Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 15:47, курсовая работа
Цель работы: диагностика межличностных отношений в классе.
В данной работе нами решались следующие задачи:
- анализ литературных источников по данной проблеме;
- выявление теоретических аспектов межличностных отношений в группе;
Введение 3
1. Теоретические аспекты межличностных отношений в группе 5
1.1 Структура межличностных отношений в группах детей и подростков 5
1.2 Психологическая характеристика и особенности
межличностных взаимоотношений детей подросткового возраста 10
2. Экспериментальное изучение межличностных отношений
детей младшего подросткового возраста 15
2.1 Социометрический эксперимент 15
2.2 Описание условий и процедуры исследования 19
2.3 Обработка данных социометрического эксперимента 20
Заключение 25
Список использованной литературы 26
Приложение 28
Содержание
Введение 3
1. Теоретические
аспекты межличностных
1.1 Структура межличностных
1.2 Психологическая
межличностных взаимоотношений детей подросткового возраста 10
2. Экспериментальное изучение
детей младшего подросткового возраста 15
2.1 Социометрический эксперимент
2.2 Описание условий и процедуры исследования 19
2.3 Обработка данных
Заключение 25
Список использованной литературы 26
Приложение 28
Введение
Становление личности индивида не может рассматриваться в отрыве от общества, в котором он живет, от системы отношений, в которые он включается. По словам К. Маркса, общество "не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу".
Природа межличностных отношений в любых общностях достаточно сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности – её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. В системе межличностных отношений человек реализует себя, отдавая обществу воспринятое в нем. Именно активность личности, её деяния являются важнейшим звеном в системе межличностных отношений. Вступая в межличностные отношения самых разнообразных по форме, содержанию, ценностям, структуре человеческих общностях – в детском саду, в классе, в дружеском кругу, в различного рода формальных и неформальных объединениях, - индивид проявляет себя как личность и представляет возможность оценить себя в системе отношений с другими.
Ребенок живет, растет и развивается в переплетении различного рода связей и отношений. В детских и подростковых группах складываются межличностные отношения, отражающие взаимосвязи участников этих групп в конкретно-исторической ситуации развития общества. Несмотря на то, что проявления межличностных отношений в каждой конкретной группе имеют свою неповторимую историю, на разных возрастных этапах действуют общие закономерности их становления и развития.
Исходя из этого актуальность данной темы определяется следующими аспектами: наше внимание должно затрагивать особую ситуацию развития детей данного возраста, в данном случае 10-11 лет; необходимо найти точки соприкосновения изменяющегося мира и процесса становления такого вида деятельности ребенка в этом возрасте, как эмоционально – личностное общение, а также уточнить влияние сложившейся социальной ситуации на него; следующим аспектом можно назвать необходимость изучения мотивов эмоционального выбора в межличностных отношениях подростков что в свою очередь выражается необходимостью изменений в воспитательной работе школы, в связи с появлением новых воспитательных технологий. Большинство этих технологий находится только в стадии теоретической разработки и требуют скорейшей практической апробации, в то время как различные технологии обучения довольно успешно практикуются многими школами на всей территории Российской Федерации.
Цель работы: диагностика межличностных отношений в классе.
В данной работе нами решались следующие задачи:
- анализ литературных источников по данной проблеме;
- выявление теоретических аспектов межличностных отношений в группе;
- экспериментальное изучение межличностных отношений детей младшего подросткового возраста.
Объект исследования: группа учащихся в количестве 25 человек, из них 13 мальчиков и 12 девочек в возрасте 10-11 лет.
Предмет исследования: межличностные отношения в исследуемой группе.
Для проведения диагностики межличностных отношений в группе подростков была использована методика выявления социометрического статуса личности и структуры межличностных связей в группе (социометрия).
1. Теоретические аспекты межличностных отношений в группе
1.1 Структура межличностных отношений в группах детей и подростков
Важным вопросом при изучении характеристики
внутригрупповых
В детских и подростковых группах
могут быть выделены функционально
– ролевые, эмоционально – оценочные
и личностно – смысловые
Функционально – ролевые отношения
выступают при изучении "делового"
общения и совместной деятельности,
что позволяет ответить на вопросы:
"в какой конкретной деятельности
разворачиваются эти отношения?
В самой игре, как, впрочем, и во
всех других формах совместной деятельности
детей в группе, проявляются два
вида отношений: собственно игровые
отношения и отношения по поводу
совместной деятельности в игре. Например
собственно – игровые отношения
воспроизводят социально –
Рассмотрение эмоционально – оценочных
отношений позволяет ответить на
вопросы: соответствует ли поведение
детей в группе социальным нормам?
какие эмоции оно вызывает? что
нравится или не нравится им в сверстниках?
Основная функция эмоционально –
оценочных отношений в детской
и подростковой группе – осуществление
коррекции поведения сверстника
в соответствии с принятыми нормами
совместной деятельности. На первый план
здесь выступают эмоциональные
предпочтения – симпатии, антипатии,
дружеские привязанности и т.д.
Они возникают в онтогенезе довольно
рано, и формирование этого типа
отношений либо обусловлено чисто
внешними моментами восприятия (например
ребенку нравятся кудрявые девочки),
либо опосредствовано оценкой
Эмоционально – оценочные
В детской группе осуществляется взаимная
коррекция поведения в
Анализ мотивационного плана совместной
деятельности в детской и подростковой
группе открывает путь к изучению
личностно – смысловых
Экспериментальное исследование функционально
– ролевых отношений
На наш взгляд важно также
понять каким образом решается вопрос
положения ученика в системе
межличностных отношений. Дифференциация
в группах детей и подростков
подвержена определенным закономерностям.
Одной из них можно назвать
связь статуса ученика в группе
с его успеваемостью. В то же время
не столько сама по себе успеваемость
определяет статус ученика в классе,
сколько те личностные качества, которые
характеризуют его отношение
к учебе: трудолюбие, добросовестность
и т.д. Популярными в учебном
коллективе, как правило, являются ученики
с широким кругом интересов и
серьезными духовными запросами. Эту
группу школьников отличает серьезное
отношение к учебной
Взаимосвязь статуса и успеваемости
учащихся имеет свое психологическое
основание. Успеваемость для школьников
выступает показателем уровня интеллектуальных
и волевых свойств личности. Хорошие
отметки выступают как
Также, экспериментально выявлено, что
чем ниже успеваемость того, кто
оценивает отличников, тем эти
оценки выше, а отношение –
Потребность в приобретении и поддержке
статуса – одна из важных социальных
потребностей. Невозможность занять
определенное положение в структуре
групповых отношений или угроза
утраты имеющегося статуса может
вызывать состояние "аффекта неадекватности".
Это явление возникает у
На протяжении всей жизни индивид оказывается включенным в различные социальные группы, в которых происходит его половая социализация. Важным инструментом половой социализации является группа сверстников, которая позже всех "подключается" к этому процессу, но значение которой трудно переоценить. В этих группах совместная деятельность и общение "на равных" способствуют объединению детей. Одновременно происходит противопоставление своей половой принадлежности противоположному полу. Эта оппозиция возникает, утверждается и отстаивается в совместной деятельности, структура которой изменяется с возрастом. Такое резкое разделение детей в процессе совместной деятельности и общения на однополые объединения получило названия "половой сегрегации". Сообщества детей и подростков, основанные на "половой сегрегации", возникают на определенном этапе развития общества, являясь реальными половозрастными объединениями, регламентированными социальной структурой общества. Стихийная "сегрегация" затрагивает преимущественно неофициальную структуру детской группы, отражая избирательный характер детских симпатий и антипатий, дружбы и привязанностей. Своеобразным пиком половой сегрегации является средний школьный возраст, когда подросток заново осмысливает и оценивает собственную половую идентичность в группе сверстников своего пола. Значимость такой группы для подростка постепенно снижается к юношескому возрасту, уступая место разнополой компании.
1.2 Психологическая характеристика и особенности межличностных взаимоотношений детей подросткового возраста
Переход от младшего школьного возраста
к подростковому