Костанайский государственный
педагогический институт
Факультет заочного обучения
Кафедра дошкольного, начального
и специального образования
Ожмегова Елена Николаевна
Специальность: 5В010100«Дошкольное
обучение и воспитание», 1 курс (ускоренный).
Зачетная книжка № 822712
Дисциплина «Психология
и развитие человека»
Контрольная работа
Тема «Методы психологии»
Проверил: ст. преподаватель Казакова
О.В.
Дата выполнения –
Дата подачи на проверку _____
План
Введение
1.Неэкспериментальные методы
1.1 Наблюдение
1.2 Опросы
1.3 Тесты
2 Экспериментальные методы
2.1 Лабораторный эксперимент
2.2 Естественный эксперимент
2.3 Моделирование
3. Дополнительные методы психологии
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Психологическая
наука использует весь арсенал общепсихологических
методов, наполняя их специфическим
содержанием. Это обусловлено особенностями
объекта и целями исследования. Помимо общепсихологических
методов, психология применяет ряд специфических
приемов изучения поведения человека
в условиях деятельности. Большинство
методов используются в трех самостоятельных
планах:
для психологического
анализа профессиональной деятельности;
для проведения
разнообразных прикладных исследований
(профотбора, профессиональной консультации,
рационализации труда и отдыха и
т.д.);
для исследования
личности конкретного работника, его
способностей, мотивации, состояний.
Существует
несколько классификаций методов
психологии, которые предлагают практически
одинаковый набор методов и критерии их
группировки. Обобщая их, можно предложить
классификацию методов психологии, которая
включает две больших категории методов:
группу неэкспериментальных методов,
представляющую собой целенаправленное
изучение профессиональной деятельности
в естественных условиях, и группу экспериментальных
методов, включающую целенаправленное
изучение организации условий и способов
выполнения деятельности.
В первую группу входят два основных
метода: метод наблюдения и метод опроса,
а также ряд дополнительных методов и
вспомогательных средств.
Вторая группа
включает эксперимент в двух своих
разновидностях: лабораторный и естественный
(производственный), а также метод тестов.
1 Неэкспериментальные
методы
1.1 Наблюдение
Наблюдение
это систематическое, целенаправленное
прослеживание проявлений психики
человека в определенных условиях.
Научное наблюдение требует постановки
четкой цели и планирования. Заранее определяется, какие
именно психические процессы и явления
будут интересовать наблюдателя, по каким
внешним проявлениям их можно прослеживать,
в каких условиях будет происходить наблюдение
и как предполагается фиксировать его
результаты.
Особенность
наблюдения в психологии состоит
в том, что непосредственно видеть и фиксировать
можно только факты, относящиеся к внешнему
поведению (движения, словесные высказывания
и т.д.). Психолога же вызывающие их психические
процессы и явления. Поэтому правильность
результатов наблюдения зависит не только
от точности регистрации фактов поведения,
но и от их истолкования - определения
психологического смысла. Наблюдение
обычно применяется, когда необходимо
получить первоначальное преставление
о какой-либо стороне поведения, выдвинуть
предположения о ее психологических причинах.
Проверка этих предположений чаще всего
осуществляется при помощи психологического
эксперимента. Психологическое наблюдение
должно быть целенаправленным: наблюдатель
должен отчетливо представлять и понимать,
что он собирается наблюдать и для чего
наблюдать, иначе наблюдение превратится
в фиксацию случайных, второстепенных
фактов. Наблюдение следует проводить
систематически, а не от случая к случаю.
Поэтому психологическое наблюдение,
как правило, требует более или менее продолжительного
времени. Чем дольше наблюдение, тем больше
фактов может накопить наблюдатель, тем
легче будет ему типичное от случайного,
тем глубже и надежнее будут его выводы.
Наблюдение
является неотъемлемой частью любого
вида деятельности психолога труда.
В процессе наблюдения психолог получает
сведения о самых разнообразных проявлениях
рабочего поведения: о каналах получения
информации, о загрузке анализаторов,
об условиях внешней среды, о коммуникативных
процессах в труде и т.п.
Традиционно
выделяют два вида наблюдения: внешнее
(непосредственное) и внутреннее (самонаблюдение).
Внешнее, или
непосредственное, наблюдение (наблюдение
со стороны) позволяет описать действия,
приемы и движения работника, их соответствие
нормативным целям. Наблюдению подвергаются
способы оперирования орудиями и материалами,
эмоциональные реакции и коммуникативные
процессы. Длительное наблюдение за работником
в течение рабочего дня показывает изменение
рабочего поведения под воздействием
утомления.
Непосредственное наблюдение обычно
проводится по определенному плану. Предполагается
выделение из реальной деятельности отдельных
элементов, которые затем и подвергаются
наблюдению, составление четкой программы
и плана наблюдения и фиксацию его результатов.
Важным принципом наблюдения
является сравнительный подход, который
предполагает исследование поведения
людей разной степени успешности и с разным
стажем работы, выявление последовательности
приемов разных людей при выполнении одних
и тех же операций. Это позволяет выяснить
причины успеха в труде и овладении профессией,
четко выявить психологическую структуру
деятельности.
К недостаткам
метода наблюдения относится недоступность
некоторых очень важных элементов
профессиональной деятельности непосредственному
восприятию или их маскировка.
Например, достаточно тяжело выявить в
ходе непосредственного наблюдения процесс
принятия решения у хирурга при выполнении
операции. Это повышает долю субъективизма
при интерпретации психологом внешних
проявлений профессионального поведения.
Для повышения
объективности и точности наблюдения
применяют ряд дополнительных приемов
и методов, которые в первую очередь
касаются регистрации результатов
профессиональной деятельности. Наиболее
распространенными среди них
являются фотография рабочего дня, хронометраж,
анализ продуктов трудовой деятельности.
Фотография
рабочего дня представляет собой
временную регистрацию последовательности
выполнения действий, смену режимов
труда и отдыха, вынужденных пауз
в работе и т.п. Применение фото -
и видеосъемки позволяет фиксировать
действия и движения работника во время
выполнения основной деятельности, мимику,
маршруты передвижения во время работы.
Результаты фотографии рабочего дня представляются
в виде графиков, что дает отчетливое представление
о чередовании работы и отдыха в процессе
рабочего дня, соотношении основных и
вспомогательных функций и удельном весе
каждой из них в структуре деятельности.
Хронометраж
- измерение времени трудовых операций.
Он позволяет определить их длительность,
частоту повторяемости в определенные
промежутки времени, интенсивность трудового
процесса. Психологический хронометраж
проводится в рамках психологического
анализа деятельности с целью ее оптимизации,
правильной организации производственного
обучения.
Анализ продуктов трудовой деятельности
может быть существенным дополнением
к методу непосредственного наблюдения.
В качестве таковых могут выступать как
материальные, документально фиксированные
продукты деятельности (продукты промышленного
и строительного производства, сельского
хозяйства, инструменты и приспособления,
документы, результаты изобразительного
и графического труда, тексты и т.д.), так
и функциональные (процессуальные) продукты
деятельности (общественное настроение
в коллективе, создаваемое его членами
или руководителем; вербальная продукция
работников в виде выступлений, докладов;
а также поведенческие проявления активности
работников). Использование этого метода
позволяет:
определить
некоторые требования, предъявляемые
профессией к психическим качествам
человека, модернизировать
систему обучения тем или иным действиям;
понять специфику
процесса формирования навыков у
лиц с разной квалификацией;
проанализировать
динамику работоспособности путем
прослеживания изменения качества
продукции в течение рабочего
дня.
Вариантом данного
метода является и анализ ошибочных
действий, сбоев в работе, несчастных
случаев и аварий, что позволяет
вскрыть психологические особенности
профессий, предъявляющих повышенные
требования к психологическим особенностям
работника и специфику так называемых опасных
профессий.
Внутреннее (самонаблюдение)
в психологии труда выступает
в двух формах: самоотчета профессионала
и включенного наблюдения (трудового
метода).
В первом случае
психолог предлагает специалисту думать
вслух во время своей деятельности, проговаривая
каждую операцию, каждое наблюдение за
процессом труда. На начальных этапах
такого самоотчета возникают трудности,
связанные с необходимостью работника
распределять свое внимание между проговариванием
работы и ее выполнением. Такой способ
позволяет самим работникам обратить
внимание на те элементы деятельности,
на которые они раньше внимание не обращали,
что оказывает положительное влияние
на успешность ее выполнения.
Во втором
случае психолог сам становится учеником
и, начиная изучать профессию, совершенствуется
в ней все больше и больше. Такое познание
профессии изнутри позволяет психологу
проследить процесс овладения профессиональной
деятельностью и те трудности, которые
встречаются на этом пути. Данный метод
получил в психологии название трудового метода.
Трудовой метод предназначен для психологического
анализа профессий. Трудовой метод начал
разрабатываться с первых лет существования
советской психотехники профессорами
И.Н. Шпильрейном и С.Г. Геллерштейном.
Сущность его заключается том, что для
психологического понимания профессии
"сам психолог начинает осваивать данный
вид труда, как бы соединяя в одном лице
рабочего, знающего профессиональную
работу, психолога, умеющего и желающего
ее описать.". Процесс изучения начинался
с общего ознакомления со структурой предприятия,
цеха, участка, после чего выбиралось конкретное
рабочее место и психолог начинал работу
как ученик под руководством заводского
инструктора. Для преодоления возможного
субъективизма рекомендовалось изучать
одну профессию одновременно двум или
даже трем психотехникам, которым запрещалось
обмениваться своими соображениями о
профессии до конца обучения. Опыт работы
показал сходство основных данных, полученных
разными психотехниками. Профессии изучались
до достижения таких результатов, которые
позволяли психотехнику работать без
инструктора. Естественно, что трудовой
метод был рассчитан только на профессии
средней квалификации, обучиться которым
психолог мог не более за 2-3 недели.
После каждого
дня обучения "ученик" писал специальный протокол,
включающий 5 основных пунктов:
1. Описание рабочего
дня. Сюда входило изложение содержания
работы, все случайные эпизоды и их переживания
"учеником" в данный день.2. Трудности.
Это фиксация того, что сегодня являлось
наиболее трудным в овладении профессией.3. Упражнение,
в этот пункт записывались положительные
сдвиги в профессиональной работе по сравнению
с предыдущими днями. Отмечались степень
автоматизации двигательных актов, устранение
лишних движений, увеличение количества
и улучшение качества работы. Этот пункт:
протокола позволил выявить сравнительную
упражняемость отдельных психофизиологических
компонентов профессиональной деятельности.4. Утомление.
Под этой рубрикой в протоколе фиксировалось
чувство усталости в течение рабочего
дня: нарушения автоматизации, появление
ошибочных действий, а также объективные
показатели снижения производительности
и качества труда. Эти материалы вскрывали
наиболее лабильные по отношению к внешней
среде и длительности работы психофизиологические
процессы.5. В этот пункт записывались
соображения о дефектах в организации
и режиме труда о нерациональных элементах
оборудования, а также о недостатках инструктажа.
Все это позволяло строить предположения
о совершенствовании самой работы, обстановки,
в которой она протекает, и организации
производственного обучения.
Основными достоинствами
этого метода являются:
получение путем
самонаблюдения некоторой информации,
недоступной внешнему наблюдению и
разным опросным методам;
изучение
профессиональной деятельности в лонгитюдинальном
разрезе, т.е. рассмотрение самого процесса
овладения ей;
более обоснованный
(с учетом личного опыта) подход к
внесению предложений по оптимизации
и рационализации деятельности.
Вместе с
тем, трудовой метод имеет и ряд
недостатков.
Во-первых, он
применим только к несложным для
овладения профессиям, не требующим
больших затрат времени для обучения.
При изучении других профессий можно
говорить лишь об овладении некоторыми
элементами деятельности в форме
трудовых проб.
Во-вторых, регистрация результатов метода
сопряжена с определенными трудностями.
Если запись результатов проводится по
окончании рабочего дня по памяти, когда
исследователь находится в состоянии
утомления, это может отрицательно сказаться
на ее качестве. Регистрация данных в ходе
выполнения деятельности нарушает естественный
процесс ее протекания.
Несмотря
на указанные недостатки, трудовой
метод может давать очень ценный
материал, что было подтверждено отечественными
исследованиями.
Свободное наблюдение
не имеет заранее установленных рамок, программы,
процедуры его проведения. Оно может менять
предмет или объект наблюдения, его характер
в ходе самого наблюдения в зависимости
от пожелания наблюдателя. Свободное наблюдение
целесообразно проводить в тех случаях,
когда невозможно точно определить, что
следует наблюдать, когда признаки изучаемого
явления и его вероятный ход заранее не
известны исследователю.