Мотивация агрессивного поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 23:46, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение мотивации агрессивного поведения.

Работа состоит из  1 файл

итог.doc

— 202.50 Кб (Скачать документ)

Но агрессивность не ограничивается только сферой сексуального поведения. В структуре личности агрессивность одна из важных качеств, она необходима полицейскому, врачу, спортсмену и многим другим для достижения успеха.

В ситуации, когда возникает  угроза жизни, здоровью, свободе или  собственности проявляется так  называемая оборонительная агрессия. Изучение литературы по проблеме агрессивности  человека и животных, приводит к  однозначному выводу, что агрессивное поведение является защитной реакцией на любую угрозу жизни – как угрозу самой жизни, так и угрозу потребностям в пище, сексе и т.д. По Ч. Дарвину это филогенетически заложенная агрессия, встречающаяся у людей и животных, есть не что иное, как приспособительная защитная реакция. Но это не единственная защитная реакция: либо ярость и нападение, либо – страх и бегство. Нападение и бегство – две стороны одной защитной реакции (Mark V.H., Ervin R.F., 1970).

Анализируя деструктивность, как проявление злокачественной агрессии, Э. Фромм (1994) выделяет две формы – спонтанная агрессивность и агрессивность, связанная со структурой личности. Причиной порождения спонтанной агрессивности (деструктивности) являются экстремальные условия – войны, религиозные и политические конфликты, нужда и чувство обездоленности, а также – субъективные причины, такие как групповой нарциссизм на национальной и религиозной почве.

Агрессивность, связанная  со структурой личности, присуща ей (личности) всегда и проявляется  во всех формах его жизнедеятельности.

Существуют две точки  зрения на сущность деструктивного характера, садизма. Первая исходит из того, что  садизм выражается через понятие  алголагнии (algos – боль, lagneia – желание), то есть садизм заключается в желании  причинить боль двух типов - активный (собственно садизм) и пассивный (мазохизм). Согласно второй точке зрения, садизм выражается, прежде всего, через сексуальные феномены.

С точки зрения Э. Фромма, человек, который, совершая садистские действия, достигает сексуального возбуждения, обязательно является носителем садистского характера. То есть это настоящий садист, человек, одержимый страстью властвовать, мучить и унижать других людей. Сила садистских импульсов человека проявляется в его сексуальных и несексуальных влечениях. Несексуальное садистское поведение проявляется в том, чтобы найти беспомощное и беззащитное существо и доставить ему физические страдания вплоть до лишения его жизни. Военнопленные, рабы, побежденные враги, дети, больные (особенно психически больные), заключенные, цветные расы, собаки и другие домашние животные – все они были и есть объект физического садизма. Еще более распространен психический садизм. С точки зрения З. Фрейда, общим для психического и физического садизма является сексуальный аспект, то есть смесь Эроса с Танатосом. Сущность садизма, согласно Э. Фромму, составляет страсть или жажда власти – власти абсолютной и неограниченной, власти над живыми существами, будь то животное, ребенок, мужчина или женщина. Заставить кого-то испытать боль или унижения, когда этот кто-то не имеет возможности защищаться – это проявление абсолютного господства. Такие люди становятся либо государственными деятелями, либо преступниками. Или же объявляются сумасшедшими.

 

Глава II .Механизмы агрессивности

§ 1. Механизмы и модели агрессивности

 

В поисках причины  появления и проявления агрессии проводились многочисленные исследования, которые условно можно подразделить на биологические, социальные и психологические, каждая из которых представляет свои модели формирования агрессии. Многие исследователи отмечают изменения медиаторного обмена, характерные для агрессивного поведения; некоторые авторы связывают агрессивность с морфологическими изменениями головного мозга, третьи выводят агрессивность из сугубо психологических механизмов и т.д.

Морфологическая модель агрессии. Экспериментальные исследования функций лобных долей, проведенные Kluver H. и Bucy P. C. (1934), показали, что при  повреждении определенных участков головного мозга (амигдалы) наступали  серьезные изменения поведения – обезьяны и кошки утрачивали агрессивные реакции. С другой стороны, повреждения вентромедиальных ядер гипоталамуса, вызывали торможение агрессии, приводили к состоянию перманентной агрессивности животных.

В обоих случаях речь идет о нарушении гомеостаза. То есть, надо предполагать, что имеют место две тенденции, совокупная деятельность которых обеспечивает их равновесие. Однако, это «равновесное состояние» больше у одних индивидов, особей и меньше у других, что и определяет их поведение в обыденной повседневной жизни вне экстремальных ситуаций.

Исследуя методом компьютерной томографии и ядерно-магнитного резонанса  склонных к насилию лиц, J.M. Tonkonogy выявил, что среди них часты  случаи с признаками органического  поражения головного мозга. Доминировали поражения передненижнего фрагмента височной доли и миндалин, что интерпретируется автором как возможный нейроанатомический субстрат насилия. M.T. Wong et al. (1994) приводят результаты компьютерно-томографического и нейрофизиологического обследования 372 пациентов (независимо от диагноза) психиатрического госпиталя строгого режима, совершивших агресивно-насильственные общественно опасные действия. Авторы выявили коррелирующие с агрессией по степени выраженности органические изменения в височных долях головного мозга и изменения биоэлектрической активности (медленные и острые волны) аналогичной локализации (цит. по Антонян Ю.М. и соавт., 1999).

Нейрональная модель. Данная модель исходит из того, что  природа человеческой агрессивности основана на том, что нарушения гомеостаза организма, вызывающие снижение порога электрической проводимости нейронных мембран, приводят к облегчению проведения импульса. Неоднократно повторяясь, это явление вызывает феномен «отрезания» (cut-off), в частности, нейронной сети, и согласованные ранее процессы протекают неадекватно (New A.S. et al., 1997).

Биологическая модель. В  качестве механизмов агрессивности  рассматриваются показатели и обмен  тех или иных веществ – кортизола (Leyhausen P. 1965), серотонина (Norvell N., Worchell S. 1981). Изучая биологические механизмы агрессивности, Kalin N.H. (1999) смоделировал ее в эксперименте на макаках резус. Он выявил две категории агрессивности – защитная и атакующая, имеющие различные нейрональные механизмы формирования. Защитная агрессия, вызываемая страхом, связана с чрезмерной активностью правой лобной доли и высокой концентрацией кортизола. Импульсивная агрессия связана с низкой серотонинэргической активностью мозга, повышением уровня тестостерона и снижением уровня кортизола. Независимо от вида, агрессивность модулируется факторами внешней среды.

Вместе с тем, указывается  на не специфичность выявленных изменений. Так, Levine S. et al. (1997) показали, что у  людей такие соотношения кортизола  выявляются и при депрессиях. Maguire K. et al. (1997) не установили существенных связей между агрессивным поведением и периферической серотониновой функцией.

Coccaro E.F. et al. (1997) исследовали обмен серотонина на тромбоцитарной модели у испытуемых различными расстройствами личности, склонных к импульсивному агрессивному поведению, и выявили изменение числа связывающих серотонин сайтов (5-НТ uptake sites), кoторое коррелировало со степенью выраженности агрессивности и агрессивных тенденций. Цитируемые авторы приводят данные о снижении агрессивности при применении антагонистов серотонина, полученные на животных моделях. C.E. Lewis (1991), обобщая в обзорной работе данные многих авторов за 1970-80-е годы, показывает наличие связи стойкого антисоциального поведения с выраженными нарушениями серотонинэргических механизмов центральной нервной системы (цит. по Ю.М. Антонян и соавт., 1999).

Некоторые авторы указывают  на зависимость агрессивного проявления от биологических (сезонных) ритмов. Так, в частности Sitar J. (1997), изучив 2447 актов насилия (гетероагрессии) и 1028 актов самоповреждения (аутоагрессии), связал их с недельными, годовыми и лунными ритмами, а также с внезапными изменениями климата. Он обнаружил, что внезапные изменениями климата вызывают импульсивные расстройства поведения, обычно без материального и сексуального интереса. А кражи с взломом и изнасилованиями, не будучи зависимыми от климата, были связаны с лунным ритмом (так же как и острые сердечно-сосудистые кризы) и смертельные случаи. Автор указывает, что спад агрессивности вызывается полнолунием, хотя было принято считать наоборот.

Ретроспективный анализ протоколов клиники, проведенный Wynn R. (1996) показал наличие суточных и  сезонных ритмов всплеска агрессивности.

Социально-психологическая  модель. Основой для формирования агрессивного поведения является ряд интеллектуальных, социальных, личностных и других факторов. Интеллектуальная неполноценность Dawidson P.W. et al. (1996) представляется как основа для формирования агрессивного поведения, направленного не только во внутрь, но и во вне. Гиперактивность некоторых лиц (тип личности) способствует их повышенной агрессивности (Bloomquist M.L. et al., 1997).

На формирование нормативных  представлений об агрессии и восприятии ее существенное воздействие оказывает городская культура. Это подтверждается сравнительными исследованиями эмигрантов и не эмигрантов, проведенными Souweidane V. и Huesman L.R. (1999). Большую роль в этом играют неблагоприятные семейные условия: сексуальные оскорбления в семье, химическая зависимость одного из родителей, подвергаемость детей сексуальным оскорблениям со стороны опекунов (Burton D.L. et al., 1997).

Алкоголизация и агрессия являются взаимосвязанными психосоциальными явлениями [201], о которых будет  сказано дальше.

Психологическая модель. Авторы теории фрустрационной агрессии Dollard и Miller (1939) считали, что возникновение агрессивного поведения всегда обусловлено наличием фрустрации, и наоборот, наличие фрустрации всегда влечет за собой какую-нибудь форму агрессивности. Miller допускал, что фрустрация может вызывать множество различных реакций и что агрессивность лишь одна из них. Что такое фрустрация? Авторы предполагают, что это прекращение начатой целенаправленной деятельности и отрицание желания, вожделения, страсти. Ни одно дело в жизни не достигается без фрустрации. Люди ежедневно страдают, получают отказы, но при этом не проявляют агрессивности. Агрессивность вызывается не фрустрацией, а ситуацией, в которой присутствует элемент несправедливости (с точки зрения агрессора).

Важным фактором для  прогнозирования фрустрации является характер индивида. От характера зависит, что вызывает фрустрация, и насколько  интенсивно индивид будет реагировать  на фрустрацию.

§ 2. Механизмы  проявления агрессии

 

Все многообразие поведенческой активности живых существ, не исключая человека, Эрман Л. и Парсонс П. (1984), Макфарленд Д. (1988) представляют в виде следующих четырех типов «эволюционно стабильной стратегии поведения»:

1. Агонистическое поведение,  связанное с конфликтами, которое может переадресоваться на себя и проявиться в виде аутоагрессии;

2. Кооперативное поведение,  противоположное агонистическому  и связанное с отказом от  конфликта, взаимными уступками,  компромиссами и направленное  на объединение усилий к достижению  целей с наименьшими потерями. Социобиологический смысл кооперативного поведения заключается в сохранении жизненных преимуществ, адекватных реальным экологическим условиям;

3. Альтруистическое поведение,  связанное с односторонней утратой  индивидом или частью сообщества определенного набора жизненных преимуществ ради повышения общей приспособленности всего сообщества. Иначе говоря, данный тип стратегии поведения представляет собой жертвенное поведение;

4. Эгоистическое поведение,  связанное с односторонним накоплением жизненных преимуществ и направленное на максимальное повышение уровня собственной приспособленности; иначе говоря, это «поведение выживания». Это форма поведения рассматривается как противоположное альтруистическому.

В качестве предикторов  агрессивного поведения Dura J. (1997) рассматривает экспрессивное общение, определенный уровень симптомов психической болезни, признаки умственной неполноценности. Формы проявления агрессивности могут быть самыми разными – от внешне безобидных до самых деструктивных, от негативных до положительных, поскольку сама агрессивность буквально во всем пронизывает все формы деятельности человека. К таковым относится и такая форма агрессивности, как спорт.

Спорт – это особая ритуализированная форма борьбы, развившаяся как результат культурного развития человека. Он подобен филогенетически возникшим турнирным боям, роль которых заключалась, с одной стороны, в предотвращении социально вредных проявлений агрессии, с другой, - в постоянном поддержании агрессивности (воинственного духа), в готовности во избежание вредных для индивида, группы, общества или рода последствий. Вместе с тем, эта культурно-ритуализированная форма агрессивности выполняет другую, не менее важную задачу, - обучает сознательному контролю, власти над своими «боевыми» инстинктами. Наконец, как предохранительный клапан, он дает возможность «выплеснуть» агрессивность, сохранив при этом достоинство, честь и уважение. Спортивное соперничество между людьми снижает возможность военного соперничества, сближая людей общими идеалами, дает разрядку национальному воодушевлению, сближает людей разных наций, вероисповеданий, рас, социальных групп и т.д. Так, Lenzi A. et al. (1997) выявили положительную коррекцию между агрессивностью и занятием спортом. Авторы развивают гипотезу, предполагающую, что спорт служит средством контроля агрессивности женщин и способствует психосоциальному развитию мужчин. Само желание заняться спортом, с точки зрения авторов, может свидетельствовать о том, что есть необходимость «конформироваться» с культуральными стереотипами, которые показывают мужчину как агрессивного существа, а женщину – нежной и подчиняющейся.

Конкретным проявлением  социальной агрессивности являются убийства – это комплексное отражение  человеческой агрессии с мультифакторной  биологической и социокультуральной обусловленностью (Riggs J.E., Hobbs G.R., 1997). Этот раздел будет рассмотрен нами далее.

Информация о работе Мотивация агрессивного поведения