Мотивационные аспекты лидерства в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 12:17, курсовая работа

Описание

Цель работы – изучение условий взаимодействия коллектива в процессе воспитания у подростков лидерских качеств.
Задачи исследования курсовой работы:
1. Изучить методологические и теоретические основания воспитания лидерских качеств у подростков.
2.Уточнить основные понятия применительно к подростковому общественному объединению.
3. Экспериментально определить мотивационные аспекты лидера подростковой группы и отношения группы к нему.

Содержание

Введение………………………………………………………………. 3
Глава 1. Основные понятия и характеристики…………………..6
1.1. Лидерское поведение в подростковом возрасте…………...6
1.2. Мотив как предмет деятельности................................……...9
1.3. Мотивационная теория лидерства…………………………15
1.4. Основные характеристики лидерства……………………..17
Глава 2. Практическая часть…………………………………..….27
2.1. Методы и организация исследования………………...….27
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования…..30
Заключение………………………………………………………….33
Список литературы………………………………………………...34
Приложение……………………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

курсааааааач.doc

— 168.50 Кб (Скачать документ)

УНИВЕРСИТЕТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ

 

ТОЛЬЯТТИНСКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

Факультет - Психологический

Дисциплина – __________________

Форма обучения - заочная

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Мотивационные аспекты  лидерства в подростковом возрасте

 

Группа

Курс:         Семестр:

Ф.И.О. студента:

Дата 

Руководитель – консультант:  

 

«Рекомендована к защите»_________________________________

 

Защищена «____» _________20__ г. с оценкой «_________________»

 

 

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………. 3

Глава 1. Основные понятия и характеристики…………………..6

    1.1. Лидерское поведение в подростковом возрасте…………...6

   1.2. Мотив  как предмет деятельности................................……...9

   1.3. Мотивационная теория лидерства…………………………15

   1.4. Основные характеристики лидерства……………………..17

Глава 2. Практическая часть…………………………………..….27

     2.1. Методы и организация исследования………………...….27

     2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования…..30

 Заключение………………………………………………………….33

 Список литературы………………………………………………...34

Приложение……………………………………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Начало XXI в. значительно отличается от предыдущего столетия, что ярко отражается на человеке, его внутреннем мире, мироощущении в целом. Современному обществу необходимы  граждане, способные по-новому взглянуть на насущные проблемы, вести за собой. На первый план выходят такие важные человеческие качества как мобильность, конкурентоспособность. Особенно сложно самоопределиться в столь динамичном мире подростку, для которого именно это время является ключевым в становлении и развитии, так как в этом возрасте закладываются и формируются основы лидерского потенциала, который в последствии раскрывается во взрослой жизни. Для собственной успешности в социуме ребенку 11-16  лет необходимы знания и умения, с помощью которых он сможет не только заявлять собственную жизненную позицию, но и активно реализовывать ее в рамках определенной деятельности. С этой целью разрабатываются обучающие занятия в детских объединениях, где создаются благоприятные условия для социализации подростка [15; с. 38].

В исследованиях лидерства  в подростковом возрасте условно  можно выделить три этапа:

- ранний - начало ХХ века (20-30-е годы), проблема лидерства детей рассматривалась через понятие «вожачество» такими исследователями: В.П.Вахтеров, А.С. Залужный, Б.Н. Эльконин, рассмотрением общественной активности занимались:  А.С. Макаренко, Н.К. Крупская;

- в средний период (40-90-е г.г.) анализ проблемы лидерства   в детских объединениях практически  не осуществлялся. Внимание ученых концентрировалось на  другом аспекте проблемы лидерства, как социальной активности пионеров (В.А. Сухомлинский, В.Д. Иванов, Е.В. Титова, А.П.Шпон) и на ученическом самоуправлении (Н.М.Зосимов, В.П. Коротов);

- в рамках современного периода обозначились три проблемы: сущность лидерского потенциала( А.Л.Уманский, О.А. Павлова); сущность

 

характеристики лидерской  компетенции; педагогические условия  развития лидерских качеств (Т.Е. Вежевич, Т.Л. Хацкевич).

Теории и практике выявления лидерства  посвящены работы: Ю.П.Платонова,  А.Н. Лутошкина. Стили лидерства раскрыты в работах  А. Аграшенко, Н.И. Шевандрина. Особую значимость представляют исследования, посвященные деятельности детских объединений. Вопросы истории, организации и функционирования детских объединений рассматриваются в работах И.И. Фришмана, А.Н. Лутошкина, В.Б. Сбитнева, А. Тришкина. Основное исследование их работ направлено на изучение воспитательной функции детских организаций, на вопросы подготовки подростка к работе в детском объединении, на вопрос социализации личности подростка.

Анализ теоретических  источников позволяет сделать вывод  о том, что в психологической  литературе освещены основные положения и подходы к изучению  различных аспектов лидерства, мотивационные аспекты лидерства в подростковом возрасте в литературе мало рассматривались как отдельная проблема.

Цель работы – изучение условий взаимодействия коллектива  в процессе воспитания у подростков лидерских качеств.

Объект исследования - лидерство в подростковом возрасте.

Предмет – мотивационные аспекты лидерства в подростковом возрасте.

Гипотеза исследования - в основе лидерских качеств может быть следующие мотивационные аспекты: взаимодействие коллектива в ходе воспитания у подростка качеств современного лидера, при создании условий его активного включения в процесс самовоспитания, самооценки и саморазвития.

Объект, предмет, цель исследования и  выдвинутая гипотеза определили задачи исследования курсовой работы:

         1. Изучить методологические и теоретические основания воспитания лидерских качеств у подростков.

2.Уточнить основные понятия применительно к подростковому общественному объединению.

3. Экспериментально определить мотивационные аспекты лидера подростковой группы и отношения группы к нему.

Методологической основой курсовой явились: теоретические работы: А. Н. Лутошкина «Школа лидера», Л.М. Фришмана « Развитие лидерских способностей подростков в ходе реализации программы в детском загородном центре», Е.М.Смекалова «Школа лидерства».

Методы и методики: теоретический анализ литературы, в работе были использованы следующие психодиагностические методики: тест – опросник А. Мехробиана, «Измерение мотивации достижения» [ 13], социометрия «Методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений» Дж. Морено [ 13], методика Н.Г. Колузаевой «Лидер ли ты» [ 7]

База исследования: выбраны подростки 11-14 лет, активисты Районного Штаба школьников Центрального района, г.Тольятти. Всего обследовано    23 активиста: девушек- 10 человек, юношей - 13 человек, на которых были проведены экспериментальные методики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Основные понятия и характеристики

1.1. Лидерское  поведение в подростковом возрасте

Вся жизнь человека протекает в  составе разнообразных групп  и организаций, и, следовательно, он испытывает влияние всевозможных лидеров.  Лидеры есть в любом коллективе, и они заслуживают особого внимания, так как активно влияют на морально-психологический климат в коллективе; важно чтобы они составляли управляющий резерв. Личность лидера и стиль его поведения во многом определяет судьбу каждого участника групповой деятельности, да и всей группы в целом

Лидерство есть процесс психологического влияния одного человека на других при их взаимодействии, осуществляющийся на основе восприятия, подражания, внушения, взаимопонимания. Лидерство основано на принципе добровольности подчинения и считается социально приемлемым и наиболее эффективным.

Лидерское поведение  может быть доступно любому члену  коллектива, каждый из них может  иметь собственную сферу деятельности.

Лидер – любой, кто занимает позицию  доминирования, имеет власть или  влияние в группе.

Лидерство – обозначение  осуществления полномочий власти и  влияние внутри социальной группы, то есть функционировать как лидер  означает осуществлять лидерство. Этот термин часто используется как личностная черта, как будто имеется совокупность определенных умений, которые отражают личность [2; с.406]

Формальная структура коллектива определяется должностным статусом членов группы; неформальная - складывается на основе отношений, обусловленных личными качествами всех, входящих в нее. При сложившемся коллективе неформальная структура характеризуется наличием общей цели (которая не всегда осознается членами группы и не всегда связана с решением производственных задач). В свою очередь, это вызывает потребность в чётком определении задач и поиске путей их решения. Необходимость формулировки цели и ее достижения приводит к появлению лидера, в задачу которого и входят все эти процедуры, а также и управление людьми. В зависимости от его влияния на команду можно выделить позитивных и негативных (конструктивных и деструктивных) лидеров.

В психологической литературе важнейшим мотивационным источником лидерства обычно признается потребность  во власти. Подобный подход к психологии лидерства при всей внешней бесспорности не может решить проблему  его мотивации. Стремление к власти у одних людей сильнее, чем у других; у многих оно вообще отсутствует. Понять причины этих различий необходимо для того, чтобы выяснить, кто и почему становиться лидером.

В развитии лидерства используется, ряд процедур:

- формирование мотивации, т. е. устойчивого желания стать лидером;                   -  развитие уверенности в себе;

- готовность принимать решения и брать на себя ответственность;

 - последовательность и упорство в реализации общих целей;

- осознание собственной возможности  их достижения;

  Процедуры индивидуальной самомотивации разработаны в психологической литературе и используются в практике, такие как: развитие  индивидуальных интеллектуальных  и нравственных лидерских качеств, — сюда относятся: компетентность, порядочность (без которой, как правило, трудно, а то и совсем невозможно завоевать авторитет), развитый интеллект (проявляющийся в аналитичности, быстроте понимания сути проблемы, гибкость ума, предусмотрительности, умение планировать и ставить цели);обеспечение социальной компетентности лидера и его доброжелательности в отношениях с членами.

Подростковый возраст относится  к числу критических периодов жизни детей, связанных с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений. Этот этап характеризуется бурным  и во многом противоречивым развитием. Основу формирования

новых психологических  и личностных качеств подростков составляет общение в процессе различных видов деятельности. Изменение социальной ситуации развития подростков связано с их активным стремлением приобщиться к миру взрослых, ориентацией поведения на нормы и ценности этого мира. Характерным новообразованием является «чувство взрослости», а также развитие самосознания и самооценки, интерес к себе как личности, к своим возможностям и особенностям. Для того, чтобы подросток по-настоящему «влился» в коллектив, необходимо, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе деятельности, были не только понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для него и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его самоудовлетворении.

При отсутствии условий для индивидуализации и позитивной реализации своих новых возможностей самоутверждение подростка может принимать уродливые формы, приводить к неблагоприятным реакциям. В юношеском возрасте оформляется тяга к лидерству как особому виду деятельности, формируются основы лидерских качеств. Пробуя себя в этом качестве: выполняют определенные социальные  и лидерские роли, пытаясь разобраться в проблеме лидерства, вырабатывают у себя тот или иной лидерский стиль, идентифицируют себя с известными лидерами [4; с.260].

Феномен лидерства занимает особое место в психологии в силу своей яркости и занимательности, для психологии   лидерство - конкретное выражение власти в «человеческом факторе», власть в психологическом измерении — это способность властвующего субъекта («верхов») заставить себе подчиняться.

 

 

 

 

 

1.2. Мотив как  предмет деятельности

Мотив - это направленность личности на отдельные стороны  
работы, связанная с внутренним отношением ребенка с ней.

В системе мотивов переплетаются  внешние и внутренние мотивы.

К внутренним мотивам относятся такие, как собственное развитие в процессе обучения, воспитания; действие вместе с другими и для других; познание нового, неизвестного. Еще более насыщены внешними моментами такие мотивы, как обучение как вынужденное поведение; процесс обучения как привычное функционирование; учение ради лидерства и престижа; стремление оказаться в центре внимания. Эти мотивы могут оказывать и негативное влияние на характер и результаты мотивационного процесса. Наиболее резко выражены внешние моменты в мотивах лидерства ради  
материального вознаграждения и избегания неудач.

Мотивы лидерства можно назвать следующие: потребность во власти; верность делу (стремление решить проблему или внушить свои идеи); чувство ответственности; потребность в одобрении и уважении; потребность в получении статуса и признания; необходимость компенсировать лидерством переменные личные проблемы.

Знание мотивов помогает понять поведение лидера: является данный пост ступенькой в его карьере или его и впрямь интересует дело, будет лидер активно действовать или станет равнодушно исполнять обязанности.

Сильную потребность во власти, присущую потенциальным  и реальным лидерам, проще всего объяснить их врожденными  индивидуальными особенностями

  Мотивация выполняет несколько функций: побуждает поведение, направляет и организует его, придает ему личностный смысл и значимость. Названные функции мотивации реализуются многими побуждениями. Всякая деятельность начинается с потребностей, складывающиеся во  
взаимодействии ребенка со взрослым. Направленность подростка на овладение новыми знаниями,  на похвалу родителей, на установление желаемых отношений со сверстниками.

Связь интереса с положительными эмоциями имеет значение на первых этапах возникновения любознательности ребенка. Социальные мотивы могут иметь следующие уровни: широкие социальные мотивы (долг, ответственность, понимание значимости обучения); узкие  
социальные (стремление занять определенную позицию в отношениях с  
окружающими, получить их одобрение).

Информация о работе Мотивационные аспекты лидерства в подростковом возрасте