Межличностные отношения в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 21:28, курсовая работа

Описание

Актуальность исследования. Развитие личности тесно связано с процессом общения и системой представлений о самом себе. Связь общения с системой представлений о себе отчётливо выступает в подростковом возрасте.
Подростковый возраст называют периодом "бури и натиска" — это крайне сложное время, время бурных перемен во всех сферах жизни. Разные люди, в силу индивидуальных различных особенностей, переживают этот период по-разному — для кого-то он проходит относительно спокойно, другие же ощущают, что "почва уходит из-под ног".

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Проблема межличностных отношений в трудах отечественных и зарубежных авторов
1.2 Особенности межличностных отношений в подростковом возрасте
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РАЗНОВОЗРАСТНЫХ ПОДРОСТКОВЫХ ГРУППАХ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования
2.3 Психологическая коррекция межличностных отношений в подростковом коллективе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ

Работа состоит из  1 файл

Содержание.docx

— 50.09 Кб (Скачать документ)

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ  ОТНОШЕНИЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

1.1 Проблема  межличностных отношений в трудах  отечественных и зарубежных авторов

1.2 Особенности межличностных отношений в подростковом возрасте

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ  В РАЗНОВОЗРАСТНЫХ ПОДРОСТКОВЫХ ГРУППАХ

2.1 Организация  и методы исследования

2.2 Анализ  результатов исследования

2.3 Психологическая  коррекция межличностных отношений  в подростковом коллективе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Введение

Актуальность исследования. Развитие личности тесно связано с процессом общения и системой представлений о самом себе. Связь общения с системой представлений о себе отчётливо выступает в подростковом возрасте.

Подростковый  возраст называют периодом "бури и натиска" — это крайне сложное  время, время бурных перемен во всех сферах жизни. Разные люди, в силу индивидуальных различных особенностей, переживают этот период по-разному — для  кого-то он проходит относительно спокойно, другие же ощущают, что "почва уходит из-под ног".

Одним из важнейших новообразований  подросткового возраста является так  называемое чувство взрослости. Подросток  ощущает, что он уже не ребёнок, он стремится к самостоятельности, к тому, чтобы с его желаниями  и потребностями считались окружающие. Однако, социально, психологически и  материально он зависит от родителей  и вынужден подчиняться их требованиям. Это противоречие является причиной частых конфликтов.

Возникшее чувство взрослости вызывает более или менее сильное стремление к самоутверждению. Острое прохождение  кризиса, отсутствие взаимопонимания  может привести к разнообразным  нарушениям в поведении.

В данном возрасте начинается как  бы второе "рождение личности", которое  выражается в стремлении и появлении  возможности осознавать свои мотивы. Это связано с формирующейся  способностью к самосознанию, саморуководству и самовоспитанию. Главные функции самосознания — это познание себя, совершенствование себя, поиск смысла жизни. В этом возрасте актуализируется процесс развития "идеального Я", т.е. появляется осознанный личностный идеал, сопоставление с которым своего «Я» часто вызывает неудовлетворённость собой и стремление себя изменить.

Появляется потребность в принадлежности к группе. Подростки ещё не достаточно ясно осознают "образ Я" и часто  чувствуют себя более защищёнными  в среде себе подобных. Подросткам пока ещё трудно вычленить свое «Я»  из "Мы". В этом возрасте группа является главным регулятором поведения  у многих подростков.

Анализ научной, публицистической литературы показывает, что общение  со сверстниками прямым или косвенным  образом влияет на развитие подростка  как личности. Следовательно, развивая общение, мы можем оказывать влияние  на развитие личности, самооценки и  самопознания. В свою очередь это  должно повысить компетентность подростков в разных сферах деятельности, в  частности учебной.

Существенный вклад в разработку теоретических и методологических вопросов психологии личности подростка  был сделан: А.С. Арсеньевым, Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном, И.С. Коном, А.Н. Леонтьевым, А.А. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным, А.А. Бодалевым, Б.Г. Ананьевым, И.И. Мечниковым, Л.С. Сапожниковым, Д.И. Фельдштейном, 3. Фрейдом, Н.М. Шкуленда, К. Роджерсом и др.

Разработка теории референтной группы (референтного общения) в современной западной социальной психологии связывается, прежде всего, с именами таких авторов, как Г. Хайман, Т. Ньюком, М. Шериф, Г. Келли, в отечественной психологии данная проблема изучалась - Е.Д. Щедриным, Г.М. Андреевой, А. А. Чечулиным, О.В. Соловьёвой и др.

Несмотря на то, что проблема самооценки и общения в подростковом возрасте разработана достаточно полно, не хватает  теоретических и практических исследований, оценивающих референтное общение как фактор развития самооценки старших подростков, что определяет актуальность и тему исследования.

Цель исследования – изучить особенности межличностных отношений в подростковом возрасте.

Объект исследования – сфера межличностных отношений в подростковом возрасте

Предмет исследования — межличностное взаимодействие в группе сверстников

Гипотезы: 1) существуют различия в межличностных отношениях в группах подростков разного возраста. Исходя из названной цели, в работе решаются следующие основные задачи:

1. Осуществить анализ литературы  по проблеме развития межличностных  отношений в трудах отечественных  и зарубежных авторов.

2. Выявить особенности межличностных  отношений в подростковом возрасте;

3. Проанализировать результаты и сформулировать выводы.

Глава 1. теоретические подходы  к изучению межличностных отношений  в подростковом возрасте

1.1 Проблема межличностных  отношений в трудах отечественных  и зарубежных авторов

Немалый вклад в разработку проблемы коллективов и межличностных  отношений в коллективе внесли отечественные  психологи, проанализировав основные признаки коллектива, исследовали коллективистские взаимоотношения и этапы их формирования.

С 70-х годов выделились исследования структуры и динамики функционирования коллективов с позиции групповой  психологии. Рассматривались работы по проблеме групповой сплоченности, совместимости, конформности. В ходе этих исследований открыты групповые нормы, официальные и неофициальные взаимоотношения в группе, найдены методические приемы изучения социально-психологических явлений.

Как отмечает Петровский А.В. после  того, как в 60-70-е годы прошлого века психология, отпочковавшись от философии, выделилась в качестве самостоятельной  науки, ее предметом оставалось психика, душа единичного человека, существующего  как бы вне времени, вне социального  окружения, в замкнутом кругу  собственного я. Ощущения, чувства, память, мышление изучались сами по себе, и  даже не предполагалось, что индивидуальные психические процессы могут видоизменяться в зависимости от присутствия или отсутствия других людей, что, действуя и общаясь друг с другом, люди чувствуют и мыслят не как изолированные индивиды, а как члены различных обществ, накладывающих отпечаток на все психические проявления личности» [39,123]. Второе пятидесятилетие ознаменовалось расцветом социальной психологии, выясняющей закономерности межличностных отношений, изучающей группы и личность в группе, особенности общения и взаимодействия людей.

В центре внимания социальных психологов США, западной Европы оказались так  называемая малая группа, рассматриваемая  как промежуточное звено в  системе «личность - общество», изучение которого как полагалось позволит объяснить не только особенности формирования личности, но и законы общественного развития более высокого порядка. Сплоченность малых групп, устойчивость их структуры против воздействия сил, направленных на разрыв внутригрупповых связей, эффективность деятельности группы в зависимости от ее группы, а также другие проблемы межличностных отношений - все стало предметом экспериментального исследования и образовало специальный раздел социальной психологии [38, 23].

Большой вклад в развитие психологии личности и межличностных отношений  в коллективе внес Бехтерев В.М. [6,45]. Он исследовал различные проявления индивидуальной и коллективной психики  людей, широко опираясь на данные физиологии. В своей работе «коллективная  рефлексология» он раскрыл картину  влияния «социальной психики» на поведение людей и отношения  между ними. Определяя предмет  своего исследования Бехтерев В.М. пишет: «Предметом коллективной рефлексологии является изучение возникновения, развития и деятельности собраний и сборищ... проявляющих свою соборную соотносительную деятельность как целое, благодаря взаимному общению друг с другом входящих в них индивидов» [6,51].

Н.И. Обозов изучает групповую деятельность с позиции рассмотрения межличностных  отношений, складывающихся и развивающихся  в группе на различных уровнях (аффективном, гностическом, когнитивном) [37,78]. Он подчеркивает, что взаимосвязанность служит одним  из основных факторов в системе условий, регулирующих взаимодействие, и предполагает следующую условную эмпирическую классификацию  уровней взаимосвязанности:

1. Изолированность (физическая  или социальная) предполагает фактически  отрицательную взаимосвязанность.

2. Практическое отсутствие связи  (нулевая взаимосвязанность).

3. Уровень предполагаемой взаимосвязанности,  существующей в сознании индивида (имеет широкий диапазон всех  других уровней взаимосвязанности).

4. «Присутствие других» (молчаливая  взаимосвязанность).

5. «Влияние и взаимовлияние», определяющее  изменение психической деятельности  членов группы в зависимости  от их мнений, оценок.

6. Соревновательная взаимосвязанность  (специальный уровень).

7. Условия взаимосвязанность (определяется  инструкцией, обязывающей членов  группы в той или иной мере  взаимосвязанность).

8. Действительная взаимосвязанность  (через средства реализации действий) вплоть до полной (минимальной)  взаимосвязанности (когда действия  одного члена группы невозможны  без предшествующего или одновременного  действия других).

Н.И. Обозов считает, что первый уровень  однородности - разнородности действует  в процессе регуляции срабатываемости и совместимости людей, а следовательно, и социально-психологического климата в группе [37,60]. Но его регулирующая функция мало может осознаваться членами группы. Это означает, что партнеры не видят реального сходства или различия между собой. Различие или сходства (физическое, поведенческое) настолько очевидны, что им не придают особого значения, считая это условия само собой разумеющимся. Совсем иначе обстоит дело на втором уровне однородности - разнородности. Исходное, первоначальное соотношение мнений, оценок и отношений в группе характеризует «единство взглядов» и выражает сходство - различие интересов, ценностных ориентаций и личностных установок. Партнеры по совместной деятельности не только осознают сходство и различия в своих мнениях, оценках и отношениях, но и ощущают их реальную значимость для совместной деятельности межличностных отношений.

Вторичный уровень однородности, являясь  следствием взаимодействий мнений, оценок и отношений взаимодействующих и общающихся индивидов, регулируются такими механизмами социального поведения, как подражание, комфортность. Степень изменчивости мнений, оценок и отношений является одним из показателей сплоченности группы, коллектива, считает Обозов Н.И. [37,112]. Благодаря изменчивости преобразуется вторичный подуровень однородности - разнородности мнений, оценок и отношений. Причем изменчивость зависит не только от исходного соотношения индивидуальных (природных), личностных и социально-психологических особенностей членов группы (темперамент, характер, мотивация, интересы и т.д.).

Таким образом, вся система внегрупповых, внутригрупповых, внеличностных, внутриличностных факторов, как подчеркивает Н.И. Обозов, участвует в регулировании межличностных отношений в процессе взаимосвязанной групповой деятельности [37,120].

В основу теории деятельностного опосредования межличностных отношений положена концепция о послойном рассмотрении групповых процессов: поверхностный слой межличностных отношений предполагает наличие на опосредованных или слабоопосредованных коллективными ценностями связей между исполнителями; средний слой содержат групповые феномены, свидетельствующие о степени опосредствованности межличностных отношений содержанием совместной деятельности; центральный слой характеризует отношения членов группы к целям и задачам групповой деятельности, выражающие социальный смысл последней для каждого ее участника. Данная теоретическая посылка позволила, по мнению А.В. Петровского, систематизировать наличие и выраженность различных психологических составляющих внутригрупповой активности в развитии от диффузной группы до коллектива [40.143]. При этом многоуровневая структура межличностных отношений строится следующим образом.

Второй, глубинный слой образует совокупность межличностных отношений опосредованной зависимости, составляющих собственные  характеристики коллектива как группы, объединенной общественно ценными  и личностно-значимыми целями и  ценностями. К параметрам, образующим этот слой, относится преобладание феноменов коллективистского самоопределения личности, сплоченность как ценностно-ориентационное единство, эмоциональная идентификация членов коллектива с коллективом в целом, эталонность коллектива в восприятии его участников и др.

Третий, центральный или ядерный  слой образует совокупность групповых  характеристик, определяемых основной функцией коллектива как своеобразных составляющих производственной и общественной жизни. Это каркас специфических  характеристик данного коллектива: мотивы и цели его совместной деятельности, подготовленность коллектива для выполнения поставленных перед ним задач, работоспособность, устойчивость коллектива ко всему, что  может его разрушить, связь его  с другими коллективами, образующими  в целом общество и т.д. Все  это образует ядро межличностных  взаимоотношений в коллективе. Все  исследования были выполнены в период социалистического общества. В настоящее  время с переходом на новые  экономические формы и новые  формы собственности исследований по проблеме межличностных отношений  в трудовом коллективе не много.

Таким образом, вся система факторов, участвует в регулировании межличностных  отношений в процессе взаимосвязанной  групповой деятельности. Кроме того, взаимосвязь социально-психологических  явлений внутри каждого слоя активности образует многоуровневую структуру  межличностных отношений в процессе групповой деятельности на пути к  групповой организации - коллективу.

Информация о работе Межличностные отношения в подростковом возрасте