Мотивационные аспекты лидерства в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 12:17, курсовая работа

Описание

Цель работы – изучение условий взаимодействия коллектива в процессе воспитания у подростков лидерских качеств.
Задачи исследования курсовой работы:
1. Изучить методологические и теоретические основания воспитания лидерских качеств у подростков.
2.Уточнить основные понятия применительно к подростковому общественному объединению.
3. Экспериментально определить мотивационные аспекты лидера подростковой группы и отношения группы к нему.

Содержание

Введение………………………………………………………………. 3
Глава 1. Основные понятия и характеристики…………………..6
1.1. Лидерское поведение в подростковом возрасте…………...6
1.2. Мотив как предмет деятельности................................……...9
1.3. Мотивационная теория лидерства…………………………15
1.4. Основные характеристики лидерства……………………..17
Глава 2. Практическая часть…………………………………..….27
2.1. Методы и организация исследования………………...….27
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования…..30
Заключение………………………………………………………….33
Список литературы………………………………………………...34
Приложение……………………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

курсааааааач.doc

— 168.50 Кб (Скачать документ)

Первый из них - теоретический. На нем определяются целевые установки, структурные элементы, причинно-следственные связи, объединяющие участников временного объединения. На данном этапе педагогический коллектив детского центра определяет сферы возможных направлений неформального образования.

Второй компонент - методический. Он состоит из выбора путей и способов получения планируемого результата, а также в определении приемов и средств, используемых его участниками, сравнения инновационных и традиционных путей, оценки их эффективности. Третий компонент - процедурный. Он связан с решением задач практической деятельности детского центра, составлением и реализацией алгоритма действий. Объединяющей основой всех трех компонентов выступает взаимодействие субъектов программы неформального образования.

Целевыми установками программы неформального образования, как показала практика, зачастую выступают вовлечение   представителей детского и педагогического   коллективов   детского центра в решение насущных социально-педагогических проблем  на  разных  этапах; приобретение участниками программы неформального образования новых знаний, умений, способствующих развитию их самоконтроля и лидерских способностей; демонстрация    возможностей ценностей нравственно   и   физически   развитого молодого гражданина, обладающего лидерскими способностями объединения сверстников для решения проблем, сложившихся в ходе организации коллективной жизни [16; с.41].

Лидера выдвигает деятельность. Для развития группы как коллектива характерна постоянная смена лидеров в зависимости от вида, качества характера и содержания деятельности. Каждый член группы может выступать в роли лидера и приобретать навыки организации других людей и самоорганизации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Практическая часть

2.1. Методы и  организация исследования

В связи с необходимостью достижения поставленной в теоретической части работы цели и проверки выведенной во введении гипотезы необходимо произвести практические исследования, результаты которых отражены в комплексе разнообразных взаимодополняющих друг друга методов исследования нижеизложенных  экспериментальных методик и принципы анализа получаемых с их помощью эмпирических данных.

Для эмпирического исследования курсовой можно воспользоваться тестом- опросником А. Мехробиана, мотивации достижения, который предназначен для диагностики двух обобщенных устойчивых мотивов личности: мотива стремления к успеху и мотива избегания неудачи. При этом оценивается какой из этих мотивов у испытуемого доминирует. Методика предназначена для исследовательских целей при диагностике мотивации достижения у подростков и студентов. Тест представляет собой опросник, имеющий две формы – мужскую (форма А) и женскую (Форма Б), состоит из ряда утверждений, касающихся отдельных сторон характера, а также мнений и чувств по поводу некоторых жизненных ситуаций. Чтобы оценить степень согласия или несогласия с каждым из утверждений, используется определенную шкалу.

Прочитав, утверждение теста и оценив степень своего согласия (или несогласия), на бланке для ответов против номера утверждения ставят цифру, которая соответствует степени согласия. 

При обработке результатов производится подсчет баллов по  определенной системе. Для определения суммарного балла необходимо пользоваться следующей процедурой. Ответам испытуемых на прямые пункты опросника (отмечены знаком «+» в ключе) и на обратные пункты опросника (отмечены в ключе знаком «—») приписываются баллы на основе определенного соотношения приписанного тестом.

 

После подсчета суммарного балла определяют, какая мотивационная тенденция доминирует у испытуемого. Баллы всей выборки испытуемых, участвующих в эксперименте, ранжируют, выделяют две контрастные группы: верхние 27% выборки характеризуются мотивом стремления к успеху, а нижние 27 % — мотивом избежать неудачи.

Оценивая преимущества и недостатки теста, мотивации достижения можно зафиксировать только сам факт устойчивых  мотивационных аспектов, оставляя за рамками анализ причин формирования этих аспектов.

Для определения, проявляются  ли мотивационные аспекты лидерства  в коллективе, используем социометрию. 

Социометрическая методика — одна из самых распространенных и наиболее широко применяемых в психологической исследовательской практике. Процедурное решение позволяет получить нередко скрытую от непосредственного наблюдателя информацию о характере межличностных отношений в группе. Методика по замыслу ее создателя, американского исследователя Дж. Морено, и по своим реальным содержательным возможностям рассчитана на выявление особенностей непосредственных отношений типа «симпатии-антипатии» между членами контактной группы.

По условиям эксперимента испытуемый должен ответить на вопрос или несколько вопросов, декларируя тем самым факт своих персонифицированных межличностных предпочтений.  

Полученные в результате проведения социометрической процедуры эмпирические данные, прежде чем быть качественно интерпретированы, должны подвергнуться количественному анализу, чему предшествует этап их компоновки.

Не ограничиваясь матричной формой построения, добиваясь большей наглядности, прибегают еще и к графическому изображению полученных в ходе социометрического исследования результатов. В этом случае, опираясь на материал, составляющий содержательную суть социометрической матрицы, строят социограммы, которые по своему характеру могут быть как групповыми (т.е. иллюстрирующими специфику межличностных отношений в обследованной группе в целом), так и индивидуальными (т.е. отражающими особенности взаимосвязей в рамках группы членства какого-то одного конкретного испытуемого, который по тем или иным причинам привлек к себе особое внимание).

После выполнения экспериментального задания, можно приступают к непосредственному вычислению персонального социометрического статуса каждого подростка.

На основании  полученного в ходе вычисления итогового результата можно с большой долей уверенности утверждать принадлежность каждого члена группы к одному из четырех внутригрупповых статусных слоев:

- к первой орбите — четыре балла,

- ко второй — три балла,

- к третьей — два балла,

- к четвертой — один балл.

 Необходимость проверки и дополнения результатов социометрического обследования с помощью других социально-психологических методик и, в первую очередь, таких как: методика определения (см. Приложение 2  Рис. 1 ).

Следующая методика самоанализ подростка «Лидер ли  ты ?»

Цель: выявить присущие лидерские качества подростка.

Возраст: подростка, студенты

Напротив каждого вопроса поставить определенный балл.

1. Сосчитать сумму  баллов по каждой строке соответствующей  качествам личности. Затем проверить  как развито чувство лидерства по шкале баллов.

2. Посчитайте количество баллов в каждом столбце, не учитывая баллы, поставленные на вопросы 15, 16, 22, 29, 36, 41, 42, 43.

Сумма баллов в столбцах определила развитость лидерских  качеств респондентов принявших  участие в анкетировании и  с определенной самооценкой. В тесте  даны советы как улучшить недостаточно сформированные качества

 

2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования

Наблюдение за подростками  показало: группа дружная, ребята общаются между собой без напряжения, но выделяются лидеры с которыми чаще стараются общаться, присутствующие микрогруппы разбиты в основном по гендерному типу, но имеются и социальные микрогруппы -  дети из семей, попавших в «затруднительную жизненную ситуацию».

Во время бесед можно наблюдать осознание подростками причин необходимости знаний, умений и навыков, как социального мотива.

В связи с необходимостью определения мотивационных аспектов лидерства в подростковом возрасте необходимо исследовать нижеизложенные  экспериментальные методики и принципы анализа получаемых с их помощью  эмпирических данных.

Анализируя  данные полученные при использовании теста - опросника А. Мехрабиана, всего приняло участие 23 ребенка, можно  сделать вывод, что каждый участник группы ориентирован на вполне определенную систему ценностей, т.е. у каждого есть своя ценностная ориентация. При подсчете суммарного балла определилась мотивационная тенденция, доминирующая у испытуемой группы. Средние баллы выборки испытуемых, составили: юноши среднее 37, 5 % , девушки среднее – 32, 6 %, что соответствует-  выборка характеризуются мотивом стремления к успеху. Наибольшая тенденция стремления к мотивации успеха у юноши Р. Александра № 18, набравшего 43,7 балла. У двух подростков: М. Марина и Л. Сергей – доминирует мотивационная тенденция избегания неудач, они набрали менее 27 баллов   (см. Приложение 1). 

Для того, чтобы узнать является ли  Р. Александр лидером в группе проведем социометрическую методику Дж. Морено. 

В результате проведения социометрической процедуры эмпирических данных и графического изображение полученных в ходе  исследования результатов показали, что статус ребенка Р. Александра в группе достаточно высок и составляет  45,5 %, что является наивысшим статусом группы. Можно предположить,  Р. Александр является неформальным лидером коллектива.

С помощью социограммы оценивалось состояние взаимных выборов (уровень взаимности межличностных отношений). При расчете коэффициента удовлетворенности межличностных отношений КУ = 50– 75%, группа соответствует второму уровню взаимности межличностных отношений, климат в группе благоприятный. Однако полученные данные полезно сопоставить с результатами систематического наблюдения за жизнью группы и поведением учащихся. Важно, установить, что обеспечивает тому или иному ученику определенное место в системе межличностных отношений, почему двое учащихся: Л. Сергей и М. Марина  попали в число «изолированных». Такое наблюдение поможет внести коррективы в результаты социометрического обследования и наметить необходимые воспитательные мероприятия, направленные на изменение неблагоприятного социометрического статуса отдельных ребят коллектива (Приложение 2 Рис.1).

Методика, предложенная Н.Г. Калузаевой, дала возможность увидеть на какой стадии развития  у обследуемых находятся лидерские качества.    

 Из 23 обследуемых для обработки взяты только 18 опросных листов, так как 5 респондентов (21 %)  по шкале искренности набрали более 15 баллов, что соответствует недействительности теста.                                             

Суммировав баллы по каждой строке можно увидеть, что у респондентов:                                                                                                             - умение управлять собой: слабо развито у 17 %, средне развито у 13%, сильно развито у 48 %;

- осознание цели (знают  что хотят): слабо развито у 17 %, средне развито у 39%, сильно развито у 22 %;

- умение решать проблемы: слабо развито у 26 %, средне развито у 30,4 %, сильно развито у 22 %;

- наличие творческого  подхода: слабо развито у 13 %, средне развито у 39%, сильно развито у 30,4 %;

- влияние на окружающих: слабо развито у 30,4 %, средне развито у 35 %, сильно развито у 13 %;

- знание правил организаторской  работы: слабо развито у  22 %, средне развито у 56,5 %, сильно развито у 5 %;

- организаторские способности:  слабо развито у 22 %, средне развито у 26 %, сильно развито у 30,4 %;

- умение работать с  группой:  слабо развито у 9 %, средне развито у 43,5 % сильно развито у 30,4 % (Приложение 3, таблица 2). Данные свидетельствуют о том, что коллектив сложившийся и у многих ребят лидерские качества развиты средне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В курсовой работе рассмотрены различные подходы к пониманию проблемы мотивационных аспектов лидерства в подростковом возрасте. Наиболее благоприятным периодом для воспитания лидерских качеств у ребенка считается подростковый возраст, в котором оптимально его включение в совместную деятельность со взрослыми, стимулирующими развитие у подростков лидерских качеств самосознания, самовоспитания, самооценки.

Адаптировать ребенка – задача наитруднейшая, в ней на практике проверяется все то, что заложено и воспитано в ребенке родителями и   социумом. Чем выше мотивационное  стремление к успеху в подростке воспитанные качества лидера, тем больше вероятность его выживания в социуме и продвижения вверх по иерархической лестнице.

Одной из важнейших задач  психологии является создание условий  для развития личности, в том числе  и лидеров, через воспитание высоких нравственных качеств наряду с умственным развитием и физическим совершенством.

Данные теоретические и методологические  подходы были подтверждены экспериментальными исследованиями конкретного подросткового коллектива. В ходе курсовой работы экспериментально определились мотивационные аспекты лидера подростковой группы и отношения группы к нему.

Современные лидеры в молодежной среде должны обладать всеми необходимыми личностными качествами, которые они используют при осуществлении своих функций.

Лидеры должны быть уверенными в себе, в своих созидательных возможностях, способностях и взглядах людьми, умеющими понимать и считаться с мнением и чувствами других, умеющими управлять собственной судьбой и добиваться определенных положительных результатов в учебе, работе, семейной жизни, способными повести за собой других.

Список литературы

1. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе./ Н.П. Аникеева -Изд. 2-е- – М.: Просвещение, 2000.-224 с.

2. Большой толковый психологический словарь / Ребер Артуг. Т.1 (А-О_ перевод с анг. М.: Вече. АСТ 2000.- 592 с.

3. Ги Лефрансуа. Прикладная  педагогическая психология. –СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.- 416 с.

4. Дьяченко М.И., Кандыбович  Л.А. Психологический словарь-справочник.- МН.: Харвест, М.: АСТ, 2001.- 576 с.

5. Искусство вести за собой. Тренинги и занятия по формированию у юношества социальной инициативности и лидерских качеств/ Под.ред. д.п.н. С.В.Тетерского.- М.: АРКТИ, 2007.- 96 с. (Дополнительное образование).

Информация о работе Мотивационные аспекты лидерства в подростковом возрасте