Межличностные отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 15:47, курсовая работа

Описание

Цель работы: диагностика межличностных отношений в классе.
В данной работе нами решались следующие задачи:
- анализ литературных источников по данной проблеме;
- выявление теоретических аспектов межличностных отношений в группе;

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты межличностных отношений в группе 5
1.1 Структура межличностных отношений в группах детей и подростков 5
1.2 Психологическая характеристика и особенности
межличностных взаимоотношений детей подросткового возраста 10
2. Экспериментальное изучение межличностных отношений
детей младшего подросткового возраста 15
2.1 Социометрический эксперимент 15
2.2 Описание условий и процедуры исследования 19
2.3 Обработка данных социометрического эксперимента 20
Заключение 25
Список использованной литературы 26
Приложение 28

Работа состоит из  1 файл

ПДмежличОтнош.docx

— 97.79 Кб (Скачать документ)

В период 10 – 11 лет у учащихся начинает происходить бурный физический рост и значительные изменения в строении организма. Физическое развитие определяет не только внешние и внутренние изменения  в организме подростков, но и потенциальные способности их к интеллектуальной, умственной деятельности. Вместе с тем в период раннего подросткового возраста определяющим фактором поведения ребенка и отношения к поведению и отношению к нему других являются внешние данные, характер сопоставления себя со взрослыми. Отличие "паспортного" возраста и физического способствует тому, что у детей возникает неадекватная оценка самих себя, своих возможностей.

Для подростков стремление быть как  взрослый переходит в потребность  быть взрослым, быть самостоятельным. Появляется стремление осознавать себя как личность, иметь собственную  оценку, отличную от мнения взрослых. Подросток  стремиться быть в обществе, в среде  сверстников и иметь там определенный авторитет, занимать определенное положение. В этом возрасте становиться наиболее выраженным конфликт между предметной и мотивационно - потребностной сферой деятельности ребенка. Это противоречие возникает на основе "надвигающейся  тесноты" учебной деятельности. Ребенок  по некоторым причинам переходит  к тем видам деятельности, которые  требуют меньшей дисциплины и  где мнение сверстников является определяющим.

Уже сформировавшаяся способность  детей к обобщению дает возможность  подростку делать обобщения в  достаточно сложной области –  деятельности по усвоению норм человеческих взаимоотношений. Поэтому ведущей  деятельностью подростка является интимно – личностное общение  в различных сферах деятельности. Это дает ему возможность проявить себя и самоутвердиться. Именно поэтому  подростки активизируют интимно  – личностное и стихийно – групповое  общение как в школе, так и  вне её.

Ведущим центральным психическим  новообразованием подростка становится чувство взрослости и становящееся самосознание. Это приводит к тому, что начинает меняться личность подростка, сфера его интересов и потребностей. Формирование мотивационно – потребностной  сферы требует от подростка расширения всех форм общения. Такое общение  уже не может проходить только в рамках учебной деятельности, т. к. особенности и характер развития детей в этом возрасте определяется сознанием того, что его собственные возможности значительно возросли.

В подростковом возрасте дети большей  частью замкнуты на себя, на сверстников, поэтому все превносимые в  их среду нормы не носят устойчивого  характера и часто отторгаются  подростками.

Д.И. Фельдштейн рассматривая генезис  развития подростка отмечал, что  в этом возрасте значительное внимание следует уделять эмоциональной  сфере, так как именно она определяет многие моменты поведения и общения  подростков. Хотя большинство организуемых подростками групп носит моногамный характер, вместе с тем в среде сверстников возникают такие качества и формы общения, которые начинают определять первые попытки юношеской дружбы и любви.

Межличностные отношения ребенка  со сверстниками, возникающие стихийно или организуемые взрослыми, имеют  отчетливо выраженные возрастные социально  – психологические характеристики.

Фаза индивидуализации, относительно преобладающая в подростковом возрасте над собственно адаптационными процессами, характеризуется уточнением и  развитием представлений о самом себе – активным формированием образа "Я". По сравнению с начальной школой у детей интенсивно развивается самосознание, расширяются контакты со сверстниками. Участие в работе различных общественных организаций, кружков по интересам, спортивных секций выводит подростка на орбиту широких социальных связей. Развитие ролевых отношений сочетается с интенсивным формированием личностных взаимоотношений, которые с этого времени приобретают особо важное значение.

Взаимоотношения со сверстниками становятся более избирательными и стабильными. При сохранении высоко ценимых свойств "хорошего товарища" повышается роль нравственного компонента во взаимооценках. Морально – волевые характеристики партнера становятся важнейшим основанием предпочтений. Статус личности более  всего связан с волевыми и интеллектуальными свойствами ученика. Высоко оцениваются сверстники, которых отличают готовность и умение быть хорошим товарищем. Доброта, как и в начальной школе, остается одним из ведущих оснований межличностного выбора.

Выявлено, что "предпочитаемые" и "отверженные" подростки в  классе отличаются разными системами  ориентаций. "Предпочитаемые" в  большей степени ориентированы  на совместную деятельность. Когда  они осознают угрозу утраты статуса, их стратегия поведения становиться  активной и деятельность приобретает  более интенсивный, целенаправленный, организованный характер. Ученики с  неблагоприятным положением в классе фиксированы главным образом  на взаимоотношениях со сверстниками. В случае угрозы их и без того неблагополучному положению в группе они аффективно реагируют на ситуацию и даже готовы вовсе разорвать  отношения со сверстниками [9]. Значимость эмоциональных связей в группах  сверстников столь велика, что  их нарушения, сопровождающиеся стойкими состояниями тревоги и психологического дискомфорта, могут оказаться причиной неврозов.

Как популярные, так и непопулярные школьники отличаются по уровню социального  развития личности. Первые демонстрируют  более зрелые подходы к анализу  конфликтов. Они анализируют ситуации достаточно объективно и рассматривают  их даже несколько отстраненно. Восприятие событий у непопулярных ограничено рамками конкретной конфликтной  ситуации. Они либо уходят от решения, либо, ориентируясь на сиюминутный  результат, не задумываются о последствиях предпринятых ими действий.

Обостренная потребность в индивидуализации личности в сочетании с максимализмом  в оценках окружающих, которые  тоже стремятся обрести и продемонстрировать свою индивидуальность, может осложнять  процессы группового развития. "Индивидуализация рождает напряженную потребность, которая была бы одновременно самораскрытием и проникновением во внутренний мир  другого"[19].

Уровень развития коллективных отношений  определяет специфику процессов  индивидуализации. В классах, где  взаимоотношения основаны на доверии, взаимопомощи, ответственности, проявления самобытности, независимо от статуса  членов группы, встречают поддержку  и способствуют интеграции личности в группе. Обогащенной оказывается  не только личность, проявляющая творческую инициативу, смелость в отказе от отрицательных  традиций, но и коллектив. В группах  с низким уровнем коллективных отношений  проявления индивидуальности пресекаются  без учета их нравственного содержания. Необычность одноклассника воспринимается как нежелательный фактор и несет  в себе угрозу для персонализации остальных. В классах с подобным типом межличностных отношений  индивидуализация одного происходит за счет деиндивидуализации других.

Каждый подросток психологически принадлежит к нескольким группам: семье, школьному классу, дружеским  компаниям и т. п. Если цели и ценности групп не противоречат друг другу, формирование личности подростка проходит в однотипных социальных условиях. Противоречивость норм и ценностей различных групп  ставит подростка в позицию выбора. Нравственный выбор может сопровождаться межличностными и внутриличностными  конфликтами.

Из множества сфер общения подростком выделяется референтная группа сверстников, с требованиями которой он считается  и на мнение которой ориентируется  в значимых для себя ситуациях.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Экспериментальное изучение  межличностных отношений детей  младшего подросткового возраста 

 

Данное исследование проводилось  параллельно в экспериментальной  группе А и в экспериментальной  группе Б. Исследование проводилось  в групповом и индивидуальном режиме, в равных условиях, в привычной  обстановке.

В ходе исследования были использованы методы наблюдения, тестирования.

Исследование было спланировано следующим  образом:

1 этап - исследование межличностных отношений и установление социального статуса каждого ребенка в группе.

2 этап - анализ, обработка, интерпретация итогов исследования.

 

2.1 Социометрический эксперимент

 

Для того чтобы использовать количественные характеристики при изучении социальных взаимодействий в группе применяется  так называемая социометрическая процедура, или социометрия (впервые предложенная в 30-х годах Д. Морено) [3].

Социометрия – это система некоторых  приёмов, дающих возможность выяснить количественное определение предпочтений, безразличий или неприятий, которые  получают индивиды в процессе межличностного общения и взаимодействия. Данные социометрического анализа широко используют при исследовании самочувствия личности в группе, при определении  структуры первичных групп, при  исследовании способов и форм распределения  авторитета и власти в малых группах, при диагностики уровня деловой  активности и т.д. Социометрический метод, как замечает К. К. Платонов, предполагает анализ осмысленных ответов членов группы на ряд поставленных вопросов различного типа и характера, например: "С кем бы ты хотел сидеть за одной партой?"; "…готовиться вместе к контрольной работе?" и т.д.

Подобные вопросы называются социометрическими  критериями, они охватывают различные  стороны деятельности и общения  личностей внутри групп. Такие критерии могут быть связаны с выполнением  какой-либо задачи, с учебой, общественными  нагрузками, отдыхом, совместным времяпрепровождением и т.д. Различают сильные и слабые критерии выбора. Сильные критерии касаются наиболее важных и значимых для испытуемого сторон его жизни. Слабые критерии – это круг вопросов, связанных с сиюминутными, ситуативными факторами.

В работах современных психологов названы следующие сильные критерии: 1) ролевой ("Представь себе, что  ты капитан команды КВН и с  позиции данной роли оцени или  выбери себе партнеров"); 2) перцептивный ("если группе будет предложено выбрать  капитана КВН, как ты думаешь, кто  назовет твое имя?"); 3) функциональный ("Ваш класс будет участвовать  в соревновании клуба веселых  и находчивых. Кто из одноклассников, по твоему мнению, может быть капитаном  команды КВН?"); 4) выбор "действием" ("Положи эти открытки тем ребятам  из своего класса, которых ты бы хотел  обязательно поздравить с Новым  годом"). В практике социометрического  эксперимента используется, как правило, 5-7 критериев (Н.Г. Валентинова, И.П. Волков, Е.С. Кузьмин), реже 2-3 (Е. Дженнингс, Д. Морено, Л. Фестингер).

Существенное значение для точности эксперимента имеет число выборов, которыми располагают испытуемые. Выборы могут быть свободными ("Назови тех  одноклассников, которых ты пригласил  бы к себе на день рождения") и  фиксированными ("Назови тех пять одноклассников, которых ты бы пригласил  к себе на день рождения").

В обоих случаях опрашиваемого  обычно просят установить последовательность своего выбора, следуя порядку предпочтения. Порядок выборов имеет при  анализе характера и закономерностей  межличностного общения. В группах  до 10-15 человек более целесообразно  количество выборов не ограничивать, в группах же до 30-40 человек лучше позволить делать 3-5 выборов.

Социометрическая процедура требует  от экспериментатора четкого определения  критериев выборов и их количества, исходя из целей и задач исследования. Результатом этого является карточка опроса. Её содержание составляет обращение  к испытуемому, объяснение смысла опроса, инструкцию по заполнению, перечень вопросов, гарантию сохранения тайны ответов, благодарность, шифр.

Ход социометрических исследований зависит  также в значительной мере от личности экспериментатора, от его умения войти  в контакт с членами группы, объяснить им смысл и важность предстоящих измерений. Вначале  необходимо потратить определенное время на знакомство с группой. Этот период называется социометрической разминкой. Результаты ответов переносят на так называемые матрицы выбора. Их число соответствует числу критериев. Матрица выбора является основой для социометрического анализа. Для удобства обработки данных каждый член группы получает свой номер и далее на протяжении всех этапов эксперимента фигурирует под ним. При исследовании школьного класса номера учащимся присваиваются согласно алфавитного списка.

Исходя из данных матрицы, можно  определить величину социометрического  статуса любого члена группы. Она  равна сумме полученных данным членом группы выборов, деленной на число членов без одного:

Ri+ - положительные выборы, полученные i-членом,

Ri- - отрицательные.

Индекс групповой "сплоченности", согласно социометрическим данным, определяется как отношение числа взаимных выборов к теоретически возможному для данной группы их количеству.

Результаты отношений испытуемых друг к другу при ответе по данному  критерию могут быть изображены на социограмме, т.е. в виде схемы, которая  более наглядно чем матрица выбора показывает суть структуры общения  данной группы. Для передачи содержания взаимодействий выбирающих друг друга  членов принята следующая символика:

Информация о работе Межличностные отношения