Межличностные отношения в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 21:28, курсовая работа

Описание

Актуальность исследования. Развитие личности тесно связано с процессом общения и системой представлений о самом себе. Связь общения с системой представлений о себе отчётливо выступает в подростковом возрасте.
Подростковый возраст называют периодом "бури и натиска" — это крайне сложное время, время бурных перемен во всех сферах жизни. Разные люди, в силу индивидуальных различных особенностей, переживают этот период по-разному — для кого-то он проходит относительно спокойно, другие же ощущают, что "почва уходит из-под ног".

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Проблема межличностных отношений в трудах отечественных и зарубежных авторов
1.2 Особенности межличностных отношений в подростковом возрасте
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РАЗНОВОЗРАСТНЫХ ПОДРОСТКОВЫХ ГРУППАХ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования
2.3 Психологическая коррекция межличностных отношений в подростковом коллективе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ

Работа состоит из  1 файл

Содержание.docx

— 50.09 Кб (Скачать документ)

Третий  критерий-различие функций (целей, назначения) отношений. Под функциями понимается круг задач, вопросов, которые разрешаются  в межличностном отношении. Функции  отношений проявляются в различии их содержания, психологического смысла для партнеров.

Дополнительными критериями для различения межличностных  взаимоотношений можно считать: дистанцию между партнерами, продолжительность  и частоту контактов, участие  ролевых клише в актах общения, нормы отношений, требования к условиям контакта. Общая закономерность такова: по мере углубления отношений (например, дружба, супружество в сравнении  со знакомством) сокращается дистанция, увеличивается частота контактов, устраняются ролевые клише.

Для понимания  существа дружбы, товарищества необходимо знать их антиподы: вражду, соперничество. Для некоторых видов межличностных  взаимоотношений в реальной жизни  можно обнаружить такие противоположности: дружба - вражда, товарищество - соперничество, родные-чужие. Однако некоторые виды взаимоотношений не имеют антиподов, и их негативные формы неспецифичны. Так, нельзя найти реальное противопоставление отношениям знакомства. Разрыв таких отношений выражается в полном исчезновении отношения, переходе в другой вид (знакомство, приятельство) или превращении в негативную форму другого вида отношений (вражда, соперничество). [20, 24-28]

Полнота анализа межличностных отношений  требует исследования негативных форм. Негативной формой дружеских взаимоотношений  является вражда. Вражда предполагает негативные эмоциональные установки  по отношению к партнеру: ненависть, антипатию, неприятие. Отношения вражды проявляются в отсутствии доверия, скупости в контактах и передаче любой информации партнеру, тенденции  к размежеванию и обнаружению  различий. Как правило, отношения  вражды обнаруживаются в попытках активного  препятствования партнеру: нарушение  его планов, препятствия в деятельности, намеренное занижение его самооценки, статуса, намеренная дезориентация  сознания и самосознания партнера. В целом отношения вражды проявляются  во всевозможных попытках дестабилизации, разрушения, нивелировки личности партнера и его жизнедеятельности. [33, 14]

Следует отметить, что отношения вражды, как и дружбы, возникают при  условии взаимного отношения  друг к другу равных партнеров. В  случае превосходства одного из них  или при односторонней неприязни  не отмечается типично враждебного  поведения, стремления нанести партнеру ощутимый ущерб. Исследования показали, что отношения вражды очень редки. Взаимные отрицательные установки  партнеры стремятся изменить на индифферентные или односторонне-отрицательные.

Можно предположить, что отношения вражды, как и  дружбы, также очень избирательны. Возможно, они не менее необходимы для развития и укрепления индивидуальности, так как позволяют осознать и  укрепить свое "Я" в условиях максимальной поляризации, различия личностей. Типичное название для партнеров в отношениях вражды враг, недруг.

Вследствие  различия функций каждое межличностное  взаимоотношение имеет для личности разный психологический смысл, связано  с различными ожиданиями и обращением с партнерами.

О психических  новообразованиях подросткового возраста и их роли в душевной жизни и  поведении подростка написано очень  много. Факторы, которые при этом обычно исследуются, связаны с двумя  «переломными» моментами этого  возраста: психофизиологическим —  половое созревание и всё, что  с ним связано, за социальными  — конец детства, вступление в  мир взрослых [6, с. 13 - 72]. Будучи по типу логики мышления равным взрослому, по жизненному опыту и содержанию сознания подросток остаётся ещё ребёнком, протестуя против лжи, лицемерия  и господства над ним мира взрослых, он в тоже время нуждается в  душевной теплоте, ласке, понимании, одобрении  и прощении взрослых. Отвергая авторитеты, он одновременно нуждается в авторитете, в таком взрослом, которому он мог  бы полностью доверять.

Специфическая особенность подросткового  периода состоит в том, что  наряду с основным направлением его  развития в группе (для подростков, как правило, это происходит через  учебный коллектив), очень часто  развитие личности связано с вхождением в новую группу, формирующуюся  вне школы, которая становится референтной.

Границы подросткового возраста в  медицинской, педагогической, психологической  литературе понимаются по-разному: они  варьируют от 11 до 14 лет, от 14 до 18 лет, от 12 до 20 лет и т.д. Например, Ж. Пиаже  относит к этому периоду возраст  от 12 до 15 лет. В отечественной педагогической и психологической литературе широко распространён подход Б.Д.Эльконина, где подростковый возраст включает в себя период от 10 до 15 лет. А.Е.Личко предлагает ориентироваться на показатели созревания, с этой точки зрения выделяет следующие фазы [43]:

Предподростковый (предпубертатнаяфаза)-10-11 лет.

Младший подростковый (1-я пубертатная  фаза) -12-13 лет.

Средний подростковый (2-я пубертатная  фаза) — 14-IS лет.

Старший подростковый (3-я пубертатная  фаза) -16-17 лет.

Послеподростковый (постпубертатная фаза) —18-19 лет.

При анализе социальной зрелости подростка  выделяют несколько стадий. Характер стадиального развития отчётливо прослеживается через изменение самооценки, личностной рефлексии, требований к себе и другим, через изменение идеалов и  интересов, мотивов деятельности.

В центре нашего внимания — средне - старший подростковый возраст 15-17 лет (по Личко).

Данный возраст отличается мощным подъёмом жизнедеятельности и глубокой перестройкой организма. Иногда этот возраст  называется переходным возрастом: подросток  уже не ребёнок, но ещё не взрослый. В этом возрасте возникает оперативная  самооценка, которая проявляется  в отношении подростка к себе в данное время. Это самооценка основывается на сопоставлении личных способностей, форм поведения с определёнными  нормами и требованиями [55].

Одним из существенных факторов, влияющих на поведение личности старшего подростка  в учебном процессе, является его  самооценка. Неадекватная (заниженная, завышенная) самооценка личности старшего подростка приводит к неадекватным реакциям и неадекватному поведению  в учебном процессе. Для подростка  с завышенной самооценкой характерна недооценка сложности учебного процесса, сопровождающаяся установкой на быструю, лёгкую и безусловную победу. Для  подростка с заниженной самооценкой  свойственна переоценка сложности  учебного процесса с неверием в успех, переоценкой негативных последствий возможного поражения.

Этапы развития личности в относительно стабильной общности называются фазами развития личности [15].

1 фаза - АДАПТАЦИЯ - усвоение действующих  в общности норм и овладение  соответствующими формами и средствами  деятельности. Например, подросток,  попавший в новую для него  компанию ребят, первоначально  стремится ничем не выделяться, усваивает принятые в ней нормы  общения, лексику, стиль одежды, общепринятые интересы и вкусы  — адаптируется.

2 фаза — ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ - поиск  средств и способов для обозначения  своей индивидуальности. Справившись  с трудностями адаптации, подросток  начинает осознавать, что он как  личность утрачивает себя, т.к.  другие не могут в нём разглядеть  индивидуальности. И подросток ищет  средства и способы для обозначения  своей личности (спорт, успехи, «бывалость» в отношении между полами, смелость и т.д.).

3 фаза- ИНТЕГРАЦИЯ- общность одобряет  и культивирует липа те индивидуальные  особенности личности, которые соответствуют  ее ценностям и т.д. Группа, присматриваясь к особенностям  подростка, поддерживает лишь  те, которые способствуют успеху  совместной деятельности. Происходит  интеграция личности в общении.

Развитие личности подростка происходит в изменяющихся условиях развития группового взаимодействия (учителя - предметники, совместная трудовая деятельность, дружеские  компании и т.д.), полового созревания, существенной перестройки организма. Неравномерно протекающий для мальчиков  и девочек темп развития создаёт  внутри учебной группы две половозрастные группы.

Исследования Д.И.Фельдштейна показывают, что определённый уровень социальной зрелости, представленный в общении, опережает интеллектуальное развитие подростка [76].

По мере взросления у подростка  изменяются характер и способ обозначения  себя в обществе, восприятие общества, иерархия общественных связей, изменяются его мотивы и степень их адекватности общественным потребностям. Чувство  взрослости как специфическое новообразование  самосознания является стержневой особенностью личности, её структурным центром, т. к. выражает новую жизненную позицию  подростка по отношению к себе, к людям и миру; определяет направление  и содержание его социальной активности, систему новых стремлений и переживаний. Социальная активность подростка заключается  в большей восприимчивости к  усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в  мире взрослых и в их отношениях. Одновременно с внешними проявлениями взрослости возникает и «чувство взрослости». Чувство взрослости —  особая сторона самосознания. Оно  проявляется в желании, чтобы  и взрослые, и сверстники относились к нему, как к взрослому человеку. Это придаёт подростку ощущение взрослости. Подросток претендует на равноправие в отношениях со старшими и идёт на конфликт, отстаивая свою «взрослую» позицию. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к  самостоятельности, в желании оградить себя err вмешательства других людей. Появляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения.

Таким образом, подростки разными  путями входят в мир взрослых и  усваивают его ценности: путём  подражания внешним признакам взрослости, равнения на качество «настоящего мужчины» («настоящей женщины»), или посредством  соизмерения себя с подлинным  образом взрослой деятельности, или  занимаясь познавательной деятельностью, усваивая искусство народа, его опыт и т.д. Развитие взрослости может  происходить однобоко или сразу  в нескольких направлениях, в разном темпе, разными способами: через  построение отношений, подражание, прямое заимствование, самовоспитание и самообразование, и усвоение знаний о взрослых и  их жизни. Подросток осваивает мир  взрослых: нормы, ценности, общественные требования, способы поведения, на основе чего формируется система личностных ценностей. Это проявляется в целях, содержании деятельности, критериях оценки за самооценки.

Непосредственным воспитателям (родители, учителя) необходимо помогать подростку, осваивать ценности мира взрослых. Это может обеспечить гармоничное  развитие разных сторон взрослости подростка. В противном случае он будет входить  в мир взрослых с помощью «чужих»  взрослых и сверстников: товарищей, друзей. Следствием этого становится одностороннее освоение ценностей  мира взрослых и возникновение у  взрослых (воспитателей) различного рода трудностей в отношениях со старшими подростками из-за расхождений во взглядах по разным вопросам.

В старшем подростковом возрасте складываются основные компоненты личности, в том  числе характер, направленность, мировоззрение, самосознание. Эти сложные компоненты формирующейся личности являются психологическими предпосылками вступления юноши  или девушки в самостоятельную  жизнь [64].

Вступление в подростковый возраст  сопровождается качественными изменениями  во всех сферах жизни подростка. Изменяется его социальная позиция, возникает  такое ценностное новообразование  как чувство взрослости. Это приводит к тому, что происходит переориентация с одних норм и ценностей на другие. Осознание существенных сдвигов  в своём физическом развитии актуализирует  потребность в пересмотре представлений  о своей личности, попытки активного  самоопределения. Данное стремление, вступая  в противоречие с ранее сложившейся  системой взаимоотношений с взрослыми  и сверстниками, привычными формами  проявления самостоятельности и  индивидуальности рождает один из самых  сложных среди всех кризис подросткового  возраста. Все это обуславливает  трудности адаптации современного подростка, на что указывают практически  все исследователи, сталкивающиеся с данной проблемой [2 и др.].

В основе социального самоопределения  в старшем подростковом возрасте лежит личностное самоопределение, имеющее ценностно-смысловую природу, здесь происходит активное определение  своей позиции относительно общественно  выработанной системы ценностей, поиск  на этой основе смысла общественного  существования. В старшем подростковом возрасте личностное самоопределение  относительно системы ценностей  является генетически исходным, определяющим развитие всех других видов самоопределения; оно задаёт личностно значимую ориентацию на достижение определённого уровня отношений [17]. Такое самоопределение  детерминирует становление внутренней структуры личности и самооценки.

Наличие достаточно сформированных познавательных возможностей, способности общения  со сверстниками, умение сопоставлять мнение других людей с качествами собственной личности и достижениями в конкретных видах деятельности приводит к тому, что важнейшим  содержанием психологического развития подростка становится развитие его  самосознания [3; 12; 34; 35; 41; 51; 76; 78].

В процессе взаимоотношений с взросшими  и сверстниками подросток всё  больше осознаёт себя личностью. Он усваивает  право личности на самостоятельность  и уважение, но чтобы быть уважаемым  среди друзей и сверстников, надо обладать определёнными качествами. И перед подростком встает вопрос: «Что я за человек? Что во мне хорошего, что плохого?». Так начинается самопознание подростка. У подростка основные переживания связаны с отношением к себе, к собственной личности [17].

Информация о работе Межличностные отношения в подростковом возрасте