Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 23:46, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение мотивации агрессивного поведения.
Курсовая работа
на тему:
«Мотивация агрессивного поведения»
Самара 2010
В психологии есть проблемы,
которые вызывают значительный интерес
широкого круга людей. К числу
таковых можно отнести и
Проблеме агрессивности посвящены многочисленные работы.
В западной психологии тема агрессии и агрессивности постоянно находится в поле зрения ученых. Существует большое число теоретических концепций, проводятся многочисленные экспериментальные исследования.
Среди концепций, объясняющих природу, структуру и функции агрессивности, агрессивного поведения человека, особое значение имеют концепции З. Фрейда и К. Лоренца - представителей инстинктивизма, концепция представителя бихевиоризма - Б.Ф. Скиннера, концепция Э. Фромма, рассматривающего доброкачественную агрессию и «деструктивность».
Все отмеченные выше авторы исследовали природу агрессивности человека и понимали под агрессией причинение (или намерение причинить) вред другому человеку, животному или предмету. По мнению З. Фрейда, природа человеческой агрессивности инстинктивна. Э. Фромм полагает, что объяснение жестокости и деструктивности человека следует искать в тех факторах, которые отличают человека от его животных предков, в социальных условиях существования человека.
У человека есть две различные мотивационные тенденции, связанные с агрессивным поведением: тенденция к агрессии и к ее торможению. Тенденция к агрессии - это склонность индивида оценивать многие ситуации и действия людей как угрожающие ему и стремление отреагировать на них собственными агрессивными действиями. Тенденция к подавлению агрессии определяется как индивидуальная предрасположенность оценивать собственные агрессивные действия как нежелательные и неприятные, вызывающие сожаление и угрызения совести. Эта тенденция на уровне поведения ведет к подавлению, избеганию или осуждению проявлений агрессивных действий.
Целью данной работы является рассмотрение мотивации агрессивного поведения.
Поставленная цель привела к решению следующих задач:
1. Раскрыть понятие агрессии
2. Рассмотреть виды агрессии
3. Раскрыть механизмы проявления агрессии и агрессивности
4. Рассмотреть ситуационные факторы агрессивного поведения
Предмет исследования: мотивирование агрессивного поведения.
Теоретическая значимость: сделан теоретический анализ зарубежной и отечественной литературы. Раскрыты характеристики основных понятий.
Гипотеза исследования. Агрессивность, как одна из распространенных форм отклоняющегося поведения современного человечества, формируется в результате действия социальных психотравмирующих факторов. К числу основных таких факторов мы относим факторы окружающей среды, социальные факторы, фактор межполового различия и ряд других.
Все перечисленные выше факторы приводят к росту агрессивности у населения. Соответственно агрессия оказывает влияние на все стороны жизни субъекта, а, следовательно, и на мотивацию к достижению успеха.
У субъектов с повышенным уровнем агрессии мотив к достижению успех значительно выше, чем у субъектов с пониженным уровнем агрессии. Субъекты с умеренным уровнем агрессии обладают соответственно умеренным мотивом к достижению успехов.
Как и в любой другой
области человеческого
В бытовом, обыденном понимании слово «агрессия» означает действие, направленное на нарушение физической и психической целостности человека (или группы людей), ведущее к уничтожению; как причинение материального ущерба. Как видно из такого понимания, основным содержанием его является антисоциальный оттенок. По форме агрессивные действия могут быть самыми разными. Это и детские шалости и игры, это и подростковые драки и конфликты; сюда же относятся столкновения у взрослых – войны, убийства, оскорбления, насилия и изнасилования, терроризм и апартеид. Мотивационно-психологический анализ форм деятельности человека, в том числе и агрессивного, показывает, что они отличны по генезу, но всегда обусловлены той или иной ситуацией, имея с ней сложную мотивационно-причинную связь. Как подчеркивает Хекхаузен Х. (1986), «когда речь идет об агрессивных действиях, выяснение условий их совершения представляет собой особо сложную задачу». Проявляя агрессию, человек, как правило, не просто реагирует на какое-либо обстоятельство среды и ситуации, но оказывается включенным в сложную предысторию развития событий, что заставляет его оценить намерения других людей и последствия собственных поступков.
Понятие aggredi (агрессивный) происходит от слова adgradi, которое в буквальном смысле означает gradus – шаг, ad – на, то есть получается что-то вроде «двигаться на», «наступать». В первоначальном смысле быть агрессивным означало нечто вроде «двигаться в направлении цели без промедления, без страха и сомнения». Как это перекликается с современным американским пониманием «агрессивности»! В современной психологии понятие «агрессивность человека» имеет несколько значений. Различают агрессию как следствие фрустрации; инструментальную агрессию – способ достижения значимой цели; ситуативную агрессию – человек, бросившийся защищать девушку от хулиганов, иногда вынужден действовать агрессивно; агрессивность как свойство личности, предрасположенность человека совершать акты физической или вербальной агрессии, направленной против других людей. Сфера действия моральной оценки не распространяется на так называемые вне моральные действия (Знаков В.В., 1990). Агрессивность понимается как черта характера, как одна из важнейших характеристик действий и поступков, которые определяют и устанавливают взаимоотношения между людьми; а также как действие индивидуума, личности (Распономарева О.В. 2000).
Перечислим некоторые определения, приводимые Бэрон Р. и Ричардсон Д. в своей монографии «Агрессия» (1997). Агрессивность – это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим (Buss A.H., 1961). Для определения действия как агрессивного, оно должно включать в себе намерения обиды или оскорбления, а не просто приводить к таким последствиям (Berkowitz L., 1981; Feshbach S., 1970). Zillmann (1979) ограничивает употребление термина агрессия попыткой нанесения другим телесных или физических повреждений. Чешский исследователь V. Student (1983, 1984) рассматривает агрессию как «самостоятельный инстинкт». Особенно интересным является вводимое этим автором понятие «психопатической агрессии», варьирующей от типа личности.
Большинство авторов, как отмечают Бэрон Р. и Ричардсон Д. (1997), признает сегодня следующее определение агрессии: это любая форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. Агрессивность рассматривается авторами как модель поведения, а не как эмоция, мотив или установка. Хотя, с моей точки зрения, она всегда ассоциируется со злыми эмоциями, мотивами на оскорбление или повреждение, с негативными расовыми, этническими, классовыми и другими установками. Авторы рассматривают агрессивность как человеческое проявление, с одной стороны, и как форму социального поведения, с другой; и критерий «намерения» рассматривают как обязательный для определения агрессии, что исключает любое случайное действие, сопровождающееся повреждением. С другой стороны, сюда не подпадают действия хирургов, травматологов, стоматологов, педагогов и родителей, наказывающих детей в дисциплинарных целях. Их определение термина агрессия предполагает действия, посредством которых агрессор намеренно причиняет ущерб своей жертве. Агрессия имеет место, если результатом действий являются какие-либо негативные последствия.
З. Фрейд выделял следующие виды агрессивности: импульсивная жестокость, садизм, деструктивность. Импульсивная жестокость возникает независимо от сексуальности и базируется на инстинктах самосохранения. Их цель – осознавать реальные опасности и защищаться от их поползновений. Такая агрессивность направлена на защиту того, что необходимо для выживания или защиту от угрозы жизненно важным интересам. В своем представлении о садизме Фрейд усматривал единую форму деструктивности, для которой вожделенны акты разрушения, принуждения, мучения. З. Фрейд признавал и третий тип деструктивности, который он описывал следующим образом: «Но даже там, где он появляется без сексуальной цели, в слепой ярости разрушения, мы не можем не признать, что удовлетворение инстинкта сопровождается чрезвычайно высокой степенью нарциссического наслаждения, обязанного своим происхождением проявлений Я вместе с осуществлением давнего желания последнего стать всесильным». С моей точки зрения, возможно, это проявление крайнего садизма или некрофилии.
Бэрон Р. и Ричардсон Д. выделяют следующие виды агрессии:
враждебная агрессия, которая имеет целью
причинение жертве страданий, и инструментальная
агрессия, когда нападение на других не
имеет целью причинение вреда. Zillman (1970)
вместо этих терминов предпочитает говорить
об агрессии «обусловленной раздражителем»
(действия, направленные на устранение
неприятной ситуации) и «обусловленной
побуждением» (действия, предпринимаемые
с целью достижения различных внешних
выгод). Dodge и Coie (1987) предложили понятия
реактивной и проактивной агрессии. Первая
предполагает возмездие в ответ на осознаваемую
угрозу, а вторая, - как инструментальная
порождает поведение, направленное на
получение определенного позитивного
результата. Хекхаузен Х. (1986) различает
реактивную и спонтанную агрессию. Feshbach
S. (1964, 1970) различает экспрессивную, враждебную
и инструментальную агрессии, исключая
непреднамеренную агрессию. Экспрессивную
агрессию он представляет как непроизвольный,
нецеленаправленный, быстро прерывающийся
взрыв гнева и ярости. При этом сам источник
агрессии не обязательно и не всегда подвергается
нападению. К враждебной агрессии автор
относит те случаи, где преследуется цель
нанесение вреда другому. В то время как
инструментальная агрессия направлена
на достижение цели нейтрального характера,
а сама агрессия является всего лишь средством.
Некоторыми авторами агрессивность рассматривается
в трех измерениях: агрессивность как
нормальная реакция, агрессивность как
функциональная реакция и агрессивность
как реакция насилия (Jansen G. et al., 1997). Критически
анализируя соответствующую литературу,
Vitello B. и Soft D.M.(1997) выделили две подгруппы
агрессии – импульсивно-реактивно-жестоко-
Все перечисленные выше исследователи подчеркивают ситуационную обусловленность агрессивного поведения. Соглашаясь с ними, не следует упускать из виду роль индивидуальных факторов и особенностей, которые формируют различия в проявлениях агрессии в одних и тех же условиях. Объяснение жестокости и деструктивности человека, как считает Э. Фромм (1994), следует искать не в унаследованном от животного разрушительном инстинкте, а в тех факторах, которые отличают человека от его животных предков. Главная проблема состоит в том, чтобы выяснить насколько специфические условия существования человека ответственны за возникновение у него жажды мучить и убивать, а также от чего зависит характер и интенсивность удовольствия от этого. Внешнее сходство человеческой и животной агрессивности заключается не только в форме, но, как отмечает Bertalanffy L. (цит. по Э. Фромм, 1994), и в том, что «в человеческой психике есть некоторые деструктивные тенденции, некоторые похожи на биологические задатки по своей сути». Однако самые угрожающие формы человеческой агрессивности далеко выходят за рамки проблем самосохранения и саморазрушения. Они коренятся в собственно человеческой форме жизни, которая выше биологической и специфика которой обусловливается способностью к абстрактному мышлению, к созданию особого символического мира мысли, речи и общения.
Э. Фромм (1994) выделяет пять основных типов человеческой агрессии: доброкачественную, злокачественную, инструментальную, псевдоагрессию (непреднамеренная, игровая, самоутверждение), оборонительную (нападение, бегство, сопротивление, конформизм). Он различает агрессию биологически адаптативную, способствующую поддержанию жизни, доброкачественную, и злокачественную агрессию, не связанную с сохранением жизни. Биологически адаптативная агрессивность – это реакция на угрозу витальным интересам индивида; она заложена в филогенезе и свойственна как животным, так и людям. Она носит взрывной характер и возникает спонтанно как реакция на угрозу; а следствие ее – устранение либо самой угрозы, либо ее причины. Биологическая не адаптативная агрессия – это злокачественная агрессивность, то есть деструктивность и жестокость. Она вовсе не является защитой от нападения или угрозы; она заложена в филогенезе и является специфически человеческим феноменом; она приносит биологический вред и социальное разрушение. Главные ее проявления – жестокое истязание или убийство – не имеют никакой иной цели, кроме получения удовольствия, причем они вредны и жертве и агрессору. В основе ее лежит некий человеческий потенциал, уходящий корнями в условия самого существования человека.
Действие, в результате которого может быть нанесен ущерб, но которым не предшествовали злые намерения, Э. Фромм относит к псевдоагрессии. Он различает следующие подвиды псевдоагрессии: непреднамеренная псевдоагрессия (в качестве примера он рассматривает случайный выстрел с ранением человека); игровая псевдоагрессия (обнаруживается в учебных тренингах на мастерство, ловкость, быстроту реакций); псевдоагрессия как самоутверждение. Концепция псевдоагрессии как самоутверждение находит подтверждение в наблюдениях за связью между воздействием мужских половых гормонов и агрессивным поведением. Сексуальная способность мужчин имеет большое значение для продолжения жизни рода. Поэтому и природа снарядила самца особенно высоким потенциалом агрессивности. Как известно, гормоны вызывают агрессивность. Главное различие между мужчиной и женщиной заключается в их разных функциях во время полового акта. Анатомические и физиологические особенности мужчин обусловливают их активность и способность к вторжению без промедления и без страха, даже если женщина оказывает сопротивление. Иначе говоря, в естественном биологическом акте проявляется витально заложенное качество в своей естественной сути без какого-либо разумного, очеловеченного вмешательства социума, культуры, высокоорганизованной материи. То есть этот акт проявления естественной сути и содержания человека, а именно проявление фундаментальной энергии человека, без страха (очеловеченных эмоций), без психастении и навязчивостей (интеллектуальных и мыслительных проявлений) в определенном конкретном направлении.