Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 15:55, контрольная работа
Описание
Психологическая наука использует весь арсенал общепсихологических методов, наполняя их специфическим содержанием. Это обусловлено особенностями объекта и целями исследования. Помимо общепсихологических методов, психология применяет ряд специфических приемов изучения поведения человека в условиях деятельности.
Содержание
Введение 1.Неэкспериментальные методы 1.1 Наблюдение 1.2 Опросы 1.3 Тесты 2 Экспериментальные методы 2.1 Лабораторный эксперимент 2.2 Естественный эксперимент 2.3 Моделирование 3. Дополнительные методы психологии Заключение Список использованной литературы
Стандартизированное
наблюдение, напротив, заранее определено
и четко ограничено в плане
того, что наблюдается. Оно ведется по определенной, предварительно
продуманной программе и строго следует
ей, независимо от того, что происходит
в процессе наблюдения с объектом или
самим наблюдателем. Стандартизированное
наблюдение, лучше использовать тогда,
когда у исследователя имеется точный
и достаточно полный перечень признаков,
относимых к изучаемому феномену.
Включенное
наблюдение полезно в том случае,
когда психолог может дать правильную
оценку явлению, лишь прочувствовав
его на самом себе. Однако если под
влиянием личного участия исследователя его восприятие
и понимание события может быть искажено,
то лучше обращаться к стороннему наблюдению,
применение которого позволяет более
объективно судить о наблюдаемом.
При включенном
наблюдении (оно чаще всего используется
в общей, возрастной, педагогической и социальной
психологии) исследователь выступает
в качестве непосредственного участника
того процесса, за ходом которого он ведет
наблюдение. Например, психолог может
решать в уме какую-либо задачу, одновременно
наблюдая за собой. Другой вариант включенного
наблюдения: исследуя взаимоотношения
людей, экспериментатор может включиться
сам в общение с наблюдаемыми людьми, не
прекращая в то же время наблюдать за складывающимися
между ними и этими людьми взаимоотношениями.
Стороннее наблюдение в отличие от включенного
не предполагает личного участия наблюдателя
в том процессе, который он изучает.
Каждый из
названных видов наблюдения имеет
свои особенности и применяется
там, где он может дать наиболее достоверные
результаты. Внешнее наблюдение, например, менее субъективно,
чем самонаблюдение, и обычно применяется
там, где признаки, за которыми необходимо
наблюдать, легко могут быть выделены
и оценены извне. Внутреннее наблюдение
незаменимо и часто выступает как единственно
доступный метод сбора психологических
данных в тех случаях, когда отсутствуют
надежные внешние признаки интересующего
исследователя явления
1.2 Опросы
Опросные
методы традиционно представлены в
двух формах: устного опроса (беседа,
интервью), свободного опроса и письменного
опроса (анкетирование).
Беседа является
одним из широко распространенных в
психологии труда методов и используется
при освещении самого широкого круга
проблем. Она совершенно необходима
при изучении индивидуальной структуры
труда, при выявлении профессионально-важных качеств работника,
выяснении особенностей мотивации работы
по данной специальности и функциональных
состояний, личных профессиональных планов
учащихся при выборе профессии или ее
смене у взрослых людей, при оценке рабочих
мест. Беседа как научный метод должна
отвечать ряду требований:
строиться по определенному
плану, заранее продуманному, но отличающемуся
достаточно гибкой структурой;
носить естественный характер.
Беседа предполагает обоюдную активность
как со стороны психолога, так
и опрашиваемого; ни в коем случае она
не должна превращаться в форму допроса
или устной анкеты;
включать только те вопросы,
которые не носят внушающего или
подсказывающего характера, и допускать
взаимопроверку ответов;
поддерживать доверительный
контакт психолога с опрашиваемым;
завершаться фиксированием полученных
(в процессе беседы) результатов.
Регистрация данных беседы
может производиться как в
ее процессе, так и после окончания.
Первый способ регистрации может
использоваться при анализе интересов
людей, влияния условий среды и других
вопросов, не затрагивающих глубоко проблемы
личности. В случае же индивидуального
консультирования такой способ применять
не рекомендуется, чтобы не вызывать у
клиента отрицательного отношения к беседе
и нежелание давать искренние ответы.
И хотя он связан с потерей определенного
количества информации, но более оправдан
с этической точки зрения. Использование
аудио - и видеотехники, безусловно, значительно
повышает точность получения и сохранения
информации, но порождает ряд этических
проблем.
Этот вид опроса позволяет
глубже, чем письменный, проникнуть
в психологию человека, однако требует
специальной подготовки, обучения и,
как правило, больших затрат времени
на проведение исследования. Ответы испытуемых,
получаемые при устном опросе, существенно
зависят и от личности того человека, который
ведет опрос, и от индивидуальных особенностей
того, кто отвечает на вопросы, и от поведения
обоих лиц в ситуации опроса.
Свободный опрос - разновидность
устного или письменного опроса,
при которой перечень задаваемых
вопросов и возможных ответов на них заранее
не ограничен определенными рамками. Опрос
данного типа позволяет достаточно гибко
менять тактику исследования, содержание
задаваемых вопросов, получать на них
нестандартные ответы. В свою очередь
стандартизированный опрос, при котором
вопросы и характер возможных ответов
на них определены заранее и обычно ограничены
достаточно узкими рамками, более экономичен
во времени и в материальных затратах,
чем свободный опрос.
Письменный опрос позволяет
охватить большее количество людей. Наиболее
распространенная его форма - анкета. Но
ее недостатком является то, что, применяя
анкету, нельзя заранее учесть реакции
отвечающего на содержание ее вопросов
и, исходя из этого, изменить их.
Анкетирование представляет
собой перечень вопросов, которые дают
изучаемым лицам для письменного ответа.
Достоинство этого метода в том, что он
позволяет сравнительно легко и быстро
получить массовый материал. Недостаток
же этого метода в сравнении с беседой
- отсутствие личного контакта с испытуемым,
что не дает возможность варьировать характер
вопросов в зависимости от ответов. Вопросы
должны быть четкими, ясными, понятными,
не должны внушать тот или иной ответ.
Материал бесед и
анкет представляет ценность тогда,
когда он подкрепляется и контролируется
другими методами, в частности наблюдением
получение ответов опрашиваемых в письменной
форме на заранее сформулированные вопросы,
при этом психолог может не вступать в
прямой контакт с работниками. Анкетирование
проводится в тех случаях, когда нужно
получить данные от большого количества
людей в короткие временные сроки. Анкеты
используются для выяснения ценностных
ориентации работников и их отношения
к профессии и отдельным элементам работы;
мотивов и факторов, влияющих на выбор
профессии; значимых аспектов профессиональной
деятельности; профессионально-важных
качеств. Анкетирование может проводиться
как в присутствии психолога, так и заочно
(когда анкета заполняется дома). Данный
способ удобен, поскольку не отвлекает
работника от выполнения своих трудовых
обязанностей и позволяет более обдуманно
подойти к ответам на вопросы. Но он имеет
и негативные стороны: возможность заполнения
анкеты другим лицом, отсутствие ответов
на ряд вопросов, неполный возврат анкет.
Для получения достоверной
информации с помощью метода анкетирования
необходима правильная организация исследования.
Она предполагает:
наличие вступительной
статьи с изложением целей и задач
исследования и инструкций по заполнению
опросника;
правильную формулировку
вопросов. Они должны быть однозначно
понимаемы, касаться конкретных аспектов
поведения и деятельности работника, не
содержать малоупотребляемых иностранных
слов и узкоспециальных терминов, не носить
внушающего характера, предполагать равновероятность
выбора всех предложенных вариантов ответа;
подготовку такой анкеты,
которая легко читается, напечатана
без помарок и исправлений, удобно
графически оформлена с выделением
соответствующих разделов.
1.3 Тесты
Тест - это
особый вид неэкспериментального исследования,
представляющий собой специальное задание
или систему заданий. Испытуемый выполняет
задание, время выполнения которого обычно
учитывают. Тесты применяют при исследовании
способностей, уровня умственного развития,
навыков, уровня усвоения знаний, а также
при изучении индивидуальных особенностей
протекания психических процессов.
Тестовое исследование
отличается сравнительной простотой
процедуры, оно кратковременно, проводится
без сложных технических приспособлений,
требует самого простого оснащения
(часто это просто бланк с текстами
задач). Результат решения теста допускает
количественное выражение и тем самым
открывает возможность математической
обработки. Отметим и то, что в процессе
тестовых исследований не учитывается
влияние многочисленных условий, которые,
так или иначе, влияют на результаты, -
настроение испытуемого, его самочувствие,
отношение к тестированию. Неприемлемыми
являются попытки с помощью тестов установить
предел, потолок возможностей данного
человека, прогнозировать, предсказывать
уровень его будущих успехов.
Тесты являются специализированными
методами психодиагностического обследования,
применяя которые можно получить
точную количественную или качественную
характеристику изучаемого явления. От
других методов исследования тесты
отличаются тем, что предполагают четкую
процедуру сбора и обработки первичных
данных, а также своеобразие их последующей
интерпретации. С помощью тестов можно
изучать и сравнивать между собой психологию
разных людей, давать дифференцированные
и сопоставимые оценки.
Варианты теста: тест-опросник,
тест-задание, проективные тесты
Тест-опросник
основан на системе заранее продуманных,
тщательно отобранных и проверенных
с точки зрения их валидности и
надежности вопросов, по ответам на
которые можно судить о психологических
качествах испытуемых.
Тест-задание
предполагает оценку психологии и поведения человека
на базе того, что он делает. В тестах этого
типа испытуемому предлагается серия
специальных заданий, по итогам выполнения
которых судят о наличии или отсутствии
и степени развития у него изучаемого
качества.
Тест-опросник
и тест-задание применимы к людям разного
возраста, принадлежащим к различным культурам,
имеющим разный уровень образования, разные
профессии и неодинаковый жизненный опыт.
Это - их положительная сторона. А недостаток
состоит в том, что при использовании тестов
испытуемый по желанию может сознательно
повлиять на получаемые результаты, особенно
если он заранее знает, как устроен тест
и каким образом по его результатам будут
оценивать его психологию и поведение1.
Кроме того, тест-опросник и тест-задание
неприменимы в тех случаях, когда изучению
подлежат психологические свойства и
характеристики, в существовании которых
испытуемый не может быть полностью уверен,
не осознает или сознательно не хочет
признавать их наличие у себя. Такими характеристиками
являются, например, многие отрицательные
личностные качества и мотивы поведения.
Проективные
тесты В основе таких тестов лежит
механизм проекции, согласно которому
неосознаваемые собственные качества,
особенно недостатки, человек склонен
приписывать другим людям. Проективные тесты предназначены для
изучения психологических и поведенческих
особенностей людей, вызывающих негативное
отношение. Применяя тесты подобного рода,
о психологии испытуемого судят на основании
того, как он воспринимает окружающий
коллектив и среду в которой он находится.
Этот недостаток
относится ко всем методам исследования,
основанным на самоконтроле, т.е. связанным
с использованием речевых и поведенческих
сознательно контролируемых реакций.
Пользуясь проективным
тестом, психолог с его помощью
вводит испытуемого в воображаемую,
сюжетно неопределенную ситуацию, подлежащую
произвольной интерпретации. Такой ситуацией
может стать, например, поиск определенного
смысла в картинке, где изображены неизвестно
какие люди, непонятно чем занятые. Нужно
ответить на вопросы, кто эти люди, чем
они озабочены, а чем думают и что произойдет
дальше. На основании содержательной интерпретации
ответов судят о собственной психологии
отвечающих.
Тесты проективного
типа предъявляют повышенные требования
к уровню образованности и интеллектуальной зрелости
испытуемых, и в этом состоит основное
практическое ограничение их применимости.
Кроме того, такие тесты требуют большой
специальной подготовки и высокой профессиональной
квалификации со стороны самого психолога.
Дополнительные
методы
По сравнению
с беседой, которая характеризуется
растянутостью, медленным накоплением
данных при массовых обследованиях,
анкетирование более экономично
во времени, что и обеспечивает ему
широкое распространение на практике.
Метод экспертных
оценок предполагает опрос специалистов
о тех или иных элементах рабочей ситуации
или личности профессионала с целью построения
ответственного заключения. Экспертная
оценка бывает индивидуальной, когда ее
субъектом является один человек, и групповой.
Одной из разновидностей групповой оценки является
метод обобщения независимых характеристик.
Метод обобщения
независимых характеристик используется
при описании профессионально важных
качеств конкретного профессионала.
Его сущность заключается в получении
информации о личности из разных источников,
которыми могут быть руководители организации
или подразделения, коллеги, подчиненные,
в силу тех или иных обстоятельств хорошо
знающие изучаемого специалиста.
Специфическим
методом экспертной оценки профессионала,
применяемым в психологии труда, является метод
критических инцидентов.
Метод критических
инцидентов - его сущность состоит
в том, что работники, хорошо знающие
профессию, приводят реальные примеры
поведения специалистов, характеризующие
высокую или низкую эффективность
профессиональной деятельности.
Причем приводятся такие образцы профессионального
поведения, которые зависят только от
самого работника, а не от внешних факторов.
В профессиональной психодиагностике
этот метод используется как основа для
выявления требований к профессионально-важным
качествам работника и критерием обоснованности
подбора тестов при проведении профессионального
отбора.
Метод анамнеза
предполагает сбор данных об истории
развития конкретной личности как субъекта
трудовой деятельности. Он используется обычно в профессиональном
консультировании для определения степени
устойчивости мотивов, для выявления некоторых
способностей и личностных особенностей,
не поддающихся непосредственному наблюдению,
для построения прогнозов профессиональной
карьеры личности. Информационной основой
данного метода являются высказывания
самого испытуемого (субъективный анамнез),
высказывания о нем других людей и характеризующие
его документы (объективный анамнез).