Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 15:32, курсовая работа
Для развития тех или иных качеств, индивиду необходимы соответствующие стимулы, положительные подкрепления. Их основным источником опять же являются люди, окружающие его. Таким образом, для развития индивида, как личности, взаимодействие его с другими необходимо.
Исходя из сказанного, целью нашей работы становится изучение различных аспектов межличностного взаимодействия:
1. Изучение структуры межличностного взаимодействия;
2. Изучение специфики межличностного взаимодействия;
3. Описание механизмов и сценариев взаимодействия.
Введение………………………………………………………………………3
Основная часть
1 Структура межличностных взаимодействий……………………………..7
2 Пространство межличностного взаимодействия……………………………..12
3 Сценарии и механизмы взаимодействия. Особенности
делового взаимодействия…………………………………………………..16
Заключение……………………………………………………………………25
Глоссарий……………………………………………………………...………28
Список использованных источников………………
На социально-ролевом уровне контакты ограничиваются необходимостью ситуативной: на улице, в транспорте, на приеме в официальном учреждении. Основной принцип взаимоотношений на этом уровне- знание и реализация норм и требований социальной среды участниками взаимодействия.
На деловом уровне людей объединяют совместная деятельность и интересы дела, направленные на достижение общих целей. Основной принцип деловых взаимоотношений- это рациональность, поиск средств повышения эффективности сотрудничества.
Интимно-личностный уровень характеризуется особой психологической близостью, сопереживанием, глубоким проникновением во внутренний мир других людей, прежде всего близких. Основной принцип такого общения – эмпатия.
Еще одна классификация видов межличностного взаимодействия принадлежит известному американскому психологу Эрику Берну. В основе этой классификации лежит то, что Берн назвал потребностью в структурировании времени, объясняя это следующим образом: «Хорошо известна проблема, часто встречающаяся у подростков после первой встречи: „Ну и о чем мы потом с ней (с ним) будем говорить?" Этот вопрос возникает нередко и у взрослых людей. Достаточно вспомнить труднопереносимую ситуацию, когда вдруг возникает пауза в общении и появляется период времени, незаполненный разговором, причем никто из присутствующих не в состоянии придумать ни одного уместного замечания, чтобы не дать разговору замереть. Люди постоянно озабочены тем, как структурировать свое время. <...> Одна из функций жизни в обществе состоит в том, чтобы оказывать друг другу взаимопомощь и в этом вопросе».
Выделенные Берном способы структурирования времени являются по существу способами организации межличностного взаимодействия. Он предлагает рассматривать 6 форм социального поведения- четыре основные и два пограничных случая.
1. Замкнутость- пограничный случай, когда явная коммуникация между людьми отсутствует. Человек физически присутствует, но психологически- вне контакта, он будто бы окутан собственными мыслями. Это бывает в самых различных ситуациях, например, в купе железнодорожного поезда, в больничной палате, или за просмотром кинофильма. Такое поведение может быть воспринято с пониманием и не вызовет проблем или вопросов со стороны окружающих, если только оно не превращается в привычку.
2. Ритуалы- привычные, повторяющиеся действия, не несущие смысловой нагрузки. Они могут носить неформальный характер (приветствия, прощания, благодарности) или быть официальными (дипломатический этикет). Цель этого типа общения- возможность провести время совместно, но не сближаясь.
3. Времяпрепровождения- можно определить, как наполовину ритуальная деятельность, например, разговоры о проблемах и событиях известных всем. Они не так стилизованы и не так предсказуемы, как ритуалы, но обладают некоторой систематичностью. Примерами могут служить вечеринка, где участники недостаточно хорошо знакомы друг с другом, или разговоры во время ожидания какого-нибудь официального собрания. Времяпрепровождение всегда социально запрограммировано: говорить и делать в это время можно лишь в определенном стиле и только определенным способом и на допустимые темы (например, светский разговор или женский разговор). Основная цель этого типа общения- структурирование времени не только ради поддержания приятельских отношений, но и отчасти социальный отбор, когда человек ищет новые полезные знакомства и связи.
4. Игры- наиболее сложный тип общения, так как в играх каждая сторона неосознанно старается достичь превосходства над другой и получить вознаграждение. Основная отличительная особенность игр- скрытая мотивация их участников (как правило- это соперничество за овладение более высоким статусом). По мнению Э. Берна, важные социальные контакты чаще всего протекают как игры, а сами игры составляют весьма значительную часть человеческого общения. Объяснение этому Берн видит в следующем.
5. Совместная деятельность- взаимодействие между людьми на работе, прежде всего с целью- эффективное выполнение поставленной задачи.
Повседневная жизнь предоставляет очень мало возможностей для человеческой близости. Помимо этого, многие формы близости для большинства людей психологически неприемлемы, требуют осмотрительности. Западная культура в основном не поощряет искренности (кроме как в интимной обстановке), так как ее могут использовать с дурным умыслом. При этом повторяющиеся времяпрепровождения, в конце концов, приедаются. Чтобы избавить себя от скуки времяпрепровождения, одновременно не подвергаясь опасностям, сопутствующим близости, многие люди в качестве компромиссного решения обращаются к играм. В этом состоит основное социальное значение игр. Чаще всего люди выбирают себе друзей, деловых партнеров, близких людей из числа тех, кто играет в те же игры, что и они. Поэтому в данном социальном окружении каждый представитель приобретает такую манеру поведения, которая покажется совершенно чуждой членам другого социального круга. И наоборот, любой член какого-либо социального окружения, который начинает играть в новые игры будет, скорее всего, вытолкан из привычного общества. В этом состоит личностное значение игр. И наконец, многие игры совершенно необходимы некоторым людям для поддержания душевного здоровья. У некоторых людей психическое равновесие столь неустойчиво, а жизненные позиции столь шатки, что стоит лишить их возможности играть, как они впадут в безысходное отчаяние.
6. Близость, которая следует вторым пограничным случаем за игрой, замыкающий ряд форм межчеловеческих взаимодействий. Двустороннюю близость можно определить, как свободное от игр общение, предполагающее теплое заинтересованное отношение между людьми, исключающее извлечение выгоды. Человеческая близость, которая по сути- есть и должна быть самой совершенной формой человеческих взаимоотношений, приносит ни с чем не сравнимое удовольствие, что даже люди с неустойчивом равновесием могут вполне безопасно и даже с радостью отказаться от игр, если им посчастливилось найти партнера для таких взаимоотношений.
Суррогат истинной близости- это времяпрепровождения и игры. Их можно рассматривать скорее как предварительные соглашения, чем союзы. Именно поэтому их можно характеризовать как особые острые формы взаимоотношений. Настоящая близость начинается тогда, когда социальные схемы, скрытые мотивы и ограничения отходят на задний план. Только она может полностью удовлетворить “сенсорный голод” и потребность в признании. Прототипом такой близости является любовь и установление интимных отношений.
Сравнивая изложенные классификации, легко можно заметить принципиальное сходство в описании целей и структуры различных видов межличностного поведения. Тут же отметим, что структура любой социальной ситуации включает следующие элементы:
- роли участников взаимодействия, то есть набор предписаний, касающийся того, как человек должен вести себя, если он занял какую-то фиксированную позицию среди людей, относительно которой уже сложились нормативные представления;
- набор и порядок действий (или сценарные последовательности);
- правила и нормы, регулирующие взаимоотношения участников социальной ситуации.
Таким образом, характеристики конкретной ситуации, в которой протекает общение данных людей, накладывают значительные ограничения на их поведение, чувства и более того, даже желания. Вместе с тем снижение степени их свободы является условием установления и поддержания межличностного контакта, в перспективе делает возможным межличностное общение.
Вслед за тем, как участники определили тип социальной ситуации, развитие процесса межличностного взаимодействия удобно описывать в терминах пространства, используя такие слова, как: “позиция” (расположение), “верх”, “низ”, “близкий”, “далекий”, “расстояние”, “дистанция”, “граница” и подобные. Обращение к пространственным метафорам- не просто использование устоявшихся в речи оборотов, но эффективный способ структурного анализа человеческих отношений. Инструментом такого анализа является активно разрабатываемое в последнее время в социальной теории понятие «социального пространства». Тут можно указать две методологически важные проблемы, поставленные исследователями социального пространства.
Во-первых, акцентируется внимание на вопросе отношения между физическим и социальным пространством. Социальное пространство- это не физическое пространство, однако оно стремится реализоваться в нем более или менее полно и точно. Социально обозначенным и сконструированным является то пространство, в котором мы обитаем и которое мы познаем. Иллюстрацию этого легко найти в районе, где живут очень состоятельные люди: здесь величина земельного участка возле дома, высота и архитектура дома, число комнат и т. п., есть не что иное, как пространственные характеристики социального положения жителей этого района. То же можно наблюдать, например, и в отношении человеческого тела. Движения, позы, положения и жесты (вспомните, как держат себя начальник и подчиненный, хозяин и гость, победитель и побежденный) указывают на социальный статус и ролевые позиции людей. Этот эффект французский социолог Пьер Бурдье называет, как: “Неощутимое занесение в тело структур социального порядка”. Таким образом, физическое пространство (включая человеческое тело) оказывается социально-отражаемой конструкцией социального пространства.
Во-вторых, анализ социального пространства- это анализ структуры социальных взаимодействий, их упорядочения, динамики и развития. Определить отношение человека к другим людям и социальным явлениям, взятым за такие (перечисленные) «точки отсчета» означает определить его положение в социальном пространстве. При знакомстве, каждый из нас обычно сообщает определенные сведения о себе, называя свое имя, род занятий, семейное положение, иногда политические предпочтения и принадлежность к той или иной религиозной конфессии. Совокупность названных групп и положений внутри каждой из них составляет своеобразную систему координат, позволяющую определить социальное положение любого индивида (по аналогии с системой координат, для определения геометрического положения объекта в пространстве). Анализ межличностного пространства как одного из проявлений пространства социального, по сути, есть исследование тех же самых проблем. Определив ситуацию, участники взаимодействия начинают выстраивать позиции, позволяющие им достигнуть своих целей в данных обстоятельствах. Под таким рассмотрением межличностное взаимодействие есть не что иное, как конструирование или формирование межличностного пространства, то есть организация всех элементов взаимодействия в определенном порядке. Оно предполагает:
- выбор позиции по отношению к другим или же пристройку к позициям друг друга, “проверку партнёров на прочность”;
- определение пространственных и временных границ ситуации взаимодействия, за пределами которых выбранная позиция становится неуместной;
- обозначение занятой позиции посредством использования вербальных и невербальных средств коммуникации.
Пространственное построение структуры взаимодействия, сопровождается символическим обозначением данной структуры, что проявляется, как в символике «языка тела» (мимике, взглядах, жестах) имеющей глубинные филогенетические корни, так и в способах персонализации пространства. Можно обозначить, так называемые, вертикальные и горизонтальные пространственные характеристики межличностного взаимодействия. Вертикальная составляющая соответствует представлениям о взаимном расположении партнеров по общению. Возможные позиции в общении могут быть определены следующим образом: “пристройка партнеру сверху”, “пристройка наравне”, “пристройка снизу”, “отстраненная от партнера позиция”. Партнёр, который стремится доминировать- занимает или стремится занять позицию сверху. Символическое представление о связи вертикали с силой партнера имеет социальное происхождение. Однако в этой зависимости трудно отыскать модели поведения, присущие всем социальным животным. Преимущество же всегда у того, кто находится выше- лучший обзор окружающей обстановки, выгодная позиция для нападения, большая безопасность. И наоборот- потерпевшее поражение животное, как правило, падает и обнажает или делает уязвимыми различные части своего тела.
В социальном взаимодействии людей, пристройка сверху может выглядеть, как поучения, осуждения, советы, порицание, замечания; обращения на “ты”, “сынок”; высокомерные или покровительствующие интонации, подача руки ладонью вниз, взгляды сверху вниз и подобное.
Позиция подчиненной стороны также предполагает свои стереотипы в поведении. Оказавшись в положении подчинения, человек демонстрирует зависимость, требует защиты, лишен инициативы, власти. Пристройка снизу проявляется, как просьба, поиск самооправдания, виноватые или заискивающие интонации, наклоны корпуса, опускание головы и другие формы демонстрации зависимости и подчинения.
Позиция равенства сторон также предполагает определённые вербальные и невербальные формы поведения: спокойный взгляд в глаза собеседнику, открытое выражение чувств и желаний, обоснованные высказывание и готовность выслушать критические замечания в свой адрес с последующим их обсуждением.
Один из существенных показателей компетентного, зрелого общения, по мнению специалистов в области межличностной коммуникации- это способность к смене психологических позиций в зависимости от возникшей ситуации и поставленной задачи, репертуара позиций, которыми владеет человек.
Горизонтальная составляющая межличностного взаимодействия находит свое выражение в использовании межличностных преград, стоящих на пути сближения людей, что предопределяет определённую межличностную дистанцию. Такими преградами могут быть внешне выраженные физические барьеры, как эквиваленты психологических преград: стол, стул, скрещенные на груди руки, нога на ногу, паузы, остановки, перевод разговора на другие темы. Преградой может оказаться “закрытость” какой-то стороны личности для другого человека (например, в проявлении эмоций, нравственных или религиозных ценностных ориентации, эрудиции), что также создает определенную дистанцию между людьми. По мнению социальных психологов, полное отсутствие межличностной дистанции ненормально. Вопрос лишь в том, оптимальна ли существующая дистанция для достижения целей конкретного межличностного взаимодействия.
Информация о работе Межличностное взаимодействие в структуре совместной деятельности и общения