Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 20:34, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть модели и барьеры общения как важные составляющие коммуникаций в психологии управления
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть сущность коммуникационного процесса.
Рассмотреть понятие и функции процесса коммуникации.
Описать особенности межличностных и организационных коммуникаций.
Описать модели и стили общения.
Рассмотреть коммуникативные барьеры как факторы повышения эффективности коммуникации.
КОЛЛЕДЖ УНИВЕРСИТЕТСКИЙ
Курсовая работа по Управленческой психологии
на тему «Модели и барьеры общения»
Автор курсовой работы Ермаков Станислав Вячеславович
Группа________________________
Специальность Менеджмент
Руководитель работы Адикян Б.Д
Актуальность. В последнее время в России появилось немало публикаций, как переводных, так и на русском языке, где обстоятельно рассматриваются профессиональные различные направления в управленческой деятельности: финансовый менеджмент, стратегический менеджмент, инновационный менеджмент, производственный менеджмент и т.д.
Заметное место в литературе отводится вопросам управления персоналом. Однако практически нет публикаций о формах и методах работы по установлению эффективных отношений между менеджерами и публикой, по управлению коммуникационными процессами, происходящими во взаимоотношениях властных структур и широкой общественностью. Исключением является одна книга Зверинцева А. Б.1
Отсутствие эффективных коммуникаций приводит к тому, что организация становится неуправляемой. Поэтому налаживанию и осуществлению этих процессов посвящено значительное время в работе руководителя. По некоторым данным руководитель тратит от 50 до 90% времени на коммуникации. Эффективно работающие руководители – это те, кто эффективен в коммуникациях. Они осознают суть и результат коммуникационного процесса, обладают развитыми формами письменного и устного общения, а современные руководители также хорошо владеют электронными средствами коммуникаций.
Объект работы – коммуникации и коммуникационный процесс Предмет работы – модели и барьеры общения
Цель данной работы – рассмотреть модели и барьеры общения как важные составляющие коммуникаций в психологии управления
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Коммуникация – это процесс передачи информации кому-либо. Такая передача может осуществляться в явной форме (посредством языка или графических иллюстраций) или неявно, например, в невербальной форме (жесты, выражение лица и т. д.).
Средствами коммуникации является все, что позволяет передавать информацию от субъекта управления к объекту и обратно. К ним относятся: совещания, личные беседы, служебные записки, отчеты о работе, телефонные разговоры, видеоролики, электронная почта, Internet и т. д.2
Компоненты, присутствующие в любом коммуникативном акте: контекст, источник/получатель, сообщение, канал, шум, процессы кодирования/декодирования, обратная связь.
Глобальные цели коммуникации:
– сообщить информацию (редко встречается в чистом виде);
– извлечь информацию (сложный многоступенчатый процесс понимания);
– достичь перлокутивного эффекта (некоторого события, являющегося результатом коммуникативного взаимодействия)3.
Деятельность каждого руководителя связана с выполнением следующих процедур и операций:
Основным способом реализации этой деятельности является осуществление коммуникаций (от лат. communicatio – буквально означает «общие» или «разделяемое всеми»).
Система коммуникаций достаточно сложна и включает много разновидностей, которые можно квалифицировать по ряду признаков (рис. 1.1).
Вертикальные коммуникации предполагают обмен информацией между уровнями и в рамках самой организации. При этом выделяют коммуникации по восходящей снизу вверх (мастер – начальник цеха – директор) и по нисходящей сверху вниз (соответственно директор – начальник цеха – мастер)4.
Горизонтальные
коммуникации осуществляются между
подразделениями одной
Конкретная коммуникация характеризуется, как правило, совокупностью признаков. Например, рабочее собрание руководителей подразделений на предприятии можно квалифицировать как внутрифирменную, формальную, вертикальную, вербальную невербальную коммуникацию.
Кроме того, в менеджменте коммуникации осуществляются с помощью различных методов, в связи с чем их можно разделить на следующие группы:
Коммуникации
в организации выполняют
Эффективность указанных коммуникаций различная. Так, данные зарубежных исследований показывают, что результативность горизонтальных связей достигает 90%, вертикальных – 20-25%, (то есть такое количество исходящей от дирекции информации доходит до рабочих и правильно понимается ими). Другими словами, исполнители способны реализовать свои функции, располагая лишь пятой частью предназначенной им информации5.
Недостаточную эффективность вертикальных как восходящих, так и нисходящих коммуникаций подтверждают данные о том, что ближайший начальник рабочих (бригадир), покидая кабинет первого руководителя предприятия, выносит только 30% информации, а начальник цеха – около 40%. Коммуникации снизу вверх ещё более неэффективны, так как до начальства доходит не более 10% информации.
Рисунок 1.1 Классификация коммуникаций
Это убедительно свидетельствует о существующих неиспользованных резервах в организации коммуникаций, возможностях их качественного улучшения. Причин недостатков в коммуникациях множество, в составе которых можно выделить: недопонимание важности общения, ошибочную установку сознания (например, безразличие), погрешности в формировании сообщения, недостатки памяти людей, неудачный выбор средств обратной связи и другие (Рис 1.2).
Всё многообразие причин неэффективности коммуникаций можно условно разделить на две группы: зависящие от «отправителя» информации и связанные с её «получателем». Такое деление относительно, так как в отдельных случаях успех общения может определяться действием обоих сторон.
Нередко руководители
недооценивают желание
Между тем результаты исследований показывают, что в числе моральных факторов, влияющих на производительность труда, сотрудники на 2 – 3-е место ставят гласность, информированность6.
Установка сознания
характеризует отношение
Затрудняют коммуникации также предвзятые представления людей, отвергающие новые идеи в силу их новизны, кажущейся с первого взгляда сомнительной.
Функция коммуникации в менеджменте заключается в подготовке, получении, переработке и передаче информации для успешного продвижения управленческих решений. Так как управленческие решения практически всегда связаны с новой информацией, коммуникационная функция управления представляет собой специфический элемент менеджмента, имеющий особую значимость.
Рисунок 1.2 Классификация неэффективности коммуникаций
Практически вся
текущая деятельность менеджера
в организации связана с
Эта специфическая
функция менеджмента
Получение необходимых теоретических знаний в области менеджмента, как правило, достигается в системе специального профессионального образования. Однако, учитывая динамичный характер развития современной теории и практики менеджмента, обязательным качеством менеджера в инновациях должна быть склонность к постоянному обучению и повышению профессиональной квалификации.
Для проведения анализа любой управленческой ситуации менеджер должен обеспечить, как правило, коммуникации между такими субъектами системы, как вышестоящий руководитель, коллеги из родственных подразделений или предприятий, рабочий коллектив (группы, подразделения или предприятия) и отдельные подчиненные сотрудники. Каждого из субъектов управленческой ситуации менеджер должен уметь объективно распознавать, адекватно (в соответствии с его стилем и мотивами работы) реагировать и оптимально воздействовать на него для достижения цели деятельности7.
Способность к
коммуникациям в значительной степени
зависит от индивидуальных свойств
человека, поэтому часто включается
в тестирование на профессиональную
пригодность и уровень
На практике
наблюдается сочетание
Коммуникации
можно рассматривать как
В процессе коммуникации информация передаётся от одного субъекта другому. Субъектами могут выступать отдельные личности, группы и организации. Принята следующая типология коммуникаций: