Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 21:28, курсовая работа
Актуальность исследования. Развитие личности тесно связано с процессом общения и системой представлений о самом себе. Связь общения с системой представлений о себе отчётливо выступает в подростковом возрасте.
Подростковый возраст называют периодом "бури и натиска" — это крайне сложное время, время бурных перемен во всех сферах жизни. Разные люди, в силу индивидуальных различных особенностей, переживают этот период по-разному — для кого-то он проходит относительно спокойно, другие же ощущают, что "почва уходит из-под ног".
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Проблема межличностных отношений в трудах отечественных и зарубежных авторов
1.2 Особенности межличностных отношений в подростковом возрасте
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РАЗНОВОЗРАСТНЫХ ПОДРОСТКОВЫХ ГРУППАХ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования
2.3 Психологическая коррекция межличностных отношений в подростковом коллективе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
Коллектив является высшей формой внутренней организации группы. Но не всякую внешне- и внутреннеорганизованную группу можно назвать коллективом. И даже не степень организации группы делает ее коллективом.
Проанализировав работы психологов, посвященные проблеме коллектива, нетрудно заменить разноречивые характеристики коллектива. Не всеми исследователями основная проблема теории коллективов была понята сразу. Так, автор одной из первых отечественных монографий по социальной психологии, не потерявшей своего значения и сегодня, Л. Войтоловский,[9] назвав ее «Очерки коллективной психологии», начинает ее главой «Что такое толпа».
Очень часто в работах встречается не различение коллектива и корпорации (В.Г. Чванов, А.Л. Гройсман [12]). Группу, организованную только внутренним целями, не выходящими за рамки этой группы, следует определить только как корпорацию. Сущность корпорации составляет ее враждебность смежным с нею корпорациям.
Ошибки в понимании коллектива определяются неправильным, некритичным пониманием его только через «общую цель групповой деятельности». Вместе с тем если реальная группа не обязательно характеризуется общением в деятельности, то для коллектива этой характеристики недостаточно. Ведь оно может быть присуще и группам - конгломерату и организации. Дело в том, что общие цели, замкнутые внутри группы и не вынесенные за ее рамки, не определяют коллектива. Кроме того, коллективу свойственны не только общие цели, но и совпадающие у его членов общие мотивы их деятельности.
Несмотря на разночтивое определение понятия коллектива, сохранившееся в психологии, более приемлемым, на наш взгляд, кажется определение Р.Л. Кричевского,[20] при освещении вопроса, касающегося соотношения понятий «малая группа» и «коллектив».
Коллектив есть особое качественное состояние малой группы, достигшей высокого, а, по мнению отдельных авторов — наивысшего, уровня социально-психологической зрелости, имея в виду степень развития ее социальных и психологических характеристик.
Такое понимание коллектива ведет к формулированию ставшего почти трюизмом положения: всякий коллектив представляет собой малую группу, но не всякая группа может быть признана коллективом. Это положение, однако, для нас весьма существен но, поскольку обосновывает возможность привлекать к рассмотрению тех или иных аспектов группового процесса данные, полученные при изучении коллектива, и вместе с тем указывает на необходимость дифференцированного использования материалов исследования различных малых групп, принимая во внимание степень их продвижения на пути к собственно коллективу.
В теоретическом
плане чрезвычайно сложным
Любой коллектив переживает определенные фазы своего развития. Коллектив - сложная система отношений людей в объединяющей их социально значимой деятельности, сплетающаяся с не менее сложной сетью межличностных отношений и понят коллектив может быть только в движении, только в развитии этих отношений.
Судьба,
настоящее и будущее коллектива
зависят от того, что будет доминировать,
преобладать в структуре
Психологические
проблемы формирования и функционирования
коллектива всегда привлекали внимание
психологов, видящих в нем связующее
звено между личностью и
Трудно
переоценить значение правильного
подхода к пониманию социально-
Самая эффективная группа, коллектив - это та, чей размер соответствует ее задачам, в составе которой находятся люди с непохожими чертами характера, чьи нормы способствуют достижению целей организации и созданию духа коллективизма, где здоровый уровень конфликтности, хорошее выполнение как целевых, так и поддерживающих ролей и где имеющие высокий статус члены группы не доминируют.
Итак, коллектив - это группа людей, составляющая часть общества, объединенная общими целями и близкими мотивами совместной деятельности, подчиненными целям этого общества.
Возникновение и функционирование официальных групп, коллективов, организаций в конечном счете определяются целесообразностью общественного производства (вида деятельности коллектива), в рамках которого происходит все большая дифференциация сфер: образования, подготовки кадров, производства и т.д. Ведущим критерием оценки всего многообразия групп, коллективов, организаций является их функциональное назначение. "Целевая система в жизни групп и коллективов, - отмечает Е. С. Кузьмин, - занимает ведущее место. Цели и задачи определяют все другие параметры малых групп: их количественный состав, организационную структуру, целесообразную плотность и связность участников группы". [19, 4]
Общим явлением
межличностных отношений
Притяжение-
отталкивание, как одно из составляющих
межличностной
Межличностная привлекательность - непривлекательность может приобретать устойчивый характер связи между людьми, переходить во взаимную привязанность или неприязнь друг к другу. Так, мимолетные симпатии - антипатии включают мотивационные компоненты личности, что выражается в возникающих состояниях притяжения или отталкивания. Стремление быть вместе реально или мысленно (в представлениях) может стать устойчивой потребностью конкретных лиц. В этом случае, когда готовность субъектов к тому или иному типу взаимодействия становится устойчивой, можно говорить об определенном типе межличностных отношений: приятельских, любовных, супружеских, дружеских, товарищеских. [44, 110]
В силу взаимного
характера межличностных
Так, приятельские, любовные, дружеские отношения могут вступить в противоречия с производственными, экономическими, нравственными отношениями общности, в которой возникают межличностные отношения. Данные общественные отношения либо стимулируют, либо разрушают межличностные отношения конкретных людей. В свою очередь, приятельские, любовные, дружеские отношения могут "разъедать" общественные отношения, извращая определенным образом их смысл. В этом случае общество и его разнообразные общности стремятся привести в соответствие межличностные и общественные отношения. [14, 113]
П. Слейтер
считает, что между деловыми и дружескими
отношениями существуют значительные
различия. В связи с этим он приводит мысль
о несовместимости близких межличностных
отношений и деловой активности (производственных
отношений). Высказанное мнение правомерно,
хотя и требует некоторого уточнения.
Во-первых, не может быть полного обезличения
никаких общественных отношений. В любых
взаимодействиях всегда присутствует
момент привлекательности-
Во-вторых, необходимо определить степень близости межличностных отношений, их приемлемость для тех или других обстоятельств. В условиях, при которых важно соблюдение производственных, экономических, нравственных, гражданских и т. д. норм отношений, близкие отношения могут затруднять их функционирование. Превращение же приятельских, любовных, супружеских, дружеских отношений в функциональные, утилитарные ведет к их разрушению или утрате удовлетворения от них. В-третьих, важно адекватно оценивать возможность тех или иных межличностных отношений.
На межличностную привлекательность влияют и представления о предполагаемом сотрудничестве и соперничестве (конкуренции). В данном случае только возможное, а не реальное общение формирует установку (готовность к определенному типу когнитивного отношения другого, отношения к нему и поведения с ним). Само условие соревнования предполагает большую дифференциацию между конкурирующими людьми. Определение реально существующих индивидуальных различий приобретает при этом принципиально важный смысл. Без этого трудно рассчитывать на адекватное поведение, деятельность, общение. Сотрудничество же, наоборот, заставляет невольно искать "точки соприкосновения", т.е. то, что может способствовать сотрудничеству, консолидации, сближению между членами группы.
Ожидаемое соперничество приводит к переоценке различий с предполагаемым партнером, увеличению социальной дистанции с ним, т.е. вызывает отталкивание. Предполагаемое сотрудничество приводит к росту привлекательности субъекта, с которым ожидается взаимодействие.
В структуре
процессов, состояний и свойств
личности, регулирующих межличностные
отношения, выделяется три компонента:
когнитивный, аффективный и поведенческий.
Их одновременное или
Оценка межличностных отношений также обнаруживается в том, как они квалифицируются. Так, принято различать отношения знакомства, приятельства, дружбы. Когда такая квалификация обоюдна, у сторон недоразумений не возникает. Но бывает и так, что для одного партнера это отношения только знакомства, а для другого - дружеские. Вот тогда и возникает вопрос "почему?" В целом межличностные отношения можно определить как взаимную готовность партнеров к определенному типу чувств, притязаний, ожиданий и поведения. [44, 110]
Можно выделить несколько критериев, на которых основана классификация межличностных отношений в коллективе: глубина отношения, избирательность в выборе партнеров, функции отношений.
Главным
критерием является мера, глубина
вовлечения личности в отношения. В
структуре личности можно выделить
несколько уровней
Разные виды межличностных взаимоотношений предполагают включение в общение тех или иных уровней характеристик личности. Наибольшее включение личности, вплоть до индивидуальных характеристик, происходит в дружеских (а также супружеских) отношениях. Отношения знакомства, приятельства ограничиваются включением во взаимодействие преимущественно видовых и социокультурных особенностей личности.
Второй
критерий - степень избирательности
при выборе партнеров для взаимоотношений.
Избирательность можно
Информация о работе Межличностные отношения в подростковом возрасте