Заключение
Прикладные
отрасли психологии, не могут рассматривать
человека вне условий его деятельности
и даже жизни в целом. Проведение исследований
в психологии предъявляет к исследователю
определенные требования:
1) использование
методов должно удовлетворять
принципам марксистской философии.
Это означает, что, изучение конкретного явления необходимо
рассматривать во взаимосвязи с другими
явлениями, в развитии и единстве противоположностей,
в возможном переходе количества в новое
качество и т.п.;
2) каждый метод
должен быть объективным методом,
т.е. вскрывать реальные закономерности психической деятельности,
на что указывал в своей статье "Об объективном
методе в психологии" Б.М. Теплов;
3) для решения
определенной задачи или проверки
выдвинутой гипотезы исследователь
должен выбирать конкретные методы
или проектировать новые методические средства, т.е.
методы должны быть адекватны задаче,
а не наоборот.
Это, казалось,
очевидное требование нередко нарушается,
особенно в научно-практических исследованиях,
когда без достаточных оснований
берется ряд методических средств
в расчете на то, что они, может быть,
позволят решить поставленную задачу.
В связи с этим трудно согласиться с теми,
кто считает, что в практических исследованиях
можно разрешать самостоятельно пользоваться
психологическими методами лицам, не имеющим
достаточной психологической подготовки.
Поведение, которое также выступает в
качестве предмета психологии, не менее
сложно для объяснения. Оно, во-первых,
зависит от психологических явлений и
процессов, которые сами по себе труднодоступны,
во-вторых, также определяется физиологическими
процессами в организме человека, в-третьих,
оно зависит и от внешних условий, в которых
оказывается волей обстоятельств человек.
Каждый поведенческий акт, будь то поступок,
действие или реакция, в каждый момент
времени зависит от чрезвычайно сложного
сочетания по меньшей мере трех групп
указанных факторов: психологических,
физиологических и социологических. По
этой причине методы исследования, применяемые
в психологии, не могут быть простыми независимо
от того, чего они касаются, психических
или поведенческих явлений. Это – первый
вывод, который мы можем сделать на основе
анализа природы феноменов, с которыми
психология имеет дело. Как, например,
объяснить движение, произведенное человеком,
если оно зависит от его желания, от физиологического
состояния и от обстоятельств, в которых
он находится?
Второй вывод состоит в том, что в силу
сложности и труднодоступности для изучения
психических и поведенческих явлений
знания о них не могут быть такими же точными
и прочными, какие мы получаем, например,
в математике и физике или механике, т.е.
при изучении материальных явлений. Наконец,
третий из выводов состоит в том, что психология,
не располагая достаточным разнообразием
собственных надежных методов для изучения
интересующих психологов явлений, вынуждена
заимствовать их из других наук, приспосабливая
и изменяя для своих собственных целей.
В силу всего сказанного методы, используемые
в настоящее время в психологии, в большинстве
своем не являются ее собственными и имеют
множество различных источников.
Список использованной литературы
1. Немов Р.С. Психология: Учеб.
для студ. высш. пед. учеб. заведений.
2. В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит.
изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн.1: Общие основы
психологии. - 688 с.
3. Дмитриева МА., Крылов
АА., Нафтулъев А.И. Психология
труда и инженерная психология.
- Л., 1979 - 142с
4. Регуш Л.А. Практикум
по наблюдению и наблюдательности.
“ПИТЕР”, г. Санкт-Петербург, 2001
- 129с
5. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение
в общую психологию.М. “ЧеРо”, 1998 - 90с
6. Рубинштейн С.Л. Основы
общей психологии. “ПИТЕР”, Санкт-Петербург,
2002 - 157с
7. Слободчиков В.И. Психология
человека, М. “ШКОЛА_ПРЕСС”, 1995 - 98 с.