Межличностные отношения в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 21:28, курсовая работа

Описание

Актуальность исследования. Развитие личности тесно связано с процессом общения и системой представлений о самом себе. Связь общения с системой представлений о себе отчётливо выступает в подростковом возрасте.
Подростковый возраст называют периодом "бури и натиска" — это крайне сложное время, время бурных перемен во всех сферах жизни. Разные люди, в силу индивидуальных различных особенностей, переживают этот период по-разному — для кого-то он проходит относительно спокойно, другие же ощущают, что "почва уходит из-под ног".

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Проблема межличностных отношений в трудах отечественных и зарубежных авторов
1.2 Особенности межличностных отношений в подростковом возрасте
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РАЗНОВОЗРАСТНЫХ ПОДРОСТКОВЫХ ГРУППАХ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования
2.3 Психологическая коррекция межличностных отношений в подростковом коллективе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ

Работа состоит из  1 файл

Содержание.docx

— 50.09 Кб (Скачать документ)

Осознание себя личностью, т.е. человеком, обладающим определёнными психологическими, социальными и телесными качествами дается подростку через мучительные  столкновения и стычки. Становление  личности происходит в постоянном противоречии между возможностями, умениями, навыками, интеллектом: целями, стремлениями, шинами. Наиболее важный и критический этап в развитии личности — старший  подростковый возраст. В этот период молодому человеку необходимо делать жизненный выбор, принимать решение о том, как строить своё будущее [8; 35]. Он сталкивается с двумя жизненными основными задачами: первая — самоопределение в профессиональной сфере: необходимо найти своё дело, своё призвание и вторая — создать, утвердить свой круг общения, друзей, компанию, наконец, встретить любимого человека. Для того чтобы сделать такой выбор, недостаточно знаний о внешнем мире, необходимо разобраться в себе, в своих личностных особенностях, познать себя.

В психологическом словаре общение  определяется следующим образом: «Общение - взаимодействие двух или более  людей, состоящее в обмене между  ними информацией познавательного  или аффективно-оценочного характера» [16, с. 232].

Концептуальные разработки проблемы общения в отечественной психологии, прежде всего, «вязаны с именами  Б.Г.Ананьева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, В.М. Мясищева, С.Л. Рубинштейна, которые рассматривали общение как важное условие психического развития человека, его социализации и индивидуализации, формирования личности. Исследованием генезиса общения за рубежом занимались Дж. Боулби, Р.Спитц, А.Фрейд и многие другие.

В рамках исследований по детской  и общей психологии общение традиционно  рассматривается как условие  развития человека в работах В.Н. Панферова, Б.Ф. Ломова, М.И. Лисиной, Л.И. Божович и др.

Тесная связь между развитием  личности и процессом общения, как  в онтогенезе, так и в процессе функционирования зрелой личности, приводит к тому, что нарушения общения  неизбежно вызывают изменения личности, и, наоборот, появление личностных проблем  не может не повлиять на коммуникативные  возможности субъекта. При этом связь  изменений личности и нарушений  общения носит качественно различный  характер в зависимости от того, какое звено процесса общения  преимущественно нарушено. Развитие коммуникативных умений в тренинговых группах общения является эффективным средством профилактики отклонений формирования личности [17]. Н.М. Шкуленда, исследуя психологические особенности общения подростков, установил, что в ряду социально-психологических и психологических факторов, определяющих содержание и форму коммуникативного поведения подростков, одним из наиболее значимых является направленность личности [43].

Потребность в общении, постоянный его поиск — отличительная  черта старшего подростка. Потребность  в общении проявляется у старших  подростков как бы с двух сторон: непосредственно — через стремление к эмоциональным контактам и  опосредованно — через уединение. Мера проявления того и другого сугубо индивидуальна, но отсутствие любого из них должно восприниматься «заде сигнал о неблагополучии в развитии личности.

Вообще, у личности есть три пути самопознания. Во-первых, через оценки, мнения других людей. Действительно, в  процессе общения, во время учёбы, на работе, нас постоянно оценивают, и мы оцениваем других людей. Эти  оценки могут быть простыми, непосредственными, ситуативными (кривая усмешка в ответ  на какое-нибудь замечание собеседника) и сложными, опосредованными. Второй путь самопознания актуализируется  через социальное сравнение. Мы очень  рано начинаем сравнивать себя с другими  людьми, а, сравнивая — делаем заключение о том, насколько мы соответствуем  ожиданиям сверстников, нормативам, существующем в определенной субкультуре. Особенно часто это происходит в  юности: потребность в том, чтобы  не отстать от других, «быть на уровне времени» для старших подростков очень актуальна. Третий возможный  путь — самоатрибуция. Человек выступает в роли «психолога» для самого себя, он как бы извне наблюдает за своими поступками, делает выводы о мотивах своего поведения, отношениях, личностных качествах. Действительно, поступок, проявляющийся в выборе цели и содержания действия и способа его выполнения в определенной социальной ситуации, раскрывает внутренний мир личности, систему его ценностей, проявляет, что в человеке является главным, устойчивым, а что — внешним, ситуативным. Однако такой путь самопознания более сложен, чем первые два: человек здесь как бы конструирует специальную ситуацию, некий ситуационный «тест» для себя, а затем от него требуется не просто рефлексировать, а действовать. Причем, если говорить о старших подростках, сам «тест» далеко не всегда оказывается разумными эффективным, иногда он просто опасен для жизни и здоровья самого подростка и окружающих его людей. Например, для проверки собственной храбрости устраиваются прогулки по карнизам, курение трактуется как «независимость», несмотря на строгие запреты родителей и т.д. Тем не менее, самопознание личности и её становление возможны только через деятельность: поступки, пробы и ошибки и т.д. Другого пути нет. Хотя, к сожалению, это далеко не всегда осознаётся родителями, педагогами, организаторами. Гиперопека подростков, стремление всё решать за них и вместо них приводит к незрелости, социальной инфантильности многих молодых людей. Навязчивая опека, морализаторство нередко вызывает обратный эффект — стремление поступать вопреки. Для подростков характерен острый интерес к окружающему, желание оценить и «испробовать» все, что «позволено» взрослым, стремление копировать их, выбирая чаще всего те грани их поведения, которые лежат на поверхности, повторение которых не требует особенных усилий, в которых, наконец, не выражаются все интересы и стремления взрослых, ибо их трудовая и общественная деятельность часто находится вне наблюдения детей. «Примеривание» на себя «взрослых» образцов поведения выражается иногда в асоциальном поведении: употреблении алкогольных напитков, курении, нарушении правил поведения.

Опыт самоутверждения приобретается  подростком посредством социализации. В частности, он приобретается через  участие в жизни учебной группы: в разнообразных видах деятельности и в групповом общении [32; 34].

Участие в многообразных формах общения в учебной группе становится для подростков существенным условием приобретения опыта самоутверждения  и в то же время представляет собой  возможность реализации данной потребности.

В процессе общения в учебной  группе складываются определённые ценностные ориентации, которые транслируются  в другие группы, существующие на основе данной (спортивные команды, трудовые бригады).

На базе неформальных отношений  в группе между учащимися возникает  свободное общение. В процессе свободного общения подросток также приобретает  опыт самоутверждения, хотя и своеобразный, отличающийся от опыта, приобретаемого в деловом общении. Свободное  общение даёт подростку возможность  обсуждения с личностно значимыми  людьми широкого круга проблем, волнующих  юношество: будущая профессия; нравственная позиция, интересы и увлечения* вопросы  дружбы и любви; отношения к людям: сверстникам, взрослым; проблемы, связанные  с социальным окружением в семье, во дворе, спортивной секции.

Свободное общение со сверстниками существенно дополняет опыт самоутверждения  старшего подростка. Свободное общение  даёт возможность подростку приобрести эталоны самоутверждения, связанные  со стандартами молодёжной субкультуры: вопросами моды, лексики, юношеских  интересов. Свободное общение способствует обсуждению и «примериванию» к себе большого количества эталонов самоутверждения: от серьёзных мировоззренческих и нравственных позиций и установок до вопросов о том, «как надо» одеваться, стричься, говорить, какую музыку стоит слушать, какие песни петь, какие книги читать.

Опыт самоутверждения, приобретаемый  в свободном общении, не будет  противоречить опыту, полученному  в деловом общении, если педагог  не будет идти по пути формализации неофициальной структуры отношений  в общении. Организация структуры  формальных отношений, общения должна соответствовать тенденциям развития и формирования старших подростков, учитывать их индивидуальные особенности. Тогда ценностные ориентации, приобретаемые в деловых отношениях, в деловом общении, будут корректировать опыт самоутверждения, получаемый в свободном общении.

Умение подростков общаться с окружающими, выражать себя, утверждаться - это одно из условий их эмоционального благополучия в группе.

В процессе коллективного общения, участия в разнообразных коллективных делах подростки в большей  степени начинают ориентироваться  на деятельность, обусловленную ожиданиями и требованиями коллектива сверстников. Принятие подростком свойственных коллективу отношений находит отражение в изменении отношения к собственному «Я», усиливается значение самооценки и уровня притязаний, эмоциональное подлинное благополучие достигается теперь не только при соответствии поведения требованиям окружающих, но и при его соответствии требованиям собственной морали [6, с. 15].

Одна из главных особенностей подросткового  возраста, в котором активно формируется  самооценка подростка - повышенный интерес  к общению со сверстниками, ориентация на становление групповых норм и  ценностей. Причем, одним из средств  позитивного влияния на становление  самооценки является изменение в  межличностном окружении, при котором  человек может больше общаться с  потенциальными значимыми другими, чьи интересы, способности и общий  социокультурный фон более сходны с его собственными [11, с. 238].

Каковы же основные характеристики общения в старшем подростковом и раннем юношеском возрасте. Во-первых, оно является каналом информации. Во-вторых, это вид деятельности, которая оказывает значительное влияние на развитие личности подростков за способствует реализации потребности в самоутверждении, самоопределении, способствует формированию жизненной позиции. В-третьих, это вид эмоционального контакта, способствующего развитию эмоциональной стороны личности, становлению самосознания, особенно таких его элементов, как образ «Я», самоуважение, самооценка.

Вместе с ярко выраженным стремлением  в раннем и юношеском возрасте к общению проявляется и ещё  одна психологическая потребность  данного возраста — потребность  в обособлении. Речь идёт об идеологической автономии юношества в обществе. В стремлении к автономии проявляются  возрастные социально-психологические  черты, влияющие на поведение. Это закономерный процесс, исходя из которого в современной психологической науке ставится вопрос об автономии в ранней юности, разграничивая при этом: «поведенческую автономию» - потребность и право юноши самостоятельно решать лично его касающиеся вопросы; «эмоциональную автономию» - потребность и право иметь собственные привязанности, выбираемые независимо от родителей; «моральную и ценностную автономию» - потребность и право на собственные взгляды [34, с. 154]

Атмосфера доверительного общения  может способствовать снижению уровня критичности по отношению к информации, исходящей от значимых для индивида лиц, которую он в значительной мере может принимать на веру[7].

В зависимости от социальной направленности группа может оказывать сильное  негативное влияние на человека. Дело в том, что результатом референтной зависимости может быть некритическое восприятие её асоциальных норм и ценностных ориентаций и превращение их в нормы собственного поведения. Б.Ф.Поршнев подчёркивает, что «возникшая общность людей с её развитым чувством «мы» — это своего рода «ускоритель», который многократно «разгоняет» ту или иную склонность, умножает её, может разжечь её до огромной силы» [13, с. 105].

Таким образом, для становления  старшего подростка является важным формирование круга сверстников. Товарищество, дружба, любовь приобретают особую значимость, вызывают массу различных формирования переживании, изменяют мир чувств, углубляют процесс самосознания.

Основные характеристики общения  в старшем подростковом и раннем юношеском возрасте: является каналом  информации, это вид деятельности, которая оказывает значительное влияние на развитие личности подростков за способствует реализации потребности  в самоутверждении, самоопределении, способствует формированию жизненной  позиции; это вид эмоционального контакта, способствующего развитию эмоциональной стороны личности, становлению самосознания, особенно таких его элементов, как образ  «Я», самоуважение, самооценка.

Вся система факторов, участвует  в регулировании межличностных  отношений в процессе взаимосвязанной  групповой деятельности. Кроме того, взаимосвязь социально-психологических  явлений внутри каждого слоя активности образует многоуровневую структуру  межличностных отношений в процессе групповой деятельности на пути к  групповой организации - коллективу.

Итак, итоги теоретического анализа  дают нам основание осуществить  экспериментальное исследование условий  развития общения в подростковой группе и условий, при которых  процесс общения ведёт к развитию личности.


Информация о работе Межличностные отношения в подростковом возрасте