз

     2 — рукава

     3 — дожди

     4 — Мцыри

     5 — зять

     6 — шесть

     7 — пень

     8 — фобия

     9 — веха

     10 — чаща

     Если  проговорить эту цепь цифр и слов хотя бы один раз, то она сразу же запомнится. Вычлененные пары (цифры и слово) называются ассоциативными рядами. Это есть фундамент для запоминания любых словарных единиц. 

     Теперь  нужно попытаться запомнить другой десяток слов: линейка, часы, сосна, картина, кустарник, дорога, заяц, сосед, гитара, дом.

     Каждое слов, чтобы его запомнить, необходимо включать в предложение с ключевым ассоциативным рядом. Например, со словом «линейка» можно построить фразу: «Глаз направлен на линейку». Слово «часы»: «Я достаю часы из рукава». Чем необычнее будет построена фраза, тем крепче ассоциация.

     А что, если постараться запомнить таким же образом не десять, а тридцать, сорок или даже пятьдесят слов. Используя данный метод, можно запоминать практически неограниченное количество слов и отдельных объектов, но для этого необходимо подготовить соответствующее количество ключевых слов. 

     Метод Цицерона

     Этот  способ запоминания логически не связанной информации, в том числе ряда слов, был известен еще в Древней Греции, хотя он вошел в историю как метод Цицерона. Данный способ помогает запомнить необходимую информацию в определенной последовательности, хотя, например, не позволяет воспроизвести слова вместе с их порядковыми номерами. Суть его состоит в следующем. Элементы запоминаемой информации ассоциативно связываются с чем-либо хорошо знакомым, например, с обстановкой известной комнаты (существующей реально или вымышленной). Совершая мысленно обход этой комнаты в определенном направлении, следует образовывать ассоциации, позволяющие соединить элементы запоминаемой информации с элементами обстановки. При воспроизведении, переходя от одного элемента обстановки к другому, необходимо припоминать образованные ранее ассоциации, которые, в свою очередь, помогут воспроизвести элементы запоминающейся информации.

     Эффективность этого способа определяется тем, насколько хорошо представляется воображаемая комната, а также умением образовывать яркие, хорошо запоминающие ассоциации.

     Количество  запоминаемых по этому способу элементов  информации неограниченно. 

     Запоминание фамилий (имен)

     Многие  люди испытывают большие затруднения  в запоминании фамилий и имен своих собеседников. От этого они испытывают значительное волнение. Между тем данный недостаток можно устранять с помощью мнемотехники. Здесь следует опираться на четыре принципа: внимание, концентрация, ассимиляция, ассоциация. 

     Внимание. Нужно внимательно прислушаться, как звучит фамилия (имя) собеседника, постарайтесь отчетливо представить звучание всех составных компонентов, посмотрите на человека, внушить себе мысль, что действительно заинтересованы в этом человеке.

     Концентрация. Нужно присмотреться к вашему собеседнику, стараясь запомнить в его внешности что-то особенное: рост, упитанность, осанка, форма головы, нос, уши, цвет волос. Обязательно сделать вывод о том, приятное или неприятное впечатление он оказывает на других людей. Итак, имея два вида данных (звучание фамилии и картину внешнего вида), можно уже приступить к составлению ассимиляции. Задача состоит в том, чтобы связать это вместе.

     Ассимиляция. После того, запомнили звучание фамилии (имени) и картину внешнего вида собеседника, нужно постараться подобрать слово или группу слов, близких по звучанию к фамилии (имени). Здесь можно дать простор воображению. Лучше, если найденное слово и фамилия будут начинаться с одного и того же звука.

     Ассоциация. Теперь нужно соединить ассимиляцию с краткой характеристикой собеседника. Это будет одно или два слова. В данном случае устанавливается цепь: фамилия (имя), ассимиляция, ассоциация. Ассоциация в этом случае может составляться как можно изобретательнее:

     Главное здесь — подметить наиболее характерную черту, которая бы при повторной встрече с человеком вызвала в памяти ассимиляцию.

     Овладение мнемотехникой – это овладение  инструментальным навыком. Обучение мнемотехнике можно сравнить с обучением машинописи, стенографии. Очевидно, что для формирования навыка необходимо выполнять упражнения. Без упражнений освоить мнемотехнику нельзя. После формирования навыка запоминания человек может пользоваться этим навыком, а может и не пользоваться. Сама по себе информация запоминаться не будет. Для запоминания каждый раз придется применять сформированный навык запоминания – последовательность определенных мыслительных действий, ведущих к фиксации информации в мозге. 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Память  рассматривалась и анализировалась  в рамках различных направлений и в рамках различных научных теорий. Без сомнения, в рамках каждой теории было множество практических и ценных наработок.

     В современной психологии память понимается как форма психического отражения  действительности, действие которой  заключается в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком своего опыта. Память характеризуется на основе своих основных процессов: запоминания, хранения, воспроизведения и забывания информации. В основе классификации её видов лежат характер психической активности личности, характер целей деятельности, а также время закрепления и сохранения материала. Основываясь на этих критериях, учёные выделяют такие виды памяти, как двигательная и образная, произвольная и непроизвольная, кратковременная, долговременная, оперативная и др.

     Все виды памяти подвергаются научному анализу  и исследованию. Для исследования памяти применяется ряд методик, которые направлены на исследования процессов запоминания, факторов сохранения, причин забывания информации и возможности  её воспроизведения.

     Память  является одним из основных психических  познавательных процессов личности человека. Она является опорой его  жизни. Именно благодаря ей человек  может развиваться как личность, она является основой всех познавательных процессов. Тема психологического исследования памяти человека является без сомнения интересной и актуальной и может быть предметом для дальнейшего исследования.

Информация о работе Методы исследования памяти