Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 15:55, контрольная работа
Описание
Психологическая наука использует весь арсенал общепсихологических методов, наполняя их специфическим содержанием. Это обусловлено особенностями объекта и целями исследования. Помимо общепсихологических методов, психология применяет ряд специфических приемов изучения поведения человека в условиях деятельности.
Содержание
Введение 1.Неэкспериментальные методы 1.1 Наблюдение 1.2 Опросы 1.3 Тесты 2 Экспериментальные методы 2.1 Лабораторный эксперимент 2.2 Естественный эксперимент 2.3 Моделирование 3. Дополнительные методы психологии Заключение Список использованной литературы
Данный метод
применим к малоразработанной в
нашей науке проблеме ретроспективного анализа
ситуаций выбора профессий, профессиональной
переориентации, типологии профессиональной
карьеры.
2. Экспериментальные
методы
Сущность
эксперимента, основного метода в
психологии, заключается в том, что
явление изучается в специально созданной или естественной
обстановке. Его главное достоинство -
возможность создания определенных условий
и их корректировки, точная фиксация результатов
исследования и их использование в конкретной
ситуации. Традиционно выделяют два вида
эксперимента с точки зрения условий его
организации: лабораторный и естественный.
2.1 Лабораторный
эксперимент
Лабораторный
эксперимент проводят в специально
организованных и в известном
смысле искусственных условиях, он
требует специального оснащения, а
порой и применения технических приспособлений.
Примером лабораторного эксперимента
может служить исследование процесса
узнавания при помощи специальной установки,
которая позволяет на особом экране (типа
телевизионного) постепенно предъявлять
испытуемому разное количество зрительной
информации (от нуля до показа предмета
во всех его деталях), чтобы выяснить, на
каком этапе человек узнает изображаемый
предмет. Лабораторный эксперимент содействует
глубокому и всестороннему изучению психической
деятельности людей.
Однако наряду с достоинствами
лабораторный эксперимент имеет и определенные
недостатки. Наиболее существенный недостаток
этого метода - его некоторая искусственность,
которая при определенных условиях может
привести к нарушению естественного хода
психических процессов, а следовательно,
к неправильным выводам. Данный недостаток
лабораторного эксперимента до известной
степени устраняется при организации.
Лабораторный
эксперимент представляет собой
моделирование ситуаций профессиональной
деятельности в условиях лаборатории. Такая модель позволяет
установить точный контроль за переменными,
регулировать дозировку, создавать и контролировать
необходимые условия, неоднократно воспроизводить
эксперимент в тех же самых условиях. Основным
недостатком лабораторного эксперимента
является искусственность созданной ситуации.
Трудность заключается не только в точном
моделировании действительной ситуации,
что практически невозможно, но и в том,
что испытуемые оказываются в новых условиях,
что иногда оказывает отрицательное воздействие
на результаты эксперимента.
2.2 Естественный
эксперимент
Естественный
эксперимент сочетает в себе положительные
стороны метода наблюдения и лабораторного
эксперимента. Здесь сохраняется
естественность условий наблюдения
и вводится точность эксперимента. Естественный эксперимент
строится так, что испытуемые не подозревают
о том, что они подвергаются психологическому
исследованию - это обеспечивает естественность
их поведения. Для правильного и успешного
проведения естественного эксперимента
необходимо соблюдать все те требования,
которые предъявляются к лабораторному
эксперименту. В соответствии с задачей
исследования экспериментатор подбирает
такие условия, которые обеспечивают наиболее
яркое проявление интересующих его сторон
психической деятельности.
Естественный
эксперимент проводится в естественных
для работника условиях труда, на
его обычном рабочем месте (в
кабине самолета, цехе, учебном классе).
Экспериментальная ситуация может
создаваться вне сознания самих
работников. Положительным моментом
такого эксперимента является
полная естественность условий.
Отрицательным
моментом данной разновидности эксперимента
является наличие неконтролируемых
факторов, действие которых не установлено
и не может быть количественно
измерено. Осуществление контроля за этими факторами вызывает
значительные сложности. Другой недостаток
естественного эксперимента заключается
в необходимости получения информации
в короткий срок во избежание нарушения
производственного процесса.
Дополнительные
методы
Одна из разновидностей
эксперимента в психологии - социометрический
эксперимент.
Социометрический
эксперимент используется для изучения
взаимоотношений между людьми, положения,
которое занимает человек в той
или иной группе (заводской бригаде, школьном классе,
группе детского сада). При изучении группы
каждый отвечает на ряд вопросов, касающихся
выбора партнеров для совместной работы,
отдыха, занятий. По результатам можно
определить наиболее и наименее популярного
человека в группе.
Формирующий эксперимент - это
метод исследования психического развития
детей в условиях специально организованного
экспериментального педагогического
процесса. На основе предварительного
теоретического анализа закономерностей
психического развития детей определенного
возраста строится гипотетическая модель
становления изучаемых способностей в
специально проектируемых условиях, как
правило метод беседы. Определенное значение
и методы психологического исследования,
связанные со сбором и анализом словесных
показаний (высказываний) испытуемых:
Метод беседы и анкетный метод. При правильном
их проведении они позволяют выявлять
индивидуально - психологические особенности
личности: склонности, интересы, вкусы,
отношения к жизненным фактам и явлениям,
другим людям, себе.
Сущность
этих методов заключается в том,
что исследователь задает испытуемому
заранее подготовленные и тщательно
продуманные вопросы, на которые
тот отвечает (устно - в случае беседы,
или письменно при применении
анкетного метода). Содержание и
форма вопросов определяются, во первых,
задачами исследования и, во вторых, возрастом
испытуемых. В процессе беседы вопросы
изменяются и дополняются в зависимости
от ответов испытуемых. Ответы тщательно,
точно записывают (можно с применением
магнитофона). Одновременно исследователь
наблюдает за характером речевых высказываний
(степенью уверенности ответов, заинтересованностью
или равнодушием, характером выражений),
а также поведением, выражением лица, мимикой
испытуемых.
Правило, в
экспериментальных классах или
школах.
2.3 Моделирование
Моделирование как метод применяется в том
случае, когда исследование интересующего
ученого явления путем простого наблюдения,
опроса, теста или эксперимента затруднено
или невозможно в силу сложности или труднодоступное™.
Тогда прибегают к созданию искусственной
модели изучаемого феномена, повторяющей
его основные параметры и предполагаемые
свойства. На этой модели детально исследуют
данное явление и делают выводы о его природе.
Модели могут
быть техническими, логическими, математическими, кибернетическими.
Математическая
модель представляет собой выражение
или формулу, включающую переменные
и отношения между ними, воспроизводящие
элементы и отношения в изучаемом
явлении. Наиболее известными примерами
математического моделирования
в психологии являются формулы,
выражающие собой законы Бугера-Вебера,
Вебера-Фехнера и Стивенса. Логическое
моделирование широко используется при
изучении мышления человека и его сравнении
с решением задач вычислительной машиной.
Техническое
моделирование предполагает создание прибора
или устройства, по своему действию напоминающего
то, что подлежит изучению. С множеством
разнообразных примеров технического
моделирования мы встречаемся в научных
исследованиях, посвященных изучению
восприятия и памяти человека. Это - попытки
построения перцептронов - машин, способных
наподобие человека воспринимать и перерабатывать
сенсорную информацию, запоминать и воспроизводить
ее.
Кибернетическое
моделирование основано на использовании
в качестве элементов модели понятий
из области информатики и кибернетики.
Иллюстрацией кибернетического моделирования
является использование в психологии
идей математического программирования
на ЭВМ. Развитие программного обеспечения
работы ЭВМ за последние несколько десятков
лет открыло для психологии новые перспективы
изучения интересующих ее процессов и
человеческого поведения, так как оказалось,
что мыслительные
операции, используемые
людьми, логика их рассуждений при
решении задач весьма близки к
операциям и логике, на основе которых
разрабатываются программы для ЭВМ.
Это привело к попыткам представления
и описания поведения человека, его психологии
по аналогии с действием электронно-вычислительных
устройств. Пионерами в этом отношении
в психологии выступили известные американские
ученые Д. Миллер, Ю. Галантер, К. Прибрам.
Отметив наличие в организме такой же
сложной, иерархически построенной системы
регуляции поведения, какая характеризует
структуру и функционирование программ
для ЭВМ, они сделали вывод о том, что подобным
же образом может быть описано и поведение
человека.
Логическое
моделирование основано на идеях
и символике, применяемой в математической
логике.
Кроме перечисленных
методов, предназначенных для сбора
первичной информации, в психологии
широко применяются различные способы
и приемы обработки этих данных,
их логического и математического анализа
для получения вторичных результатов,
т.е. фактов и выводов, вытекающих из интерпретации
переработанной первичной информации.
Для этой цели применяются, в частности,
разнообразные методы математической
статистики, без которых зачастую невозможно
получить достоверную информацию об изучаемых
явлениях, а также методы качественного
анализа.
3. Дополнительные
методы психологии
Результаты
деятельности людей - это созданные
ими книги, картины, архитектурные проекты, изобретения
и т.д. По ним можно в известной мере судить
об особенностях деятельности, которая
привела к их созданию, и включенных в
эту деятельность психических процессах
и качествах. Анализ результатов деятельности
считается вспомогательным методом исследования,
так как дает надежные результаты только
в сочетании с другими методами (наблюдением,
экспериментом). В психолингвистике разработан
вариант метода анализа продуктов деятельности
- контент анализ, это определение психологических
характеристик автора на основе его текстов.
Специфической формой метода анализа
результатов деятельности выступает графология.
Характеристики почерка связаны с определенными
психологическими свойствами автора письма.
В педагогической деятельности используется
менее строгие формы этого метода, основанные
на качественном анализе продуктов ученической
деятельности: сочинений, поделок, рисунков
и т.п.
Методы
описательной (гуманитарной) психологии.
Гуманитарные
науки возникли в 19 веке. От гуманитарного
знания требовались ориентация
на естествознание и на выработанные внутри
него методы познания. Поэтому гуманитарные
науки вынуждены были резко противопоставиться
естественным наукам. В психологии это
проявилось в различении В. Дильтеем “объяснительной"
и “описательной" психологии.
Предметом описательной
психологии является душевная жизнь
человека в ее целостности и связи.
Назначение методов описательной психологии
- постижение духовно-душевной жизни
человека во всем многообразии ее проявлений
и связей.
Метод интроспекции или самонаблюдения. Интроспекция-“всматривание”
во внутренние процессы сознания, явления
душевной жизни, психические переживания,
чувства мысли, отношения, образы, представления,
желания, волевые процессы и т.п. В самонаблюдении
мы находим мысли, образы, переживания,
связывающее нас с окружающей действительностью.
Метод самоотчета. Самоотчет представляет собой
словесный или письменный отчет о результатах
самонаблюдений, описание человеком самого
себя в относительной целостности психических
проявлений. Виды самоотчета: письма, автобиографии,
исповеди, дневники. Ошибки самоотчета
- склонность автора представлять себя
перед другими в возможно более выгодном
свете.
Включенное
наблюдение. Исследователь выступает
как равный участник совместного с испытуемым
действия, проявляет свои переживания,
заявляет о собственных ценностях и установках.
Во включенном наблюдении нет жесткого
разделения на исследователей и исследуемых.
В психологии метод включенного наблюдения
применяется в практике психотерапевтической
работы.
Эмпатическое
слушание. Основано на способности
человека понять собеседника в сопереживании
ему. Эмпатическое слушание представляет
собой определенную технику поведения
исследователя (терапевта, педагога) и
исследуемого (пациента, ученика). Использование
данного метода требует определенного
мастерства. Эмпатическое понимание заключается
в проникновении в чужой мир, умение войти
внутрь личного мира значений.
Идентификация. Способность человека мысленно
поставить себя на место другого, воплотиться
в другом. Идентификация использует интеллектуальные,
логические операции: сравнение, анализ,
рассуждение и т.п.
Диалогическая
беседа. Строится на принципах равноправного
общения. В диалоге активны оба собеседника.
Исследовательская задача не является
преобладающей, она выступает наряду с
коррекционной, педагогической и другими
целями.
Биографический метод. Основан на
изучении психологии человека в контексте
его истории, через описание его биографии.
Достоинство метода - надежность и обоснованность
выводов о психологических особенностях
человека. Но метод трудоемок и не может
быть использован широко. Использование
биографического метода сопряжено с применением
ряда частных методик: опросников, интервью,
тестов, свидетельств очевидцев, с изучение
продуктов деятельности и т.д.
Итак, в психологии используются ряд методов. Какой из
них рационально применить, решают в каждом
отдельном случае, в зависимости от задач
и объекта исследования. При этом обычно
используют не один какой-либо метод, а
ряд методов, взаимно дополняющих друг
друга. Тестовый метод, в отличие от наблюдения,
опросных методов и эксперимента, которые
могут применяться для исследования различных
элементов профессиональной среды и профессионально
важных качеств, используется только при
изучении субъекта труда. В отечественной
психодиагностике предлагается три основных
подхода к изучению психологических особенностей
субъекта и, соответственно, три группы
тестов: объективный, субъективный и проективный.
Объективный подход предполагает диагностику
особенностей личности на основе результатов
выполнения определенных заданий и способа
их выполнения. Тесты, реализующие данный
подход, называются объективными. К их
числу относятся тесты интеллекта и тесты
способностей, достижений, с одной стороны,
и некоторые личностные тесты - с другой.
Субъективный подход предполагает диагностику
свойств, основанную на самооценке и самоописании
человеком своего поведения и личностных
особенностей. В эту группу тестов входят
самые разнообразные личностные тесты
- опросники, которые подразделяют на тесты,
оценивающие личностные черты, и тесты,
диагностирующие; интересы и установки
людей.
Спецификой проективного подхода является
проведение диагностики, основанной на
анализе особенностей взаимодействия
субъекта с внешне нейтральным, безличным
материалом, на который субъект проецирует
свои установки, желания и личностные
качества.