Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 15:32, курсовая работа
Для развития тех или иных качеств, индивиду необходимы соответствующие стимулы, положительные подкрепления. Их основным источником опять же являются люди, окружающие его. Таким образом, для развития индивида, как личности, взаимодействие его с другими необходимо.
Исходя из сказанного, целью нашей работы становится изучение различных аспектов межличностного взаимодействия:
1. Изучение структуры межличностного взаимодействия;
2. Изучение специфики межличностного взаимодействия;
3. Описание механизмов и сценариев взаимодействия.
Введение………………………………………………………………………3
Основная часть
1 Структура межличностных взаимодействий……………………………..7
2 Пространство межличностного взаимодействия……………………………..12
3 Сценарии и механизмы взаимодействия. Особенности
делового взаимодействия…………………………………………………..16
Заключение……………………………………………………………………25
Глоссарий……………………………………………………………...………28
Список использованных источников………………
Версия шаблона | 2.1 |
Филиал |
|
Вид работы | Курсовая работа |
Название дисциплины | Социальная психология |
Тема | Межличностное взаимодействие в структуре совместной деятельности и общения |
Фамилия студента | Булыкин |
Имя студента | Сергей |
Отчество студента | Николаевич |
№ контракта |
|
Введение…………………………………………………………
Основная часть
1 Структура межличностных взаимодействий……………………………..7
2 Пространство межличностного взаимодействия……………………………..12
3 Сценарии и механизмы взаимодействия. Особенности
делового взаимодействия…………………………………………
Заключение……………………………………………………
Глоссарий………………………………………………………
Список использованных источников………………………………………..30
Приложения……………………………………………………
В социальной психологи, как и других науках, существует приогромнейший спектр интересных вопросов и тем для исследования, а также позиций, отталкиваясь от которых можно проанализировать закономерности возникновения, проследить путь развития и течения тех или иных явлений в обществе. Особенно важно подчеркнуть, что в отличии от точных наук, где основную роль и качество исследования определяет точность расчетов и применяемых формул, в психологии, как науки гуманитарной, тоже качество в основном определяется широтой взглядов и имеющимся набором в распоряжении исследователя концепций, на основе которых, например, даже возможно было бы выявить и составить какие-то свои закономерности развития и теории (хоть вероятно они и были бы несколько наивны в общей парадигме знаний, но сама вероятность- факт) с последующим предоставлением для рассмотрения в любимый ВУЗ. Посему, как необходимый элемент развития наблюдательности, гибкости мышления и качественно нового взгляда, крайне необходима свобода исследования, предполагающая творческий подход к содержанию и построению работы. А это в свою очередь предполагает наличия:
- свободных тем (объединяющие в себе различные частные вопросы и темы, на усмотрение студента) в общем списке предлагаемых тем для написания работы;
- свободы используемой литературы и применяемых концепций;
- свободы в построении общей структуры работы.
Но, видимо не что иное, как привычная шаблонность, применяемая в жизненной практике тут и там, в том числе и нынешней системы образования, годами, становится также и устойчивым свойством сознания многих людей, как студентов, так и преподавателей впоследствии. Шаблонное преподнесение материалов, по шаблону постановка задач, проверка знаний, и опять же- по шаблону. В итоге вместо декламируемых: “Участники учебного процесса, исходят из того, что курсовая работа представляет собой творческую, самостоятельную, научную разработку” и “…за счет самостоятельной познавательной активности с элементами социально-психологического исследования” (как сказано в методическом пособии по курсовой работе к социальной психологии), мы тут же видим обязательный список тем и рядом такой же обязательный список вопросов, которые в необходимом порядке должны быть раскрыты. А ещё дальше по тексту- список литературы, воспринимаемый после всего прочитанного, как тоже обязательный. На основании чего, совершенно естественно, всё вышеизложенное воспринимается, как общее руководство к пользованию: “выбрать тему, взять книгу, и скопировав нужные отрезки текста, просто вставить их в шаблон текста работы”. И завершается всё это словами преподавателя: “Если даже содержание работы будет нормальное, но не соответствовать шаблону- работу не зачтут”. Значит требования шаблона превыше самой работы, по сути- научного исследования с творческим подходом? Собственно и исследования-то, в конечном счете, при таком подходе никакого не получится. Отсюда, как само собой разумеющееся, напрашивается замечание (с иронией): да, с таким подходом наука далеко пойдёт (если уже с первых лет обучения отсекаются какие бы, то не было, устремления людей для самостоятельной работы и собственно творчества). А дающееся в лекционных и методических материалах объяснения о причине такого жесткого требования, относительно строгого следования шаблону, продиктованное привитием дисциплины в научном сословии, и в частности в области научного исследования, а так же развитии навыков в обращении с новыми технологиями (компьютер и комплектующие к нему, программное обеспечение и интернет) звучит, мягко говоря, не очень убедительно. Всё это конечно очень хорошо и главное выглядит красиво, но ведь не целесообразно, потому как чревато крайностями с акцентом на подражание шаблону (что мы имеем и наблюдаем повсеместно) в ущерб как непосредственно самому научному исследованию, так и продвижению хороших идей (и кадров соответственно), и науки в целом. Потому, на мой взгляд, все эти требования должны нести рекомендательный характер, но никак ни обязательный к исполнению в строгом порядке (коим на данный момент является).
Всё вышеизложенное можете с полной уверенностью назвать “криком души”, которая очень устала от того, что со всех сторон её так и душат рамками стереотипов, притесняя условностями шаблонов и преграждая тем самым выход для творчества. Акцент тут не столько на себе, сколько на том, что приходится наблюдать подобное повсеместно (и практически постоянно). Творчество, о котором так любят многие говорить, но которое, почему-то до сих пор не соответствует практике (как образования, так и жизни общества в целом). Ведь всё начинается с воспитания и образования: как учат, так впоследствии и делают. А потом это гордо именуют- нормой общества. Грустно.
Набираю эти строки с надеждой, что хоть кто-нибудь из преподавателей, их да прочтёт, отнесётся со всей серьёзностью, примет к сведению и даже возможно посмотрев на нынешнее положение учебного процесса несколько под другим углом, доведёт до логической реализации этих мыслей, донеся коррективы до “верхов”. Также вышеизложенное прошу принимать, не как призыв к митингу, восстанию с целью уничтожения имеющейся системы или как способ оправдания, лишь бы ничего не делать, а лишь в качестве рекомендации по организации учебного процесса, и подготовки самостоятельных работ в частности. Подтверждением чего приводится нижеизложенный текст, в строгом соответствии шаблону.
Итак, лишь постоянное взаимодействие индивида с более развитыми, чем он сам, личностями, обладающими ценными знаниями, умениями и навыками, обеспечивает ему возможность приобщения к соответствующим духовным ценностям. Практически у каждого человека есть, чему и как научиться у других людей, и практически в каждой группе он встречает таких людей.
Если бы ребенок родился и вырос не в обществе, среди других людей, а в изоляции от них, он никогда интеллектуально, психологически и поведенчески не превратился бы в человека. Об этом свидетельствуют многие описанные в научной и популярной литературе случаи, когда в силу жизненных обстоятельств человеческие дети оказывались с малолетнего возраста лишенными возможности общаться с людьми, какого бы то не было культурного слоя, жили в физической или психологической изоляции от них, в сообществах животных. Психологами во всех этих случаях были отмечены серьезные задержки в психологическом, интеллектуальном и в поведенческом развитии детей. Только через прямое взаимодействие и личные контакты одни люди передают другим свой жизненный опыт. Этот опыт включает практически все человеческое, что присутствует в современном человеке: от элементарных гигиенических навыков и пользования речью до нравственно-моральных ценностей и способности к различным видам деятельности. Чем больше разнообразных групп, активным участником которых становится индивид в течении его жизни, тем больше у него возможностей для развития, приобретения разнообразных ценных человеческих качеств. Особенно это касается высшей духовной культуры, которая передается от человека к человеку только в результате обучения, воспитания и через прямое межличностное общение.
На психологию индивида другие люди влияют через систему складывающихся отношений. Нигде, как в социальных взаимодействиях, человек не в состоянии усвоить речь и научиться пользоваться ею. Ребенок овладевает речью только благодаря тому, что все в семье, где он родился, говорят на родном языке. И не просто говорят, а постоянно, с первых дней рождения обращаются к нему на языке, требуют ответной реакции, а получая- всячески её поощряют. Стимулирование языкового развития индивида со стороны группы происходит и дальше. Важным фактором индивидуально-психологического развития человека, являются его знания о самом себе. По-другому, как от других людей, в процессе непосредственного общения с ними, он эти знания получить не может. Окружающие люди являются для индивида своеобразным зеркалом (вернее, разными зеркалами, каждое из которых по-своему отражает его), в котором выражается человеческое «Я». Точность, глубина и разнообразие отражения личности в группе прямо зависит от открытости, интенсивности и разносторонности общения данной личности в межличностных контактах.
Для развития тех или иных качеств, индивиду необходимы соответствующие стимулы, положительные подкрепления. Их основным источником опять же являются люди, окружающие его. Таким образом, для развития индивида, как личности, взаимодействие его с другими необходимо.
Исходя из сказанного, целью нашей работы становится изучение различных аспектов межличностного взаимодействия:
1. Изучение структуры межличностного взаимодействия;
2. Изучение специфики межличностного взаимодействия;
3. Описание механизмов и сценариев взаимодействия.
Таким образом, объектом нашего исследования является межличностное взаимодействие. Предметом- его специфика.
Как известно из учебных материалов, термины «межличностное общение», «межличностная коммуникация» и «межличностное взаимодействие» близки по смыслу, однако указывают на различные аспекты изучаемой темы. В словосочетании «межличностное взаимодействие» составляющие его слов привлекают внимание, во-первых, к действиям, предпринимаемые индивидами в отношении друг к другу. На первый план выводятся действующие лица, а сторона техники общения выступает предметом анализа. Во-вторых, так как речь идет о действиях каждой из сторон в ответ на предложение другой, то интерес представляет то, как люди соотносят свои цели и организуют их достижение, то есть, как достигается взаимность между участниками общения.
Очевидно, чтобы выбрать нужную манеру поведения и форму обращения с другим человеком, необходимо понять контекст, сориентироваться в ситуации, в которой происходит взаимодействие. Определение ситуации является важнейшим структурообразующим моментом межличностного взаимодействия.
Определив ситуацию, люди начинают выстраивать позиции, позволяющие им достичь своих целей в заданных обстоятельствах. Соотношение позиций, пристройка к позициям друг друга или проверка их на прочность – еще один важный структурный аспект межличностного взаимодействия, который может быть проанализирован в пространственных терминах. Таким образом можно утверждать, что условием межличностного взаимодействия является формирование пространства такого взаимодействия.
Уровни взаимодействия предполагают соответствующие процедуры (или механизмы) его реализации, другими словами- владение «сценариями» поведения в определенной ситуации. Если же мы хотим понять смысл и содержание взаимодействия между людьми, нам требуется знание контекста происходящего. Чтоб рассмотреть поведение человека в определенном контексте, следует поместить его в такие рамки, в которых оно приобретает более или менее однозначный смысл. Отсутствие таких рамок сбивает человека с толку, не позволяя ему сориентироваться в ситуации.
Обращение к контексту выполняет, как минимум, две задачи в межличностном взаимодействии для наблюдателя: условие объяснения того, что происходит между людьми, почему именно так, а не иначе общаются индивиды. Для действующего лица – это возможность формирования собственного определённого отношения к происходящему, выбор способов поведения, адекватных определенной ситуации, то есть это возможность соотнести действия и ситуации.
Как удается совершенно разным людям понять друг друга, договориться, согласовать свои цели и действия? По мнению специалистов в области человеческого общения, такая возможность возникает только в том случае, если люди обладают значительным объемом информации, сходной как по происхождению, содержанию и структуре. К информации такого рода следует отнести, в частности, умение выделять стандартные (или типичные) сообщения социальной ситуации- такие, как деловые переговоры, празднование дня рождения, любовное свидание, разговоры в очередях и многие другие. Представляя собой часть информационного багажа среднестатистического человека, такое знание используется в качестве контекстуальных рамок, применение которых участниками взаимодействия становится предпосылкой взаимопонимания между ними. В теории межличностного общения известно несколько классификаций стандартных социальных ситуаций. Рассмотрим две из них. В зависимости от степени личностной вовлеченности в преобразование отношений можно условно выделить три уровня общения: социально-ролевой (или социально-ситуационное общение кратковременное), деловой и интимно-личностный.
Информация о работе Межличностное взаимодействие в структуре совместной деятельности и общения