Развитие мышления в процессе решения арифметических задач

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 21:24, курсовая работа

Описание

Поэтому целью исследования является поиск эффективных педагогических условий, способствующих развитию мышления у детей старшего дошкольного возраста в процессе решения арифметических задач.
Объект исследования: процесс развития мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством решения арифметических задач.
Предмет исследования: педагогические условия, способствующие развитию мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством решения арифметических задач.
Гипотеза: развитие мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством арифметических задач будет эффективным, если:
1. Использовать в работе с детьми занимательные и доступные по возрасту арифметические задачи.
2. Арифметические задачи вводить в обучение детей постепенно, в порядке усложнения трудности их решения.
3. Учить детей приемам самостоятельного поиска решения задач, не предлагая готовых образцов.

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 67.54 Кб (Скачать документ)

Введение.

 

Дошкольный возраст  - период интенсивного развития личности ребенка,

формирование первоначальных знаний и умений, период становление различных видов деятельности  и развития посредствам их ребенка как субъекта деятельности. Именно в этот период дети наиболее интенсивно познают окружающий мир; закладываются основы всего последующего развития.

Обучение в детском саду  - это не только сообщение знаний, но и развитие у детей  умственных способностей, механизмов умственной деятельности. На занятиях по математическому развитию у дошкольников развиваются организованность, дисциплинированность, произвольность психических процессов и поведения, возникают активность и интерес к решению задач.

Под математическим развитием дошкольников понимают сдвиги  и изменения  в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с  ними логических операций.

Формирование элементарных математических представлений – это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных  программой.

В программах воспитания и развития детей дошкольного  возраста защищая обучающихся от видов, содержания и форм организации  образовательной деятельности, не соответствующих  их возрасту, психофизическому и социальному  развитию,  говорится, что в дошкольном возрасте образовательная деятельность строится на развитии наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, с  постепенным  введением элементов  логического мышления в старшем  возрасте. Отсюда следует, что в обучении дошкольников большое внимание должно уделяться развитию мышления.

Одна из главных  функций дошкольного образования  это подготовка детей к систематической  учебной деятельности в школе. Усвоение математических знаний на начальных  этапах школьного обучения вызывает существенные затруднения у многих учащихся. Одна из причин, порождающих  затруднения и перегрузку учащихся в процессе усвоения знаний, состоит  в недостаточной подготовке мышления дошкольников к усвоению этих знаний.

В процессе математического и общего умственного  развития детей старшего дошкольного  возраста существенное место занимает обучение их решению и составлению  простых  арифметических  задач. Задачи являются одним из средств  развития у детей мышления, смекалки, сообразительности.

 

В связи с актуальностью проблемы развития мышления дошкольников возникла необходимость разработки системы арифметических задач, процесс решения которых способствовал бы эффективному его развитию.

Поэтому целью  исследования является поиск эффективных педагогических условий, способствующих развитию мышления у детей старшего дошкольного возраста в процессе решения арифметических задач.

Объект исследования: процесс развития мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством решения арифметических задач.

Предмет исследования: педагогические условия, способствующие развитию мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством решения арифметических задач.

Гипотеза: развитие мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством арифметических задач будет эффективным, если:

1. Использовать в работе с детьми занимательные и доступные по возрасту арифметические задачи.

2. Арифметические задачи вводить в обучение детей постепенно, в порядке усложнения трудности их решения.

3. Учить детей приемам самостоятельного поиска решения задач, не предлагая готовых образцов.

4. Дети будут решать арифметические задачи не только на занятиях, но и вне занятий.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую  литературу по проблеме развития  мышления детей старшего дошкольного возраста.

2. Выявить особенности  развития мышления детей старшего дошкольного возраста, посредством занимательных арифметических задач.

3. Разработать эффективные  педагогические условия, способствующие  развитию мышления у детей  старшего дошкольного возраста, посредством обучения, решения и составления простых арифметических задач.

 

Глава 1. Теоретические  основы развития мышления у детей старшего дошкольного возраста ,посредством арифметической задачи

1.1 Мышление человека: понятие, общие закономерности мыслительной деятельности

Познание объективной  действительности начинается с ощущений восприятия, но не заканчивается ими. От ощущения и восприятия познание переходи к мышлению, которое выходит  за рамки чувственного данного и  расширяет границы познания. Мышление соотносит данные ощущений и восприятий - сопоставляет, сравнивает, различает, раскрывает отношения, опосредования и через отношения между непосредственно чувственно данными свойствами вещей и явлений раскрывает новые, непосредственно чувственно не данные, абстрактные их свойства .

Мышление - это психический  процесс, который является обобщенным и опосредованным отражением общего и существенного в действительности. Мышление выполняет регулирующую функцию  по отношению к поведению человека, поскольку связно с образованием цепей, средств, программ деятельности и поведения. Функциями мышления являются:

- понимание - раскрытие  существенного в предметах и  явлениях действительности, постижение  смысла и значения чего-либо, достигаемые  на основе связывания понимаемого  с уже известным человеку из прошлого опыта.

- целеобразование - формирование образа будущего результата действия;

- рефлексия - деятельность  мышления, направленная на осмысление  знания, анализ его содержания, методов  познания своих действий, самопознание .

Мышление возникает в  тех ситуациях, когда средства и  способы деятельности, которыми располагает  субъект, оказывается недостаточными для достижения целей.

Процесс мышления основывается на возникающих противоречиях между  целью и средствами, которыми располагает  субъект и включает пять этапов:

Осознание проблемной ситуации.

Выделение того, что известно, что не известно. Постановка задачи.

Ограничение зоны поиска.

Возникновение гипотезы.

Проверка и реализация гипотезы (если проверка подтверждает гипотезу, то решение принятия реализуется).

Мыслительная деятельность исходи из мотивов и направлена на достижение целей. По верному замечанию  Л.С. Выготского «Кто оторвал мышление с самого начала, от аффекта, тот навсегда закрыл себе дорогу к объяснению причин самого мышления». Существуют различные мотивы мыслительной деятельности:

- внутренние мотивы, связанные  с содержанием и процессом  мышления,

- внешние.

Наличие проблемной ситуации требует её адекватного познания, адекватного отражения, которым  мышление идёт посредством многообразных  операций. К общим мыслительным операциям  относятся:

- анализ - мысленного расчленение  предмета, явления, ситуации и  выявления составляющих их элементов,  частей, сторон;

- синтез - мысленное соотнесение,  сопоставление, установление связи  между различными элементами;

- обобщение - мысленное  соотнесение и выделение общего  в двух или нескольких различных  явлениях ли ситуациях;

- сравнение - мысленное  соотнесение каких-либо объектов  и выделеие в них общего и различного;

- абстрагирование - отвлечение  существенных свойств предметов,  явления, ситуация от несущественных;

Эти операции не существуют изолированно друг о друга. Общие  операции могут быть объединены в  более крупные единицы - приёмы мыслительной деятельности.

Приём - это система операций анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, организованная для рения задач  того или иного типа .

Содержание мышления составляют образы, представления, теоретические  и эмпирические. Образ - представляет собой целостное отражение действительности, которым одновременно представлены основные перцептивные категории (пространство, форма движения и т.д.)

Представления - образ предмета или явления, возникающий на основе прошлого опыта путём его воспроизведения  в памяти или воображении.

Эмпирическое понятие - есть донаучное понятие, образующиеся вне  специального обучения, содержание житейского понятия. Ограниченно обобщением узкого круга явлений, которые охватываются этим понятием.

Научное понятие - это отражение  объективно существенного в вещах  и явления. Понятие отражает предмет  и явление действительности и  связи между ними посредством  фиксации общих и специфических  признаков, в качестве которых выступают  свойства предметов и явлений  и различий между ними.

Существует несколько  классификаций мышления.

По содержанию:

-конкретно-действенное мышление - мышление, осуществляемое в практической  деятельности непосредственно в  неё включенное;

-наглядно-образное мышление - мышление с опорой на образы  восприятия или образы представления;

- абстрактное мышление  с опорой на отвлечённые понятия  и рассуждения.

По характеру решаемых задач:

-практическое мышление - мышление, направленное на решение  задач, возникающих в ходе практичной  деятельности;

-теоретическое мышление - мышление, направленное на решение  теоретических задач, лишь опосредованно  связанное с практикой.

Полстепени новизны и  оригинальности:

-репродуктивное - шаблонное,  воспроизводящее мышление;

Творческое (продуктивное) мышление, в котором при решении проблемы вырабатывается новая стратегия, обнаруживается нечто новое .

Таким образом, мышление рассматривается  как вид познания. Однако мышление - это не любое познание. Мышление определяется как опосредованное и  обобщённое познание объективной реальности в том смысле, что оно выходит  за пределы непосредственно данного.

    Дети уже в  дошкольном возрасте сталкиваются  с многообразием форм, цвета и  других форм предметов, в частности  игрушек и предметов домашнего  обихода. И конечно, каждый  ребёнок, даже без специальной  тренировки своих способностей, так или иначе, воспринимают  всё это. Однако если усвоение  происходит стихийно, оно зачастую  оказывается поверхностным, неполноценным.  Поэтому лучше, чтобы процесс  развития творческих способностей  осуществлялся целенаправленно  [25].

Логическое мышление формируется  на основе образного и является высшей стадией развитии я детского мышления. Достижение этой стадии - дли тельный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и суммарных знаний об общих и существенных признаков предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах.

Приблизительно к 14 годам  мышление ребёнка приобретает черты, характерные для мыслительной деятельности взрослых. Однако начинать развитие логического  мышления следует в дошкольном возрасте. Так, например, в5-7 лет ребёнок уже в состоянии овладеть на элементарном уровне такими приёмами логического мышления, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация и смысловое соотнесение .

Сравнение - это приём, направленный на установление признаков сходства и различия между предметами и  явлениями. К 5-6 годам ребёнок обычно уже умеет сравнивать различные  предметы между собой, но делает это, как правило, на основе всего нескольких признаков (например, цвета, формы, величины и некоторых других). Кроме того, выделение этих признаков часто  носит случайный характер и не опирается на разносторонний анализ объекта.

Анализ - выделение свойств  объекта или выделение объекта  из группы, или выделение группы объектов по определённому признаку. Затем следует перейти к общим  свойствам. При этом важно научить  ребёнка видеть общие свойства сначала  у двух предметов, а потом у  нескольких.

Умение находить существенные признаки объекта является одной  из важных предпосылок научиться  обобщать.

Классификация - это мысленное  распределение предметов по классам  в соответствии с наиболее существенными  признаками. Для проведения классификации  необходимо уметь анализировать  материал, сопоставлять (соотносить) друг с другом отдельные его элементы, находить в них общие признаки, осуществлять на этой основе обобщение, распределять предметы по группам на основании выделенных в них и  отражённых в слове - название группы - общих признаков. Таким образом, осуществление классификации предполагает использование приемов сравнения  и обобщения.

Обобщение - это мысленное  объединение предметов или явлений  по их общим и существенным признакам. Ребёнок дошкольного возраста не в состоянии в полном объёме овладеть приёмами обобщения и классификации, так как в этом возрасте ему  ещё трудно освоить нужные для  этого элементы формальной логики. Но ребёнка можно научить относить конкретный объект к заданной взрослым группе и, наоборот, выделять из общего понятия единичное.

Систематизировать - значит приводить в систему, располагать  объекты в определённом порядке, устанавливать между ними определенную последовательность.

В психологии известно четыре основных вида мышления:

- наглядно-действенное (формируется в 2,5-3 года, является ведущим до 4-5 лет);

- наглядно-образное (с 3,5 -4 лет, ведущее до 6-6.5 лет);

- наглядно-схематическое (с 5-5.5 лет, ведущее до 6-7 лет);

- словесно-логическое (формируется в 5,5-6 лет, становится ведущим с 7-8 лет).

Если образное мышление позволяет  детям при обобщении или классификации  предметов опираться не только на существенные, но и на второстепенные их качества, то схематическое мышление делает возможным выделение основных параметров ситуации , качеств предметов, на основании которых проводится их классификация и обобщение. Однако такая возможность существует у детей только в том случае, если предметы присутствуют во внешнем плане, в виде схем или моделей, которые и помогают детям отделить главные признаки от второстепенных. Если же дети могут вывести понятия на основании описания предмета или ситуации и процесс мышления проходит во внутреннем плане, без опоры на внешнюю схему, тогда может идти речь о наличии словесно-логического мышления. У детей старшего возраста более или менее развиты все виды мышления. В период дошкольного возраста наиболее значимую роль играют образное и схематическое е мышление .

Информация о работе Развитие мышления в процессе решения арифметических задач