Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 21:28, курсовая работа
Актуальность исследования. Развитие личности тесно связано с процессом общения и системой представлений о самом себе. Связь общения с системой представлений о себе отчётливо выступает в подростковом возрасте.
Подростковый возраст называют периодом "бури и натиска" — это крайне сложное время, время бурных перемен во всех сферах жизни. Разные люди, в силу индивидуальных различных особенностей, переживают этот период по-разному — для кого-то он проходит относительно спокойно, другие же ощущают, что "почва уходит из-под ног".
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Проблема межличностных отношений в трудах отечественных и зарубежных авторов
1.2 Особенности межличностных отношений в подростковом возрасте
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РАЗНОВОЗРАСТНЫХ ПОДРОСТКОВЫХ ГРУППАХ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования
2.3 Психологическая коррекция межличностных отношений в подростковом коллективе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
Осознание себя личностью, т.е. человеком,
обладающим определёнными
В психологическом словаре
Концептуальные разработки проблемы
общения в отечественной
В рамках исследований по детской и общей психологии общение традиционно рассматривается как условие развития человека в работах В.Н. Панферова, Б.Ф. Ломова, М.И. Лисиной, Л.И. Божович и др.
Тесная связь между развитием
личности и процессом общения, как
в онтогенезе, так и в процессе
функционирования зрелой личности, приводит
к тому, что нарушения общения
неизбежно вызывают изменения личности,
и, наоборот, появление личностных проблем
не может не повлиять на коммуникативные
возможности субъекта. При этом связь
изменений личности и нарушений
общения носит качественно
Потребность в общении, постоянный
его поиск — отличительная
черта старшего подростка. Потребность
в общении проявляется у
Вообще, у личности есть три пути самопознания. Во-первых, через оценки, мнения других людей. Действительно, в процессе общения, во время учёбы, на работе, нас постоянно оценивают, и мы оцениваем других людей. Эти оценки могут быть простыми, непосредственными, ситуативными (кривая усмешка в ответ на какое-нибудь замечание собеседника) и сложными, опосредованными. Второй путь самопознания актуализируется через социальное сравнение. Мы очень рано начинаем сравнивать себя с другими людьми, а, сравнивая — делаем заключение о том, насколько мы соответствуем ожиданиям сверстников, нормативам, существующем в определенной субкультуре. Особенно часто это происходит в юности: потребность в том, чтобы не отстать от других, «быть на уровне времени» для старших подростков очень актуальна. Третий возможный путь — самоатрибуция. Человек выступает в роли «психолога» для самого себя, он как бы извне наблюдает за своими поступками, делает выводы о мотивах своего поведения, отношениях, личностных качествах. Действительно, поступок, проявляющийся в выборе цели и содержания действия и способа его выполнения в определенной социальной ситуации, раскрывает внутренний мир личности, систему его ценностей, проявляет, что в человеке является главным, устойчивым, а что — внешним, ситуативным. Однако такой путь самопознания более сложен, чем первые два: человек здесь как бы конструирует специальную ситуацию, некий ситуационный «тест» для себя, а затем от него требуется не просто рефлексировать, а действовать. Причем, если говорить о старших подростках, сам «тест» далеко не всегда оказывается разумными эффективным, иногда он просто опасен для жизни и здоровья самого подростка и окружающих его людей. Например, для проверки собственной храбрости устраиваются прогулки по карнизам, курение трактуется как «независимость», несмотря на строгие запреты родителей и т.д. Тем не менее, самопознание личности и её становление возможны только через деятельность: поступки, пробы и ошибки и т.д. Другого пути нет. Хотя, к сожалению, это далеко не всегда осознаётся родителями, педагогами, организаторами. Гиперопека подростков, стремление всё решать за них и вместо них приводит к незрелости, социальной инфантильности многих молодых людей. Навязчивая опека, морализаторство нередко вызывает обратный эффект — стремление поступать вопреки. Для подростков характерен острый интерес к окружающему, желание оценить и «испробовать» все, что «позволено» взрослым, стремление копировать их, выбирая чаще всего те грани их поведения, которые лежат на поверхности, повторение которых не требует особенных усилий, в которых, наконец, не выражаются все интересы и стремления взрослых, ибо их трудовая и общественная деятельность часто находится вне наблюдения детей. «Примеривание» на себя «взрослых» образцов поведения выражается иногда в асоциальном поведении: употреблении алкогольных напитков, курении, нарушении правил поведения.
Опыт самоутверждения
Участие в многообразных формах общения в учебной группе становится для подростков существенным условием приобретения опыта самоутверждения и в то же время представляет собой возможность реализации данной потребности.
В процессе общения в учебной группе складываются определённые ценностные ориентации, которые транслируются в другие группы, существующие на основе данной (спортивные команды, трудовые бригады).
На базе неформальных отношений
в группе между учащимися возникает
свободное общение. В процессе свободного
общения подросток также
Свободное общение со сверстниками
существенно дополняет опыт самоутверждения
старшего подростка. Свободное общение
даёт возможность подростку
Опыт самоутверждения, приобретаемый
в свободном общении, не будет
противоречить опыту, полученному
в деловом общении, если педагог
не будет идти по пути формализации
неофициальной структуры
Умение подростков общаться с окружающими, выражать себя, утверждаться - это одно из условий их эмоционального благополучия в группе.
В процессе коллективного общения,
участия в разнообразных
Одна из главных особенностей подросткового возраста, в котором активно формируется самооценка подростка - повышенный интерес к общению со сверстниками, ориентация на становление групповых норм и ценностей. Причем, одним из средств позитивного влияния на становление самооценки является изменение в межличностном окружении, при котором человек может больше общаться с потенциальными значимыми другими, чьи интересы, способности и общий социокультурный фон более сходны с его собственными [11, с. 238].
Каковы же основные характеристики общения в старшем подростковом и раннем юношеском возрасте. Во-первых, оно является каналом информации. Во-вторых, это вид деятельности, которая оказывает значительное влияние на развитие личности подростков за способствует реализации потребности в самоутверждении, самоопределении, способствует формированию жизненной позиции. В-третьих, это вид эмоционального контакта, способствующего развитию эмоциональной стороны личности, становлению самосознания, особенно таких его элементов, как образ «Я», самоуважение, самооценка.
Вместе с ярко выраженным стремлением
в раннем и юношеском возрасте
к общению проявляется и ещё
одна психологическая потребность
данного возраста — потребность
в обособлении. Речь идёт об идеологической
автономии юношества в
Атмосфера доверительного общения может способствовать снижению уровня критичности по отношению к информации, исходящей от значимых для индивида лиц, которую он в значительной мере может принимать на веру[7].
В зависимости от социальной направленности группа может оказывать сильное негативное влияние на человека. Дело в том, что результатом референтной зависимости может быть некритическое восприятие её асоциальных норм и ценностных ориентаций и превращение их в нормы собственного поведения. Б.Ф.Поршнев подчёркивает, что «возникшая общность людей с её развитым чувством «мы» — это своего рода «ускоритель», который многократно «разгоняет» ту или иную склонность, умножает её, может разжечь её до огромной силы» [13, с. 105].
Таким образом, для становления старшего подростка является важным формирование круга сверстников. Товарищество, дружба, любовь приобретают особую значимость, вызывают массу различных формирования переживании, изменяют мир чувств, углубляют процесс самосознания.
Основные характеристики общения
в старшем подростковом и раннем
юношеском возрасте: является каналом
информации, это вид деятельности,
которая оказывает значительное
влияние на развитие личности подростков
за способствует реализации потребности
в самоутверждении, самоопределении,
способствует формированию жизненной
позиции; это вид эмоционального
контакта, способствующего развитию
эмоциональной стороны
Вся система факторов, участвует
в регулировании межличностных
отношений в процессе взаимосвязанной
групповой деятельности. Кроме того,
взаимосвязь социально-
Итак, итоги теоретического анализа
дают нам основание осуществить
экспериментальное исследование условий
развития общения в подростковой
группе и условий, при которых
процесс общения ведёт к
Информация о работе Межличностные отношения в подростковом возрасте