Модели и барьеры общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 20:34, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – рассмотреть модели и барьеры общения как важные составляющие коммуникаций в психологии управления
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть сущность коммуникационного процесса.
Рассмотреть понятие и функции процесса коммуникации.
Описать особенности межличностных и организационных коммуникаций.
Описать модели и стили общения.
Рассмотреть коммуникативные барьеры как факторы повышения эффективности коммуникации.

Работа состоит из  1 файл

курсовая по управленческой психологии.doc

— 390.50 Кб (Скачать документ)

Г)   Технологические   особенности   организации коммуникативного   действия:   концентрация   внимания   на предмете информирования, рациональное изложение материала, логически   безупречная   аргументация,   доказательность   всех выдвигаемых положений,  подробная характеристика причинно-следственных и условно-следственных взаимосвязей12.

Убеждающая  модель общения позволяет сделать участников общения   единомышленниками,   выйти   из   любой   ситуации   с наибольшей   продуктивностью.   Убеждение   –   это   метод воздействия   на   сознание   личности   через   обращение     к   ее собственному критическому суждению. Оно более убедительно в рамках одной потребности, при малой интенсивности эмоций, с интеллектуально развитым партнером.

А)  Цель   –   вызвать   у   партнера   определенные   чувства   и сформировать определенные ориентации и установки.

Б)   Условия – опора   на   восприимчивость   партнера,   его эмоциональную культуру.

В)   Формы   коммуникативных   процессов   воздействия: торжественная речь, поздравление, напутствие, комплемент.

Г)   Технологические   особенности   организации коммуникативного действия: опора на эмоциональный  настрой партнера,   учет   контраргументов   и   критической   позиции партнера по отношению к другому партнеру,  эмоциональное отношение к предмету общения.

Экспрессивная модель общения 

А)  Цель   –   передать   чувства,   переживания,   сформировать общий эмоциональный настрой и на этой основе побудить к определенным формам социального действия (чаще массовым).

Б) Условия – опора на эмоциональную сферу партнера с целью изменения соотношения активности и реактивности в сторону стимулирующего   влияния   эмоции   на   волю:   широкое использование художественно-эстетических средств и опора на механизм социально-психологического выражения.

В) Формы коммуникативных  процессов воздействия: рассказ  о собственных переживаниях и  чувствах,  которые связаны с  предметом   общения,   мотивированный   призыв,   оценочное суждение, анализ возможных последствий.

Г)   Технологические   особенности   организации коммуникативного действия: краткость изложения, ситуативная  обусловленность,   яркость   жестикуляции,   демонстративный  характер   поз,   интонирование   голосом,   аффектация   и  акцентуация,   фасцинация  (очарование)   при   помощи художественного подкрепления.

Суггестивная  модель  общения – искусство внушать,   а не рассказывать, широко используется в практике взаимодействия, например на деловом совещании, или в воспитательных беседах с   людьми,   нуждающимися   в   мотивационной   коррекции,   на презентациях. Она эффективна, когда у человека наблюдается неуверенность в себе, тревожность, низкая самооценка, чувство собственной неполноценности, повышенная впечатлительность, вера в авторитеты.

А) Цель – оказать   внушающее   воздействие   для   изменения мотивации ценностных ориентаций и установок личности.

Б) Условия – некритичность отношений одного партнера к другому, слабый уровень контрсуггестии.

В) Формы   коммуникативных   процессов   воздействия: внушение через мотивационную сферу сознания, внушение через идентификацию   (уподобление),   внушение   через   ссылки   на авторитет,  внушение через  персонификацию,  внушение через предупреждение.

Г)  Технологические   особенности   организации коммуникативного действия: опора на суггестивный потенциал партнера,   авторитет   субъекта-суггестатора   и   его   установок, формирование   аттракции   (привлекательности)   как необходимого   компонента   в   суггестивном   общении, интонационная   стимуляция   внушаемой   информации, дистанционное управление эмоциональным напряжением.

К  ритуальной   модели   общения  в   профессиональной деятельности обращаются тогда, когда необходимо закрепить и поддержать формальные отношения в деловой среде, обеспечить регуляцию социальной психики в больших и малых группах; сохранить традиции организации, связанные с ее корпоративной культурой, миссией.

А) Цель – закрепить и поддерживать нормы отношений.

Б) Условия – художественно-оформленная среда, канонизация действий   и   концентрация   внимания   на   алгоритме   их исполнения, церемониальный характер взаимодействия.

В)   Формы   коммуникативных   процессов   воздействия: ритуальные акты, церемонии, обряды, обрядовые  комплексы.

Г)   Технологические  особенности   организации коммуникативного   действия:   опора   на   национальные, территориально-профессиональные традиции и нормы общения, предварительное   заключение   конвенции   о   порядке   ритуала, концентрация внимания на самоценности ритуальных действий, театрализация коммуникативного поведения13.

К  моделям   дискомфортно-психологического   общения относятся следующие виды:

– заискивающая   модель   общения   (вести   себя   так,   чтобы партнер не сердился).

– обвиняющая модель общения (обвинять партнера с целью выработки у него понимания Вашей силы).

– расчетливая модель общения (рассчитать все, чтобы избежать угрозы).

– отстраненная   модель   общения   (отстраниться   на   столько, чтобы игнорировать угрозу, вести себя так, будто ее нет).

В   оптимальной   модели   поведения   достигается   разумное сочетание   замысла   (отведенной   себе   роли)   и   способов   ее исполнения.  Однако,  в жизни чаще существует разрыв между избранной моделью поведения, личностными возможностями и реакцией людей.

Таким образом, хотя рассмотренные  модели не охватывают все   возможности   деловой   коммуникации,   но   позволяют определить     специфику   взаимодействия,   особенности собеседника и грамотно использовать жанр, коммуникативные  средства   и   технологии,   получить   планируемый (прогнозируемый) результат.

Выбор той или иной модели поведения составляет основу персонального стиля общения14.

1.6 Синтоническая  модель общения

Название «синтоническая»  образовано от слова «синтония», что  означает «Быть в гармонии с собой и другими». Синтоническая модель общения разработана в рамках нейролингвистического программирования (НЛП). Нейропсихологическое программирование – это результат слияния психологии, лингвистики, математики; приемы НЛП успешно используются в педагогике, менеджменте, психотерапии, бизнесе. Синтоническая модель выделяет основные умения общения (определение желаемых целей, сенсорная острота, гибкость, конгруэнтность, рапорт, ресурсное состояние) и делит процесс овладения им на части или шаги. Если вы хотите успешно взаимодействовать с людьми, необходимо овладеть техникой этих шагов с помощью специальных практических упражнений.

Синтоническая модель общения  рассматривает общение как результат  сложного взаимодействия процессов  восприятия и мышления (восприятие + мышление = общение). Процесс общения  начинается с восприятия, именно с  его помощью человек устанавливает  контакт с миром и людьми. Наши органы чувств похожи на пять дверей, которые мы распахиваем, чтобы собрать информацию об окружающей действительности. Наше сознание открывает эти «двери» по очереди: у одного человека сначала для картинок, потом для запахов, у другого – сначала для звуков, потом для прикосновений. Это очень быстрая последовательность, но тем не менее последовательность. Наше подсознание воспринимает информацию по всем пяти каналам одновременно и получает гораздо больше информации, чем сознание. Синтоническая модель общения строится на идее о том, что у каждого человека есть своя «любимая дверь восприятия» – та репрезентативная система, которой он доверяет больше, чем другим. Например, если ваша любимая система визуальна (зрительная), то вы воспринимаете и храните в памяти мир в «картинках». Установлено, что ведущая репрезентативная система внешне проявляется в движениях глаз, выборе слов, используемых в общениях, в особенностях дыхания и даже позы.

Если вы знаете, какую  репрезентативную систему предпочитает ваш партнер по общению, вы можете использовать слова, соответствующие его «любимой» модели восприятия. Люди с визуальной моделью восприятия легко понимают одни слова, с аудиальной (слуховой) и кинестетической – другие. Если вы будете правильно выбирать и использовать слова, в соответствии с ведущей репрезентативной системой собеседника, вас сочтут человеком, с которым приятно общаться, с которым легко установить контакт и взаимопонимание.

Как узнать, какую репрезентативную систему предпочитает человек? Для  этого надо внимательно понаблюдать за ним. Многое скажут слова, которые он использует. Еще красноречивее будет его невербальное поведение: движение глаз, темп и тембр голоса, дыхание, поза. Эту важную информацию нельзя подделать, она поступает прямо из подсознания, важно только научиться ее распознавать и использовать.

Человек с визуальной репрезентативной системой, собираясь что-то сказать, перебирает и просматривает в памяти картинки, чтобы определить, что происходит в настоящий момент. Это совершается очень быстро и его глаза при этом расфокусированы на пятно на расстоянии около 60 см от носа. Если вы станете прямо на это место, вы можете помешать такому человеку думать: он даже может рассердиться. В речи людей-визуалов преобладают слова визуального смысла: «видеть», «ясно», «красочный», «я вижу, что вы имеете в виду» и т. п. Темп речи у них выше, чем у людей с аудиальной и кинестетической репрезентативными системами.

Человек с аудиальной репрезентативной системой, собираясь что-то сказать, прислушивается к своему внутреннему голосу. Ему трудно сделать выбор; внутренний голос постоянно ведет дискуссию, не зная, чему отдать предпочтение. Глаза человека в это время смотрят вправо или влево, двигаясь по средней линии или идут вниз и влево. В речи людей-аудиалов преобладают слова: «я слушаю вас», «давайте обсудим», «какой тон», «интонация», «крики» и т. п.

Люди с кинестетической репрезентативной системой прежде чем сказать, прислушиваются к своим внутренним чувствам и их глаза при этом непроизвольно смотрят вниз-вправо. В речи кинестетиков преобладают слова: «касаться», «трогать», «ощутимый», «болезненный», «тяжелый», «чувствую проблему», «тяжко на душе» и т. п.

К классической триаде людей  добавляют еще один тип – «рассудочных людей» или «компьютеров» – это те, которые реагируют не на свои ощущения, а на обозначения, наименования, слова, «ярлыки», которыми обозначают все свои ощущения и образы. Их движения глаз трудно уловить, они предпочитают пользоваться словами: «надо разобраться», «проанализируем», «систематизировать» и т. п.

Основные умения общения:

Определение желаемых результатов. Общение без результата, как путешествие без цели. Результат – это то, что вы хотите увидеть, услышать и почувствовать. В НЛП предлагается пять способов уточнения целей и превращения их в результат: 1) уточнение результата (точно определите желаемый результат); 2) формулировка результата в положительной форме, например: «Хочу быть богатым» – позитивная положительная форма, «Не хочу быть бедным» или «Не хочу выглядеть смешным» – это результаты, сформулированные в отрицательной форме. И это непродуктивный способ общения. В самом деле, человеку незачем стремиться к тому, чего он не хочет. Он скорее добьется успеха, если будет стремиться к тому, что хочет. Поэтому и формулировать лучше в положительной форме; 3) вычленение сенсорных показателей результата: для этого нужно ответить на вопросы: «Что я увижу, когда достигну результата?», «Что я услышу?»; 4) согласование результатов с партнером по общению: большинство людей помогут вам в достижении ваших результатов, если они одновременно будут достигать и своих. Если вы добиваетесь результатов во вред интересам других, вы манипулируете, и люди будут препятствовать вашему успеху открыто или тайно. Тех, кто манипулирует другими, обычно ждет встреча с четырьмя «драконами»: обидой, обвинением, угрызением совести и местью. Итак, общение начинается с уточнения результатов, и сразу подумайте, как вы будете согласовывать свои желания с совершенно справедливыми притязаниями вашего партнера по общению15.

Сенсорная острота.

Сенсорное чутье необходимо, чтобы контролировать процесс общения, обеспечивая успешное продвижение  к результату.

Гибкость.

Процесс общения во многом зависит от гибкости собеседников –способности изменять свое поведение в зависимости  от обстоятельств, реагировать на поведение партнера.

Конгруэнтность.

Слово «конгруэнтность» произошло от латинского «congruens», что  означает «встретиться и прийти к  соглашению». В каждом из нас много  разных частей: делового человека, начальника, родителя, критика, игрока, честолюбца, весельчака, покорителя сердец и т. п. Если все части личности действуют согласованно, объединяются, направляя свои усилия на достижение результата, важного для всех, выбирая при этом единый способ взаимодействия, – вы конгруэнтны.

Раппорт.

Слово «раппорт» означает в английском языке отношения  гармонии, согласованности, единства и  симпатии. Это самый важный процесс  в любом взаимодействии.

Ресурсное состояние – это оптимальное внутреннее состояние человека. Оно основано на воспоминаниях о когда-то успешно выполненной работе, о приятных состояниях внутренней гармонии, уверенности. Ресурсное состояние может быть использовано для эффективного общения, достижения намеченных результатов в любой момент в случае необходимости.

Пойнтеры (указатели).

Суть заключается в  умении задавать вопросы.

1.7 Стили общения

Все   люди  различаются  по   стилю  общения  –  устойчивым характеристикам   общения   в   различных   ситуациях.  Стиль общения оказывает  существенное влияние на эмоциональную  атмосферу и выбор средств взаимодействия.

Конкретный   выбор   стиля   определяется   целым  рядом факторов:   цель   общения,   ситуация,   статус   и   личностные особенности собеседников,  его мировоззрение и положение  в обществе,   характеристика   самой   формы   взаимодействия.

Например,   в   профессиональном    речевом   общении используются,   как   правило,   следующие   стили:  официально-деловой,  научный,  публицистический,  бытовой  (разговорный), существенно  отличающиеся друг от друга при взаимодействии.

Стиль   общения   –   это   индивидуально-типологические особенности взаимодействия между людьми, в которых находят свое выражение:

Особенности коммуникативных  возможностей человека.

Сложившийся характер отношения с конкретными людьми или группами людей.

Психологическая или социальная индивидуальность человека.

Особенности партнеров  по общению.

Фундаментальным   основанием   стиля   общения   являются существующие  в обществе нравственно-этические установки.

Информация о работе Модели и барьеры общения