Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 21:28, курсовая работа
Актуальность исследования. Развитие личности тесно связано с процессом общения и системой представлений о самом себе. Связь общения с системой представлений о себе отчётливо выступает в подростковом возрасте.
Подростковый возраст называют периодом "бури и натиска" — это крайне сложное время, время бурных перемен во всех сферах жизни. Разные люди, в силу индивидуальных различных особенностей, переживают этот период по-разному — для кого-то он проходит относительно спокойно, другие же ощущают, что "почва уходит из-под ног".
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Проблема межличностных отношений в трудах отечественных и зарубежных авторов
1.2 Особенности межличностных отношений в подростковом возрасте
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РАЗНОВОЗРАСТНЫХ ПОДРОСТКОВЫХ ГРУППАХ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования
2.3 Психологическая коррекция межличностных отношений в подростковом коллективе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
Третий
критерий-различие функций (целей, назначения)
отношений. Под функциями понимается
круг задач, вопросов, которые разрешаются
в межличностном отношении. Функции
отношений проявляются в
Дополнительными
критериями для различения межличностных
взаимоотношений можно считать:
дистанцию между партнерами, продолжительность
и частоту контактов, участие
ролевых клише в актах общения,
нормы отношений, требования к условиям
контакта. Общая закономерность такова:
по мере углубления отношений (например,
дружба, супружество в сравнении
со знакомством) сокращается дистанция,
увеличивается частота
Для понимания
существа дружбы, товарищества необходимо
знать их антиподы: вражду, соперничество.
Для некоторых видов
Полнота
анализа межличностных
Следует
отметить, что отношения вражды,
как и дружбы, возникают при
условии взаимного отношения
друг к другу равных партнеров. В
случае превосходства одного из них
или при односторонней
Можно предположить, что отношения вражды, как и дружбы, также очень избирательны. Возможно, они не менее необходимы для развития и укрепления индивидуальности, так как позволяют осознать и укрепить свое "Я" в условиях максимальной поляризации, различия личностей. Типичное название для партнеров в отношениях вражды враг, недруг.
Вследствие
различия функций каждое межличностное
взаимоотношение имеет для
О психических новообразованиях подросткового возраста и их роли в душевной жизни и поведении подростка написано очень много. Факторы, которые при этом обычно исследуются, связаны с двумя «переломными» моментами этого возраста: психофизиологическим — половое созревание и всё, что с ним связано, за социальными — конец детства, вступление в мир взрослых [6, с. 13 - 72]. Будучи по типу логики мышления равным взрослому, по жизненному опыту и содержанию сознания подросток остаётся ещё ребёнком, протестуя против лжи, лицемерия и господства над ним мира взрослых, он в тоже время нуждается в душевной теплоте, ласке, понимании, одобрении и прощении взрослых. Отвергая авторитеты, он одновременно нуждается в авторитете, в таком взрослом, которому он мог бы полностью доверять.
Специфическая особенность подросткового периода состоит в том, что наряду с основным направлением его развития в группе (для подростков, как правило, это происходит через учебный коллектив), очень часто развитие личности связано с вхождением в новую группу, формирующуюся вне школы, которая становится референтной.
Границы подросткового возраста в
медицинской, педагогической, психологической
литературе понимаются по-разному: они
варьируют от 11 до 14 лет, от 14 до 18 лет,
от 12 до 20 лет и т.д. Например, Ж. Пиаже
относит к этому периоду
Предподростковый (предпубертатнаяфаза)-10-11 лет.
Младший подростковый (1-я пубертатная фаза) -12-13 лет.
Средний подростковый (2-я пубертатная фаза) — 14-IS лет.
Старший подростковый (3-я пубертатная фаза) -16-17 лет.
Послеподростковый (постпубертатная фаза) —18-19 лет.
При анализе социальной зрелости подростка выделяют несколько стадий. Характер стадиального развития отчётливо прослеживается через изменение самооценки, личностной рефлексии, требований к себе и другим, через изменение идеалов и интересов, мотивов деятельности.
В центре нашего внимания — средне - старший подростковый возраст 15-17 лет (по Личко).
Данный возраст отличается мощным подъёмом жизнедеятельности и глубокой перестройкой организма. Иногда этот возраст называется переходным возрастом: подросток уже не ребёнок, но ещё не взрослый. В этом возрасте возникает оперативная самооценка, которая проявляется в отношении подростка к себе в данное время. Это самооценка основывается на сопоставлении личных способностей, форм поведения с определёнными нормами и требованиями [55].
Одним из существенных факторов, влияющих на поведение личности старшего подростка в учебном процессе, является его самооценка. Неадекватная (заниженная, завышенная) самооценка личности старшего подростка приводит к неадекватным реакциям и неадекватному поведению в учебном процессе. Для подростка с завышенной самооценкой характерна недооценка сложности учебного процесса, сопровождающаяся установкой на быструю, лёгкую и безусловную победу. Для подростка с заниженной самооценкой свойственна переоценка сложности учебного процесса с неверием в успех, переоценкой негативных последствий возможного поражения.
Этапы развития личности в относительно стабильной общности называются фазами развития личности [15].
1 фаза - АДАПТАЦИЯ - усвоение действующих
в общности норм и овладение
соответствующими формами и
2 фаза — ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ - поиск
средств и способов для
3 фаза- ИНТЕГРАЦИЯ- общность одобряет
и культивирует липа те
Развитие личности подростка происходит в изменяющихся условиях развития группового взаимодействия (учителя - предметники, совместная трудовая деятельность, дружеские компании и т.д.), полового созревания, существенной перестройки организма. Неравномерно протекающий для мальчиков и девочек темп развития создаёт внутри учебной группы две половозрастные группы.
Исследования Д.И.Фельдштейна показывают, что определённый уровень социальной зрелости, представленный в общении, опережает интеллектуальное развитие подростка [76].
По мере взросления у подростка
изменяются характер и способ обозначения
себя в обществе, восприятие общества,
иерархия общественных связей, изменяются
его мотивы и степень их адекватности
общественным потребностям. Чувство
взрослости как специфическое
Таким образом, подростки разными путями входят в мир взрослых и усваивают его ценности: путём подражания внешним признакам взрослости, равнения на качество «настоящего мужчины» («настоящей женщины»), или посредством соизмерения себя с подлинным образом взрослой деятельности, или занимаясь познавательной деятельностью, усваивая искусство народа, его опыт и т.д. Развитие взрослости может происходить однобоко или сразу в нескольких направлениях, в разном темпе, разными способами: через построение отношений, подражание, прямое заимствование, самовоспитание и самообразование, и усвоение знаний о взрослых и их жизни. Подросток осваивает мир взрослых: нормы, ценности, общественные требования, способы поведения, на основе чего формируется система личностных ценностей. Это проявляется в целях, содержании деятельности, критериях оценки за самооценки.
Непосредственным воспитателям (родители, учителя) необходимо помогать подростку, осваивать ценности мира взрослых. Это может обеспечить гармоничное развитие разных сторон взрослости подростка. В противном случае он будет входить в мир взрослых с помощью «чужих» взрослых и сверстников: товарищей, друзей. Следствием этого становится одностороннее освоение ценностей мира взрослых и возникновение у взрослых (воспитателей) различного рода трудностей в отношениях со старшими подростками из-за расхождений во взглядах по разным вопросам.
В старшем подростковом возрасте складываются основные компоненты личности, в том числе характер, направленность, мировоззрение, самосознание. Эти сложные компоненты формирующейся личности являются психологическими предпосылками вступления юноши или девушки в самостоятельную жизнь [64].
Вступление в подростковый возраст
сопровождается качественными изменениями
во всех сферах жизни подростка. Изменяется
его социальная позиция, возникает
такое ценностное новообразование
как чувство взрослости. Это приводит
к тому, что происходит переориентация
с одних норм и ценностей на
другие. Осознание существенных сдвигов
в своём физическом развитии актуализирует
потребность в пересмотре представлений
о своей личности, попытки активного
самоопределения. Данное стремление, вступая
в противоречие с ранее сложившейся
системой взаимоотношений с взрослыми
и сверстниками, привычными формами
проявления самостоятельности и
индивидуальности рождает один из самых
сложных среди всех кризис подросткового
возраста. Все это обуславливает
трудности адаптации
В основе социального самоопределения
в старшем подростковом возрасте
лежит личностное самоопределение,
имеющее ценностно-смысловую
Наличие достаточно сформированных познавательных возможностей, способности общения со сверстниками, умение сопоставлять мнение других людей с качествами собственной личности и достижениями в конкретных видах деятельности приводит к тому, что важнейшим содержанием психологического развития подростка становится развитие его самосознания [3; 12; 34; 35; 41; 51; 76; 78].
В процессе взаимоотношений с взросшими
и сверстниками подросток всё
больше осознаёт себя личностью. Он усваивает
право личности на самостоятельность
и уважение, но чтобы быть уважаемым
среди друзей и сверстников, надо
обладать определёнными качествами.
И перед подростком встает вопрос:
«Что я за человек? Что во мне хорошего,
что плохого?». Так начинается самопознание
подростка. У подростка основные
переживания связаны с
Информация о работе Межличностные отношения в подростковом возрасте