Мотивационные аспекты лидерства в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 12:17, курсовая работа

Описание

Цель работы – изучение условий взаимодействия коллектива в процессе воспитания у подростков лидерских качеств.
Задачи исследования курсовой работы:
1. Изучить методологические и теоретические основания воспитания лидерских качеств у подростков.
2.Уточнить основные понятия применительно к подростковому общественному объединению.
3. Экспериментально определить мотивационные аспекты лидера подростковой группы и отношения группы к нему.

Содержание

Введение………………………………………………………………. 3
Глава 1. Основные понятия и характеристики…………………..6
1.1. Лидерское поведение в подростковом возрасте…………...6
1.2. Мотив как предмет деятельности................................……...9
1.3. Мотивационная теория лидерства…………………………15
1.4. Основные характеристики лидерства……………………..17
Глава 2. Практическая часть…………………………………..….27
2.1. Методы и организация исследования………………...….27
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования…..30
Заключение………………………………………………………….33
Список литературы………………………………………………...34
Приложение……………………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

курсааааааач.doc

— 168.50 Кб (Скачать документ)

Различные мотивы имеют неодинаковые проявления:  
 - широкие познавательные проявляются в принятии решения задач, в обращениях к взрослому за дополнительными сведениями;

- учебно-познавательные - в самостоятельных действиях по поиску разных способов решения, в вопросах к педагогу о сравнении разных способов работы;

- мотивы самообразования обнаруживаются в обращениях к взрослому по поводу рациональной организации внеурочной деятельности.

Мотивы даже самые положительные  и разнообразные создают лишь  
потенциальную возможность развития личности поскольку реализации мотивов зависит от процессов целеполагания, т.е. умений ставить цели и  
достигать их в обучении своем и умении вести за собой.  
Проявления целей: доведение работы до конца или постоянное ее  
откладывание, стремление к завершенности учебных действий или их  
незавершенность, преодоление препятствий или срыв работы при их  
возникновении, отсутствие отвлечений или постоянная отвлекаемость.  
Эмоции тесно связаны с мотивами подростков и выражают возможность  
реализации учащимися имеющихся у них мотивов и поставленных целей.  У каждого подростка есть некоторый наличный уровень положительной мотивации, на который можно опереться, так и перспективы, резервы ее развития. Изучение мотивации - это выявление ее реального уровня и возможных перспектив, зоны ее ближайшего развития у каждого подростка и группы в целом.

Результаты изучения становятся основой  для планирования процесса  
формирования. Формирование мотивов лидерства - это создание условий для появления внутренних побуждений (мотивов, целей, эмоций) к лидерству и осознания их подростком.

Мотивационные аспекты проявляются по-разному в зависимости от того, в каких ситуациях оказывается подросток. Поэтому надо не просто долго наблюдать, а наблюдать в таких ситуациях, где изучаемые качества могут проявляться.

Мотивация лидерства - это совокупность стремлений человека получить влияние на личности или группу с помощью средств лидерства(таких, например, как принуждение и привилегии, позитивное и негативное подкрепление в форме одобрения и наказания). В случае возникновения расхождения между притязаниями на руководство и реальными возможностями власти возникает мотивационное напряжение и подросток стремится увеличить уровень контроля и влияния на других. Интенсивное проявление стремления к лидерству воспринимается в обществе негативно, подростки до конца не осознают свои властные стремления, пытаются их скрыть или рационализировать.

Личность подростка неповторима. У одного - невысокий уровень мотивации и способности быть  лидером; у другого - средние способности, но велики побудительные силы поиска решений. Иногда подросток обладает хорошими способностями, а результат его творческой самостоятельной деятельности весьма средний. Успех или неудачу личности в деятельности невозможно объяснить какими-либо отдельными ее качествами, только анализируя эти качества в тесной взаимосвязи, можно понять истинные причины успехов или неудач конкретного подростка.

Выбор мотивов самоутверждения  связан с желанием подростка изменить мнение, оценку о себе со стороны педагога, сверстников. Здесь для взрослого очень важно, какой ценой, какими средствами подросток хочет этого добиться: за счет большой напряженной умственной работы, больших затрат времени, своих волевых усилий или за счет отношения к нему товарищей, юмором и шуткой, своей оригинальностью или другими приемами.

Мотивы общения со сверстниками связаны с общим эмоционально-  
интеллектуальным фоном в группе и престижностью знаний. Выбор этих мотивов является в группе показателем внутриколлективных интересов у детей, связанных определенной сферой деятельности. А в свою очередь характеризует их заинтересованность в успехах группы, готовых всегда оказать помощь, включиться в сотрудничество, в совместную коллективную деятельность.  
 В подростковом возрасте возможно осознание своей учебной деятельности, ее мотивов, задач, способов и средств. К концу подросткового возраста наблюдается устойчивое доминирование какого-либо мотива. Подростку доступны самостоятельная постановка не только одной цели, но и последовательности нескольких целей,  в различных видах деятельности. Подросток овладевает умением ставить гибкие цели, закладывается умение ставить и перспективные цели, связанные с приближающимся этапом социального и профессионального самоопределения.

В коллективной  работе подростка интересует возможность так организовать свое взаимодействие с партнером (взрослым или сверстником), чтобы занятие доминирующих позиций произошло наиболее эффективно.  
 При совместной деятельности ребенок учится сопоставлять,  
сравнивать, наконец, оспаривать другую точку зрения, доказывать свою  
правоту.

 Выполняя руководящие функции лидеры, как правило, демонстрируют большую инновационность, творчество и энтузиазм, но им может не хватить опыта, поэтому детскую организацию направляет взрослый.

Слишком сильная мотивация индивида будет способствовать, возможности  реализации по  направлению к  лидерству в группе. Известный  сторонник гуманистической психологии А. Маслоу в своей теории иерархических потребностей утверждал, что корни лидерства возникают в процессе трансформации человеческих желаний (мотивы, исходящие из чувств) в потребности, социальные стремления, коллективные ожидания и политические требования, т. е. в мотивы, зависящие от среды. В иерархии потребностей на низшем уровне находятся физиологические потребности, на среднем — обеспечение безопасности, на высшем уровне — аффективные потребности. Фрустрация низших потребностей увеличивает мотивацию для их удовлетворения. Задача лидера — предотвращение фрустрации, неврозов и других форм «общественных расстройств» через трансформацию потребностей граждан в социально-продуктивном направлении [9;с. 497].   Прежде всего необходимо создать ситуацию для возникновения у подростка общего положительного отношения к формированию мотивации лидерства.

Подростки используют малейший повод для того, чтобы как-то обратить на себя внимание, стать заметным среди других.  
Мотивировать их к лидерству может, например, осознание возможности оказать и получить помощь, обменяться информацией.  
 Большое значение для формирования мотивации лидерства имеет состав группы, в которой необходимо определить лидера. Очень важно внимательно отнестись к этому:

а) При подборе группы необходимо учитывать желание подростков работать именно друг с другом, но кроме желания детей работать вместе необходимо учитывать и то, какие цели могут преследовать дети, какие мотивы будут руководить при определении лидера.  
 б) При подборе группы необходимо учитывать соотношения их возможностей и их представлений об этом. Взаимодействие в группах, где объединены дети, осознающие разницу своих возможностей.

в) При подборе группы необходимо также учитывать индивидуальные  
особенности личности: уровень их знаний, темп работы, интересы.  
 Для формирования мотивации лидерства большое значение имеет то, какое место в работе группы занимает лидер.

Лидерские качества закладываются  и первоначально воспитываются  в семье и школе. Это актуализирует  проблему изучения воспитательного  потенциала семьи и школы в  деле формирования личности ребенка-лидера, так как семья и школа являются институтами, заинтересованными в воспитании лидерских качеств у подростка и способными это осуществить, именно их действия и роль во многом предопределят личностные качества будущего лидера.

В этом возрасте у детей нужно воспитывать стремление к тому, чтобы состояться в жизни и быть успешным. Основной задача педагогов и родителей заключается в создании особого поля совместной с подростком деятельности, конструктивных отношений с ним, отношений, объединенных общей целью. Современные педагоги и родители должны настроиться работать сегодня в ауре субъективного мира ребенка, усвоив философскую формулу воспитания: взаимопонимание плюс взаимодействие. Результатом такой работы будет грядущий жизненный успех подростка.

Весьма важен в воспитании лидерских качеств творческий подход, т.к. одна и та же черта характера может быть понята по-разному и даже вызвать полярно противоположное к себе отношение в разные периоды психологического развития лидера. Необходимо констатировать, что лидер – это один из механизмов интеграции групповой деятельности, когда индивид (или часть социальной группы) выполняет роль руководителя, т.е. объединяет, направляет действия всей группы, которая ожидает, принимает и поддерживает его действия. Лидерство – следствие социальных процессов, подверженное воздействию социальной ситуации, в которую попадает лидер. В основе этого подхода лежит детерминация отношений группы и лидера. Люди склонны следовать за тем, кто может стать средством удовлетворения их собственных потребностей [11; с.298].

Современные ученые пытаются определить, какие стили поведения и личные качества более всего соответствуют определенным ситуациям. Результаты их исследований указывают, что аналогично тому, как разные

ситуации требуют различных организационных структур, так должны выбираться и различные способы руководства — в зависимости от характера конкретной ситуации. Это означает, что руководитель-лидер должен уметь вести себя по-разному в различных ситуациях.

Позиция лидера особенно важна для каждого члена коллектива, 
поскольку   деятельность   строится   на  человеческих   взаимоотношениях. 
Стараясь понять, ценности людей, с которыми намерен сотрудничать, 
фокусируй    внимание    на    тех,    кто    готов    к    взаимопониманию    и 
сотрудничеству.   Задача лидера   -   помочь   им   направить   свой   опыт, 
образование, природные способности и воображение на достижение цели. 
Распознавать ситуацию, в которой нет возможности для выигрыша.

 

1.3. Мотивационная  теория лидерства

Широкое распространение в современной психологии получила мотивационная теория лидерства, представители которой доказывают, что эффективность лидера зависит от его воздействия на мотивацию последователей, на их способность к продуктивному выполнению задания и на удовлетворение, испытываемое ими в процессе работы.

Эта теория предполагает определенную структуру лидерского процесса, определяя типы лидерского поведения: это поддерживающее лидерство, директивное лидерство, лидерство, ориентированное на достижение качественного результата; установки и поведение последователей, учитывающие удовлетворение или неудовлетворение работой, одобрение или неодобрение лидера, мотивацию поведения; ситуативные факторы, включающие, во-первых, индивидуальные черты последователей и, во-вторых, фактор "окружающей среды" (поставленная задача, система власти в группе и т.д.), выполняющий три функции, от которых зависит влияние лидера на мотивацию последователей: мотивацию последователей на выполнение поставленной задачи, стабилизацию поведения ведомых, вознаграждение за решение задачи.

Мотивационная теория лидерства  позволяет не только предполагать заранее, какой стиль будет наиболее эффективен в той или иной ситуации, но и  объяснить, почему.

Лидерские способности, как совокупность определенных свойств, черт, позволяющих подростку изменить свой социальный статус, взяв на себя ответственность за решение ситуаций, значимых для группового развития.

Примеряя на себя роль лидера, подростки проявляют интерес к социально-значимой деятельности для решения их личностных проблем и задач. Главный мотив участия подростков в программах неформального образования - возможность проявить себя в интересном деле, личностный рост, осознание социальной значимости своей деятельности, проба сил в новом коллективе. Для участников неформального образования приоритетно не только формальное образование (знания, умения, навыки), связанного с получением документа или сертификата (что тоже немаловажно; для оценки достижений личности), а иной опыт социальной практики в реальной деятельности.

В ходе неформального образования подростки и молодежь учатся:

  • ставить     и     достигать личные цели, интегрируя их с задачами общественно значимой деятельности;
  • защищаться от применяемых в социальной практике приемов манипулирования;
  • управлять собой в сложившейся  социально  опасной ситуации;
  • быть ответственным за принимаемые решения;
  • осознавать последствия своих поступков;
  • уметь    проводить    или участвовать в процедурах общественного   контроля   или гражданской экспертизы;
  • основам    волонтерской или добровольной деятельности;
  • правилам ведения дискуссий, дебатов и отстаиванию своего мнения.

Программы неформального образования ориентируют участников, что направления совместной деятельности, система коллективных творческих дел или ключевых мероприятий не преподносятся взрослыми в заранее подготовленном виде. Подростки, проявляя инициативу и творчество, объединяясь в творческие группы, команды, коллективы при поддержке наставников, проявляют инициативу и творчество, создавая проекты и сценарии тех социально значимых дел, которые помогут их сверстникам справиться с проблемами и трудностями. Навыки коллективной деятельности, развиваются в процессе совместного        обсуждения идеи, их реализации, подведения итогов достигнутых результатов.

 

1.4. Основные характеристики лидерства

В психологической литературе  существуют различные подходы к типологии лидерства. Лидер может быть формальным, то есть на него официально возложены коллективом определенные полномочия, выбранный на должность человек; и неформальным, то есть ведущим за собой в силу личных особенностей и убеждений без официального назначения или выбора роль лидера.

По отношению к общественным нормам лидер может быть не социальным лидером, деятельность которого протекает в рамках морали и права, и асоциальным, организующим группу на нарушение правовых и моральных норм.                                                                                      

По характеру деятельности лидер  может быть универсальным, то есть проявляющим лидерские качества в любой обстановке, - и ситуативным, эффективно действующим только в определенной деятельности или ситуации.                                                                                                                         По функциям, реализуемым лидером, он может быть вдохновителем, инициатором - выделяется в деятельности на этапе выдвижения идей, в поиске новых сфер деятельности; организатором, в этом случае он умело организует деятельность; эрудитом, умельцем - выделяется как наиболее подготовленный в определенном виде деятельности; генератором эмоционального настроя.                                                                                           По сфере деятельности лидер может быть деловым, решающим стоящие перед группой задачи и эмоциональным, действующим в основном в сфере межличностного общения.                                                        

Информация о работе Мотивационные аспекты лидерства в подростковом возрасте